В современных условиях возрождения в России национальных школ, народной культуры и педагогики, роста напряженности в межнациональных отношениях изучение исторического опыта формирования национальных подразделений и частей, военно-учебных заведений Красной армии в межвоенный период приобретает особое значение.
Процесс национального самоопределения, возвращение каждого отдельного народа к его корням и истокам требует глубоких и всесторонних исследований проблем военного строительства, реформирования Вооруженных сил России, что невозможно без осмысления исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В годы Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке создаются национальные воинские формирования, представляющие собой отдельные подразделения, части, комплектующиеся преимущественно из граждан одной национальности.
Создание национальных подразделений и частей в Сибири и на Дальнем Востоке имело свою специфику. Здесь зарождение национальных отрядов и частей проходило в условиях ожесточенной Гражданской войны. Весьма значительную роль в составе 5-й Армии Восточного фронта играли так называемые «интернационалисты». В начале 1920-х гг. в Приморье, Приамурье, Забайкалье, Сибири проживало около 300 тыс. корейцев-эмигрантов, более 600 тыс. китайцев [1. Л. 38]. На июль 1921 г. в Томской губернии проживало: немцев -12 тыс., поляков - 22 тыс., евреев - около 15 тыс. [27. Л. 126], а в 1923 г. ее населяли 64 народности [2. Л. 666].
В изданной в 1983 г. энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР» частично содержится фактический материал о национальных воинских формированиях в Сибири и на Дальнем Востоке.
Первый корейский партизанский отряд под командованием Цой Пен Тхяна был образован в Зейском районе Амурской области (вел боевые действия с весны 1919 г.). Вскоре возникают корейские партизанские отряды в различных районах Приморья, Приамурья, в Забайкалье. Всего во время Гражданской войны на Дальнем Востоке действовало 36 отдельных корейских партизанских отрядов. Кроме того, подразделения корейцев находились в составе русских партизанских отрядов Дальнего Востока [6. С. 228].
10 мая 1920 г. Советом Труда и Обороны было принято решение о призыве в Красную Армию лиц нерусских национальностей Сибири, а также Туркестана и «других окраин». До этого представители указанных национальностей принимались в РККА в качестве добровольцев. Ю.И. Кораблев и М.А. Молодцыгин данный нормативный акт оценивают как «проявление твердой линии РКП (б) на привлечение к защите Социалистического Отечества угнетенных народностей, что способствовало их культурному и политическому просвещению, укреплению дружбы с другими народами» [3. С. 22].
Выводы авторов подчеркивают стремление новой власти привлечь на свою сторону народы Сибири. Решение Совета Труда и Обороны было поддержано населением. Об этом свидетельствуют данные о национальном составе воинских частей Томской губернии в 1920 г. [4. Л. 118, 137] (табл. 1).
При раскрытии понятия «другие национальности» мы исходим из того, что на территории Томской губернии несли службу в небольшом количестве украинцы, белорусы, чехи, венгры, болгары, финны, латыши, литовцы, эстонцы, китайцы, корейцы, австрийцы. Но и этот перечень не включает всех национальностей, служивших в войсках Сибири.
Таблица 1 Национальный состав воинских частей на территории Томской губернии в 1920 г.
Данные табл. 1 опровергают утверждение С.В. Волкова о том, что в 1919 г. до 80% красных войск в Сибири составляли бывшие пленные немцы и венгры [5. С. 234].
После создания Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) в 1920 г. многие партизанские корейские отряды, действовавшие на территории Дальнего Востока и прибывшие из Маньчжурии, были преобразованы в корейские революционные войска (свыше 6 тыс. человек). Главкомом в мае 1921 г. был назначен Н.А. Каландаришвили, зам. главкома и членом Реввоенсовета был О Ха Мук, который с конца 1921 г. cтал главкомом и председателем Реввоенсовета. Корейские революционные войска состояли из 4 полков и вспомогательных подразделений; в оперативном отношении подчинялись командованию НРА ДВР. Осенью 1921 г. значительная часть корейских революционных войск была переброшена в г. Иркутск и вошла в состав 5-й Армии как отдельная корейская стрелковая бригада под командованием О Ха Мука. Часть войск оставалась в составе НРА ДВР. Всего в борьбе за власть Советов в России участвовало свыше 10 тыс. корейцев [6. С. 288].
В двух корейских полках, дислоцировавшихся в сентябре 1921 г. в Иркутске, насчитывалось 1640 чел. Основной контингент полков составляли крестьяне - 65%, рабочие - 30%, интеллигенция - 5%. Партийные организации полков насчитывали 578 коммунистов из них 250 членов ВКП (б) [7. Л. 2].
В январе - августе 1919 г. были сформированы 8 китайских интернациональных отрядов и в их числе Образцовый китайский полк. Некоторые из этих отрядов вошли в состав 5-й армии Восточного фронта [6. С. 259]. Из лиц иностранного происхождения, находящихся в Сибири в феврале 1920 г., создавалась дивизия им. III Интернационала, образована была лишь 1-я бригада, в составе которой имелся 1-й интернациональный стрелковый полк под командованием И. Варги [6. С. 235]. В 1920 г. в г. Томске был сформирован губернский конный запас. В нем несли службу 94 иностранца из 111 красноармейцев [4. Л. 103]. 18 февраля 1920 г. в г. Томске был сформирован интернациональный батальон из военнопленных в составе 263 человек (190 венгров, 58 немцев и других национальностей). Военным комиссаром батальона был назначен Эмиль Брандес.
Брандес Эмиль Иосифович родился в 1894 г. в г. Мишкольц. Родители - венгры. Отец - железнодорожник. Мать - домохозяйка. После окончания экономического института Э. Брандес был мобилизован в Венгерскую армию офицером. Участник Первой мировой войны. В 1915 г. группа венгерских солдат и офицеров, в том числе Бела Кун, Брандес Эмиль и др., были взяты в плен русскими войсками. В 1916 г. Э. Брандес прибыл как военнопленный в г. Томск и был заключен в лагерь военнопленных. В 1917 г. он совместно с большевиками включился в революционную работу по закреплению советской власти в г. Томске. После свержения советской власти в г. Томске в 1918 г. вновь был взят под стражу. В лагере Э. Брандес организовал кружок «Эсперанто» и через него нелегально вел пропагандистскую работу среди военнопленных за советскую власть. Он как связной-осведомитель был связан с членом Томского подпольного большевистского комитета Г. Екишевым (подпольная кличка «Тихон»). Тихон снабжал Брандеса марксистской литературой и сведениями с Колчаковского фронта, а к приходу Красной армии снабдил сочувствующих советской власти военнопленных оружием. Э. Брандесом в лагере была организована из военнопленных дружина внутренней охраны, которая влилась в боевую дружину большевиков г. Томска и приняла участие в восстановлении советской власти в городе. В 1921 г. Брандес был переведен на должность военного комиссара 116-й отдельной строительной бригады войск ВОХР. В составе бригады он участвовал в подавлении восстаний против советской власти в районе городов Новосибирска, Слав-города, Семипалатинска, Томска. В 1921 г. был демобилизован и по решению ЦК РКП (б) откомандирован на работу в ведомство Ф.Э. Дзержинского. В 1922 г. после ранения умер и похоронен в г. Москве на кладбище «Девичье поле» [9. Л. 5-6].
В июне 1920 г. в 1-й Енисейской инженерной военной рабочей бригаде служили поляки, составляющие большинство личного состава [8. Л. 24]. В 26-й стрелковой Златоустовской дивизии на 1 сентября 1924 г. среди 514 командиров насчитывалось: русских - 409, украинцев - 65, латышей - 13, поляков - 10, белорусов - 5, татар - 5, евреев - 3, чувашей - 2, армян - 1 [26. Л. 82]. Таким образом, привлечения нерусских народов к службе в рядах Красной армии происходило как по линии их вовлечения в общие формирования войск Сибири и Дальнего Востока, так и по линии создания национальных воинских формирований.
К концу Гражданской войны в составе Красной армии насчитывалось: русских - 77,6%, украинцев -13,7%, белорусов - 4%, татар, башкир, латышей и других национальностей - 4,7%. К этому времени уже функционировало 18 национальных школ, национальные формирования насчитывали около 10% личного состава Красной Армии [10. С. 10]. В ней служили представители 50 национальностей [11. С. 3].
Национальный состав партийных организаций РККА на 1 января 1924 г. представлен в табл. 2 [12. Л. 163].
Таблица 2 Национальный состав парторганизаций сибирских частей РККА в 1924 г. (число военнослужащих и % от общего их количества)
Подготовку политработников для венгерских красноармейских подразделений осуществляла Венгерская партийная школа в г. Новониколаевске. В декабре 1920 г. Томский губком РКП (б) просил губвоенкомат откомандировать на учебу в школу красноармейца Мариинской караульной роты Юлиуса Ефрейнда [4. Л. 337].
Политическую работу среди военнослужащих нерусской национальности осуществляло Интернациональное отделение, созданное в 1920 г., при политотделе 5-й Армии Восточного фронта. Интернациональное отделение имело свой печатный орган - газету «Шторм», которая издавалась на иностранных языках. В центре документации новейшей истории Томской области находится копия газеты на немецком языке, изданная 22 мая 1920 г. [13].
В резолюции 3-го Всеармейского совещания (ноябрь 1923 г.) по политработе в Красной армии «Национальный вопрос и Красная армия» особое внимание обращалось на воспитание личного состава в духе братства и дружбы народов. В частности, подчеркивалось: «Нужно добиться такого понимания, когда бы каждый командир и политработник твердо усвоили, что являются представителями вооруженной силы союза равных и братских национальностей, что РККА не великорусская и не российская армия, а армия СССР» [12. Л. 5].
В частях Сибирского военного округа (СибВО) с красноармейцами нерусской национальности проводились занятия по изучению русского языка, культурно-просветительные мероприятия по приобщению представителей национальных окраин к русской и мировой культуре [14. Л. 3, 26]. Все это помогало им быстрее овладевать военным делом.
При комплектовании войск Сибири наблюдалась зависимость от национального состава областей, краев. Например, среди молодого пополнения 1926 г. войск СибВО русские составляли 91%, украинцы - 4,9, немцы (в основном из Омской губернии) - 0,7, евреи - 0,4, татары и башкиры - 1,2, поляки - 0,5% [15. Л. 89]. В состав 26-й стрелковой дивизии входил 77-й немецкий полк [28. Л. 91 об.]. С переходом к экстерриториальному принципу комплектования национальный состав пополнения округов изменялся в сторону уменьшения русских. Так, в воинских частях Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии процент поступивших на службу русских уменьшился с 79,2 в 1931 г. до 66,5 в 1932 г. и увеличилось количество украинцев -13,2 в 1931 г. и 15,7 в 1932 г. В 1930 г. русские составляли 74,2%, украинцы - 16,2% [16. Л. 370].
В годы военной реформы получило дальнейшее развитие строительство национальных воинских частей и соединений. Их формирование развернулось сразу же после образования СССР. На основании решений XII съезда РКП (б) по национальному вопросу Реввоенсовет СССР в ноябре 1924 г. разработал и принял 5-летнюю программу национального строительства Красной армии, которая была одобрена в мае 1925 г. III Всесоюзным съездом Советов. Пятилетний план национального строительства РККА разрабатывала специально созданная комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским [17. С. 18]. Программой определялся порядок комплектования национальных воинских формирований с учетом потребности страны в обороне и реальных возможностей разрушенного Гражданской войной народного хозяйства. В Якутской АССР предусматривалось формирование территориального стрелкового полка, а в Бурят-Монгольской АССР - кавалерийского полка. В 1923 г. в ЦК РКП (б), в каждой из этих республик, губерниях Сибири прошли совещания губернских, аймачных военных комиссариатов, заседания республиканских и губернских партийных организаций.
Было решено в автономных республиках формировать батальоны и полки в составе дивизий с общим командованием, в автономных образованиях союзных республик - иметь взводы и роты в составе национальных воинских частей [11. С. 4]. Томским губкомом РКП (б) 7 декабря 1923 г. было принято постановление, определяющее политику формирования национальных частей в Томской губернии. В нем говорилось: «Принимая во внимание наличие небольшого количества мужского населения нацмен в губернии, формирование войсковых частей признать невозможным, а считать целесообразным привлечение населения нацмен к военному обучению в составе милиционно-территориальных частей отдельными войсковыми единицами, причем более успешного проведения военного обучения нацмен провести предварительную среди них агитационную кампанию в целях разъяснения причин необходимости военного обучения» [2. Л. 666; 17. Л. 1]. Решения Томского губкома РКП (б) легли в основу деятельности местных органов власти, военных комиссариатов.
Во второй половине 1924 г. в состав СибВО входила отдельная Якутская стрелковая рота с кавалерийским взводом, Бурят-Монгольский кавалерийский эскадрон. Для подготовки младшего командного состава в декабре 1924 г. была открыта «Бурят-Монгольская национальная школа подготовки младшего командного состава при 5-й Кубанской отдельной кавалерийской бригаде» со штатной численностью 123 человека, в том числе 75 курсантов. Школа была сформирована 1 февраля 1925 г. Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР возбудил ходатайство перед Реввоенсоветом Республики о введении в штат школы одного инструктора для преподавания монгольского языка. Приказом Реввоенсовета в штат школы был включен младший лектор. Штат школы был утвержден приказом Реввоенсовета СССР № 1545 1924 года [19. Л. 3, 4, 12, 22].
В этот же период была сформирована Якутская школа младшего командного состава. Командный и преподавательский состав формировался из коренных национальностей и русских, знающих национальные языки. При комплектовании школ, национальных формирований особое внимание уделялось классовому отбору личного состава, преимущество отдавалось членам партии и комсомола. Партийно-комсомольская прослойка в Бурят-Монгольской школе составляла 32%, Якутской школе - 57, в Бурят-Монгольском эскадроне - 23, в Якутской стрелковой роте - 44% [20. Л. 57, 57 об., 58].
Для подготовки политработников в декабре 1921 г. были сформированы Корейская и Китайская секции при военно-политических курсах 5-й Армии и ВСВО.
Слушателями курсов, как правило, были рабочие и крестьяне, которые имели определенные знания и навыки партийно-политической работы. В Корейской секции на 1 января 1922 г. обучались 66 курсантов, из них рабочих - 15, крестьян - 51. В составе 37 курсантов Китайской секции было: рабочих - 23, крестьян - 3, учащихся - 11, военнослужащих - 25 и гражданских -12, членов РКП (б) - 7, членов Китайской коммунистической партии - 2, членов РКСМ - 5 и беспартийных -23 человека. В материальном отношении Китайская и Корейская секции обеспечивались на общих основаниях, как и курсанты военно-политических курсов 5-й Армии. Материально-бытовое положение курсантов было тяжелым. Начальник военно-политических курсов 5-й Армии писал: «Ощущается недостаток обмундирования, валенок, шинелей, белья». Имущество курсов состояло из кухни, одной повозки и лошади [21. Л. 61; Л. 42].
Занятия на курсах проводились по 10 часов в сутки. Изучались русский язык, китайская и корейская география, политико-экономический курс: введение в курс политэкономии, первобытно-родовой коммунизм, авторитарно-родовая община, феодальное общество, рабство и крепостничество, ремесленный строй и др. Лекции читались в течение 3 часов с переводом на китайский, корейский языки. После чего обсуждались в кружках под руководством руководителя группы.
Приказом Реввоенсовета 5-й Армии в июне 1921 г. было определено положение и штат Корейской партийной школы в количестве 60 курсантов. Корейская партшкола соединялась на правах секции с партшколой 5-й Армии.
Комплектование школы проводилось Дальневосточным секретариатом исполнительного комитета Коминтерна. На учебу в школу принимались коммунисты и комсомольцы, «по возможности грамотные», обнаруживающие интерес и способности к политической работе в войсках. Задачей школ была подготовка политруков для китайских и корейских воинских частей. На 20 июня 1921 г. 2/3 состава курсантов корейской партшколы имели достаточное образование для усвоения учебной программы: 17 человек со средним образованием и 10 человек окончили 4 класса средних учебных заведений.
По общеполитической подготовке школы давали знания слушателям в объеме программ губернских советских партийных школ II ступени. Основным методом обучения были собеседования и практические занятия курсантов. Программа требовала от преподавателей проводить как можно больше практических работ. Теоретический и общеобразовательный курсы для корейских курсантов разрабатывались и читались отдельно от слушателей партшколы политуправления 5-й Армии. Все учебные материалы, издаваемые школой, переводились на корейский язык. Перевод и издание учебной литературы возлагались на партшколу, политпросвет и секретариат исполкома Коминтерна Дальнего Востока.
В июне 1921 г. был избран учебно-курсовой совет Корейской секции в составе: Кожевников - заведующий партшколой; Цай - заместитель заведующего партшколой (зав. корсекцией); Александра Нам - руководитель; Степан Пак - руководитель; Шенутен и Пак Чанной - представители от курсантов. В первый период существования школы учебно-курсовой совет осуществлял самые разнообразные функции: разрабатывал учебно-методическую документацию (программы по предметам обучения), редактировал переведенные на корейский язык издания партшколы, определял формы и методы проведения занятий и т.д. вплоть до подбора курсантов и контроля за деятельностью преподавательского состава.
В общественные организации партшколы 5-й Армии корейская секция делегировала своих представителей на общих основаниях, соблюдая, однако, правило, чтобы во всех органах школы были курсанты-корейцы.
На общем собрании курсантов 21 июня 1921 г. были избраны старшими групп и членами комиссии чистоты -Тё-Тоу-Шен и Пак Дин, представитель в культпросвет партшколы - Хон-Инхё, которому было поручено организовать культурно-просветительный кружок при корейской секции [23. Л. 3-6, 12, 13; 21. Л. 13].
Приказом командующего 5-й Армии и ВосточноСибирского военного округа (ВСВО) Мулина № 1756 от 7 ноября 1921 г. были объявлены положение и штат китайской партийной школы в количестве 50 курсантов. В административном и военном отношениях она как секция подчинялась партшколе 5-й Армии и ВСВО.
Заведующий партшколой руководил учебной и административно-хозяйственной работой. Административнохозяйственный состав подчинялся заведующему партшколой 5-й Армии и ВСВО. Финансирование осуществлялось за счет корейской бригады. Учебно-программная документация разрабатывалась Дальневосточным секретариатом исполкома Коминтерна. Учебно-воспитательный процесс был организован, как и в корейской партшколе [21. Л. 61]. Вся система боевой и политической подготовки строилась так, чтобы подготовить способного, технически грамотного, политического руководителя, обладающего знаниями и владеющего формами боевой и партийнополитической работы. Теоретический курс закреплялся практическими занятиями: маневрами, стрельбами, тактическими занятиями - проведением партийно-политической работы среди личного состава.
В 1925 г. для подготовки командных кадров для национальных формирований при Томской пехотной школе было открыто Якутское отделение на 25 человек (комплектовалось из 5 членов РКП (б) и 20 членов ВЛКСМ). Отделение Ленинградской кавалерийской школы с сентября 1925 г. приступило к подготовке командиров для Бурят-Монгольских воинских подразделений в количестве 28 человек (из них 8 членов РКП (б) и 20 членов ВЛКСМ) [24. Л. 324].
Кроме того, принимались меры к увеличению приема якут и бурят в другие военно-учебные заведения. В феврале 1924 г. Центральная Тюркская военно-политическая школа (г. Казань) возобновила прием курсантов численностью 60 человек. Согласно разнарядке для Сибири на курсах было выделено 5 мест. От г. Томска на учебу были откомандированы Гайнулла Тагиров и Мухаметдин Гарипов. Школа имела цели и задачи подготовить опытных политруков для тюркских национальных красноармейских частей. К поступающим на курсы предъявлялись требования «грамотность на русском и родном языке, возраст не моложе 18 лет, принадлежность к РКП (б) и РКСМ». Продолжительность учебы на курсах устанавливалась в 12 месяцев. Курсанты школы пользовались всеми видами довольствия наравне с курсантами нормальных командных школ Главного управления военно-учебных заведений РККА (ГУВУЗа) [25. Л. 35, 35 об.]. В 1929 г. была сформирована Бурят-Монгольская кавалерийская бригада с количеством личного состава: командный - 166, рядовых - 1664, коренной национальности - 872 человека [11. С. 3-5].
В связи с переходом от смешанной системы к кадровой 7 марта 1938 г. ЦК ВКП (б) принимает постановление «О национальных частях и формированиях РККА», согласно которому все эти соединения и военно-учебные заведения переформируются в общесоюзные с экстерриториальным принципом комплектования. В этом же году советское правительство принимает решение призывать граждан национальных республик на общих основаниях и производится переформирование национальных частей и училищ на основе экстерриториального принципа их размещения и комплектования, что отвечало безопасности государства.
Изучение опыта создания национальных воинских формирований в Сибири и на Дальнем Востоке в рамках одного исследования не может быть осуществлено в полном объеме, поэтому предстоит кропотливая работа. Вместе с тем, проведенный анализ показывает, что создание национальных воинских формирований Красной армии, подготовка военных кадров в национальных военно-учебных заведениях, служба представителей различных национальностей в армии способствовали межэтническому общению, созданию единого языкового и культурного пространства России, закладывали традиции мирного совместного проживания наций и народностей, дружбы народов СССР.
Статья представлена кафедрой отечественной истории исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Исторические науки» 18 октября 2003 г.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей