Новости

Музыкальные пятницы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЯТНИЦЫ – лекции-концерты, устраивавшиеся 2 раза в месяц по пятницам в актовом зале пед. ф-та Ирк. гос. ун-та по ул. Желябова, 2 (ныне – 1-й корпус пед. ун-та). Идея проведения М. п. как постоянных и общедоступных концертов принадлежала ассистенту кафедры физ.-мат. ф-та ун-та П. М. Пермякову, предс. комиссии содействия лабораториям и кабинетам пед. ф-та. (Подобные комиссии создавались на ф-те с целью привлечения средств на оборудование, необходимое для нормальной работы Ирк. гос. ун-та). М. п. были организованы как платные лекции-концерты, весь сбор с к-рых поступал в фонде комиссии содействия. Уже за первый акад. (1922/1923) год они дали кабинетам и лабораториям пед ф-та более тысячи рублей золотом. В 1924 комиссии содействия были ликвидированы, и М. п. стали отраслью культурно-обществ. деятельности секции науч. работников Ирк. губотдела профсоюза Рабпроса, они перестали быть платными. Идею М. п. горячо поддержали бывшие преподаватели Муз. ун-та пианистка Е. Г. Городецкая, вокалистка В. П. Томиловская, музыковед Б. М. Попов. Попов и Городецкая стали худож. руководителями «пятниц». В первые годы своего существования М. п. строились либо по принципу параллелей («Шопен и Римский-Корсаков», «Рахманинов и Глиэр»), либо по более широкому тематическому принципу («Русский романс в эпоху Глинки» и т. п.). С 1924 они перешли на строго монографический принцип, когда творчеству одного композитора посвящался целый цикл лекций-концертов. Основными исполнителями в концертах «пятниц» стали многочисленные воспитанники Е. Г. Городецкой и В. Н. Томиловской – пианисты И. Г. Богомолов, Л. И. Манасеина, И. Х. Петелина, Т. Г. Бендлина, вокалисты А. В. Каншина, И. Дефье, А. Клочарева, Е. Попова-Кокаулина, А. Кульчихина, Н. Блюменталь, М. Гущева, Рябкин, Харламов, виолончелист В. А. Патрушев, выступавший как руководитель вокальных ансамблей, хора и «Молодого квартета» учащихся муз. техникума. Многие участники М. п. стали впоследствии профессиональными музыкантами (Н. А. Казанцева, Т. Г. Бендлина, Т. К. Заорская, Я. М. Гиршман, Т. В. Оболадзе, Е. Э. Борхардт, П. М. Нечаев, В. Н. Таланкин и др.), другие, избрав иные профессии, тоже серьезно занимались музыкой и внесли большой вклад в ее пропаганду (фармацевт М. Кирханов, несший на себе в 1926 всю тяжесть тенорового репертуара, врач Н. Дранишников (баритон), столяр Г. Прокопьев (тенор), учительница Е. Сахновская (сопрано), будущий инженер В. Волков (пианист, студенты мед. ф-та ун-та Г. Гулькевич (бас), М. Панкратов (баритон), М. П. Симонова (пианистка). Программы М. п. сохранили имена более 110 исполнителей и упоминание о блестящих лекциях Б. М. Попова.

Лит.: Харкеевич И. Ю. Из истории музыкальной жизни г. Иркутска первых лет советской власти // Из прошлого советской музыкальной культуры. М., 1982. Вып. 3.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.