Музыкальная культура в Сибири // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Музыкальная культура в Сибири - Первые сведения о М. к. в сиб. городах относятся к XVIII в. В этот период музыка в Сиб. была сосредоточена при «дворах» крупных сановников-бюрократов. Губернаторы, назначаемые в Сиб., часто привозили с собой, в числе дворни, отдельных музыкантов и даже целые оркестры. Музыка являлась достоянием высшего чиновничества и купечества, — широкие же массы трудящихся стояли в стороне. XIX в. приносит в Сиб. оживление музыкальной деятельности. Особ. содействуют этому оживлению политические ссыльные — декабристы, польские повстанцы, а также военнопленные. Декабристы, среди которых были прекрасные музыканты (Одоевский, Вадковский, Крюков, Юшневский и др.), явились пионерами камерной музыки в Сиб., составив столичный струнный квартет и другие ансамбли.

Во 2-й половине XIX столетия в Сиб. появляются первые музыкальные гастролеры. Известно, что такие гастроли пользовались большим успехом, и «все здешние любители и любительницы охотно принимали участие в этом музыкальном торжестве» (Иркутская летопись). В это же время начинают возникать духовые и салонные оркестры при клубах и общественных собраниях. Тогда же в Сиб. появляются первые оперные и опереточные труппы. Однако систематическая музыкальная деятельность начинается лишь с открытием в сиб. городах отделений Русского Музыкального Общества (РМО). Первое такое отделение открылось в Омске (1874). Организованный в 1876 в Томске любительский музыкальный кружок в 1879 реорганизуется в отд. РМО, просуществовавшее затем 40 лет. Попытки об’единения местных музыкальных сил в муз. об-ва и кружки делались и в др. городах Сиб. («Мелодия»—в Иркутске, «Об-во любителей музыки» — в Красноярске и др.). Начало XX в. характеризуется усилением работы всех этих об-в и открытием ряда новых («Сибирское хоровое певческое об-во» в Томске, «Филармоническое об-во» в Омске). В некоторых сиб. городах существовали музыкальные школы Русского Музыкального Общества.

1920 — год окончательного утверждения сов. власти в Сиб. — является переломным годом для развития М. к. в крае. Вновь возникающие во многих городах музыкальные школы становятся центрами музыкальной деятельности. Отделения РМО постепенно отмирают. На смену им вырастают новые об-ва («филармоническое» в Красноярске), ведущие свою работу под знаком внедрения музыки в широкие массы трудящихся. Концертная деятельность муз. учебных заведений и об-в переносится, гл. обр., в рабочие клубы, на обслуживание крупнейших промышленных предприятий, а позднее и в деревню (бригадные выезды).

Быстро растет музыкальная самодеятельность масс — при клубах, красных уголках и избах-читальнях возникают кружки, хоровые, рус. народных инструментов, «неаполитанские». Известны даже случаи организации в деревне оркестров симфонического типа (коммуна «Майское утро», Косихинский район).

Музыкальные техникумы ведут широкую пропаганду классических музыкальных образцов (камерных и симфонических), ставят оперные отрывки, а иногда и целые оперы (Красноярск, Томск). Наряду с этим проводится большая работа по внедрению в массы новой песни, отражающей классовую борьбу и интересы пролетариата в период социалистического строительства (композиторы РАПМ). Организуются филиалы РАПМ — в Омске, в Томске, ведущие борьбу за пролетарскую музыку, против цыганщины и фокстрота, против аполитичности музыкальной работы.

Активным проводником новой музыки в массы, особ. на селе, является радио, систематически ведущее массовую музыкально-воспитательную работу. Письма радиослушателей, получаемые сиб. радиовещательными ст., показывают большой культ. рост и повышающиеся требования массовой аудитории.

Руководство концертно-эстрадной и оперной деятельностью сосредоточено сейчас в Краевых Упр. зрелищными предприятиями. Общее же художественное и идеологическое руководство осуществляется краевыми к-тетами по делам искусств. За последние годы Сиб. имела возможность познакомиться с рядом первоклассных артистов и ансамблей (квартеты им. Вильома, им. Ауэра, скрипач Ой-страх и др.). С конца 1931 в Н.-Сиб. театре организуются систематич. симфонические концерты, с составом оркестра до 50 человек. На территории Сиб. постоянно работает театр оперы и балета, а также музыкальная комедия (оперетта).

Перспективы развития М. к. в Сиб. чрезвычайно широки, особ. в части роста самодеятельного музыкального искусства. Последнему особ. способствует организация Краевого Дома Самодеятельного Искусства (ДИСК) и райдисков на местах (Зап.-Сиб. край). С окончанием постройки большого театра Дома Науки и Культуры в Н.-Сиб. — будет возможно существование постоянного симфонического оркестра и организация массовых музыкальных празднеств (по образцу музыкальных олимпиад Москвы и Ленинграда).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Мильштейн М. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях
Загрузка...