Город Иркутск, несмотря на свою значительную удаленность от центральных районов России, рано превратился в один из очагов русской культуры на Востоке. Этому способствовали своеобразные исторические и экономические условия его развития.
Основанный летом 1661 г. на правом берегу Ангары, при впадении в нее реки Иркута, утвердившийся в 1686 г. и, получивший статус города, Иркутск расположен на перекрестке крупных колонизационных, торговых и промышленных водных и сухопутных путей. По этим путям в XVII и начале XVIII в. двигались военно-служилые, торговые, промышленные люди, а с ростом земледельческой колонизации-крестьяне-земледельцы; отправлялись посольства в Китай для установления торговых и дипломатических связей. Иркутск становился торговоскладочной, продовольственной, военно-административной базой для людского потока, шедшего с запада на восток; рост Иркутска непосредственно связан с заселением Восточной Сибири.
Значительное большинство разношерстной массы сибирского населения XVII в. принадлежало к русскому народу и преимущественно к жителям северных губерний. Они несли с собой свою культуру. Из северных областей русского государства вместе с первыми поселенцами в Сибири появились и первые носители народного театрального искусства — скоморохи.
Северно-русские переселенцы принесли в Сибирь свои обычаи, свои игры и песни. Плясали "...под песни, скрипку или балалайку, если они случались". Исполнение хороводных игр в доме во время зимних святок связано именно с северно-русской традицией. Любимым занятием молодежи на святках были гадания, всегда начинавшиеся подблюдными песнями.
В XVIII — начале XIX в. большой популярностью во всех слоях общества пользовались вертепные представления. Вертеп пришел в Сибирь с Украины. В Иркутске он стал известен уже в первой половине XVIII в. Представления сопровождались хоровым пением. По свидетельству И.Т. Калашникова, все напевы были польские: одни на манер мазурок, другие — полонезов. На эти мотивы распевались стихи на искаженном украинском языке. Для заключительных плясок кукол звучала музыка, исполнявшаяся на скрипке.
Светский театр в форме любительских спектаклей зародился в Сибири в 60-х гг. XVIII в. В Иркутске — в 1787 г., т. е. всего на 10 лет позднее Тульского театра и на 6 лет позже театра в Харькове. Инициатором создания этого «благородного театра», рассчитанного на узкий круг губернских чиновников и местной аристократии, режиссером и главной актрисой была любительница театрального искусства, жена местного чиновника Троепольская.
В начале XIX в. у иркутян усиливается тяга к театральным представлениям. Это и понятно: для большинства населения театр был единственным местом, в котором они находили ответ на свои духовные, запросы. В период с 1803 по 1809 г. в городе возникло три публичных театра.
Сначала театр «для всей публики» был учрежден купеческим сыном В..П. Солдатовым (спектакли в нем ставились на святки и пасху). Вскоре после его закрытия, в 1805 г., новый театр создали ссыльный князь Горчаков и гвардейский офицер Шубин. Одновременно с этим театром казачий урядник Клепиков и мещанин Кондратов открыли театр на рынке (он проработал одни святки).
Во всех сибирских гарнизонах, как и в центре России, существовали духовые оркестры, и в Иркутске им уделялось большое внимание. Организация военных оркестров приобрела в то время широкое общекультурное значение. Они сопровождали спектакли и играли в антрактах. Основу их составляли полковые музыканты, к которым присоединялись музыканты из ссыльнопоселенцев. Составы таких оркестров были, малочисленны, но все же они давали возможность ставить оперные произведения, которые составляли основной репертуар иркутских театров в начале XIX в.
Гарнизонный оркестр использовался также на официальных торжествах, обедах и балах, которых в XVIII в. в Иркутске бывало еще мало, но и они начинали входить в традицию. Балы характерны, главным образом, для дворянской культуры.
В XVIII в. в Иркутске впервые робкие шаги делало музыкальное образование. Церковному пению обучали юношей в стенах Духовной семинарии, открытой в 1780 г., и в архиерейском хоре. В Главном народном училище (переименованном в 1782 г. из Градской школы) с 9 июня 1793 г. был открыт класс нотного пения. Для обучения ему был приглашен учитель Иркутской духовной семинарии Харлампий Сухих (с 9 июля 1793 по 1 сентября 1796 г.). Но потом он «выбыл в число приказных служителей», и его место занял по найму Петр Серебренников, иранский купеческий сын. С 1 января 1797 г. эту должность занимал отставной коллежский регистратор Лаврентий Федорович Кузнецов. Но уже с 1 января 1799 г. обучение пению в училище прекратилось. Это объясняется, в первую очередь, перегрузкой учебной программы училища.
В первые годы XIX в. начинает свою историю музыкальный театр в Иркутске. Начальный период своей истории переживала тогда вообще вся музыкальная культура Иркутска. Чрезвычайно ценным источником сведений о ней служат воспоминания писателя И. Т. Калашникова, который рисует картину музыкальной жизни города на заре прошлого столетия, называет имена первых иркутских музыкантов и учителей музыки.
В первом десятилетии XIX в. в Иркутске было известно не менее шести скрипачей. Особенно широкой популярностью пользовался Митька. Его скрипка сопровождала-вертепные представления, он играл на бедных свадьбах,, был желанным гостем на осенних вечеринках — «капустниках». Слепой от рождения, он не только играл разные песни, танцы и духовные концерты, которые сопровождал пением, но и сам делал скрипки. При отсутствии в городе: капельмейстерских кадров Митька-слепой одно время был даже регентом военного певческого хора.
Единственным «скрипичным» учителем в первые годы XIX в. был некий Макар, ссыльный: «он хорошо знал ноты, играл верно и довольно приятно». Его часто приглашали в зажиточные дома играть на семейных вечерах. Умер Макар преждевременно, так как «...с бедности и горя... вдался в пьянство».
Широкое распространение в музыкальном быту Иркутска получили гусли: двое ссыльных отлично играли на них.
Фортепианная игра здесь в начале ХIХ в. почти не была известна. «Едва ли в трех или четырех домах были фортепиано». Но уже тогда появились зачатки домашнего музицирования. Страстно любил музыку чиновник Ф. И. Ланганс, бывший в 1789-1790 гг. директором Главного народного училища. Его дочери играли на фортепиано, а сыновья — на скрипках.
Единственным фортепианным учителем тогда был ссыльный Антон, игравший «довольно плохо разные танцы».
Хоровое искусство в первые два десятилетия XIX в. сначала было представлено тремя хорами: архиерейским, солдатским и казацким. Лучшим из них был казацкий, обучаемый опытными учителями, обычно из ссыльных. Он прекрасно исполнял духовные концерты Д. С. Бортнянского.
Кроме названных хоров, к 20-м гг. XIX в. появился еще один, составленный из молодых чиновников, служивших в казенной экспедиции.
Оркестровую музыку представлял оркестр гарнизонного полка, игравший только марши и танцы.
Без оркестровой танцевальной музыки не обходились так называемые вольные маскарады.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей