Музыкальная культура Иркутска до XIX века

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Домашний струнный оркестр Булатовых. На фотографии: И. В. Булатов, его жена Варя, сестра Зина и Булатова Ольга Дионисьевна. Иркутск, 1907. Фото из архива Н.Н. Мунгалова. Бодайбинский городской музей им.Верещагина
Домашний струнный оркестр Булатовых. На фотографии: И. В. Булатов, его жена Варя, сестра Зина и Булатова Ольга Дионисьевна. Иркутск, 1907. Фото из архива Н.Н. Мунгалова. Бодайбинский городской музей им.Верещагина
Автор: И.В. Булатов
Источник: Блог Friedens

Город Иркутск, несмотря на свою значительную удален­ность от центральных районов России, рано превратился в один из очагов русской культуры на Востоке. Этому спо­собствовали своеобразные исторические и экономические условия его развития.

Предпосылки

Основанный летом 1661 г. на правом берегу Ангары, при впадении в нее реки Иркута, утвердившийся  в 1686 г. и, получивший статус города, Иркутск расположен на перекрестке крупных колонизационных, торговых и промышленных водных и сухопутных путей. По этим пу­тям в XVII и начале XVIII в. двигались военно-служилые, торговые, промышленные люди, а с ростом земледельче­ской колонизации-крестьяне-земледельцы; отправлялись посольства в Китай для установления торговых и дипло­матических связей. Иркутск становился торговоскладочной, продовольственной, военно-административной базой для людского потока, шедшего с запада на восток; рост Иркутска непосредственно связан с заселением Восточной Сибири.

Первые влияния

Значительное большинство разношерстной массы си­бирского населения XVII в. принадлежало к русскому на­роду и преимущественно к жителям северных губерний. Они несли с собой свою культуру. Из северных облас­тей русского государства вместе с первыми поселенцами в Сибири появились и первые носители народного теат­рального искусства — скоморохи.

Северно-русские переселенцы принесли в Сибирь свои обычаи, свои игры и песни. Плясали "...под песни, скрипку или балалайку, если они случались". Исполнение хороводных игр в доме во время зимних святок связано именно с северно-русской традицией. Лю­бимым занятием молодежи на святках были гадания, всег­да начинавшиеся подблюдными песнями.

В XVIII — начале XIX в. большой популярностью во всех слоях общества пользовались вертепные представле­ния. Вертеп пришел в Сибирь с Украины. В Иркутске он стал известен уже в первой половине XVIII в. Представления сопровождались хоровым пением. По свидетельству И.Т. Калашникова, все напевы были поль­ские: одни на манер мазурок, другие — полонезов. На эти мотивы распевались стихи на искаженном украинском языке. Для заключительных плясок кукол звучала музыка, исполнявшаяся на скрипке.

Театр

Светский театр в форме любительских спектаклей за­родился     в Сибири в 60-х гг. XVIII    в. В Ир­кутске     — в 1787 г., т. е. всего на 10 лет позднее Тульского театра и на 6 лет позже театра  в Харькове. Инициатором создания этого «благородного театра», рассчитанного на узкий круг губернских чиновников и местной аристократии, режиссером и главной актрисой была любительница театрального искусства, жена местного чиновника Троепольская.

В начале XIX в. у иркутян усиливается тяга к театральным представлениям. Это и понятно: для большинства на­селения театр был единственным местом, в котором они находили ответ на свои духовные, запросы. В период с 1803 по 1809 г. в городе возникло три публичных театра.    

Сначала театр «для всей публики» был учрежден купеческим сыном В..П. Солдатовым (спектакли в нем ставились на святки и пасху). Вскоре после его закрытия, в 1805 г., новый театр создали ссыльный князь Горчаков и гвардей­ский офицер Шубин. Одновременно с этим театром каза­чий урядник Клепиков и мещанин Кондратов открыли театр на рынке (он проработал одни святки).

Гарнизонные оркестры

Во всех сибирских гарнизонах, как и в центре Рос­сии, существовали духовые оркестры, и в Иркутске им уделялось большое внимание. Организация военных орке­стров приобрела в то время широкое общекультурное зна­чение. Они сопровождали спектакли и играли в антрактах. Основу их составляли полковые му­зыканты, к которым присоединялись музыканты из ссыль­нопоселенцев. Составы таких оркестров были, малочислен­ны, но все же они давали возможность ставить оперные произведения, которые составляли основной репертуар иркутских театров в начале XIX в.

Гарнизонный  оркестр использовался также на офи­циальных торжествах, обедах и балах, которых в XVIII в. в Иркутске бывало еще мало, но и они начинали входить в традицию. Балы характерны, главным образом, для дворянской культуры.

Музыкальное образование

В XVIII в. в Иркутске впервые робкие шаги делало музыкальное образование. Церковному пению обучали юно­шей в стенах Духовной семинарии, открытой в 1780 г., и в архиерейском хоре. В Главном народном училище (переименованном  в 1782 г. из Градской школы) с 9 июня 1793 г. был открыт класс нотного пения. Для обучения ему был приглашен учитель Иркутской духовной семинарии Харлампий Сухих (с 9 июля 1793 по 1 сентября 1796 г.). Но потом он «выбыл в число приказных служителей», и его место занял по найму Петр Серебренников, иранский купеческий сын. С 1 января 1797 г. эту должность занимал отставной коллежский регистратор Лаврентий Федорович Кузнецов. Но уже с 1 января 1799 г. обучение пению в училище прекратилось. Это объясняется, в первую очередь, перегрузкой учебной программы училища.

Музыкальный театр

В пер­вые годы XIX в. начинает свою историю музыкальный театр в Иркутске. Начальный период своей истории пере­живала тогда вообще вся музыкальная культура Иркутска.     Чрезвычайно ценным источником сведений о ней служат воспоминания писателя И. Т. Калашникова, который ри­сует картину музыкальной жизни города на заре прошлого столетия, называет имена первых иркутских музыкантов и учителей музыки.

В первом десятилетии XIX в. в Иркутске было известно    не менее шести скрипачей. Особенно широкой популяр­ностью пользовался Митька. Его скрипка сопровождала-вертепные представления, он играл на бедных свадьбах,, был желанным гостем на осенних вечеринках — «капустниках». Слепой от рождения, он не только играл разные пес­ни, танцы и духовные концерты, которые сопровождал пе­нием, но и сам делал скрипки. При отсутствии в городе: капельмейстерских кадров Митька-слепой     одно время был даже регентом военного певческого хора.

Единственным «скрипичным» учителем в первые годы XIX в. был некий Макар, ссыльный: «он хорошо знал ноты, играл верно и довольно приятно». Его часто приглашали в зажиточные дома играть на семейных вечерах. Умер Ма­кар преждевременно, так как «...с бедности и горя... вдался в пьянство».

Инструменты

Широкое распространение в музыкальном быту Ир­кутска получили гусли: двое ссыльных отлично играли на них. 

Фортепианная игра здесь в начале ХIХ в. почти не была известна. «Едва ли в трех или четырех домах были фор­тепиано». Но уже тогда появились зачатки домашнего музицирования. Страстно любил музыку чиновник Ф. И. Ланганс, бывший в 1789-1790 гг. директором Главного народного училища. Его дочери играли на фортепиано, а сыновья — на скрипках.

Единственным фортепианным учителем тогда был ссыльный Антон, игравший «довольно плохо разные танцы».

Хоровое искусство в первые два десятилетия XIX в. сначала было представлено тремя хорами: архиерейским, солдатским и казацким. Лучшим из них был казацкий, обучаемый опытными учителями, обычно из ссыльных. Он прекрасно исполнял духовные концерты Д. С. Бортнянского.

Кроме названных хоров, к 20-м гг. XIX в. появился еще один, составленный из молодых чиновников,  служивших в казенной экспедиции.    

Оркестровую музыку представлял оркестр гарнизон­ного полка, игравший только марши и танцы.

Без оркестровой танцевальной музыки не обходились так называемые вольные маскарады.

Источник

  1. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска: Монография. — Иркутск, 1987.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Харкеевич И. Ю | Источник(и): Музыкальная культура Иркутска: Монография. — Иркутск, 1987 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1987 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи