Новости

Мусульманское (татарское) кладбище

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Мусульманское (татарское) кладбище - недействующее кладбище для мусульман, основанное в начале XX века. Находится по улице Цимлянской, за школой №39. Последние захоронение датировано 1961 г. Закрыть действующее кладбище в 50-х годах потребовали санитарные службы.

История

Предметом заботы магометан было содержание мусульманских кладбищ. В начале XX в. их было два - старое и новое. Новое, уже закрытое, сохранилось до настоящего времени, и известно под названием Лисихинского татарского кладбища, есть и относящиеся к нему документы. О старом магометанском кладбище архивные сведения отсутствуют. Однако оно обозначено на плане города 1899 г. 

Единственное письменное свидетельство о существовании кладбища - небольшое сообщение в газете "Иркутские губернские ведомости" за 1903 г.: "Представитель магометанского общества г. Шафигуллин решил обнести изгородью старое магометанское кладбище, ныне закрытое, на что им и получено разрешение. Кладбище это находится на Петрушиной горе и подвергается захвату со стороны арендаторов городской земли".

Описание

Татарское (мусульман­ское) кладбище совсем небольшое и распо­ложено за школой № 39 вблизи кирпичного за­вода. По сведениям 1938 г. там за год было совершено до 100 погребений. В целом же об­щее число погребенных здесь едва ли может превысить 2—3 тысячи. Последнее захоронение здесь совершено в 1961 г. По сведениям Г.Н. Мухутдинова, председателя Общества мусульман в Иркутске, уже в 1916 г. на этом кладбище было около тысячи могил. В числе лиц, скончавшихся в советское время, есть несколько генералов.

Могильные плиты

В настоящее время на кладбище сохранилось до 300 надмогильных плит. Почти все они от­личаются небольшими размерами. Обычная вы­сота этих вертикальных надгробий (изготовлен­ных в большинстве случаев из песчаника) от 0,5 до 1 м. Большинство плит с полукруглым или трапециевидным завершением. Нередки изобра­жения мусульманских символов на верхней час­ти плит — полумесяца, иногда вместе с башней минарета. Все надписи на плитах — на татарском языке. В редких случаях они дублируются на рус­ском. Оказавшееся ныне в до­вольно густонаселенной части города кладбище не обнесено оградой, что ставит под угрозу его дальнейшее существование.

И если сегодня на любом кладбище по размеру памятника можно распознать, к какому социальному слою принадлежал тот или иной умерший, то у мусульман, как, впрочем, и у ряда других религий, какого-либо рода выделение осуждается. Кроме того, считается, что чем богаче человек, тем больше у него должно быть ответственности за средства, которые он расходует. По этому же принципу устанавливаются мусульманские памятники. Все памятные камни должны быть приблизительно одного размера. На старом татарском кладбище они выполнены в основном из песчаника, иногда из бетона. Те, что устанавливались в советское время, даже из железа. Особой ценности они представлять не должны. Родственники погребенных мусульман все же старались если не размером, то формой выделить памятный камень среди остальных. Есть здесь памятники в виде дерева, заостренные, округлой, прямоугольной формы.

Первое погребение

Первое погребение на татарском кладбище было в конце XIX века. Место упокоения простиралось на пустыре, а Иркутск тогда заканчивался в районе кинотеатра «Баргузин».

Прошли годы. Теперь это центр города. Закрыть действующее кладбище в 50-х годах потребовали санитарные службы, к тому же, по некоторым данным, места под новые захоронения на гектаре кладбищенской земли уже не оставалось. Последнее захоронение датировано 1961 годом.

Современные проблемы

Редко теперь приходят сюда мусульмане, чтобы почтить память родных и близких. Из расположенной рядом школы через погост возвращаются домой дети. Жильцы близлежащих домов выгуливают здесь собак, а местная молодежь распивает вечерами спиртные напитки. О святости места говорят лишь могильные холмики, многие из которых давно лишились каменных надгробий с надписями на древнем арабском языке.

Кладбище огорожено лишь частично. Брешь образовалась после того, как вблизи кладбища горожане затеяли строительство гаражей. Через неогороженную территорию по сей день часто заходят посетители, но не с целью почтить память умерших, а с самыми скверными намерениями.

Ссылки

  1.  А. В. Дулов "Городские некрополи"
  2. Кладбища обычаев.  Оксана Хлебникова,  "Областная газета"
  3. Неправославные конфессии Бобкова Г.И. Мусульманская община Иркутска в конце XIX - начале ХХ в.
  4. НА СТАРОМ ТАТАРСКОМ КЛАДБИЩЕ ПОСТРОЯТ МИНАРЕТ Анна Соколова, «СМ Номер один».

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск