Родился Алексей Андрианович Мурашов[1] в 1919 году в селе Гадалее Тулунского района, в семье крестьянина. Член КПСС с декабря 1943 года, русский. Учился в Гадалейской, Шерагульской и Тулунской школах. Работал учеником наборщика-печатника в типографии газеты «За большевистские колхозы», а с 1934 года — наборщиком в типографии газеты Черновских копей, одновременно учился в вечерней школе, а с 1936 года по комсомольской путевке поступил в Читинский аэроклуб. В сентябре 1938 года призван на военную службу, окончил Батайскую авиационную школу. В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1939 года на Карельском, Волховском, Ленинградском, Сталинградском, Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. За успешные боевые действия против немецко-фашистских захватчиков летчику-истребителю А.А. Мурашову 28 сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Участник парада Победы в Москве. После войны занимал ряд командных постов в авиации. Ныне полковник авиации запаса. Работает контролером ОТК экспериментального цеха завода шахтной автоматики г. Днепропетровска.
Войну молодой летчик встретил под Ленинградом. Вместе со своими боевыми товарищами летчиками-истребителями участвовал в неравных схватках с фашистскими воздушными пиратами, рвавшимися к городу Ленина. Сколько радости ему доставил первый сбитый самолет. А потом счет сбитым фашистам стал неуклонно расти и к концу войны дошел до двадцати восьми: двадцать два самолета сбил лично и шесть в группе.
Особенно запомнились нашему земляку воздушные схватки под Сталинградом и на Курской дуге. 24 ноября 1942 года разведка донесла, что на населенный пункт Карповку на бомбежку наших войск идут фашистские «юнкерсы». Навстречу им был послан истребительный полк, в котором служил А.А. Мурашов. Завязались ожесточенные схватки в сталинградском небе. Фашистские истребители не давали нашим «якам» приблизиться к бомбардировщикам.
Нельзя было допустить чтобы смертоносный груз обрушился на советских воинов. Сибиряк в паре со своим боевым другом первым прорвался сквозь металл и огонь к бомбовозам. На него насели сразу два «мессершмитта». Не обращая внимания на них, он приблизился к переднему «юнкерсу» и всадил пулеметную очередь в него. Строй врага рассыпался. Замешательством воспользовались другие наши летчики, и в результате налет фашистов был сорван.
На следующий день А.А. Мурашов по тревоге вылетел на перехват транспортных самолетов, которые шли с грузом для окруженной армии Паулюса. В районе Цыбенково начался воздушный бой. Наш земляк на самолете Ла-5 схватился с фашистскими истребителями, его товарищи расстреливали большие и неповоротливые «транспортники». Меткой очередью Мурашов прошил фашистский «Мессершмитт-109», и тот, задымив, рухнул вниз. Группа наших истребителей заставила врага сбросить груз в степь и беспорядочно уйти восвояси. 10 декабря в районе Бузиновки Мурашов сбил сразу два вражеских самолета.
Потом были схватки в кубанском небе. Здесь фашисты пытались вернуть былое господство в воздухе. Сращение в кубанском небе было крупным по своим масштабам и окончилось блестящей победой советских летчиков. Именно здесь во всем блеске проявился талант легендарного Александра Покрышкина, братьев Глинки, Григория Речкаловых. Не в последних шеренгах воздушных бойцов был и наш земляк. Над станицами Русской, Крымской, Молдаванской он сбил за первые три дня июня 1943 года четыре самолета, из них три «Мессершмитта-109».
Летом 1943 года молодой летчик участвовал в знаменитой Курской битве, проявив при этом отвагу и находчивость. 4 августа, выполняя боевое задание в районе Тамаровки, он сбил «Юнкерс-88». На следующий день в этом же районе он сбил «Хейнкель-111», затем еще один «хейнкель». 9 августа в районе Богодухова летчик встретился с новым фашистским самолетом «Хейнкель-123». Как ни старался вражеский пилот нанести удар первым, ему это не удалось. Распластав свои черные крылья с белым крестом, фашист камнем пошел к земле.
18 августа четыре красно-звездных Ла-5 под командованием старшего лейтенанта А.А. Мурашова вылетели на прикрытие своих войск в район Ахтырки. Погода была прекрасная, летчики одновременно увидели, как двадцать пять «юнкерсов», сопровождаемых десятью истребителями, вываливали из-за облаков. По команде старшего лейтенанта, ринулись наши летчики в бой. Четыре вражеских самолета, охваченные пламенем, рухнули вниз, остальные повернули назад. Наблюдавшие за боем воины гвардейского минометного батальона прислали следующий отзыв: «18 августа 1943 года наблюдали воздушный бой четверки Ла-5 в районе Ахтырки с группой до двадцати пяти-тридцати самолетов противника Ю-87. Особенно активно дрался самолет лейтенанта Алексея Андриановича Мурашова. Он два раза врезался в группу бомбардировщиков и атаковал их. В результате атаки видели, как два самолета были сбиты этим летчиком в течение двух-пяти минут. За период двух лет войны впервые видим такое проявление геройства и мужества. В результате активного противодействия спасены сотни людей и машин. От имени всего личного состава и раненых выносим благодарность 3-му гвардейскому авиаполку, особенно отметив гвардии старшего лейтенанта Мурашова».
К концу августа 1943 года А.А. Мурашов совершил триста двадцать восемь боевых вылетов. Он участвовал в шестидесяти девяти воздушных боях и шестнадцати штурмовках аэродромов и коммуникаций противника. В воздушных боях к этому сроку им лично было сбито семнадцать самолетов и шесть в группе.
В сентябре 1943 года отважный летчик узнал, что за эти подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Вдохновленный высокой наградой Родины, летчик сражался с еще большей отвагой. Новые награды Родины украсили его военный мундир, среди них два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, иностранные ордена: Чехословацкий боевой крест, румынский орден «23 Августа», а также многие медали.
Войну А.А. Мурашов окончил в должности командира авиаполка. В небе над Прагой совершил он свой последний боевой полет. Итоги боевой деятельности нашего земляка-летчика внушительны.
Четыреста пятьдесят боевых вылетов, сто двадцать пять воздушных боев, двадцать два лично сбитых самолета и шесть в группе.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей