Новости

Монастыри Восточной Сибири в XVII веке // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

Оглавление

Огромное значение для распространения православия в Восточной Сибири имели монастыри. В течение XVII в. в крае их было основано 14. За непродолжительный период они превратились в центры православия и крупные хозяйственные единицы.

Первым монастырем Восточной Сибири считается Христо-Рождественский женский монастырь в Енисейске, основанный в 1623г. по благословению первого сибирского архиепископа Киприана 52. Его основала девица Парасева Племянникова, жительница Енисейска, пришедшая в Сибирь из Нижнего Новгорода. Монастырь располагался на левом берегу Енисея, в устье рек Мельничной и Лазаревки. Первоначально он представлял собой небольшой скит. При поддержке приказных людей и боярина И.С.Куракина он был расширен, построены кельи и ограда, а инокиня Параскева стала первой игуменьей. В начале 50-х гг. XVII в. в монастыре было закончено строительство деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1672г. - церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской. В 1679г. в Рождественском монастыре проживало 26 "стариц" 53.

За первые 50 лет монастырь сумел обзавестись землями и наладить хозяйство. В 1679г. он владел 1460 дес. земли, расположенными близ Енисейска. В монастырских вотчинах — Еланской и Усть-Лаврентьевской работало 29 крестьян, по "вечной записи". В обоих деревнях имелось по мельнице. Монастырь вел широкую торговлю хлебом, рыбой, пушниной во многих сибирских городах, привлекая в качестве продавцов вкладчиков 54.

В 1642г. был основан Спасский Енисейский мужской монастырь. В первые десятилетия своего существования он развивался медленно из-за экономических трудностей. В 1646г. в монастыре проживало всего 6 монахов, при этом указывалось, что "пашен и вотчин и никаких заводов монастырь не имеет, старцам питатца нечем и в монастырь более никто не идет" 55. На просьбу о выделении земель правительство ответило отказом. Первый игумен монастыря - Варлаам - был назначен в 1649г. При нем в монастыре строится деревянная Спасская церковь, динамично развивается хозяйство. Значительно увеличилось число монашествующих. В 1679г. в монастыре проживало 53 "старца". Обитель имела земельные пожалования, в монастырских селах действовали мельницы.

В 1679г. енисейский воевода И.П.Борятинский провел частичное изъятие монастырских владений, в соответствие с поступившим царским указом. Но уже в следующем году по ходатайству тобольского митрополита Павла практически все владения монастырям удалось вернуть. К этому времени за Спасский монастырем числилось 34 крестьянина, из которых 29 жили по "отцовской вечной записи", 5 по срочной записи на 10 лет; 40 "вкладчиков и закладчиков", 1 солевар, 2 мельника, 4 коровника, 1 трудник 56. Земельные владения составили около 2 тыс. дес. земли, "пригодной для земледелия и скотоводства". Опись позволяет определить источники поступления земель. Так, "от Енисейска вверх и вниз по течению, а также по Ангаре" монастырь имел около 850 дес. земли, из которых только 3 дес. были отведены воеводской администрацией, а остальные поступили в виде вкладов. В Усольской вотчине, пожалованной монастырю воеводой А.Ф.Пашковым в 1654г. "для церковного строения и пропитания братии под хлебную пашню, покосы и скотинные выпуски", имелось 1046 дес. земли.

К 1686г. Спасский монастырь увеличил свои наделы до 3 тыс. дес. земли, не считая болотистых и таежных. В 50-е гг. XVII в. монастырь ежегодно продавал до 2 тыс. пудов "монастырской ржи". В качестве продавцов выступали вкладчики монастыря, которые вели торговлю в Туруханске, Енисейске, Нерчинске, Якутске и др. Кроме того, Спасский монастырь начал активно заниматься солеваренным промыслом. В Усольской вотчине действовала варница, позволявшая обители продавать в 1670-х гг. до 1,5 тыс. пудов соли в год, а в 1680-х гг. увеличить объем продаж до 3-4 тыс. пудов 57.

Наибольшую известность в Приенисейском крае приобрел Туруханский Свято-Троицкий монастырь. Его основание относится к 1657г., когда монахи Енисейского Спасского монастыря Тихон и Дионисий в устье реки Нижней Тунгуски в 30 км от Туруханска заложили небольшую пустынь. В 1664г. здесь была построена Троицкая церковь, а пустынь переименовали в монастырь. Таким образом, монастырь приобрел самостоятельность и начал довольно быстро развиваться. Во многом этому способствовала деятельность его первого игумена Тихона (1614-1688), в миру Тимофея. В 1660г. он был посвящен в иеромонахи, а в 1664г. стал игуменом. По сохранившимся сведениям, игумен подолгу "пребывал в посте и молитве", носил вериги и вел аскетический образ жизни 58.

В 1670г. Тихон добился от тобольского митрополита Корнилия разрешения на перенос мощей "местночтимого святого мученика" Василия из Мангазеи в Туруханский Троицкий монастырь. Приобретение подобной реликвии резко выделило монастырь из всех монастырей Восточной Сибири. Обитель посещало множество паломников в надежде на помощь или исцеление. Святому приносились дары и пожертвования, заказывались молитвы и церковные службы. Василия Мангазейского особо почитало коренное население: тунгусы, эвенки обращались к нему, как к покровителю охотников и оставляли часть добытой пушнины. В 1679г. иконописец митрополита Павла Лука написал образ святого, размещенный напротив раки с мощами.

Укреплению позиций монастыря способствовала и его хозяйственная деятельность. Игумен Тихон добился первых земельных пожалований. Совместно с Енисейским Спасским монастырем Туруханский Троицкий монастырь начал разработку соляных варниц, основанных посадским А.Жилиным и промышленником С.Федоровым. В 1676-1677гг. монастырь приобрел варницу С.Жилина с 450 дес. земли за огромную для того времени сумму в 1250 руб. В конце XVII в. Туруханский Троицкий монастырь продавал от 4,5 до 10 тыс. пудов соли 59. Накопленный капитал позволял успешно отстраивать обитель. Кроме Троицкой церкви, в XVII в. в монастыре велось строительство еще трех деревянных храмов.

Для "способного управления вотчинами" Казачинской и Усольской и решения многих вопросов с гражданской администрацией, в Енисейске, за рекой Абалаком, имелось особое Абалацкое подворье Туруханского Троицкого монастыря, с Богодице-Владимирской церковью, где постоянно проживали иеромонах и несколько монахов. По мнению А.П.Словцова, изначально подворье строилось как самостоятельный Абалацкий монастырь. В 1698г. монастырь был ликвидирован, а имевшиеся постройки приписали к Туруханскому Троицкому монастырю как подворье 60.

В начале 70-х гг. XVII в. в тайге в 130 км от Маковского острога возникла Кетская пустынь. Первоначально это был небольшой скит, который в течение нескольких лет значительно расстроился и получил статус монастыря, который именовался Спасо-Преображенским Лосиноборским. В 1677г. Кетская пустынь получила небольшие земельные пожалования.

В 1639г. в 10 км от Красноярского острога у устья р. Березовки был основан Введенский мужской монастырь. Он являлся монашеской обителью и служил оборонительной крепостью, защищавшей острог от набегов кочевников. Сложные отношения с коренным населением, осуществлявшим постоянные набеги, не позволили монастырю наладить устойчивое хозяйство. Однако земельные владения монастырь имел. По речке Березовке атаман М.Кольцов продал монастырю 75 дес. пашни и сенных покосов на 50 копен. В 1662г. воевода А.А.Веригин передал обители земли по р. Подъемной до Енисея, с островами и рыбными ловлями. Все приобретенные земли закреплялись царской грамотой 1680г. В результате у монастыря оказалось 2 вотчины: д. Березовка — близ монастыря и с. Подъемное — расположенное в 100 верстах. В 1680г. в них проживало 20 крестьян. В монастырь также поступали вклады и пожертвования. Численность братии в конце XVII в. не превышала 5 чел. В 1699г. монастырских владениях числился 31 крестьянин, "пашенной и непашенной земли и всяких угодий в длину на 8 верст, скотинного выпуску в длину на 2 версты" 61.

В 1696г. монах Енисейского Спасского монастыря Иоаким подал прошение о разрешении строительства часовни на правом берегу Ангары у порога Кашины Шиверы, в 600 км. от Енисейска, и пожаловании пашни. Ответ властей был категоричным: "Тому старцу Иоакиму Путилову пустыни и церкви строить не велеть". Однако Иоаким сумел настоять на своем. Первоначально он построил скит, затем была основана Спасская пустынь. Она удачно располагалась на промысловых путях. Здесь останавливались торговые и промысловые экспедиции, направлявшиеся к тунгусам. В конце XVII в. пустынь получила земельные пожалования, что позволило наладить хозяйство, возвести новые постройки и отстроить монастырь. Спасский монастырь вел успешную торговлю с тунгусами, зачастую оказывая им продовольственную помощь.

В Прибайкалье старейшим монастырем являлся Киренский Троицкий. Начало ему положила челобитная священника илимской Спасской церкви Амвросия Толстоухова, поданная по просьбе крестьян и промышленников Ленского волока в марте 1663г. воеводе Л.А.Обухову, с просьбой о начале строительства монастыря. Строителем был назначен иеромонах Гермоген. Строительство велось неподалеку от Киренского острога. В 1665г. от тобольского архиепископа Симеона поступила благословенная грамота, предписывавшая "монастырь построить, и церкви воздвигнуть со всяким церковным строением невозбранно" 62. После чего строителем Гермогеном была заложена Троицкая церковь. Строительство завершилось в 1669г. С этого времени обитель стала именоваться Свято-Троицким Киренским монастырем.

Интересна судьба первого строителя монастыря "черного попа Гермогена". В 1666г. восставшие казаки под руководством Никифора Черниговского убили воеводу Обухова и бежали на Амур, захватив старца Гермогена. На новом месте Гермоген, прославившийся как талантливый проповедник, заложил Воскресенскую церковь в Албазинском остроге и в 1671г. основал Албазинский Спасский монастырь. После падения Албазина он в 1689г. вернулся на Лену, в Киренский монастырь, привезя с собой икону Нерукотворного Спаса, считавшуюся чудотворной. В 1690г. Гермоген скончался, и был похоронен в основанном им Киренском Троицком монастыре.

Строительство Киренского Троицкого монастыря велось довольно быстро. В 1679г. здесь уже имелась ограда, деревянная Троицкая церковь с двумя приделами — Алексеевским и Владимирским, трапезная, 5 жилых и больничная кельи 63. В 1686г. в Киренский монастырь был определен первый игумен Иосиф 64. В 1693г. при настоятеле Варлааме над воротами монастыря началось строительство деревянной церкви. Финансировал работы Никита Климов. Церковь была освящена в 1699г. (по другим данным в 1696г.) во имя пророка Иоанна Предтечи. По своему архитектурному решению надвратная девятиглавая церковь резко отличалась от других сибирских храмов. В 1726г. лейтенант Чириков отметил: "Церковное здание... хотя и деревянное, но красно, ибо такового здания в Сибири мало обретается" 65.

В первые же годы монастырь стал обзаводиться хозяйством, превратившись в крупного землевладельца. Первоначально земли монастырю отводились киренскими воеводами, по прошениям настоятелей. Огромную поддержку монастырю оказал Е.П.Хабаров. В 1663г. он выделил деньги на строительство Троицкой церкви, в 1665г. передал монастырю за 100 руб. и право бесплатного помола мельницу, стоимостью в 1000 руб., а в 1667г. завещал монастырю свою деревню Хабаровку и близлежащие заимки, которые поступили в распоряжение обители в 1671г. Кроме этих владений, в монастырь поступало много частных пожертвований. В 1681г. монахи добились пожалования земель по р. Анга, основав Ангинскую заимку. Таким образом, к концу XVII в. Киренский Троицкий монастырь владел 240 дес. пашни и 100 дес. сенокосов66. Это давало возможность ежегодно получать около 4 тыс. пудов хлеба в год и выводило монастырское хозяйство в разряд крупнейших в Прибайкалье. На монастырских землях проживало 220 человек. При этом монашествующих было лишь 18. Кроме этого, монастырь принимал участие в разработке соляных промыслов в устье Куты, но ее объемы оказались незначительны. Киренский Троицкий монастырь играл заметную роль в религиозной жизни региона. С 1698 он являлся центром уездного духовного правления.

Основателем Иркутского Вознесенского мужского монастыря был старец Герасим, появившийся в Иркутском остроге через несколько лет после его постройки. В конце 60-х гг. XVII в. он удалился из острога, остановился в четырех верстах от него на противоположном берегу Ангары и построил скит на заранее облюбованном месте. В 1669г. вокруг скита собралась небольшая община верующих из "людей всякого звания и чина", основавшая пустынь. В том же году старец Герасим подал енисейскому воеводе челобитную о закреплении земли под монастырские строения 67.

Строительство монастыря оказалось невозможным без помощи государства. Огромную поддержку в деле основания обители оказали жители Иркутского острога, о чем свидетельствует грамота митрополита Корнилия: «Лета 7180-го (1672) декабря в 2 день... били нам челом Енисейского уезду Иркутского острогу сын боярской Иван Максимов и служилые люди казачей пятидесятник Анисимко Михалев, десятник Ивашко Турчанин с товарищи, чтоб нам... их благословити и велети б старцу Герасиму в Иркутском остроге по край Ангары реки построить монастырь и церковь воздвигнуть во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... и мы... Корнилий митрополит Сибирский и Тобольский пожаловали их и...благословили» 68. Таким образом, 1672г. стал годом основания Вознесенского монастыря.

После получения «благословенной грамоты» монастырь начал активно застраиваться. Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, давшая название всей обители, затем возвели кельи для братии и ограду. В монастыре проживало в это время 3 иеромонаха, иеродьякон и 7 монахов. Одним из самых тяжелых для монастыря стал 1679г. В этом году случился пожар, уничтоживший все постройки. Казалось бы, обители нанесен смертельный удар, но она выстояла. Все заботы о восстановлении монастыря взяли на себя его насельники во главе со старцем Исаией. В 1680г. они вновь заложили Вознесенскую церковь на мирские сборные средства и при финансовой поддержке Вавилы Григорьева. В 1686г. она была вновь воздвигнута, а в 1690г. освящена. К началу 90-х гг. XVII в. братии удалось полностью восстановить все строения, а в 1692г. построить новую церковь во имя Тихвинской Божией матери. Число монашествующих в конце XVII в. увеличилось до 20.

Вести активное строительство монастырю давала возможность его хозяйственная деятельность. Особую роль в становлении экономического положения монастыря сыграл игумен Макарий. В конце XVII — начале XVIII вв. он добился от властей пожалования для Вознесенского монастыря целого ряда деревень и заимок. В разные годы к монастырю были приписаны Введенское, Бадайское, Усольское, Тайтуркское, Узколугское, Еланское, Баклашинское, Мальтинское и др. селения. Вокруг самого монастыря сформировалась подгородно-Жилкинская слобода. Особое значение имело Усольское селение, в котором была организована добыча соли.

Монастырь способствовал заселению своих вотчин. Для этого поселенцам, на первых порах, оказывалась материальная помощь при обустройстве: семенным материалом, скотом, инвентарем. Пользуясь недостатком женщин в начале колонизации края, монастырь сумел обеспечить «женским элементом» свои селения. Записываясь «за монастырь», поселянин получал помощь, нередко жену, при этом обязывался отдавать часть урожая обители и обрабатывать монастырские земли. О том, как это происходило, свидетельствует показание бадайского крестьянина Ивана Лукьянова: «...в прошлых летах в Иркутской Вознесенской монастырь во крестьянство отдавались повольно из гулящих людей и на монастырских вкладных бабах и девках поженились и денежную и хлебную и скотинную ссуду и подмогу и пашенный всякий завод с того монастыря взяли и ссудные жилые записи в тот Вознесенский монастырь оне на себя дали, что им... за тем монастырем во крестьянах з женами и з детьми вечно по смерть их и пахать им и сеять по все годы на монастырский обиход всякому человеку по десятине ржи на год» 69. Помимо монастырских крестьян землю обрабатывали вкладчики.

История Иркутского Знаменского женского монастыря начинается в конце 80-х гг. XVII в. При строителе Семене Семенове, дело шло медленно. Возведение обители значительно активизировалось в 1689г. с назначением тобольским митрополитом Павлом нового строителя "выборного торгового человека города Иркутска" Власа Сидорова. Влас Сидоров за рекой Идой (Ушаковкой) на собственные средства начал строительство Знаменской церкви 70. Впоследствии к ней были пристроены кельи и в 1693г. основан женский монастырь.

Знаменскую церковь впервые в Иркутске возвели за счет личных средств. Церковь, с момента ее постройки, являлась приходской. Вокруг нее к концу XVII в.сформировался Знаменский приход, позднее превратившийся в Знаменское предместье.

Влас Сидоров оказался успешным предпринимателем. За несколько лет он приобрел для "вновь заводимого" монастыря Китойское селение, "для пропитания к тому монастырю поселил 6 человек крестьян". Вместе с этим, была приобретена мельница, заведены кожевенные промыслы и рыбные ловли. Монастырь имел доход "деньгами и китайским товаром и мяхкие рухляди... на 300 рублев" 71.

В 1697г. по ложному оговору за "неистовое житие и нерадение", поступившему от "старицы Кириакии с сестрами", Влас Сидоров был отстранен от должности монастырского строителя. В обвинении также говорилось, "что де он монастырской казной корыстовался и сродичей снабдевал и в долги давал и торговал". Необходимо отметить, что для Сибири использование монастырской и церковной казны в качестве заемного капитала было обыденным делом и часто осуществлялось с выгодой для монастыря или церкви. Конфликт был разрешен в 1698г. По челобитной детей боярских Ивана Перфильева, Андрея Савельева и других Влас Сидоров был оправдан и восстановлен в качестве монастырского строителя. Старица Кириакия, как оказалось, "в миру женка ссыльная и ведомая воровка и в монастыре прикладу никокова от нее нет" 72.

К концу XVII в. основные монастырские здания были построены, а сама обитель обнесена деревянным забором. Тобольским митрополитом Филофеем Лещинским в 1703г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма. Первой игуменией монастыря назначили старицу Акилину, вступившую в настоятельскую должность в 1704г. и возглавлявшую обитель более 40 лет — до 1744г.

Об основании Братской Спасской пустыни сведений сохранилось немного. Известно, что просьба об учреждении новой обители была направлена тобольским епархиальным властям жителями Братского острога — "детьми боярскими, служилыми и посадскими людьми, пашенными крестьянами". Между 1664-1668гг. поступила грамота тобольского митрополита Корнилия, в которой "велено в Брацком остроге на Ангаре реке на Березове горе монастырь построить и в том монастыре церковь воздвигнути во имя всемилостивого Спаса" 73. В 1671г. новой пустыни были отведены земельные владения, что позволяет именно эту дату считать годом ее основания. Строителем пустыни был монах Василий Балдаков, затем старец Феодосий.

Монастырь находился в 5 верстах от Братского острога, на месте бывшей крестьянской заимки, впоследствии это поселение называлось деревней Монастырскою. Построек в нем было немного. В начале XVIII в. имелась "церковь божия вседержителя Спаса с тремя кельями", обнесенная оградой 74.

Хозяйство Братской Спасской пустыни имело местное значение и ограничивалось потребностями братии. В первое десятилетие монастырь активно приобретал земельные владения. Первое пожалование состоялось в 1671г., когда приказчик Братского острога Иван Перфильев отвел земли к "Спасской пустыни для монастырского нового строения под пахотную землю и под сенные покосы и под скотиной выпуск против Нижнаго Брацкого острогу за Ангарою рекою от Красного Яру вверх по Ангаре реке до Красноярские речки и до Топкого ручья по увалу, а в горе с еланными местами" 75. Последующие пожалования земли и угодий государством производились в 1673г., 1678г., 1687г., 1692г. Кроме того, некоторые земли жертвовались верующими. Первое частное пожертвование поступило в монастырь в 1688г. от братского крестьянина Григория Найденова. В 1698г. братский житель Остафий Пономарев "приложил к монастырю" мельницу по реке Оке. К концу XVII в. хозяйственный уклад Братской Спасской пустыни уже сложился. Всего за монастырем числилось 86 человек, из них 61 пашенный крестьянин, 8 вкладчиков, 12 гулящих и работных людей, 2 новокрещенных тунгуса, 1 посельщик, 1 богадельщик, 1 дворовой 76. Непосредственно при монастыре проживало 10 человек, в деревне Кадинской — 48, в деревне Короевской — 28, остальные в заимках по р. Ангаре и на "Московском острову". Численность братии была малой. Кроме настоятеля, в монастыре проживало 3 монаха, и 2 монаха-посельщика находилось в монастырских деревнях.

В 1663г. был основан монастырь в Якутии. В этом году служилые люди Якутского острога приняли решение "быть в Якуцком остроге монастырю во имя Спаса". Строителем монастыря стал казак Иван Афанасьев, принявший монашество под именем Иоанн. Воевода Голенищев-Кутузов отправил Афанасьева в Тобольск к архиепископу Симеону "бить челом чтоб Преосвященный благословил на монастырское строение и на церковь лесу выронить, и на престолы антиминсы дать, и его Ивашку в черные попы сподобить" 77. По благословению епископа монастырь стал действующим.

Он располагался недалеко от Якутского острога. Монастырские строения были обнесены оградой. Внутри нее находилась Спасская церковь и кельи для братии. Число монахов было небольшим. В XVII в. оно не превышало 10 человек. Спасский монастырь сыграл огромную роль в деле распространения православия в Якутии. В XVII в. правительство считало Якутский острог основным форпостом для продвижения на северо-восток и Дальний Восток, поэтому стремилось поддерживать лояльное отношение коренного населения и не проводило массовой христианизации, ограничиваясь отдельными мероприятиями. Так, в 1668г. по указу тобольского митрополита Корнилия иеромонах Якутского Спасского монастыря Макарий был отправлен на север края "в Индигирку и на Алазейку и на Колыму реки" для распространения православия среди коренного населения. Он вернулся через 15 лет в 1683г. 78

Якутский Спасский монастырь являлся ключевым звеном в системе церковно-административного управления в северном Прибайкалье и на Дальнем Востоке.

Его хозяйственная деятельность имела отличия от других монастырей Восточной Сибири. Прежде всего, разбросанностью вотчин и многопрофильностью хозяйства. Недалеко от Якутского острога находились земли, отведенные под сенокосы и пастбища, что позволяло иметь достаточное поголовье скота. В верховьях Лены монастырь владел ичерскими соляными источниками, при этом значительная часть соли продавалась в Якутском остроге и воеводстве. В Илимском воеводстве располагались 4 монастырские вотчины - у Илгинского острога Захаровская и Гребенская деревни, на р. Тыпте Спасская деревня и заимка по р. Балытхе. Здесь проживало более 50 крестьян, выращивались зерновые и овощи. Сбор составлял 3000 пудов ржи, 80 ячменя, 40 овса и 4 пуда конопли. К концу XVII в. товарность удалось увеличить 79. Кроме того, в Илимских вотчинах имелось 120 голов крупного рогатого скота, 15 лошадей. Две заимки располагались на Дальнем Востоке: в устье и по среднему течению реки Камчатки. Эти вотчины обеспечивали монастырь рыбой, здесь же производился пушной промысел. Для управления дальними камчатскими вотчинами монастырем в начале XVIII в. была устроена Успенская пустынь. Имевшееся хозяйство являлось крупнейшим в Якутии. Оно обеспечивало содержание монашествующих и исполнение церковно-административных функций.

В Забайкалье первым монастырем считается Нерчинский Успенский мужской монастырь. Благословенная грамота на его строительство поступила в край в 1664г. от тобольского архиепископа Симеона. Монастырь планировалось возвести в шести верстах от Нерчинского острога на правом берегу Шилки при впадении в нее р. Арзамазовой. К началу XVIII в. здесь была построена деревянная церковь, которая упоминается в передаточном списке церквей и монастырей епископу Варлааму. Келий и иных монастырских построек не имелось, не было отведено и земельных пожалований для обители. В результате монастырь числился лишь формально.

Основание Селенгинского Троицкого мужского и Посольского Преображенского мужского монастырей связано с деятельностью Даурской духовной миссии, которая была направлена из Москвы по решению патриарха Иоакима. Во время церковного собора 1681г. отмечалось, что "Сибирская страна пространна и в ней множество народа Христа незнающего, такожде и иные грады от архиерейского пребывания имеют дальнее разстояние, а именно — в Сибирской стране от столичного града той епархии до Даурских и Нерчинских и Албазинского острогов и до иных тем же подобных многих мест во едино лето, и в полтора, и в два, едва переходят, и в тех дальних местах христиан вера не разширяется, развратники же святыя церкви (раскольники) там умножаются" 80.

В связи с невозможностью открыть новые епархии патриарх Иоаким принял решение направить в феврале 1681г. в Забайкалье особую миссию. Она состояла из 12 человек — игумена Темникова Сретенского монастыря Феодосия, иеромонаха Макария, иеродьякона Мисаила, монахов Серафима, Зосимы, Ионы, Тихона, Иоасафа, двух Иосифов, Филарета, Иова. Миссия везла с собой церковное облачение, книги, колокола и утварь. Обеспечивалась миссия за счет "государевой казны". Одна из задач миссии заключалась в том, "чтоб по прибытии в Сибирь на Селенгу реку на пристойном месте построить монастырь" 81.

В Забайкалье миссия прибыла весной 1681г. Миссионеры остановились в старом часовенном строении, построенном Нерчинскими служилыми людьми в 1675г., и на его месте развернули строительство. Уже в мае 1681г. был основан Селенгинский Троицкий мужской монастырь. Его возведение продолжалось 10 лет.

К 1690г. Селенгинский Троицкий монастырь представлял собой хорошо укрепленное сооружение, обнесенное крепостной стеной протяженностью 400 саженей (852 м), с 6-ю сторожевыми башнями. Он мог выдержать длительную осаду, имея арсенал из 3 пушек, 65 самопалов, 2 пистолетов, 12 бердышей, 2 палашей, 4 бочек пороха и 3 пудов свинца 82. Внутри монастыря находились Троицкая и Николаевская церкви, колокольня с 6-ю колоколами, "кампасом указательным" и башенными часами, 14 келий для братии, тюрьма, колодец, кузница "со всяким кузнечным заводом" и хозяйственные постройки 83. К концу XVII в. численность братии увеличилась до 30 человек.

Наладить хозяйство удалось быстро. Рассчитывая на монастырь, как на форпост в "даурских землях", правительство не скупилось на земельные пожалования. В конце XVII в., благодаря пожалованиям и вкладам, за монастырем уже числилось более 1000 дес. пашенной и 100 дес. сенокосной земли, которую обрабатывали 334 вкладчика и "трудника".

Из всех владений монастыря наиболее крупной была "Хилоцкая вотчина". Она включала 5 поселений по реке Хилок. Кроме этого, монастырь имел 4 мельницы, кожевенный завод, рыбные ловли, варницы на Соляном озере близ Селенгинска. Поголовье скота, принадлежавшего монастырю, состояло из 443 голов крупного рогатого скота, 247 лошадей, стада овец 84. Селенгинский Троицкий монастырь считался одним из богатейших в Восточной Сибири, а в Забайкалье это было крупнейшим хозяйством.

В конце XVII в. Селенгинский Троицкий монастырь являлся центром Даурской десятины и осуществлял церковное управление в Забайкалье и южном Прибайкалье. Он внес огромный вклад в освоение региона. Здесь находились на лечении и "обретались" престарелые казаки и отставные солдаты, монастырские служители и арестанты. В монастыре останавливались посольства и миссии, следовавшие в Китай. В XVII в. наиболее известные из них - посольство Ф.А.Головина, закончившееся подписанием Нерчинского договора, миссия И.Э.Идеса, способствовавшая развитию караванной торговли с Китаем.

Судьба забайкальских миссионеров сложилась по-разному: иеромонах Серафим и монах Иоасаф были убиты, иеромонах Макарий стал основателем Посольского Преображенского монастыря, остальные монахи умерли в Забайкалье в разные годы. Игумен Феодосий возглавлял миссию и являлся настоятелем Селенгинского Троицкого монастыря до 1692г. В 1692г. по благословению тобольского митрополита Игнатия он сложил с себя все полномочия и получил разрешение вернуться в Москву. По дороге из-за болезни Феодосий остановился в Архангельском монастыре в Великом Устюге, где и скончался в 1693г.

Преемником игумена Феодосия был иеродьякон Мисаил Трусов. Он родился в 1630г. в г. Краснослободске в семье подъячего. В 26 лет принял постриг. В составе духовной миссии оказался в Сибири. Долгое время он являлся помощником игумена Феодосия, который видел в нем своего преемника. В 1692г. вместе с Феодосием он прибыл в Тобольск и был возведен в сан игумена. Мисаил оказался талантливым администратором, он успешно руководил монастырем, являлся заказчиком Даурской десятины. В 1699г. его возвели в сан архимандрита. С 1714 по 1718гг. он управлял не только своим, но и Иркутским Вознесенским монастырем. Архимандрит Мисаил оставался во главе обители до 1736г., а после был "уволен от должности" по старости. В начале 40-х гг. XVIII в. он скончался. На момент открытия самостоятельной Иркутской епархии архимандрит Мисаил оставался единственным миссионером, пережившим всех прибывших. Он прожил более 110 лет.

Вторым монастырем, основанным Даурской духовной миссией в 1681г., был Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Место для него подобрал игумен Феодосий, сообщавший в Москву: "... усмотрел я меж тем у Байкал моря на полуденной онаго стороне место вдававшееся несколько в Байкал море мыс, именуемой Посольской". Здесь и началось строительство нового монастыря 85.

Место, выбранное для монастыря, считалось историческим. Оно было связано с гибелью посольства Ерофея Заболотского. В 1650г. тобольский воевода получил царский указ о необходимости снаряжения посольства для переговоров с "мунгальским Цизан-ханом", ставка которого, по русским источникам, находилась недалеко от реки Селенги. Было отправлено 20 человек: глава посольства - тобольский сын боярский Ерофей Заболотский, его сын Кирилл и сопровождавшие лица. В 1651г. отряд двинулся в путь. Недалеко от указанного мыса было решено остановиться. 8 человек вышли из дощаника и остались на берегу. Неожиданно на них напали буряты. Посол Е.Заболотский, его сын и 6 казаков были убиты и погребены у этого мыса. Над их могилами воздвигли крест, а мыс получил название Посольский 86. В 1687г. здесь была построена Николаевская часовня, а монастырь до 1700г. именовался Николаевской пустынью.

Помимо исторического места была еще одна, не менее значимая причина, определившая местонахождение обители. Дело в том, что у этого мыса протекала речка - Посолка и находился так называемый "Коргинский сор" - одно из лучших рыболовных мест на озере Байкал. Земли, находившиеся рядом, были удобны для сенокосов и пашни. Миссионеры, не без основания, надеялись на их пожалование. Для управления этой вотчиной в 1681г. они построили здесь небольшой скит и приступили к строительству второй часовни - Знаменской. Руководил работами иеромонах Макарий. Новое поселение получило наименование "Троицкого Селенгинского монастыря дворец".

Строительство монастыря шло медленно из-за недостатка средств. Первые 10 лет средства вкладывались в возведение самого монастыря и лишь в 90-е гг. XVII в. появилась возможность направить часть из них на обустройство новой пустыни. Позднее к Знаменской часовне прирубили алтарь, а митрополит Игнатий отправил благословенную грамоту и антиминс игумену Мисаилу для освящения новой церкви, также именовавшейся Знаменскою. В 1700г. начались регулярные богослужения.

Хозяйство этого монастыря в конце XVII в. ограничивалось только потребностями братии, и было небольшим. Ему принадлежало 33 дес. пашни, 7 крестьянских дворов и сенные покосы. Но основной доход приносили рыбные ловли на озере Байкал 87. В пустыни проживало от 3 до 5 монахов. Во главе обители был поставлен иеромонах Макарий, посвященный в игумена. Монастырь имел большое значение для развития миссионерской деятельности, а также караванной торговли. Здесь останавливались все посольства и купеческие караваны, следовавшие в Китай. В монастыре хранилась особо почитаемая реликвия — икона святителя Николая Можайского, считавшаяся чудотворной.

Таким образом, к концу XVII в. в Восточной Сибири было основано 14 монастырей, из которых 12 были мужскими и 2 — женскими. Огромную роль в их становлении и развитии сыграло государство. Правительство и местные власти оказывали финансовую помощь, выделяли земли, снабжали колоколами и церковной утварью. Пожертвования и вклады местного населения способствовали налаживанию хозяйства. В отличие от монастырей Европейской России, монастыри Восточной Сибири отличались малым числом монашествующих. Однако, несмотря на малобратственность, они превратились в достаточно крупные хозяйственные единицы. В основе их экономической деятельности лежали феодальные отношения, но в значительно смягченной форме. Это позволило в короткие сроки заселить вотчины и создать базу для распространения православия и миссионерской деятельности в Восточной Сибири.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 1. Распространение православия в Восточной Сибири в XVII веке

  1. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.9.
  2. Дулов А.В. Взаимоотношения православной церкви с другими конфессиями Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. // Церковь и государство: история и современность. Иркутск, 2005. С.6; Водарский Я.Е. Численность русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. // Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). М., 1973. С.204.
  3. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Т.1. СПб, 1886. С.32.
  4. Енисейский энциклопедический словарь... С.9, 587.
  5. Подсчитано по: Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Т.1. Иркутск, 1949. С.530-532; Громов П. Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий первый епископ Иркутский. Иркутск, 1868. С.3-12, 210-214; Калинина И.В. Деревянные часовни Прибайкалья (конец XVII — начало XX вв.) // Земля Иркутская. 1995. №3. С.34-40.
  6. Калинина И.В. Деревянные часовни Прибайкалья... С.35.
  7. Выголов П. Архитектура Московской Руси с середины XV в. М., 1988. С.157.
  8. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетия. Энциклопедический справочник. Улан-Удэ, 2001. С.188.
  9. Калинина И.В. Деревянные часовни Прибайкалья... С.37.
  10. Древние церковные акты Восточно-Сибирского края. Казань, 1875. С.113.
  11. Громов П. Указ. соч. С.210-211.
  12. Иркутские епархиальные ведомости (далее ИЕВ). Прибавления. 1872. С.489-490.
  13. Древние церковные грамоты... С.135.
  14. Там же. С.134.
  15. Подсчитано по: Персианов Г. Из истории Енисейской епархии // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. Красноярск. 2000.
  16. Азиатская Россия. СПб., 1914. Т.1. С.202.
  17. Подсчитано по: Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. М., 1998.
  18. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.330.
  19. Подсчитано по: Жалсараев А.Д. Указ. соч.; Древние церковные грамоты...
  20. Иркутск в панораме веков: очерки истории города. Иркутск, 2002. С.17.
  21. ГАИО, ф.276, оп.2, д.15, л.5.
  22. Первое столетие Иркутска. СПб., 1902. С.1.
  23. Древние церковные грамоты... С.87.
  24. Город у Красного Яра: документы и материалы по истории Красноярска XVII-XVIII вв. Красноярск, 1981. С.79-81.
  25. Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.1. С.531.
  26. Там же. С.43.
  27. ПСЗ-1. СПб., 1830. Т.1. №412.
  28. Там же. Т.2. №898.
  29. Древние церковные грамоты... С.5.
  30. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Т.1. Казань, 1897. С.528-529.
  31. Древние церковные грамоты... С.77.
  32. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889. С.189-190.
  33. Там же. С.187.
  34. Там же. С.188.
  35. Там же.
  36. Там же.
  37. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. М, 1998. С.27.
  38. Юрганова И.И. История Якутской епархии 1870-1919гг. Якутск, 2003. С.31.
  39. Древние церковные грамоты... С.24-25.
  40. Там же. С.37.
  41. Буцинский П.Н. Указ. соч. С.192.
  42. Биография составлена по: Иркутск. Материалы по истории города XVII-XVIII столетий. М., 1883. С.7; ИЕВ. Прибавления. 1870. С.511-512.
  43. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.357.
  44. Знаменский П. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра Великого. Казань, 1873. С.26.
  45. Там же. С.36.
  46. Иркутск. Материалы для истории города... С.10.
  47. Город у Красного Яра... С.57.
  48. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.313.
  49. Первое столетие Иркутска... С.19.
  50. Там же.
  51. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96об; ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432, 433; Знаменский П. Приходское духовенство в России... С.711, 716.
  52. Енисейский энциклопедический словарь... С.227.
  53. Поротова О.В. Енисейские монастыри // Духовно-исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Вып. IX. Красноярск, 2004. С.358.
  54. Там же.
  55. Там же. С.356.
  56. Там же. С.357.
  57. Там же. С.358.
  58. Енисейский энциклопедический словарь... С.617.
  59. Там же. С.629.
  60. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. Кн.1. С.332.
  61. Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII веках. Красноярск, 1983. С.52.
  62. Древние церковные грамоты... С.6.
  63. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.518.
  64. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII — первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.37.
  65. Калинина И. Церковь Киренского монастыря // Земля Иркутская. 1999. №11. С.37.
  66. Шахеров В.П. Указ. соч. С.39.
  67. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. М., 2000. С.83.
  68. Древние церковные грамоты... С.6-7.
  69. История Иркутской области. Иркутск, 1985. С.27-28.
  70. Древние церковные грамоты... С.85.
  71. Там же. С.85-86.
  72. Там же. С.85.
  73. Громов П. Указ .соч. С.205.
  74. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.516-517.
  75. Там же. С.516.
  76. Там же. С.513.
  77. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.34.
  78. Сафронов Ф.Г. Указ .соч. С.18.
  79. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.515.
  80. Древние церковные грамоты... С.9.
  81. Там же. С.11.
  82. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII — середина XIX в.). Новосибирск, 1985. С.14.
  83. Громов П. Указ .соч. С.201.
  84. Подсчитано по: Древние церковные грамоты... С.20-21; Громов П. Указ .соч. С.202-203.
  85. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря Иркутской епархии // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. Т.3. Владивосток, 1998. С.71.
  86. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С. 281-282.
  87. Там же. С.283.
  88. ГАИО, ф.276, оп.2, д.15, л.6об.
  89. Древние церковные грамоты... С.8.
  90. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.197.
  91. ИЕВ. Прибавления. 1873. С. 332.
  92. ИЕВ. Прибавления. 1873. С.333.
  93. Серафимович Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. С.683.
  94. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. Сургут, 1993. С.67.
  95. Древние церковные грамоты... С.3.
  96. Там же. С.41.
  97. Там же. С.60.
  98. Там же. С.61-62.
  99. Там же. С.28-29.
  100. Там же. С.22-23.
  101. Там же. С.47.
  102. Город у Красного Яра... С.97-98.
  103. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.136.
  104. Более подробно о Василии Мангазейском см.: Бахрушин С.В. Легенда о Василии Мангазейском // Научные труды. Т.3. Ч.1. М., 1955; Белов М.И. Мангазея. Л., 1969; Оглоблин Н.Н. Мангазейский чудотворец Василий. М., 1890; Буцинский П.Н. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645). Харьков, 1893; Пивоваров Б. Святой праведный Василий Мангазейский // Журнал Московской Патриархии. 1977. №11.
  105. Житие протопопа Аввакума. Иркутск, 1979. С.31.
  106. Там же. С.33-34.
  107. Там же. С.36-37.
  108. Щеглов И.В. Указ. соч. С.83.
  109. Там же.
  110. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. Иркутск, 1996. С.167.
  111. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Дисс. на соиск. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.73.
  112. Шишигин Е.С. Указ. соч. С.10.
  113. Там же. С.15.
  114. Асочакова В.Н. Политика христианизации в Хакасско-Минусинском крае в XVIII — XIX вв. // Россия и Хакассия. 290 лет совместного развития. Абакан, 1998. С.89.
  115. Шишигин Указ. соч. С.42.
  116. Там же. С.35.
  117. Житие протопопа Аввакума... С.36.
  118. Щебеньков В.Г. Русско-китайские отношения в XVII в. М., 1960. С.170.
  119. Яковлева П.Т. Первый русско-китайский договор 1689г. М., 1958. С.34, 37; Дулов А.В. Взаимоотношения православной церкви с другими конфессиями Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. // Церковь и государство: история и современность. Материалы научной конференции. Иркутск, 2005. С.5. О крещении Гантимура имеется и другое мнение, что это произошло в 1684г. в Нерчинске. Об этом пишут: Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири... С.86; Древние церковные грамоты... С.14.
  120. Там же. С.13.
  121. Николаев А.П. Православная церковь и шаманы в Якутии XVIII-XIX вв. 
  122. // http://zaimka.ru/05_2002/nikolaev_shaman/
  123. Там же.
  124. Житие протопопа Аввакума... С.40.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.