Новости

Монастыри русской православной церкви в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ. Монастыри, важнейший ин­ститут русского православия, появились в Сибири вскоре после ее присоединения к России. Первый из них, То­больский Знаменский, уже в 1596 получал земли от ата­мана Третьяка Юрлова с сыном Максимом (см. Вотчины церковные). Знаменский монастырь, как и другие сибирские монастыри, по старорусской традиции сразу стал выпол­нять не только духовные функции, но и важную социаль­ную - как место прибежища одряхлевших или раненых воинов. В Знаменском монастыре доживали свои дни многие Ермаковы казаки. В женских монастырях постригались вдовы служилых.

Появление монастырей в XVII веке

В конце XVI—XVII вв. возникло 36 монастырей: То­больский Знаменский мужской (около 1596), Верхотурский Никольский мужской (1604), Туринский Покровский женский (1604), Тюменский Преображенский (Троицкий) мужской (1616), Тарский Параскево-Пятницкий женский (1620), Верхотурский Покровский женский (1621), Томский Ус­пенский (Богородице-Алексеевский) мужской, позднее женский (1621, по другим сведениям — 1630-е гг.), Невьянский Бо­гоявленский мужской (1622), Тобольский Рождественский женский (1623), Туринский Николаевский мужской (1624), Тар­ский Спасский мужской (1624), Тюменский Успенский женский (1620—24), Березовский Воскресенский мужской (1635), Красноярский Введенский мужской (1639), Енисейский Спасский мужской (1640—41), Далматовский Успенский мужской (1644), Кузнецкий Христорождественский мужской (1648), Рафаиловский Троицкий мужской (1651), Междугорский (Межигорский) Ивановский мужской (1653), Кондинский Троицкий мужской (1657), Туруханский Троицкий мужской (1657—60), Якутский Спасский мужской (около 1642, по другим сведениям — 1663), Усть-Киренский Троицкий мужской (1663), Енисейский Рождественский женский (1664), Албазинский Спасский мужской (1671), Томский Рождес­твенский женский (1671), Братская Спасская пустынь мужской (1671), Иркутский Вознесенский мужской (1672), Кетская мужская пустынь (Лосиноборский Спасо-Преображенский, около 1677), Далматовский Введенский женский (1680), Невьянский Богородицкий женский (XVII в.), Селенгинский Троицкий мужской (1681), Посольский Спасо-Преображенский мужской (1681), Иркутский Знаменский женский (1693), Кодская Троицкая мужская пустынь (XVII в.), Нижнеудинский Спасский мужской (XVII в.).

Для обеспечения иноков сибирских монастырей московской влас­ти нередко жаловали им земельные владения, дарили земли «на помин души» и сами сибиряки. В целом по России московские власти стремились к сокращению монастырских вотчин ради обеспечения землей служилых, но на Сибирь эта политика в XVII в. практически не рас­пространялась. Сибирские монастыри были в колонизуемой стране важными опорными пунктами земледельческо­го освоения края, распространения православия среди аборигенов, а подчас имели и немалое военное значение. Поселявшимся на их землях крестьянам монастырские власти обычно давали существенную «подмогу», позволяв­шую завести крепкое хозяйство. Нередко беглецы из центральных крепостнических  районов страны, получив на монастырских зем­лях определенный навык хозяйствования в новых климатических условиях и обретя некоторую зажиточность, затем отправлялись дальше на восток.

XVIII век

И только в 1698 дальнейшее создание монастырей было запрещено указом «для того, что в Сибири муж­ских и женских монастырей, где всякого чина право­славным христианам постригаться и спасаться, доволь­ное число есть». Но и в XVIII в. в Сибири иногда появ­лялись новые монастыри. В 1706 по указу Петра I был создан Нерчинский Успенский мужской монастырь, в 1783 — Абалакский Знаменский монастырь, знаменитый своей чудотворной иконой, написанной в 1636 протодьяко­ном Матфеем.

Церковная реформа Петра I, начатая в 1701, привела к созданию особого Монастырского приказа, в ведение которого переходили все монастырские земли. Это означало частичную секуляризацию церковных вотчин, однако в 1705 сибирские монастыри были изъяты из ведения Монастырского приказа, а с учреждением в 1721 Синода эта реформа была свернута. Окончательная секуляризация всех церковных зе­мель произведена в 1764 при Екатерине II, что привело к сокращению числа сибирских монастырей. Были определены число монастырей, имевших право на государственное вспомощест­вование, штаты каждого из них. Если накануне секуля­ризации в Сибири насчитывалось 35 обителей, то после ее проведения их осталось 26, а к 1801 — 20.

Сибирские монастыри в XVIII—XIX вв. продолжают иг­рать важную роль как центры миссионерской деятельности РПЦ. Среди них особо выделяются Тобольский Знаменский, Верхотурский Свято-Никольский, Тюменский Преобра­женский, Якутский Преображенский, Иркутский Воз­несенский, Селенгинский Троицкий, Усть-Киренский Троицкий, Чулышманский Благовещенский, Омский Знаменский монастыри (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). С конца XVIII в. постепенно прекращается государственная политика по сокращению числа мо­настырей, по сдерживанию их экономического роста; лишенные земель монастыри оправляются от последствий секуля­ризации, строя свою жизнь на иных хозяйственных основаниях. Светские власти начинают все более ценить благотворительную роль монастырей; им опять разрешают владение пахотной землей и угодьями в размере свыше 9 десятин, определенных на каждую обитель по законам 1760-х гг.

Монастыри Сибири в XIX веке

XIX в. приносит возрождение монастырских традиций как во всей России, так и в Сибири. Среди новых мо­настырей все больше «заштатных», т. е. не получающих регулярного вспомоществования от государства. На этом фоне с новой силой проявляется такое древнеправославное явле­ние, как старчество с его живым интересом к мистическими творениям отцов Церкви, крайним аскетизмом, обязательным личным трудом и нестяжанием, действенной пропове­дью нравственных законов христианства. Старцы часто жили при монастырях, основывали пустыни. Скитское стар­чество было распространено и в Сибири. До 1820 под Туринском 20 лет существовал скит прп. Зосимы (За­хара Васильевича Верховского); этот пустынник пос­лужил одним из прообразов известного во всем мире героя Ф.М. Достоевского старца Зосимы. Во второй четверти XIX в. всенародной славой пользовался томский православный ста­рец Федор Кузьмич.

В пореформенное время при монастырях очень быст­ро появляются все новые школы, библиотеки и богаделенные заведения. Стихийно возникающие общины монастырского типа (чаще всего женские) постепенно входят в число при­знанных Синодом организаций. В 1913 в Благовещенской епархии было 3 монастыря (в том числе 1 женский), во Владивос­токской — 2 (1), Енисейской — 6 (2), Забайкальской — 6 (3), Иркутской — 6 (1), Омской — 6 (5), Тобольской — 8 (4), Томской — 7 (5), в Якутской — 2 (1), всего — 46 монастырей (в том числе 23 женских). По другим сведениям, в 1917 в Сибири было 65 монастырей, из них 40 женских.

Советские годы

Преследования РПЦ в советское время привели сначала к разграблению, а потом и к закрытию всех сибирских мо­настырей. Уже в ходе Гражданской войны были каз­нены многие монахи, а в ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1921—22 разгромлены многие монастырские храмы. Уцелевшие от арестов и казней насельники скрывались по мирским домам, некоторые старались при этом тайно соблюдать требования монастырского устава. Отмена карательных курса советской власти по отношению к РПЦ привела и в Си­бири к возрождению монастырской жизни. С конца 1980-х гг. открываются вновь древние сибирские монастыри. Создают­ся новые; 1-й среди них — учрежденный в 1989 Свято-Покровский монастырь в Ленинске-Кузнецком.

Современное состояние

В настоящее время в сибирских епархиях находятся действу­ющие монастыри (включая скиты и пустыни): в Абаканской и Кызыльской — 1 мужской, в Барнаульской и Алтайской — 8 (из них 6 женских), в Благовещенской и Тындинской — 2 женских, во Владивостокской и Приморской — 5 (3), в Иркутской и Ангарской — 1 женский, в Кемеровской и Новокузнецкой — 1 женский, в Красноярской и Енисейской — 6 (3), в Курганской и Шадринской — 4 (1), в Магаданской и Чукотской (Синегор­ской) — 1 женский, в Новосибирской и Бердской — 6 (2), в Омской и Тарской — 4 (3), в Тобольской и Тюменской — 4 (2), в Томской и Асиновской — 3 (1), в Хабаровской и Приамурской — 1 женский, в Читинской и Забайкальской — 5 (2), в Южно-Сахалинской и Курильской — 1 мужской, в Якутской и Ленской — 1 женский. В Петропавловской и Камчатской епархии, а также в Биробиджанской и Кульдурской монастырей нет. Все­го в перечисленных епархиях действует 54 монастыря, из них 24 мужских и 30 женских. При многих из них созданы детские приюты, духовные училища и пр.

Лит.: Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII вв. Красноярск, 1983; Водарский Я.Е. Землевладение Русской Православной Церк­ви и ее хозяйственно-экономическая деятельность // Русское право­славие. Вехи истории. М., 1989; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2.

Н.Н. Покровский

Читайте также:

АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ 

АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович)

БАРНАУЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 

БЕРЁЗОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

БРАТСКАЯ СПАССКАЯ ПУСТЫНЬ

ГЕРМОГЕН (Долганов (Долганёв), Георгий Ефремович)

СИМЕОН (Молюков) 

СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ (Меркушинский)

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири