МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ. Монастыри, важнейший институт русского православия, появились в Сибири вскоре после ее присоединения к России. Первый из них, Тобольский Знаменский, уже в 1596 получал земли от атамана Третьяка Юрлова с сыном Максимом (см. Вотчины церковные). Знаменский монастырь, как и другие сибирские монастыри, по старорусской традиции сразу стал выполнять не только духовные функции, но и важную социальную - как место прибежища одряхлевших или раненых воинов. В Знаменском монастыре доживали свои дни многие Ермаковы казаки. В женских монастырях постригались вдовы служилых.
В конце XVI—XVII вв. возникло 36 монастырей: Тобольский Знаменский мужской (около 1596), Верхотурский Никольский мужской (1604), Туринский Покровский женский (1604), Тюменский Преображенский (Троицкий) мужской (1616), Тарский Параскево-Пятницкий женский (1620), Верхотурский Покровский женский (1621), Томский Успенский (Богородице-Алексеевский) мужской, позднее женский (1621, по другим сведениям — 1630-е гг.), Невьянский Богоявленский мужской (1622), Тобольский Рождественский женский (1623), Туринский Николаевский мужской (1624), Тарский Спасский мужской (1624), Тюменский Успенский женский (1620—24), Березовский Воскресенский мужской (1635), Красноярский Введенский мужской (1639), Енисейский Спасский мужской (1640—41), Далматовский Успенский мужской (1644), Кузнецкий Христорождественский мужской (1648), Рафаиловский Троицкий мужской (1651), Междугорский (Межигорский) Ивановский мужской (1653), Кондинский Троицкий мужской (1657), Туруханский Троицкий мужской (1657—60), Якутский Спасский мужской (около 1642, по другим сведениям — 1663), Усть-Киренский Троицкий мужской (1663), Енисейский Рождественский женский (1664), Албазинский Спасский мужской (1671), Томский Рождественский женский (1671), Братская Спасская пустынь мужской (1671), Иркутский Вознесенский мужской (1672), Кетская мужская пустынь (Лосиноборский Спасо-Преображенский, около 1677), Далматовский Введенский женский (1680), Невьянский Богородицкий женский (XVII в.), Селенгинский Троицкий мужской (1681), Посольский Спасо-Преображенский мужской (1681), Иркутский Знаменский женский (1693), Кодская Троицкая мужская пустынь (XVII в.), Нижнеудинский Спасский мужской (XVII в.).
Для обеспечения иноков сибирских монастырей московской власти нередко жаловали им земельные владения, дарили земли «на помин души» и сами сибиряки. В целом по России московские власти стремились к сокращению монастырских вотчин ради обеспечения землей служилых, но на Сибирь эта политика в XVII в. практически не распространялась. Сибирские монастыри были в колонизуемой стране важными опорными пунктами земледельческого освоения края, распространения православия среди аборигенов, а подчас имели и немалое военное значение. Поселявшимся на их землях крестьянам монастырские власти обычно давали существенную «подмогу», позволявшую завести крепкое хозяйство. Нередко беглецы из центральных крепостнических районов страны, получив на монастырских землях определенный навык хозяйствования в новых климатических условиях и обретя некоторую зажиточность, затем отправлялись дальше на восток.
И только в 1698 дальнейшее создание монастырей было запрещено указом «для того, что в Сибири мужских и женских монастырей, где всякого чина православным христианам постригаться и спасаться, довольное число есть». Но и в XVIII в. в Сибири иногда появлялись новые монастыри. В 1706 по указу Петра I был создан Нерчинский Успенский мужской монастырь, в 1783 — Абалакский Знаменский монастырь, знаменитый своей чудотворной иконой, написанной в 1636 протодьяконом Матфеем.
Церковная реформа Петра I, начатая в 1701, привела к созданию особого Монастырского приказа, в ведение которого переходили все монастырские земли. Это означало частичную секуляризацию церковных вотчин, однако в 1705 сибирские монастыри были изъяты из ведения Монастырского приказа, а с учреждением в 1721 Синода эта реформа была свернута. Окончательная секуляризация всех церковных земель произведена в 1764 при Екатерине II, что привело к сокращению числа сибирских монастырей. Были определены число монастырей, имевших право на государственное вспомоществование, штаты каждого из них. Если накануне секуляризации в Сибири насчитывалось 35 обителей, то после ее проведения их осталось 26, а к 1801 — 20.
Сибирские монастыри в XVIII—XIX вв. продолжают играть важную роль как центры миссионерской деятельности РПЦ. Среди них особо выделяются Тобольский Знаменский, Верхотурский Свято-Никольский, Тюменский Преображенский, Якутский Преображенский, Иркутский Вознесенский, Селенгинский Троицкий, Усть-Киренский Троицкий, Чулышманский Благовещенский, Омский Знаменский монастыри (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). С конца XVIII в. постепенно прекращается государственная политика по сокращению числа монастырей, по сдерживанию их экономического роста; лишенные земель монастыри оправляются от последствий секуляризации, строя свою жизнь на иных хозяйственных основаниях. Светские власти начинают все более ценить благотворительную роль монастырей; им опять разрешают владение пахотной землей и угодьями в размере свыше 9 десятин, определенных на каждую обитель по законам 1760-х гг.
XIX в. приносит возрождение монастырских традиций как во всей России, так и в Сибири. Среди новых монастырей все больше «заштатных», т. е. не получающих регулярного вспомоществования от государства. На этом фоне с новой силой проявляется такое древнеправославное явление, как старчество с его живым интересом к мистическими творениям отцов Церкви, крайним аскетизмом, обязательным личным трудом и нестяжанием, действенной проповедью нравственных законов христианства. Старцы часто жили при монастырях, основывали пустыни. Скитское старчество было распространено и в Сибири. До 1820 под Туринском 20 лет существовал скит прп. Зосимы (Захара Васильевича Верховского); этот пустынник послужил одним из прообразов известного во всем мире героя Ф.М. Достоевского старца Зосимы. Во второй четверти XIX в. всенародной славой пользовался томский православный старец Федор Кузьмич.
В пореформенное время при монастырях очень быстро появляются все новые школы, библиотеки и богаделенные заведения. Стихийно возникающие общины монастырского типа (чаще всего женские) постепенно входят в число признанных Синодом организаций. В 1913 в Благовещенской епархии было 3 монастыря (в том числе 1 женский), во Владивостокской — 2 (1), Енисейской — 6 (2), Забайкальской — 6 (3), Иркутской — 6 (1), Омской — 6 (5), Тобольской — 8 (4), Томской — 7 (5), в Якутской — 2 (1), всего — 46 монастырей (в том числе 23 женских). По другим сведениям, в 1917 в Сибири было 65 монастырей, из них 40 женских.
Преследования РПЦ в советское время привели сначала к разграблению, а потом и к закрытию всех сибирских монастырей. Уже в ходе Гражданской войны были казнены многие монахи, а в ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1921—22 разгромлены многие монастырские храмы. Уцелевшие от арестов и казней насельники скрывались по мирским домам, некоторые старались при этом тайно соблюдать требования монастырского устава. Отмена карательных курса советской власти по отношению к РПЦ привела и в Сибири к возрождению монастырской жизни. С конца 1980-х гг. открываются вновь древние сибирские монастыри. Создаются новые; 1-й среди них — учрежденный в 1989 Свято-Покровский монастырь в Ленинске-Кузнецком.
В настоящее время в сибирских епархиях находятся действующие монастыри (включая скиты и пустыни): в Абаканской и Кызыльской — 1 мужской, в Барнаульской и Алтайской — 8 (из них 6 женских), в Благовещенской и Тындинской — 2 женских, во Владивостокской и Приморской — 5 (3), в Иркутской и Ангарской — 1 женский, в Кемеровской и Новокузнецкой — 1 женский, в Красноярской и Енисейской — 6 (3), в Курганской и Шадринской — 4 (1), в Магаданской и Чукотской (Синегорской) — 1 женский, в Новосибирской и Бердской — 6 (2), в Омской и Тарской — 4 (3), в Тобольской и Тюменской — 4 (2), в Томской и Асиновской — 3 (1), в Хабаровской и Приамурской — 1 женский, в Читинской и Забайкальской — 5 (2), в Южно-Сахалинской и Курильской — 1 мужской, в Якутской и Ленской — 1 женский. В Петропавловской и Камчатской епархии, а также в Биробиджанской и Кульдурской монастырей нет. Всего в перечисленных епархиях действует 54 монастыря, из них 24 мужских и 30 женских. При многих из них созданы детские приюты, духовные училища и пр.
Лит.: Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII вв. Красноярск, 1983; Водарский Я.Е. Землевладение Русской Православной Церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность // Русское православие. Вехи истории. М., 1989; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2.
АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ
АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович)
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей