Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Стилевая направленность архитектуры в Иркутской губернии конца XIX - начала XX века типична для всей русской архитектуры данного периода. Церковные строения, начиная от стилизаторско-эклектических до модерна, восприняли традиции древнерусского зодчества. Наиболее распространенным было подражание древним московским постройкам.
Усадьба Бревнова
Здание усадьбы Бревнова - дом двухэтажный. Первый этаж кирпичный, второй деревянный, но оштукатуренный и в своем убранстве имитирующий каменные формы. Образное решение главного фасада здания наиболее интересно. Особенно выразителен второй этаж. Он имеет парадный, «дворцовый» характер, который проявляется в высоких оконных проемах и в обилии декора. Фасадная стена здания богато украшена скульптурными фигурами: верх второго этажа выделен маскаронами в виде женских голов, верх первого - львиными. Фигуры связаны между собой гирляндами. Парадный вход устроен на главном фасаде. Широкая мраморная лестница ведет на второй этаж особняка, в просторный вестибюль. Первый этаж, хотя и менее декорированный, но не менее выразительный, решен в ином характере - более интимном, как это ни странно для нижнего уровня. Такой характер придают и любопытные завершения оконных проемов в виде занавесей, и фактура открытой кирпичной кладки, заменяющая излишне тяжелый для этого дома руст. Стилизованные растительные мотивы, изображения мифологических персонажей и животных свойственны непрерывному, перетекающему декору стиля модерн.
Русско-Азиатский банк
Здание Русско-Азиатского банка было построено в 1910-1911 гг. для Иркутского отделения Русско-Китайского банка по проекту гражданского инженера В. И. Коляновского, автора нескольких незаурядных построек в Иркутске. Оно имеет сложную объемно-планировочную структуру, включающую ряд соподчиненных объемов, удачно подчеркивающих угловое положение здания на пересечении улиц Ленина и К. Маркса. Главный вход расположен с угла, где находится пятиугольный в плане вход ной вестибюль с парадной лестницей. Слева по улице К. Маркса к нему примыкает центральная часть главного фасада, выделенная портиком и фланкированная мощными пилонами. В завершении его имеется криволинейной формы аттик с большим круглым окном в центре. По углам главного фасада находятся две ассимметрично расположенные башни. Левая, квадратная в плане, завершена высокой четырехскатной кровлей с изломом, на которой установлена башенка со шпилем, украшенным флюгером. Угловая, правая башня — круглая в плане. Она завершена колоколообразным куполом с железной башней и шпилем. В целом композиция дома динамична и близка по построению стилю модерн, но в декоре фасадов пластика модерна сочетается с отдельными элементами неоклассики — рустовка первого этажа, штукатурные карнизы, наличники и т. д.
Гостиница “Централь”
Бывшая гостиница «Централь» занимает противоположный от Русско-Азиатского банка угол улиц Ленина и К. Маркса и построена примерно в то же время, что и здание банка. В разные годы она называлась по разному - «Централь», «Россия», «Модерн». Это двухэтажное, протяженное вдоль обеих главных улиц здание (74 и 42 м), включило в себя старую трехэтажную постройку 1860-х гг. (по ул. К. Маркса). Здесь четко выражена тенденция своего времени к периметральной застройке — третий, боковой, фасад выходит на улицу Красноармейскую. Здание обладает также выразительным декором, в котором проявилось влияние модерна. В его тектонике выполнены металлические ограждения балконов и парапетов. Уличные фасады дома раскрепованы ризалитами, ритм которых подчеркнут балконами второго этажа с металлическими решетками. В первом этаже размещены большие окна-витрины. Углы уличных фасадов скошены. В завершении дома проходит ряд чередующихся аттиков и столбов парапетов с решетками между ними, пластику фасадов включены лепные элементы в стиле модерн.
Есть в Иркутске деревянные дома в стиле модерн, который пришел в нашу каменную архитектуру в конце XIX – начале XX века. Планы зданий этого стиля формируются свободно, исходя из целесообразности расположения помещений, оконным проемам придается самая различная конфигурация, а в декоре появляются гибкие, текучие линии, стилизованные изображения цветов и стеблей. Один из ярких образцов – дом на улице Профсоюзной, 87 – дачный особняк почетного гражданина Шостаковича. В основном здания в стиле модерн строили профессиональные архитекторы.
Датой основания уникальной иркутской усадьбы можно считать 1882 год, именно эта дата обозначена над входом центрального здания усадьбы. Усадьба Сукачёва явилась ярким примером совершенствования архитектурных и строительных приемов, введения новых декоративных элементов, благотворно прижившихся в Иркутске в последней трети девятнадцатого столетия. Аналогов ей нет не только в Иркутском регионе, но и во всей Сибири. Архитектурно-стилевая направленность внешнего облика всех построек усадебного комплекса имеет общие элементы и художественные мотивы в декоративном оформлении фасадов. Органическое сплетение архитектурно-художественных приёмов, свойственных сибирскому зодчеству, наличие восточных мотивов в элементах декора домов усадьбы создают неповторимую гармонию стиля, который можно определить как «модерн» в деревянной архитектуре. При более внимательном изучении усадьбы Сукачёвых можно найти детали, не характерные для Иркутска, но напоминающие уютные, небольшие малороссийские усадьбы с домами, украшенными легкими верандами и опоясывающими резными деревянными галереями вокруг второго этажа. Но вернёмся к иркутской усадьбе.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей