Новости

Рытый. Мифы о мысе // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Мыс Рытый

Источник: turtella.ru
Долина Риты
Долина Риты
Автор: Александр Рютин
Источник: Восточно-Сибирская правда
Автор: Rybaka
Источник: Туристический Альманах Россия

На северо-западном побережье Байкала особой загадочностью вы­деляется мыс Рытый, который об­разован песчаными и каменистыми наносами реки с красивым женским именем Рита. На карте «Байкал» под редакцией Жиляковой Г.А. (Иркутск, 2004 г.) мыс называ­ется аналогично имени реки - мыс Риты. О.Гусев в одной из своих книг, наоборот, называет реку по имени мыса Рытая, а по бурятски Хыр-Хушун (106, с.39). Данные подходы - скорее исключение и поддерживаются не многими. М.Н.Мельхеев приво­дит происхождение названия мыса от того, что здесь «близ берега находится глубокая пучина (вырытая, или рытая) ... прямо не измеримая... Это впадина между береговыми горами и подводным хребтом Академический» (207, с. 197). Но, скорее всего, точнее первое, «перерытое», толкование названия, хотя второе пояснение привносит в загадочность мыса свою лепту.

Буряты ставят Рытый в один ряд со знаменитой Шаман — скалой на Ольхоне, и не только почитают это место святым, но и до сих пор боятся его. Согласно их старинным преданиям на мысе нашли себе обиталище свирепые духи сыновья божества Ухэр (бур. Ухэр - «вол», рогатый скот) по именам Азрэи Алмэ. Братья-холостяки в свое время были небожителями или «жителями грома», а впоследствие взялись за охрану местности.  Да и сам этот языческий кумир   покоится на этой земле. Появление на мысе для аборигенов бурят и эвен­ков - и сегодня является табу, поскольку это может привести к тяжелым последствиям от болезней до психических расстройств. Крайне нежелательным являются посещения мыса женщинами. Особо опасным считается вход в ущелье реки Риты, и если туда забредает скот, люди боятся выгнать его оттуда, так как считается, что животные стали собственностью духов, и новые хозяева так просто не распростятся со своим достоянием.

Мыс оправдывает свое название Рытый - тем, что по го­лой его степи размером около 4 км длиною и 2,5 км шириною рас­положены пересохшие рукава Риты, напоминающие собой узкие петляющие овраги, направленные к Байкалу. Степная поверхность усеяна так же различными глыбами и валунами. Местность у мыса исследователи относят к аномальным зонам, которые встречаются по всему миру и отличаются своей геологической активностью, воз­действием до сих пор непонятной энергией природы на человека. И на Рытом, и в некоторых других местах священного моря нередки случаи, когда непонятным образом ломаются часы, перестают рабо­тать электроприборы, дает сбои компьютерное оборудование. Имен­но в таких зонах чаще всего наблюдаются неопознанные летающие объекты (НЛО), сигарообразные предметы, вылетающие из воды группы светящихся шаров и т.п. Кстати, иркутские уфологии под­тверждают такую активность местности Рытого. Километров в 80-ти от мыса расположено самое глубокое место Байкала, и кое-кто даже высказывает предположение, что на дне озера расположена база НЛО. Кто-то также стремится объяснить все аборигенные «табу», действующие на этой территории, с подсознательным восприятием людьми энергии аномальной зоны и ее влиянием на психику инди­видов. В таких зонах происходят встречи со странными существами («снежный человек»); а люди чувствуют расстройства в своих со­стояниях, которые могут быть как положительными, так и отрица­тельными: галлюцинации, истерии, провалы в памяти, вещие сны и т.п.

По свидетельствам очевидцев посещение мест у Рытого нередко вызывало заболевания. Здешние жители рассказывали, что в неда­леком прошлом на мысе жили люди, но среди них стали встречаться преждевременные смерти и обитатели покинули это «проклятое ме­сто». Отпугивающим стал факт, когда участник одной из экспедиций заболел после того, как в одиночку поднялся на одну из вершин данной местности и некоторое время полежал на земле. Он болел около года. Молва связывает заболевание с возможным повышенным радиоактивным фоном в ущелье реки Риты, но геологи показывают, что радиоактивность здесь не превышает допустимой дозы. 

Аборигены хранят предания о том, что в древние времена на мысе находились поселения людей. Если рассматривать данный факт в свете археологических находок в районе Малого моря, о которых мы уже рассказали, то в этих воспоминаниях нет ничего не реального. И по сей день на Рытом при желании можно най­ти соответствующие свидетельства: остатки каких-то квадратных фундаментов; пирамидальные груды камней, сильно напоминаю­щие древние захоронения; искусственная каменная стена на кру­том склоне слева от реки Рита, протянувшаяся с северо-востока на юго-запад более чем на 800 метров и высотой около метра. Воз­можно, эта стена была создана древними жителями для облавных охот, хотя последние, как считается, не были распространены в таежной Сибири.

Весьма интересна легенда, связанная с мысом Рытым, которую приводит С.Волков. В этом месте сходилась граница между земля­ми охотничьими, пахотными и лугами для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего соперничества за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили: чтобы нам биться с молниями, нам нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри сказали: чтобы нам разминаться, нам нужна просторная земля без растений,             и остались на равнине мыса.

Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки, однако в этой схватке никто не победил, никто никого не одолел. После бит­вы трёх шаманов и трёх богатырей место стало проклятым. Битва разбудила дух захороненного здесь Ухари-нойона, и на плодородную равнину скатился сель, перемешав всю землю с огромными камня­ми...

Таков один из мифов о таинственном, сакральном и легендар­ном байкальском мысе. Аналогичных преданий о берегах и водах, о божествах и жителях священного моря можно много найти в памяти народов. Сказания и легенды не только воссоздают неповторимые и мистические образы Байкальского заповедного мира, они наполне­ны стремлением и сегодня встать на стражу его красоты, чистоты и величия. Закончим краткое описание этого примечательного места одной интересной зарисовкой: «На самом краю мыса Рытого одино­ко, среди голой степи мыса, растет священная группа тополей. Десять одинаковых, развесистых тополей компактно растут практически из одного центра, по периметру метрового круга, в середине которого в последние годы стала образовываться груда камней, своеобразный прообраз будущего оберега от редких посетителей и исследователей этого загадочного места» (70, с. 18).

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.