Новости

Мейер, Егор Егорович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Егор Мейер, Виктор Резанов. Вид города Иркутска. 1868 год. ИОХМ
Егор Мейер, Виктор Резанов. Вид города Иркутска. 1868 год. ИОХМ

Егор (Георг) Егорович Мейер (14 марта 1822, г. Новгород, Российская империя – 29 января 1867, г. Санкт-Петербург, Российская империя) — живописец, рисовальщик.

Родился в Новгороде, "от свободного состояния иностранного негоцианта Мейера и незнакомой особы". (24, с.54)  Воспитывался у вице–адмирала Петра Ивановича Рикорда, очень рано проявил способности к рисованию. С 1839 – вольноприходящий ученик Академии художеств (АХ) в Санкт–Петербурге. Учился по классу перспективного пейзажа у М.Н.Воробьева. В 1841–1842 участвовал в экспедиции географа и геолога П.А.Чихачева по Восточному Алтаю и Западному Саяну "для снятия видов с натуры". В 1843 получил в Академии художеств 1 серебряную медаль за виды из этой экспедиции: "Цепь гор Шабина Ола с долиною и рекою Алант в китайской провинции Уло–тай" и "Ущелье Карасу близ китайской границы".

В марте 1843 Мейер женился на дочери чиновника Черникова Софье Васильевне и в июне отправился вместе с ней в поездку по Лифляндской, Эстляндской и другим губерниям для писания видов с натуры. Большую часть 1844 провел в Одессе, куда уехал не позднее апреля месяца и оставался до декабря. В 1845 за картину "Источник, протекающий в лесу" получил 1 золотую медаль и звание художника XIV класса. В 1846–1849 как пенсионер АХ находился за границей (в Италии), а по вынужденном возвращении, причиной которому стало обострение политической обстановки в Европе, путешествовал по Харьковской и Полтавской губерниям с сохранением пенсионерства. В 1853 за картину "Горное ущелье" получил от АХ звание академика.

В 1855 отправился в Сибирь и по прибытии в Иркутск был направлен в организованную СОИРГО экспедицию по Амуру. В 1859 участвовал в новой экспедиции, отправленной на Дальний Восток под начальством члена СОИРГО, полковника К.Ф.Будогосского. "Экспедиции было поручено определить совместно с китайскими комиссарами пограничную межу согласно Тяньцзиньского трактата, а кроме того, произвести топографические съемки юго–восточной Маньчжурии, мало известной, и собрать различные материалы для составления карты всего Уссурийского края". (21, с.51) В это время Мейер официально числился землемером Приморской области Восточной Сибири.

В декабре 1858 он был награжден орденом Св. Станислава 2 степени, а в августе 1859 произведен в чин коллежского асессора. С марта 1860 по 1862 служил "при Начальнике Иркутской губернии" в должности архитекторского помощника, после чего вернулся в Петербург.

Умер в 1867, не успев закончить картину "Вид города Иркутска" (ныне находится в ИОХМ), дописывал которую академик пейзажной живописи В.М. Резанов.

В октябре 1868 на состоявшейся в Иркутске "первой публичной" сельскохозяйственной и мануфактурно–ремесленной выставке экспонировалась картина Мейера "Езда на собаках", выставленная генерал–губернатором Восточной Сибири М.С.Корсаковым. В "Описании" выставки о ней говорилось:

"Серое, мрачное небо; в воздухе несутся снеговые тучи; на землю тяжело налегли сугробы снега; по этим сугробам тянется вереница собак, запряженных в нарту. У передней пары собак бежит камчадал на лыжах; другой камчадал сидит в нарте. Таково, в общих чертах, содержание картины Мейера. Художник прекрасно уловил характер сибирской природы зимою.

Картина его, не смотря на суровость сюжета, дышит жизнью, она неизмеримо выше всех прочих картин, представленных на выставку". (20, с.55). 

Из Сибири Мейер вывез большое количество пейзажных работ, местонахождение которых сегодня неизвестно. Некоторые рисунки Мейера из Алтайской экспедиции ("Казачий пост Абакан", "Скалы над Чуей" и др.) были воспроизведены литографским способом в книге П.А.Чихачева "Путешествие в Восточный Алтай", изданной в 1845 в Париже (Tchihatcheff P. Voyage scitifique dans l` Altai oriental.– Paris, 1845). Амурские рисунки Мейера были использованы Р.К.Мааком для иллюстрирования своего труда "Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Императорского Русского географического общества в 1855" (СПб., 1859) и были помещены в отдельном томе – литографическом "Альбоме рисунков к путешествию по Амуру, совершенному от Сибирского отдела императорского Русского географического общества" [СПб., 1859]. (2)

Литература

  1. Архив ИОХМ, личное дело Е.Е.Мейера.
  2. Альбом рисунков к путешествию на Амур, совершенному от Сибирского отдела императорского Русского географического общества.– [СПб., 1859].
  3. Амур.– 1860.– N 23 (7 июня).– С.299.
  4. Василий Шевич. О пейзажной сибирской живописи // Сибирь.– 1878.– № 43 (26 ноября).– С.5.
  5. Заветная нить поиска.– Омск, 1988.– Ил. между с.32 и 33.
  6. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.– Иркутск, 1986.– С.8, 28.
  7. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].– Иркутск, 1961.– С.20–21.
  8. Иркутские губернские ведомости.– 1859.– N 3 (15 января).– Часть официальная, с.5.
  9. Иркутские губернские ведомости.– 1859.– N 43 (12 октября).– Часть официальная, с.1.
  10. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.– Л., 1961.– С.42.
  11. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII – начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1976.– С.52–53.
  12. История Сибири. Т.3. Сибирь в эпоху капитализма.– Л., 1968.– С.419.
  13. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII – XX вв.– Иркутск, 1952.– С.37.
  14. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник императорской Академии художеств. 1764–1914.– Ч.II. Список русских художников.– Петроград, 1914.– С.127.
  15. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.– 1968.– № 11.– С.60.
  16. Лыхин Ю.П. История светского изобразительного искусства в Иркутской губернии. XVII век – 1917 год: Основные тенденции развития // Вопросы теории и практики музейного дела. Исторические и культурные традиции края: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения – 1998". Вып.5.– Иркутск, 1999.– С.17, 19.
  17. Маак Р. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела императорского Русского географического общества в 1855 году.– СПб., 1859.– С.VII.
  18. Махлевич Я.Л. "И Эльбрус на юге..." – М., 1991.– С.114–115, 120–121, ил. на с.118.
  19. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века.– М., 1963.– С.291, 395.
  20. Описание первой публичной выставки, бывшей в Иркутске в 1868 году.– СПб., 1869.– С.55–56.
  21. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880– Иркутск, 1914.– С.51, 234.
  22. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].– Иркутск, 1958.– С.18.
  23. Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.).– М., 1960.– С.64, 465, 545.
  24. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.– Новосибирск, 1993.– С.54–55, 106–107, ил.38.
  25. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.– Иркутск, 1990.– С.220, 303.
  26. Фатьянов А.Д. Воспитанники петербургской Академии художеств в Иркутске // Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения – 1990". Вып.II.– Иркутск, 1993.– С.9–10.
  27. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.– Иркутск, 1958.– С.113.
  28. Фатьянов А.Д. Коллекционеры старого Иркутска // Меценаты России: Материалы науч. конф. "Сукачевские чтения – 1992". Вып.3.– Иркутск, 1994.– С.10.
  29. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ.– Иркутск, 1967.– С.45–47.
  30. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.– Иркутск, 1995.– С.56–57, 94, 95, 115, 167.
  31. Снытко Л. По заказу императора // Восточно–Сибирская правда. 2011. 3 мая

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Лыхин Ю. П., Крючкова Т.А. | Источник(и): Иконописцы мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь, Иркутск, 2000 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 23 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.