МЕННОНИТЫ, последователи одной из старейших протестантских церквей, возникшей в 1530-е гг. в Нидерландах. К основопологающим канонам меннонитного вероучения относятся сознательное крещение по вере, отказ от военной службы и присяги. Под воздействием репрессий против еретиков значительная часть меннонитов эмигрировала в Польшу. C 1789 по приглашению Екатерины II меннониты стали переселяться из Польши в Россию, стимулом к чему стал ряд социально-экономических привилегий и льгот, в том числе освобождение от военной службы с оружием в руках. Первоначально колонии меннонитов на терриории России разместились в Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниях. К началу XX в. в России насчитывалось около 100 тыс. меннонитов, объединенных в братские и церковные общины. Вероучение братских меннонитов в значительной степени схоже с баптистским (см. Евангельские христиане-баптисты).
Вопрос об этнической принадлежности меннонитов не получил окончательного разрешения. В литературе высказываются точки зрения как о голландских, так и о немецких корнях российских меннонитов. Наиболее корректна теория о завершении в России процесса складывания среди меннонитов этноконфессиальной общности. Тем не менее история меннонитов неразрывно связана с историей российских немцев — лютеран и католиков.
Первые поселения меннонитов в Сибири были образованы в конце XIX — начале ХХ в. Переселение меннонитные крестьян в Сибирь носило преимущественно экономический характер, было хорошо организовано и финансировалось «материнскими» колониями. Меннониты традиционно выделялись среди немцев высокой степенью развития экономики и культуры, использованием наиболее современной техники и приемов ведения земледелия и животноводства. Все это обеспечило высокие колонизационные возможности меннонитов в Сибири. Они быстро адаптировались к непростым новым условиям и составили одну из наиболее развитых групп среди населения Сибири. Языковая и религиозная среда выступали гарантом сохранения культурной и социальной самобытности меннонитов.
Меннониты поселились в Сибири преимущественно 2 компактными группами - в Барнаульском уезде Томской губернии (в 1920-е гг. - в составе Славгородского уезда Алтайской, потом Омской губернии, затем Славгородского округа) и в Омском уезде Акмолинской области (соответственно в составе Омского уезда Омской губернии, затем - Омского округа). В 1913 в так называемых барнаульских поселениях меннонитов проживало 10 416 человек. По подсчетам немецкой секции при Сибкрайкоме ВКП(б), численность меннонитов составляла в 1925 в Славгородском округе 14 168 человек, в Омском округе - около 6,5 тыс. человек (всего на начало 1926 в РСФСР - 44 334 человек).
Главные коллизии во взаимоотношениях меннонитных общин и советской власти в 1920-е гг. развернулись вокруг деятельности меннонитной сельскохозяйственной кооперации, борьбы меннонитов за сохранение религиозных свобод и самобытной системы школьного образования. В 1923-28 в РСФСР успешно функционировала созданная меннонитами России сельскохозяйственная кооперативная организация - Всероссийское меннонитное сельскохозяйственное общество (ВМСХО). В Сибири были организованы 2 наиболее крупных его отделения - Славгородское и Омское. Неподконтрольность созданной на конфессионной основе кооперативной организации государственным структурам стала главной причиной ликвидации ВМСХО в июне 1928, осуществленной партийным и советским органами в соответствии с прямыми директивами ЦК ВКП(б).
Нонконформистская позиция меннонитных общин по вопросу о признании военной службы с оружием в руках привела к тому, что с декабря 1926 меннониты остались фактически единственной протестантской конфессией в СССР, бескомпромиссно отстаивавшей право пацифистски настроенных верующих на альтернативную гражданскую службу. В конце 1920-х - первой половине 1930-х гг. меннониты призывались на службу в особые трудовые части и части тылового ополчения.
Массовое эмиграционное движение немцев из СССР, достигшее пика осенью 1929, стало завершением длительного процесса, начавшегося еще в первой половине 1920-х гг. Инициаторами, организаторами и основной движущей силой этого процесса выступили меннониты Сибири, к которым на заключительном этапе присоединились католики и лютеране. В числе основных причин массовой эмиграции меннонитов были их неудовлетворенность ограничением религиозных свобод, в частности, ужесточением контроля со стороны властей над воспитанием детей, массовое лишение проповедников избирательных прав и начавшаяся коллективизация. Всего эмигрировало около 6 тыс. человек (в том числе около 4 тыс. меннонитов), из них около 4,5 тыс. человек выехали из поселений российских немцев в Западной Сибири, в первую очередь - из Немецкого района. Отчаянная попытка меннонитов эмигрировать из СССР привлекла внимание международного сообщества и стала одним из ярких моментов в истории сопротивления российского крестьянства коллективизации.
1930-е гг. характеризовались повышенным враждебным вниманием карательных органов и применением по отношению к меннонитам массовых репрессий. Меннониты целенаправленно уничтожались как «сектанты» в ходе осуществления массовой операции НКВД по приказу № 00447 и как национальный «спецконтингент» - в рамках проведения «немецкой» операции НКВД. К началу Великой Отечественной войны в результате репрессий и административного давления властей легальная деятельность общин меннонитов в Сибири прекращается, закрываются последние молитвенные дома.
Возобновилась легальная деятельность меннонитных общин в Сибири во второй половине 1950-х гг. Судебный процесс в октябре 1952 над 8 меннонитами, жителями Михайловского, Славгородского и Знаменского районов Алтайского края, обвинявшимися в создании «нелегальной религиозной организации», стал последней жесткой репрессивной акцией в их отношении. После смерти И.В. Сталина гонения на меннонитов приобрели преимущественно административный характер и заключались в запрещении религиозных собраний, воскресных школ, наложении штрафов на проповедников и активистов общин.
Результатом сближения евангельских христиан-баптистов и меннонитов стало вхождение в 1961-65 братских меннонитов во ВСЕХБ, занимавший лояльную позицию по отношению к советскому государству. В то же время значительная часть меннонитов Сибири активно участвовала в движении «инициативников» - сторонников Совета церквей евангелистских христиан-баптистов (СЦЕХБ), требовавших свободы религиозной пропаганды и миссионерской деятельности за пределами молитвенных домов, а также отказывавшихся от регистрации в государственных органах. Так, в марте 1970 меннониты села Орлово Хабарского района Алтайского края обратились к Л.И. Брежневу с требованием освободить находящихся в заключении «узников совести» А.А. Вибе и А.А. Гизбрехта. В свою очередь, государственные органы в 1970-80-е гг. вели борьбу с «экстремистскими» тенденциями среди меннонитов - сторонников СЦЕХБ, а также линию на ликвидацию незарегистрированных религиозных групп верующих. Конфронтация меннонитов и государства по вопросам религиозных свобод продолжалась вплоть до распада СССР. Массовая эмиграция немцев 1990-х гг. привела фактически к прекращению деятельности общин меннонитов на территории Сибири.
Лит.: Этноконфессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1920-1980-е годы. Аннотированный перечень архивных документов и материалов. Избранные документы. Новосибирск; СПб., 2006.
А.И. Савин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей