Новости

Меннониты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МЕННОНИТЫ, последователи одной из старей­ших протестантских церквей, возникшей в 1530-е гг. в Ни­дерландах. К основопологающим канонам меннонитного вероуче­ния относятся сознательное крещение по вере, отказ от военной службы и присяги. Под воздействием репрессий против еретиков значительная часть меннонитов эмигрировала в Польшу. C 1789 по приглашению Екатерины II меннониты стали пересе­ляться из Польши в Россию, стимулом к чему стал ряд социально-экономических привилегий и льгот, в том числе освобождение от военной службы с оружием в руках. Первоначально коло­нии меннонитов на терриории России разместились в Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниях. К началу XX в. в России насчитывалось около 100 тыс. меннонитов, объединенных в братские и церковные общины. Вероучение братских меннонитов в значительной степени схоже с баптистским (см. Евангельские христиане-баптисты).

Вопрос об этнической принадлежности меннонитов не получил окончательного разрешения. В литературе высказываются точки зре­ния как о голландских, так и о немецких корнях российских меннонитов. Наибо­лее корректна теория о завершении в России процесса складывания среди меннонитов этноконфессиальной общности. Тем не менее история меннонитов неразрывно связана с историей российских немцев — лютеран и католиков.

Первые поселения меннонитов в Сибири были образованы в конце XIX — начале ХХ в. Переселение меннонитные крестьян в Сибирь носило преимущественно экономический характер, было хорошо ор­ганизовано и финансировалось «материнскими» коло­ниями. Меннониты традиционно выделялись среди немцев высокой степенью развития экономики и культуры, использова­нием наиболее современной техники и приемов ведения земле­делия и животноводства. Все это обеспечило высокие колонизационные возможности меннонитов в Сибири. Они быстро адаптировались к непростым новым условиям и составили одну из наи­более развитых групп среди населения Сибири. Языковая и религиозная среда выступали гарантом сохранения культурной и социальной самобытности меннонитов.

 Меннониты поселились в Сибири преимущественно 2 компактными группа­ми - в Барнаульском уезде Томской губернии (в 1920-е гг. - в составе Славгородского уезда Алтайской, потом Омской губернии, затем Славгородского округа) и в Омском уезде Акмолинской области (соответственно в составе Омского уезда Омской губернии, затем - Омского округа). В 1913 в так называемых барнаульских поселени­ях меннонитов проживало 10 416 человек. По подсчетам немецкой секции при Сибкрайкоме ВКП(б), численность меннонитов составляла в 1925 в Славгородском округе 14 168 человек, в Омском округе - около 6,5 тыс. человек (всего на начало 1926 в РСФСР - 44 334 человек).

Главные коллизии во взаимоотношениях меннонитных общин и советской власти в 1920-е гг. развернулись вокруг деятельности меннонитной сельскохозяйственной кооперации, борьбы меннонитов за сохранение религиозных свобод и самобытной системы школьного образования. В 1923-28 в РСФСР успешно функционировала со­зданная меннонитами России сельскохозяйственная кооперативная организация - Всероссийское меннонитное сельскохозяйственное общество (ВМСХО). В Сибири были органи­зованы 2 наиболее крупных его отделения - Славгородское и Омское. Неподконтрольность созданной на конфессионной основе кооперативной организации государственным структурам стала главной причи­ной ликвидации ВМСХО в июне 1928, осуществленной партийным и советским органами в соответствии с прямыми директива­ми ЦК ВКП(б).

Нонконформистская позиция меннонитных общин по вопро­су о признании военной службы с оружием в руках привела к тому, что с декабря 1926 меннониты остались фактически единственной протестантской конфессией в СССР, бескомпромиссно от­стаивавшей право пацифистски настроенных верующих на альтернативную гражданскую службу. В конце 1920-х - первой половине 1930-х гг. меннониты призывались на службу в особые трудовые части и части тылового ополчения.

Массовое эмиграционное движение немцев из СССР, до­стигшее пика осенью 1929, стало завершением длитель­ного процесса, начавшегося еще в первой половине 1920-х гг. Инициаторами, организаторами и основной движущей си­лой этого процесса выступили меннониты Сибири, к которым на заключительном этапе присоединились католики и лютера­не. В числе основных причин массовой эмиграции меннонитов были их неудовлетворенность ограничением религиозных свобод, в частности, ужесточением контроля со стороны властей над воспитанием детей, массовое лишение проповедников избирательных прав и начавшаяся коллективизация. Всего эмигрировало около 6 тыс. человек (в том числе около 4 тыс. меннонитов), из них около 4,5 тыс. человек выехали из поселений российских нем­цев в Западной Сибири, в первую очередь - из Немецкого района. Отчаянная попытка меннонитов эмигрировать из СССР привлекла внимание международного сообщества и стала од­ним из ярких моментов в истории сопротивления российского крестьянства коллективизации.

1930-е гг. характеризовались повышенным враждебным вниманием карательных органов и применением по отношению к меннонитам массовых репрессий. Меннониты целенаправленно уничтожались как «сектанты» в ходе осуществления массо­вой операции НКВД по приказу № 00447 и как национальный «спецконтингент» - в рамках проведения «немецкой» операции НКВД. К началу Великой Отечественной войны в результате репрессий и административного давления властей легальная деятельность общин меннонитов  в Сибири прекращается, закрывают­ся последние молитвенные дома.

Возобновилась легальная деятельность меннонитных общин в Си­бири во второй половине 1950-х гг. Судебный процесс в октябре 1952 над 8 меннонитами, жителями Михайловского, Славгородского и Знаменского районов Алтайского края, обвинявшимися в создании «нелегальной религиозной организации», стал последней жесткой репрессивной акцией в их отношении. После смерти И.В. Сталина гонения на меннонитов приобрели преимущественно административный характер и заключались в запрещении религиозных собраний, воскресных школ, наложении штрафов на про­поведников и активистов общин.

Результатом сближения евангельских христиан-бап­тистов и меннонитов стало вхождение в 1961-65 братских меннонитов во ВСЕХБ, занимавший лояльную позицию по отно­шению к советскому государству. В то же время значительная часть меннонитов Сибири активно участвовала в движении «инициативников» - сторонников Совета церквей евангелистских христи­ан-баптистов (СЦЕХБ), требовавших свободы религиозной пропаганды и миссионерской деятельности за пределами молитвенных домов, а также отказывавшихся от регистрации в государственных органах. Так, в марте 1970 меннониты села Орлово Хабарского района Алтайского края обратились к Л.И. Брежневу с требованием освободить находящихся в заключении «узников совести» А.А. Вибе и А.А. Гизбрехта. В свою очередь, государственные органы в 1970-80-е гг. вели борьбу с «экс­тремистскими» тенденциями среди меннонитов - сторонников СЦЕХБ, а также линию на ликвидацию незарегистрированных религиозных групп верующих. Конфронтация меннонитов и государства по вопросам религиозных свобод продолжалась вплоть до распада СССР. Массовая эмиграция немцев 1990-х гг. привела фактически к прекращению деятельности общин меннонитов на территории Сибири.

Лит.: Этноконфессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1920-1980-е годы. Аннотированный перечень архивных документов и материалов. Избранные документы. Новосибирск; СПб., 2006.

А.И. Савин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири