Масоны — Официальной датой начала масонства в России считается 1731, а расцветом его 70-е и 80-е гг. XVIII века. Объединение части дворянской интеллигенции этого времени в масонские об-ва (ложи) объясняется соц.-групповой дифференциацией внутри дворянства; вместе с тем масонские учения оформляли классовую психологию и идеологию дворянских групп, противостоявших, при всей их внутрен. дифференциации, нарождавшейся буржуазии.
Сведения о масонстве в Сибири в XVIII веке ничтожны. До 1818 можно говорить только о единичных М., живших в Сиб. или сосланных в Сибирь. Масоном был, напр., И. О. Селифонтов, сиб. сатрап, иркутский и колыванский ген.-губернатор. Весьма вероятна, хотя не доказана, связь с масонством А. Н. Радищева (см.), пробывшего в Сибири с 1791 по 1796. Булгарин в одном из своих доносов (опубликован Б. Л. Модзалевским) писал, что „новиковцы думали основать малую республику в Сиб. до границ Китая и по ней преобразовать всю Россию»— сообщение, конечно, вздорное, но, м. б., внушенное слухами о сиб. М. и фактами ссылки в Сиб. к.-л. из последователей Новикова. Первой масонской ложей в Сиб., о к-рой имеются документальные свидетельства, была ложа „Восточного светила на Востоке», основан. в Томске в 1818 и принадлежавшая к союзу „Великой ложи Астрей» в Петербурге. Видная роль в ее организации и деятельности принадлежала тобольскому уроженцу, впоследствии декабристу Г. С. Батенькову (см.), который в пб. период своей жизни был членом ложи „Избранного Михаила». С 1816 по 1821 Батеньков служил в Томске; в 1819—21 в годы ген.-губернаторства М. М. Сперанского (см.) сблизился с ним. Сперанский был видной фигурой в масонстве; м. п., в Нижнеудинске в 1819 им написаны „Замечания о происхождении масонства». Батенькову принадлежат опубликованные Пыпиным „Масонские воспоминания». Ложа „Восточного светила», по сравнению со столичными ложами, отличалась более демократическим характером; она состояла, гл. обр., из местного крупного и ср. чиновничества и отчасти из местной буржуазии. Ложа просуществовала до 1822, когда была закрыта на основании правительственного распоряжения. В Иркутске в начале XIX в. существовала масонская ложа, возглавляемая французским эмигрантом Леруа, в состав ее входили также др. французские эмигранты и ссыльные поляки. В Иркутске, Нерчинске и др. городах были также просветительно-благоверительные об-ва, близкие к масонским „Друзья свободы», „Светоч разума» и др. Значит. часть сосланных в Сибирь декабристов (см.) была, по крайней мере, в своем прошлом, связана с масонством.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей