МАШИНОСТРОЕНИЕ, комплекс отраслей тяжелой промышленности, изготавливающих орудия труда для всех отраслей народного хозяйства, продукцию оборонного назначения и предметы потребления, а также занимающихся ремонтом машин и оборудования. Отрасли машиностроения: энергетическое машиностроение, электротехническое, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и другое.
В промышленности СССР машиностроение занимало 1-е место по объему выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности занятых. Опережающими темпами машиностроение развивалось в СССР с 1930-х гг. В сибирской экономике машиностроение в конце XIX - 1-е десятилетия XX в. было слабым звеном. В Тюмени работали механический и 2 судостроительных завода, в Омске - завод сельскохозяйственных машин. Строительство и эксплуатация Транссибирской магистрали потребовали создания кузнечных и слесарных мастерских. По мере введения в действие железных дорог для ремонта подвижного состава и пути создавались железнодорожные депо и мастерские.
Одно из крупных металлообрабатывающих предприятий - чугунолитейный и механический завод товарищества «Труд» (Новониколаевск), созданный в 1906 на основе небольшой мастерской. Он производил кирпичеделательные прессы, паровые котлы, насосы, мельничное оборудование, строил и ремонтировал судовые корпуса, печи для обжига кирпича. В Восточной Сибири в ходе Русско-японской войны были организованы мастерские по ремонту армейских повозок. Крупнейшее предприятие этого типа - Иркутская обозная мастерская, где в 1913 работало 300 кузнецов, молотобойцев, жестянщиков и др.
[caption id="attachment_24104" align="aligncenter" width="300"] Завод им. В. В. Куйбышева, Омск[/caption]
Один из крупнейших сибирских холдингов - «Сибмашхолдинг» - создан в октябре 2000. Он включает 4 предприятия: Красноярский завод комбайнов, «Алтайдизель», Алтайский тракторный завод и Красноярский завод прицепной техники. Холдинг связан с Назаровским машиностроительным заводом, производящим жатвенные части. Таким образом, в структуре холдинга увязана вся технология производства машин и оборудования для зерновых и кормовых культур. Сеть представительств холдинга состоит из 25 центров в СНГ.
Машиностроительные предприятия являются участниками объединений и в других отраслях. Например, металлургические компании, будучи крупными покупателями услуг железнодорожного транспорта, проявляют интерес к предприятиям транспортного машиностроения. В частности, компания «Сибал» («Сибирский алюминий») контролирует «Абаканвагонмаш» (монополист в производстве транспортных контейнеров в стране) и «Барнаултрансмаш».
Наиболее яркий пример «программной» интеграции - «СибВПКнефтегаз-2000», программа производства конкурентоспособного нефтепромыслового оборудования на основе конверсии. Она разработана в 2000 под эгидой Законодательного собрания Омской области и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Объединяет более 50 предприятий и 16 научно-исследовательских, проектных, конструкторских и образовательных учреждений.
Несмотря на прекращение спада производства по отрасли в целом, крупные предприятия машиностроения, и особенно оборонных отраслей, не преодолели кризисное состояние. Число машиностроительных предприятий в течение 1990-х гг. возросло по Сибири почти в 2 раза (особенно в электротехнической промышленноси и приборостроении), но из них только треть занималась непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта.
Большинство машиностроительных предприятий Сибири за годы кризиса вынуждены было ради выживания производить непрофильную продукцию. К середине первого десятилетия XXI в. подавляющее большинство крупных машиностроительных. предприятий оказалось в сложном финансовом положении. Многие из них, особенно оборонные, - на грани банкротства. Это отрицательно влияет на социальную обстановку в большинстве сибирских регионов (невыплата зарплаты, безработица, отказ от содержания жилья и социальной инфраструктуры). В целом машиностроение Сибири не является бюджетообразующей отраслью, в большинстве случаев непривлекательно для инвестиций. На предприятиях изношено оборудование, они используют преимущественно технологии 3-го и 4-го технологических укладов. Только отдельные наукоемкие производства, относящиеся в основном к оборонному комплексу, имеют технологии 5-го уклада. В 2000 в сибирском машиностроении началось неконтролируемое сокращение объемов используемых производственных фондов, причем не только оборудования, но также зданий и сооружений. Сохраняется появившаяся в начале 1990-х гг. хроническая недогрузка машиностроительных мощностей региона: коэффициент загрузки предприятий отрасли колебался от 7—10 до 50—60 %.
Единственное, что не претерпело существенных изменений по итогам 1990-х гг. — территориальная структура гражданского машиностроения Сибири. Остались крупными машиностроительными центрами Новосибирская область (26—28 % от объема производства машиностроительной продукции Сибири), Алтайский край (13— 15 %), Кемеровская область (до 13 %), Красноярский край (11—13 %), Иркутская область (5—8 %).
В целом, обеспечивая (по состоянию на 2004) 7 % в общероссийском гражданском машиностроительном производстве, 16 % - в оборонном, машиностроение Сибири не играет существенной роли в территориальном разделении труда в промышленности России. Тем не менее потенциал оборонных и ряда гражданских предприятий позволяет сибирским машиностроителям производить в регионе отдельные виды высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. В стратегии экономического развития Сибири (разработана в 2004) отмечено, что сибирское машиностроение потенциально может участвовать в осуществлении общероссийских проектов развития топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, цветной металлургии и горнодобывающей промышленности, наукоемкого сектора в авиакосмической промышленности.
Лит.: Машиностроение СССР: Стат. сб. М., 1969; Большая советская энциклопедия. М., 1974. Т. 15; Киселев Н.Н. Машиностроение Сибири в условиях развитого социализма (1959-1970 гг.). Новосибирск, 1982.
В.А. Бажанов, И.М. Савицкий
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей