Новости

Машино-судостроительный завод Гуллета // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МАШИНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ГУЛЛЕТА, первый в Сибири машиностроительный и литей­ный завод по производству судов.

Основан в Тюмени в 1860 английским инженером-судостроителем Г.И. Гуллетом в качестве филиала Екатеринбург­ского механического завода. Компаньоном Гуллета стал волжский инженер-судостроитель Л.М. Пирсон. Три года спустя благодаря резкому увеличению заказов завод полностью переехал в Тюмень. В 1863 завод выпустил 1-й пароход с паровым котлом и машиной собственного из­готовления («Орел»). В основу технологии промышленно-поточного производства судов лег опыт волжских заводов. Номенклатура изделий насчитывала около 1 тыс. наиме­нований. Завод изготавливал железные баржи и корпуса судов, паровые машины с трубчатым котлом высокого давления, центробежные насосы, мукомольные мельницы, лесопильную технику, оборудование для местных винокурен­ных заводов и золотых приисков, водопроводные трубы (в том числе  сверленые деревянные, из лиственницы), водоподъем­ные машины-насосы. Среди знаменитых изделий, отме­ченных золотыми медалями Тюменской промышленной выставки 1871 и составлявших славу завода - 400-сильный буксир «Тара», пароходы «Работник» (520 л. с.), «Семипала­тинск» (200), «Сибиряк», «Уфа», «Орел» и другие колес­ные и винтовые суда.

В 1869 владельцем завода стал зять Гуллета, купец 1-й гильдии К. В. Логинов. Он взялся за обновление цехов и оборудования. К 1871 завод располагал зданием па­рового молота, листоковальной фабрикой, водоподъем­ной машиной, паровой мукомольной мельницей, судо­сборочным цехом, механической и столярной мастерскими, складскими помещениями для готовой продукции и механизмов, караульным домом, пароходом «Заря», баржами, при­станью и котельной. К заводу были приписаны более 200 постоянных рабочих, а с учетом сезонных — до 800 человек. Но К.В. Логинов не смог расплатиться по креди­там, привлеченным из Тюмени, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, поэтому 28 декабря 1873 завод пришлось ос­тановить. Начался судебный процесс по делу несостоятельного должника К.В. Логинова. По решению суда управление заводом и продажа имущества с торгов в счет погаше­ния долгов передавались конкурсной комиссии. Комиссия начала торги по продаже имущества, К.В. Логинова, как «злостного банкрота», поместили в тюменскую тюрьму. Воспользовавшись возможностью отлучиться из нее на некоторое время, он тайно уехал в Санкт-Петербург и обра­тился с жалобой в Сенат. В результате работы комиссии Сената с него сняли обвинения, в декабре 1877 Тобольский губернии суд вынес решение о прекращении следствия. В Тюмень К.В. Логинов больше не вернулся, обосновав­шись с семьей в столице.

В 1876 завод перешел к бывшему мастеру завода А.П. Кругляшову, по доверенности К.В. Логинова управлявшему им во время судебного процесса. В 1880-е гг. собственни­ком завода стал коммерции советник А.К. Трапезников; фирма «Гуллет (мл.) и Наследники Пирсона» некоторое время арендовала у него сохранившиеся здания. Сокра­тилось количество работников, оборудование не обновля­лось, деньги в реконструкцию завода не вкладывались. Тем не менее в 1893-95 на заводе построены первые в Сибири пассажирские пароходы «Кормилец» (200 л. с.) и «Любимец», железная плавучая тюрьма на 700 человек. За­тем были созданы первый в Сибири 2-этажный пароход «Евгений» «американского» типа, паровой механизм для фабрики купца Ядрышникова, чугунный фонтан с во­доотборными кранами для Александровской площади в Тюмени, мукомольная мельница и сита для верфи брать­ев Вардропперов на реке Тавда и многое другое. К тому времени продукция завода была достаточно известной: в 1897 завод посетил адмирал С.О. Макаров.

В 1901 машино-судостроительный завод окончательно обанкротился. Но существовавшие производственные мощ­ности еще продолжали работать. На базе оставшихся строений продукцию пыталась выпускать верфь Боткин­ского завода (с 1905), затем (в 1910-е гг.) — екатеринбургский мещанин М.А. Кудрявцев, осуществивший сборку пас­сажирских пароходов «Русь» и «Европа». До ноября 1917 на территории бывшего завода Гуллета размещался завод Гуртнера (судостроительную продукцию он уже не производил). Пос­ле Гражданской войны в сохранившихся помещениях разместилась артель валяной обуви «Угольник». В 1941 здания отдали эвакуированному из Киева заводу «Цепи Галля». В послевоенные годы на этой базе возник приборостроительный завод. После его переезда на месте прежнего машино-судостроительного завода разместился механический завод, в начале XXI в. на этой территории находится промышленно-производственная база строительной фирмы «Жилье».

В честь основателя завода, суда которого плавали по Оби и другим рекам Сибири в конце XIX — начале XX в., был назван пароход «Инженер-механик Гуллет».

Лит.: Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Екатеринбург, 1994; Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени: Путеводитель. Тюмень, 1999; Большая тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004. Т. 1, 2.

А.Д. Бирюков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири