Новости

Мартынов, Андрей Ефимович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Источник: http://www.fotki.yandex.ru
Источник: http://www.liveinternet.ru
Источник: http://www.liveinternet.ru
Источник: http://www.sphinxfineart.com
Источник: Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII-начало XIX века)

Андрей Ефимович Мартынов (2 июля 1768 – 19 октября 1826) — рисовальщик, гравер, литограф, живописец.

Родился в Петербурге в семье гренадера Преображенского полка. В 1773 г. был определен в Академию художеств, учился у Сем.Ф. Щедрина. Награждался медалями: в 1787 г.- 2 серебряной, в 1788 г.- 1 серебряной и 2 золотой. В апреле 1788 г. получил аттестат первой степени, звание художника и чин XIV класса, оставлен при Академии художеств пенсионером. В июле 1789 г. был отправлен за границу (в Рим), где находился до 1794 г. По возвращении в Петербург в июне 1795 г. произведен в "назначенные", в сентябре того же года за "Вид в окрестностях Рима" получил звание академика, в 1802 г. был избран советником АХ.

Вместе с С.Ф.Щедриным работал над оформлением интерьеров Павловского дворца, исполняя картины-панно и фресковые росписи, создал несколько акварелей для Павла I, графа П.А.Строганова и Д.Л.Нарышкина. В 1804 г. совершил путешествие по России, побывав в Астраханской, Кавказской и Таврической губерниях.

В 1805 г. был включен в качестве главного художника в состав русского посольства в Китай, возглавляемого графом Ю.А.Головкиным. Под его началом находились молодые художники И.П.Александров и Т.А.Васильев. В сентябре того же года посольство прибыло в Иркутск, где 15 числа в доме генерал-губернатора Восточной Сибири Ю.А.Головкин дал бал и ужин "иркутскому дворянству и купечеству". Здесь Мартынов выполнил серию рисунков (а в 1821-1824 гг. серию литографий) под названием "Бал в Иркутске в 1805 году". Посольство Головкина не было пропущено в Пекин и добралось только до Урги (ныне Улан-Батор), откуда в феврале 1806 г. вынуждено было вернуться в Иркутск, а затем, после нескольких месяцев пребывания в Восточной Сибири, в Петербург.

Возвратившись в столицу, Мартынов начал работу по выполнению акварелей и гравюр на темы своих зарисовок в проделанном путешествии (серия акварелей "Виды России и Монголии", 1806-1810; серия гравюр "Типы народов России и Монголии", 1808). В 1808 г., чтобы содержать ставшую к тому времени многочисленную семью, устроился на службу в Дирекцию императорских театров декоратором. Летом 1810 г. принял участие в поездке императрицы Елизаветы Алексеевны (жены Александра I) на Балтийское побережье. Более месяца он проработал близ Риги, изображая пейзажи Прибалтики (серия гуашей, 1810-е).

Во время Отечественной войны 1812-1814 гг. занимался политической карикатурой, его сатирические листы печатались в журнале "Сын Отечества". В 1816 г. им была исполнена серия офортов "Русские народные типы".

Но главной темой в творчестве художника 1800-х – 1810-х гг., принесшей ему известность, стало изображение видов Петербурга и его окрестностей (отдельные серии акварелей и офортов, альбомы акварелей, живописные произведения).

В 1819 г. Мартынову был назначен Дирекцией императорских театров пожизненный пенсион, что дало ему возможность через два года уйти в отставку. В том же, 1819, году в типографии А.Плюшара в Петербурге был выпущен на русском и французском языках альбом офортов "Живописное путешествие от Москвы до китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств", в котором представлены виды городов и местностей: Томска, Красноярска, четыре вида Иркутска, четыре вида Байкала, три вида р.Селенги, Кяхты и др. Оригиналами офортов явились листы более раннего акварельного альбома "Живописное путешествие при Российском посольстве в Китай 1805 года" (1814-1819). С 1821 г. Мартынов начал заниматься литографией. В этой технике им были выполнены серии "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" (Павловска, Гатчины, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума) (1821-1822), "Собрание русских костюмов" (1821-1822), "Новое собрание русских костюмов" (1822) и последняя, по-видимому, неоконченная серия "Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китай" (1822-1824).

В 1824 г. Мартынов по болезни уехал за границу и скончался в Риме. Был женат на Марии Гастклу (ноябрь 1895), дочери литейного и чеканного мастера Академии художеств Эдема Гастклу, имел 2 сыновей (Константина и ставшего художником Александра), и трех дочерей (Софью, Любовь и Елизавету).

Произведения Мартынова хранятся в музеях и библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы: Гос. Русском музее, Гос. Эрмитаже, Музее истории Петербурга, Российской национальной библиотеке, библиотеке Российской АХ, библиотеке Российской Академии наук, Гос. музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Гос. Третьяковской галерее, Гос. Историческом музее, Российской государственной библиотеке, а также в ИОХМ (офорт "Вид города Иркутска").

Литература:

  1. Архив ИОХМ, личное дело А.Е.Мартынова.
  2. Азадовский М. Очерки литературы и культуры Сибири.- Иркутск, 1947.- С.15.
  3. Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826. Акварель, рисунок, гравюра, литография: Каталог.- Л., 1977.- 88 с. (указ. лит-ры).
  4. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII - начала XX века (до 1917 года).- М., 1984.- С.292.
  5. Государственная Третьяковская галерея. Рисунок и акварель. XVIII век: [Каталог].- М., 1952.- С.19-23.
  6. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII - начало XX века: Каталог.- Л., 1980.- С.200-201.
  7. Живописное путешествие от Москвы до китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств.- СПб., 1819.
  8. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 34.
  9. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].- Иркутск, 1961.- С.20.
  10. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник императорской Академии художеств. 1764-1914.- Ч.II. Список русских художников.- Петроград, 1914.- С.124.
  11. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60.
  12. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т.II.- СПб., 1895.- Стлб.628-631.
  13. Сибирская советская энциклопедия. Т.III.- (Новосибирск, 1932).- Стлб.307.
  14. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1958.- С.19.
  15. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956.- С.292-295, 456, 512.
  16. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.22-25, 103, 104, ил.7-11.
  17. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.218, 302.
  18. Фатьянов А.Д. Воспитанники петербургской Академии художеств в Иркутске // Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения - 1990". Вып.II.- Иркутск, 1993.- С.5, 6.
  19. Фатьянов А.Д. Загадка старой картины.- Иркутск, 1974.- С.25.
  20. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.112.
  21. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.52-53, 167.
  22. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века.- М., 1953.- С.111, 112, 162, 168, 218-222, 224-226, 229-236, 238, 239, 242, 243, 245, 246, 251, 296, 299, 300, 308, 315, 318, 326-328, ил.155-162 (указ. лит-ры).
  23. Черкесова Т.В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года и ее создатели // Русское искусство XVIII – первой половины XIX века.- М., 1971.- С.12, 14, 31, 40-42, 43, 45, 47, ил.2-3, 14-16.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Лыхин Ю. П., Крючкова Т.А. | Источник(и): Иконописцы мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь, Иркутск, 2000 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 23 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.