МАНСИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Героичесие песни, сказания (эрг-отрыт йис потрыт, лянхыт - буквенно «песни о богатырях, древние рассказы, вести») повествуют о богатырях, их военных походах, сражениях.
Произведения этого жанра могут быть как стихотворными, так и прозаическими. Древние рассказы, предания (йис потрыт, или пес потрыт), близкие им древние вести (йис лянхыт) - повествовательные жанры; в них рассказывается о встречах людей с духами или о реальных событиях, конкретных лицах. Часть произведений - обрядовые, исполняются во время медвежьего праздника, остальные - это воспоминания о прошлом предков. Все описываемые события носят гиперболический характер, поэтому приобретают фантастические черты, как и образы героев. Сказки (мойтыт) делятся на священные (ялпын мойтыт) и несвященные (нас мойтыт). К первым относятся мифы-сказки о сотворении Вселенной (ма тэлум ялпын мойтыт) и этиологические (ма унтум ялпын мойтыт), повествующие о появлении живых существ, создании жизни на земле. Если несвященные сказки могли рассказывать все желающие, то священные, которых знали немногие, - только мужчины в отсутствие чужих людей, соблюдая ритуал. Самым популярным героем мансийских сказок является богатырь Эква-Пыгрись. Песни (эргыт) делятся на призывные (кастыл эргыт), медвежьи (уй эргыт), сатирические (тулыглап эргыт), «личные», или «песни судьбы» (эргыт). Призывные песни - обращения к духу-покровителю, каждая из них посвящается конкретному духу и имеет свою мелодию. Медвежьи и сатирические также обрядовые, исполняются во время медвежьего праздника; но если первые носят сакральный характер, то последние относятся ко второй части обряда, отличающейся другим эмоциональным настроем, который В.Н. Чернецов определил как «веселую проделку», священный смех или parodia sacra. В «личных» песнях поется о себе, окружающем мире, разных событиях; такую песню стремится сочинить каждый, она сохраняется и после смерти человека, как память о нем. К малым жанрам относятся загадки (амсит), пословицы и поговорки (ханисьтан латныт или ханисьтан потрыт), нравоучения и запреты (ялпыд хултуп или ровталут хултуп), игровые считалки (ёнгил ловиньтапыт), сновидения (улм улмаянкве или улм варункве).Собиратели и исследователи Мансийского фольклора: А. Регули, А. Алквист, Б. Мункачи, Б. Кальман, А. Каннисто, В.Н. Чернецов, А.Н. Баландин, М.П. Вахрушева, П.Е. Шешкин, Н.В. Лукина, Е.И. Ромбандеева и другие.
Лит.: Munkacsi B. Vogul nepkoltesi gyujtemeny I-IV. Budapest, 1892-1921; Чернецов В. Вогульские сказки: Сб. фольклора народов манси (вогулов) / Под ред. и с предисл. проф. В.Г. Богораз-Тана. Л., 1935; Kalman B. Chrestomatia vogulica. Budapest, 1980; Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993; Мифы, сказки, предания манси (вогулов) / Сост. Е.И. Ромбандеева. Новосибирск, 2005 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26).
А. Зоркольцева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей