Мамилов Иван: «У детей больше творческих мыслей»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иван Иванович Мамилов

Источник: Архив И.И. Мамилова

Иркутская киностудия под руководством Ивана Мамилова снимает короткометражные игровые фильмы. Хотя снять короткую ленту ох как непросто! Даже из мэтров не все берутся за такую работу, мыльную оперу серий на сто снять гораздо легче. А награды, спросит кто-то. А что награды? Среди многочисленных грамот и дипломов иркутяне обладают Гран-при международного фестиваля кинематографии и искусств «Кинотаврик», в номинации «Детские и юношеские киностудии». 

Руководитель студии, режиссер Иван Иванович Мамилов, человек необычайно творческий. Это и понятно — люди без творческой жилки, без энтузиазма вряд ли смогли бы делать то, что делает он. Он любит писать сценарии, снимать фильмы и работать с детьми. В результате получается настоящее кино, которое восхищает даже профессионалов.

— Вот почему нам дали Гран-при на «Кинотаврике»? — рассуждает Иван Иванович. — А потому что уделяем внимание нюансам, работаем очень подробно. Например, в одном из наших фильмов, которое посмотрело жюри фестиваля, был бой на световых мечах. Так вот этот бой, который на экране шел всего две минуты, мы репетировали два месяца! И для того, чтобы создать эффект световых мечей, мы нарисовали две тысячи кадров!

— Иван Иванович, а чем вас привлекает работа с детьми?

У детей больше свободного времени и творческих мыслей, — улыбается иркутский режиссер. — Но не нужно думать, что у нас в кино снимаются только дети. Вот пришел к нам недавно пожилой мужчина шестидесяти лет, колоритный такой дедушка — в кепке, с авоськой. И говорит: «Я прочитал, что ваша киностудия проводит набор. Вам ведь нужны взрослые? Я могу дедушку сыграть». Вот это правильный ход! Почему-то у большинства взрослых, желающих попробовать себя в кино, даже не возникает такой мысли — прийти и предложить себя в качестве актера. Дети могут играть только детей, но ведь кто-то должен играть и взрослых! А чего стесняться — например, в фильме «Дети шпионов» играли такие звезды Голливуда, как Сильвестр Сталлоне, Антонио Бандерос, Сальма Хайек.

— Но что такое тогда детское кино? Это кино, снятое детьми, или все-таки для детей?

— Скорее всего, это фильмы, снятые для детей, — соглашается мой собеседник. — Но в нашей студии это еще и кино, которое создают сами ребята. Участвуя в учебном процессе, они раскрывают свои творческие возможности на всех этапах создания фильма: при написании сценариев, в актерском мастерстве, речи и движении, при съемке фильма, монтаже, озвучании и, конечно же, премьере на большом экране. Между тем в нашей стране существует такой штамп, что детское кино — это кино типа «Ералаша», этакая анекдотическая история про детей. Мы такие фильмы используем как учебные, в которых можно научиться разным киношным приемам.

— Вы берете к себе всех, кто хочет сниматься в кино?

Нет, не всех, мы делаем так называемое творческое собеседование. У детей (ну и у многих взрослых), когда они смотрят фильм, оценивают игру актеров, возникает такая мысль: а что, и я бы так мог сыграть, даже еще лучше! Мне одна девочка говорила: «Да я вот в «Папиных дочках» всех бы переиграла, мне мама сказала, что я лучшая». А когда человек в первый раз попадает на съемочную площадку перед камерой, все его домашние замечательные актерские возможности просто куда-то улетучиваются. Многие не понимают, что происходит, расстраиваются, уходят. Но, несмотря ни на что, работа в студии продолжается, мы пишем сценарии, репетируем, проводим учебные съемки, учимся озвучивать, многие из ребят тренируются и могут выполнять каскадерские трюки, кто-то пробует себя в качестве режиссера. И уже в кинотеатре мы вместе со зрителем можем поставить оценку собственному творчеству.

— То есть ваши фильмы можно посмотреть в кинотеатрах?

Если точнее — в кинотеатре «Художественный». Там регулярно устраивают показы, праздники детского кино, в котором снимаются иркутские школьники. Правда, полнометражные фильмы мы не снимаем — это очень дорого. Но это и не нужно, короткий метр ничуть не хуже. За рубежом даже есть кинотеатры, в которых показывают только короткометражные фильмы.

— А как вы подбираете нужные декорации к фильмам? Ведь это тоже очень дорого!

— Декорации строить не надо, в Иркутске уже все построено. Нужно только поездить по городу, найти подходящее место. Вот, например, для съемок одного фильма-сказки, который мы возили на «Кинотаврик», нам потребовалось место, где герои фильма смогли бы сразиться с фантомом — современным олицетворением зла. Многие иркутяне потом удивлялись: а где вы такой полигон нашли? Да в центре Иркутска, в недостроенном Ледовом дворце! А еще можно просто договориться. Нам навстречу всегда с большой охотой идут разные организации и люди. Нужна библиотека, школа, бассейн, даже оружие? Пожалуйста! В одном из фильмов нам помощь оказал Союз десантников России.

— Переступив порог вашей студии, можно удивиться — разве это киностудия? Киностудия — это софиты, камеры, гримеры... А у вас этого не видно. Или это тоже стереотипы?

— Хорошо, что вы это понимаете, — согласно кивает Иван Иванович. — С камерами, гримерами, отражателями и прочими моментами кино вы столкнетесь непосредственно в момент съемки фильма, а когда идет подготовительный период, вы ничего этого не увидите. Некоторых это разочаровывает, им интересна внешняя атрибутика, а кино начинается с внутреннего понимания.

— Сейчас вашим актерам от восьми до шестнадцати лет. Многим из них в будущем пригодится опыт работы в детской киностудии?

— Только тем, кто не ленится, — смеется Иван Мамилов. — А если серьезно, многие из тех ребят, которые занимались в киностудии, сегодня заканчивают театральные училища, играют на сценах иркутских и московских театров. У наших ребят огромный творческий потенциал, но не так много возможностей. Я стараюсь предоставить им это — возможность увидеть то, на что они на самом деле способны. Увидеть дорогу, по которой надо идти.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Интервью | Автор(ы): Федотова Наталья | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.