Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину нашей страны право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, используя для этого свои способности и свое имущество. Органы государственной власти обязаны обеспечивать это право, создавая благоприятные условия для развития бизнеса, заботясь о безопасности предпринимателей и защите их прав и имущества.
По действующему российскому законодательству к субъектам малого предпринимательства можно отнести:
Предпринимательская деятельность осуществляется перечисленными субъектами с целью получения прибыли, на свой страх и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности деятельности предпринимателей. Почему малое предпринимательство выделяется как самостоятельный сектор экономики? В чем его исключительность и зачем ему нужна поддержка? Прежде всего потому, что оно объединяет наиболее активную часть населения, которая, не имея на первых этапах в собственности средств производства, предлагает новые и интересные идеи и готова работать для их воплощения, не считаясь со временем. Предприниматели почти не потребляют государственных ресурсов, но при этом расширяют налогооблагаемую базу и вовлекают в свою сферу новых людей, тем самым помогая власти решать проблему занятости.
Малое предпринимательство — явление региональное, даже муниципальное. Предприниматель привязан к своей работе и своему месту жительства. Он чувствует себя хозяином. Его деятельность способствует развитию конкретной территории, а значит, и страны в целом.
По данным ООН, в мире насчитывается около 100 млн малых предприятий. На них занято более половины всего трудоспособного населения планеты.
Малый и средний бизнес стал неотъемлемой составной частью нормальной рыночной социально ориентированной экономики. Во всех странах мира, за исключением коммунистических, он играет ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. Потенциал малого предпринимательства дает возможность государству успешно решать задачи социально-экономического развития.
Неслучайно поэтому в развитых странах мира (таких, как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия и др.) число малых и средних предприятий достигает 80-90 % общего числа предприятий. В данном секторе экономики занято две трети всего трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится целенаправленная и последовательная политика поддержки предпринимательства. Что касается России, то по степени развития малого предпринимательства и его вкладу в национальную экономику она существенно отстает от среднемирового уровня.
Почему малое предпринимательство получило столь широкое распространение во всем мире и активно поддерживается правительствами почти всех стран? Что оно дает экономике?
Во-первых, малые предприятия легко адаптируются к изменяющимся условиям. Черпая ресурсы для своего развития на потребительском рынке, они более быстро и гибко реагируют на потребительский спрос, быстрее насыщают рынок разнообразными товарами и услугами.
Во-вторых, они очень быстро и при небольших затратах создают новые рабочие места, обеспечивают занятость населения, снимают социальную напряженность.
В-третьих, малые предприятия имеют более низкий показатель издержек производства и обращения, более высокую собираемость налогов. Они увеличивают налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней.
В-четвертых, малое предпринимательство создает питательную среду для крупной промышленности, является своеобразной школой новых управленцев, в том числе и для крупного бизнеса.
В-пятых, малые предприятия более восприимчивы к новациям, быстро осваивают пионерные области. Именно здесь возникают пилотные разработки, которые впоследствии реализуются как крупномасштабные промышленные национальные и транснациональные программы.
Достаточно сказать, что значительная часть современных миллионеров и супермиллионеров Америки начинали свою деятельность как частные предприниматели, путем создания малых предприятий. Бизнес Билла Гейтса, богатейшего человека Америки, личное состояние которого сейчас приближается к 30 млрд дол., — яркий пример этого.
Азиатский экономический рывок и «азиатское экономическое чудо» также во многом обязаны малому предпринимательству. Неслучайно почти все страны Юго-Восточной Азии, за исключением лишь Северной Кореи, осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны.
Очень важно, что малый и средний бизнес занимает собственную нишу в экономике развитых стран. Он не противопоставляется крупной промышленности (как еще совсем недавно представляла нам официальная коммунистическая экономическая наука).
Существует общепризнанный показатель — количество малых предприятий (МП) на 1 тыс. чел. населения. Если сравнить Россию с промышленно развитыми странами (например, с США, Японией и странами ЕС), то сразу будет видно, что мы отстаем от них как минимум в 2-5 раз (табл. 26.1).
По общемировым стандартам малое предпринимательство считается «зрелым» сектором экономики, когда на 1 тыс. жителей приходится 30-50 устойчиво работающих предприятий.
К сожалению, малое предпринимательство в России преодолевает «младенческую» стадию и пока сильно отстает от общемирового уровня. На 10 тыс. чел. населения в нашей стране приходится всего 5-6 небольших предприятий, а вот в США, Германии и Японии — 40-70. Чувствуете разницу? При этом в России малые предприятия производят не более 5-10 % ВВП, тогда как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60 %.
Таблица 26.1 Уровень развития малого предпринимательства в некоторых странах мира
Страна |
Общее количество МП, млн ед. |
Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. |
Численность занятых на МП, млн чел. |
Доля населения, занятого на МП, % |
Доля МП в ВВП, % |
---|---|---|---|---|---|
Россия |
0,9 |
6 |
8 |
12 |
5-10 |
Великобритания |
2,6 |
46 |
14 |
49 |
50-55 |
Германия |
2,3 |
37 |
19 |
46 |
50-55 |
Италия |
3,9 |
68 |
17 |
73 |
55-60 |
Франция |
2,0 |
35 |
15 |
54 |
55-65 |
США |
19,3 |
74 |
70 |
54 |
50-55 |
Япония |
6,5 |
50 |
40 |
78 |
50-55 |
Китай |
30,0 |
24 |
380 |
52 |
40-50 |
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где малый бизнес и система его поддержки развивались естественным путем, Россия почти 70 лет оставалась страной, в которой частное предпринимательство было уголовно наказуемо. С началом экономических реформ ситуация стала меняться. Предстояло в ограниченные сроки и в непростых экономических условиях радикально изменить отношение к данному сектору экономики.
Дореволюционный период. Период, который начинается с момента освоения Восточной Сибири и заканчивается в октябре 1917 г., характеризуется высокой предпринимательской активностью, быстрым развитием различных промыслов, возникновением кустарных и полукустарных производств, созданием небольших промышленных предприятий. В эти годы формируется облик сибирского предпринимателя.
Распространение предпринимательства в Иркутской губернии, как и во всей Сибири, началось одновременно с ее хозяйственным освоением. Переселенцы, заселяя новые земли, налаживали небольшие кустарные и полукустарные производства, связанные, как правило, со зверобойным промыслом, добычей и переработкой сырья, сельскохозяйственным производством.
Характер предпринимательской деятельности определялся условиями каждой конкретной местности, традициями и навыками проживающего здесь населения. Так, в таежных районах развивались заготовка и обработка пушнины, пошив меховой одежды, бондарные промыслы, изготовление телег, саней, деревянной посуды, смолокурение, осуществлялась добыча слюды-мусковита и золота. Переселенцы из центральной черноземной зоны России принесли в губернию навыки изготовления сельскохозяйственных орудий. В городах и крупных селениях распространилось кузнечное и слесарное дело. Здесь же возникали кирпичные и горшечные промыслы. В районах рыболовства занимались плетением неводов и заготовкой рыбы.
Особенность малого предпринимательства заключалась в том, что все основные работы выполнялись преимущественно в домашних условиях, силами одной семьи, без применения сложных машин. Кроме того, этот вид деятельности был побочным, как правило, при земледелии или скотоводстве, а основная масса товаров производилась не для собственного потребления, а для обмена или продажи.
Малое предпринимательство в дореволюционной Сибири представляло собой нечто среднее между индивидуальным и промышленным трудом. Наемная рабочая сила еще активно не использовалась, однако кустарные производства уже были вовлечены в сферу товарного хозяйства. Технология изготовления изделий оставалась примитивной, но начался процесс оснащения кустарных мастерских оборудованием. Словом, предпринимательская деятельность являлась той питательной средой, из которой впоследствии вырастало среднее и крупное технически оснащенное производство, формировалась промышленность региона.
Из числа предпринимателей выдвигались яркие и талантливые личности, которые прославили Россию. Достаточно вспомнить Ерофея Павловича Хабарова, построившего в 1636 г. Усть-Кутский солеваренный завод — первое промышленное предприятие Сибири; и Григория Ивановича Шелихова, российского Колумба, блистательного предпринимателя, географа, краеведа, мецената, основателя Российско-Американской торгово-промышленной компании.
Малое предпринимательство Сибири не представляло собой ничего исключительного. Многие европейские страны прошли аналогичные этапы в своем промышленном развитии, когда различные предприятия, ставшие впоследствии неотъемлемой частью национальной промышленности, возникли именно из малых предприятий и полукустарных промыслов. Например, в Англии процесс формирования крупного производства: от небольших ремесел и домашних предприятий — к мануфактуре и промышленности, растянулся от средневековья до середины XIX в. Подобный процесс наблюдался и в Германии, где переход к более сложным формам производства также осуществлялся постепенно, от простых кустарных ремесел к сложному и более крупному машинному производству.
Однако малое предпринимательство в Сибири существенно отличалось от мелкого домашнего производства стран Западной Европы. Его специфические национальные и региональные особенности обусловливались своеобразием экономического уклада России, господством сельскохозяйственного производства, значительным преобладанием сельского населения над городским, богатством природных ресурсов.
В основном предпринимательство в дореволюционной Сибири было связано с сельскохозяйственным трудом, а также с охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, заготовкой древесины, добычей полезных ископаемых. Предпринимательская и промысловая деятельность крестьянского населения ориентировалась на нужды земледелия. Развитие местных промыслов вызывалось удаленностью сибирского рынка от крупных производителей товаров широкого потребления. Это заставляло изготовлять многие предметы хозяйственного обихода на месте, самостоятельно.
Способствовала развитию промыслов и сибирская зима, надолго прерывающая процесс сельскохозяйственного производства. Зимнее время оказывалось относительно свободным для крестьянина и наиболее удачным для домашнего ремесла, в которое вовлекались женщины и дети.
Точную количественную оценку состояния малого предпринимательства в дореволюционный период дать невозможно. Однако известно, что такой вид деятельности служил существенным дополнением к традиционному для Сибири сельскохозяйственному производству. Причем в некоторых районах доходы от промыслов превышали доходы от земледелия и представляли собой основной источник пополнения бюджета крестьянской семьи и государственной казны.
В нашем распоряжении имеются данные дореволюционной сельскохозяйственной переписи, показывающие долю хозяйств, занимающихся предпринимательской и промысловой деятельностью, по четырем сибирским губерниям (табл. 26.2). Как видим, в тех губерниях, в которых земледелие было наиболее распространено (Омская и Томская), доля занятых неземледельческими промыслами оказалась наименьшей. В более восточных и северных губерниях (Енисейская и Иркутская) число хозяйств, занятых побочным производством, заметно увеличилось.
Таблица 26.2 Удельный вес крестьянских хозяйств, занятых промысловой деятельностью, в сибирских губерниях, 1916 г.
Губерния |
Количество хозяйств, % |
---|---|
Омская |
8 |
Томская |
16 |
Енисейская |
21 |
Иркутская |
23 |
В среднем по Сибири |
16 |
Царское правительство содействовало развитию в Сибири малого предпринимательства и кустарной промышленности как основы для создания средних и крупных производств. Уже с 90-х гг. XIX в. начинает проводиться целенаправленная государственная политика поддержки предпринимательской активности населения и создания более крупных и технически оснащенных предприятий. Многие отрасли, определявшие до 1930-х гг. промышленную специализацию Сибири, такие, как маслобойная, лесоперерабатывающая, золотодобывающая, угольная, кожевенная и др., выросли из небольшой промысловой и полукустарной деятельности.
Активную помощь в укреплении малого предпринимательства оказывало Переселенческое управление. При его участии на базе кустарных мастерских организовывались небольшие производства по изготовлению сельскохозяйственного оборудования и инвентаря, открывались лесозаготовительные, деревоперерабатывающие и смолокуренные производства. Благодаря усилиям Переселенческого управления, расширялись столярные, кожевенные и другие предприятия. Некоторые изделия сибирской кустарной промышленности представлялись на всероссийские и даже международные выставки и отмечались премиями и дипломами.
По мере экономического развития территории целый ряд промыслов претерпел существенные изменения. Например, прокладка железной дороги почти полностью уничтожила некогда процветавший на Московском тракте извозный промысел (к началу XX в. он сохранился лишь на боковых трактах). С прекращением извоза резко сократился спрос на сани и подводы, уменьшилась потребность в дегте и смоле, сбруе и теплой одежде для ямщиков.
Сибирское малое предпринимательство, несмотря на свою специфику, было органично связано с российским, насчитывающим свыше 300 различных видов деятельности. Определить точное количество малых кустарных производств не представляется возможным из-за отсутствия достаточных статистических сведений. По данным различных переписей можно заключить, что к 1900 г. в 50 российских губерниях постоянно занималось кустарным промыслом около 1 млн чел., а их средний заработок исчислялся в 40-50 руб. на 1 чел. При этом доля сибирских регионов в общем объеме выпускаемой малыми предприятиями продукции оценивалась в начале XX в. примерно в 5-10 %, а Иркутской губернии — в 1-2 %. Всего в кустарной промышленности и промысловой деятельности нашей губернии было занято около 20 тыс. чел.
Советский период. После октября 1917 г. идет процесс ликвидации частной собственности, формируется командно-административная система, падает предпринимательская активность. Революционные события радикально меняют отношение власти к предпринимательству. Происходит слом годами складывающейся системы самоорганизации и саморазвития частного бизнеса. Все сибирские предприятия и промыслы, и даже кустарные мастерские, национализируются большевиками. Предприниматели объявляются вне закона. Им запрещается самостоятельно поставлять свою продукцию на рынок и получать прибыль. Все произведенные товары объявляются собственностью государства и подлежат централизованному распределению. Устанавливаются жестко регулируемые цены. Исчезают экономические стимулы к труду. Нарушаются производственные связи.
Жесткое государственное регулирование экономики стало несколько слабее в период нэпа, когда предпринимателям дали небольшую свободу и временно разрешили работать на рынок и получать от него необходимые для развития ресурсы. Это благотворно сказалось на восстановлении разрушенного революцией и гражданской войной хозяйства.
Однако уже в начале 1930-х гг. в экономике Приангарья обозначились радикальные перемены. Начался резкий поворот к социализму. От ограничений в отношении среднего класса (предприимчивой и зажиточной части населения) партия большевиков перешла к его ликвидации. Вскоре наступил период поголовной коллективизации, индустриализации, централизации и бюрократизации управления, полного вытеснения из экономики частных элементов, подавления любой предпринимательской активности Населения.
Такой подход составил основу всей последующей экономической политики государства. Предпринимательство было загнано в «тень» и стало уголовно наказуемым деянием. За годы Советской власти в обществе сформировалось предвзятое отношение к малому бизнесу и предпринимателям. Население страны приучили к тотальному дефициту, низкокачественным товарам, полупустым прилавкам и нескончаемым очередям. Тех же, кто занимался реализацией каких-либо товаров или созданной своим трудом продукции, в том числе сельскохозяйственной, называли «барыгами», «спекулянтами», «мешочниками». Их преследовали и наказывали в административном и уголовном порядке.
Однако, несмотря на долгие годы запретов и сформированный коммунистической идеологией «образ врага», дух предпринимательства в нашей стране не был полностью уничтожен. В середине 1980-х гг., с началом «перестройки», в обществе появилась надежда на радикальные изменения в экономике.
Период реформ. С середины 1980-х гг. происходит возрождение российского предпринимательства. Первым решительным шагом в этом направлении стал арендный подряд (индивидуальный и семейный). Широкое распространение он получил в сфере бытового обслуживания. С мая 1987 г., после принятия закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», начался очень быстрый рост числа граждан, желающих самостоятельно заниматься бизнесом.
Ключевым в реформировании экономики явился закон «О кооперации в СССР», принятый в 1988 г. Кооперативы дали предпринимателям необычную для тех лет хозяйственную свободу, позволили легализовать накопившийся за долгие годы мощный заряд предпринимательской активности. В то время это был наиболее динамично развивающийся сектор советской экономики. За короткий период (1988-1989) количество кооперативов в общественном питании, сфере бытовых услуг, строительстве и производстве товаров возросло более чем в 10 раз, аналогичным образом изменилась и численность занятых. При этом объем реализуемых ими товаров и услуг увеличился в 20 раз.
В конце 1980-х гг. начал развиваться так называемый «челночный бизнес», когда десятки тысяч людей выезжали для закупки товаров за рубеж. Быстрая оборачиваемость мелких торговых ресурсов превращала их в капиталы средних размеров. Кроме того, мелкая торговля моментально реагировала на нарастающую дифференциацию российского общества. Благодаря торгово-посреднической деятельности установились новые хозяйственные связи, в основе которых лежали уже не директивные и плановые задания, а рыночные отношения, взаимовыгодный товарообмен, удовлетворение покупательского спроса. Хронический дефицит, образовавшийся на потребительском рынке в годы Советской власти, был очень быстро устранен малыми предприятиями.
Движение наиболее активной части населения в сторону кооперативов и частного бизнеса ознаменовало возрождение российского предпринимательства, стало толчком для формирования первоначального капитала. Впоследствии весь этот потенциал удалось реализовать в малом предпринимательстве, для чего были созданы достаточно благоприятные условия и приняты основополагающие документы:
Однако становление предпринимательства в нашей стране не всегда происходило гладко. Быстрое развитие данного сектора экономики резко увеличило оборот наличных денег и оказалось причиной социально-экономического расслоения общества. На фоне роста цен и стойких традиций уравнительного распределения это вызывало неприязнь к предпринимателям со стороны населения. А у некоторых чиновников даже возникало желание остановить реформы.
Но, несмотря на трудности, становление малого бизнеса состоялось. Теперь такой бизнес является неотъемлемым элементом российской экономики. Малые предприятия за годы реформ приобрели большой опыт выживания в условиях рынка, они научились работать на потребителя. Их продукция стала более качественной и конкурентоспособной.
Повышается профессиональный уровень предпринимателей. Возрождаются некогда утраченные традиции, формируется законодательная база, принимаются федеральные и региональные программы поддержки, при содействии государства создается сеть сервисных организаций. Все больше внимания данному сектору экономики уделяется на муниципальном уровне. Меняется психология населения. Люди осознают, что предприниматели работают не только для себя, но и для них.
Для развития малого бизнеса уже много сделано, но предстоит сделать еще больше. Для этого имеются все необходимые предпосылки. Тем более, что колоссальный потенциал предпринимательской активности в нашей стране еще до конца не раскрыт и не использован.
Современное состояние. Для современной России развитие малого предпринимательства имеет исключительно важное значение.
Во-первых, малые предприятия гибко реагируют на спрос и быстро устраняют дефицит на потребительском рынке. Они увеличивают налогооблагаемую базу, не требуя для своего развития каких-то особых государственных затрат, что очень важно при ограниченных бюджетных ресурсах. При этом российские предприниматели ждут от власти только одного — чтобы им не мешали многочисленные чиновники.
Во-вторых, малый бизнес быстро и с небольшими затратами создает новые рабочие места, тем самым помогая власти решать проблему занятости населения. Именно малый бизнес поглотил на первых этапах реформ основную массу безработных, предотвратив социальный взрыв.
И еще очень важный для обновленной России фактор. Малое предпринимательство формирует средний класс, конкурентную среду, создает основу для развития цивилизованного рынка, делает процесс демократических преобразований в России необратимым.
В начале 2000 г. в России действовало 890 тыс. малых предприятий (рост к 1999 г. — 3-5 %). На них работало 7,5 млн чел. (9 % трудоспособного населения страны). Кроме того, было официально зарегистрировано 3,5 млн чел., занимавшихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Всего в малом бизнесе, с учетом работавших по договорам и по совместительству, было занято 15-20 млн чел.
Стоимость продукции и услуг всех малых предприятий России составила в прошлом году 15-20 млрд дол. (это сопоставимо с годовым объемом промышленной продукции всей Тюменской области.)
Еще в начальный период развития предпринимательства некоторые эксперты делали прогнозы, согласно которым уже к 2000 г. Россия выйдет на мировой уровень по количеству малых предприятий на 1 тыс. жителей, а именно: численность малых предприятий достигнет 2-3 млн, а объем производимой ими продукции и оказываемых услуг — 35-45 % ВВП. К сожалению, этого пока не произошло. Рост числа российских малых предприятий замедлился. Почему? Причин здесь несколько. Главная из них — исчерпание поверхностных ресурсов роста и необходимость мобилизации внутренних резервов.
География размещения. Малые предприятия размещены на территории России крайне неравномерно. Примерно 75 % их общей численности сосредоточено в европейской части, прежде всего в Москве (23 %) и Санкт-Петербурге (13 %). На долю регионов, находящихся восточнее Урала, приходится только 17 % предприятий. Это в 1,4 раза меньше, чем в Москве.
В пределах Иркутской области действует 1,5 % всех российских малых предприятий или примерно 10 % предприятий, находящихся за Уралом, что не так уж и плохо.
Таблица 26.3 Распределение малых предприятий по регионам России, 2000 г.
Регион |
Доля, % |
Европейская Россия |
73 |
Урал |
10 |
Западная Сибирь |
9 |
Восточная Сибирь |
4 |
Дальний Восток |
4 |
В целом по России |
100 |
По количеству малых предприятий на 1 тыс. чел. Населения Россия сильно уступает развитым странам мира. То же относится и к ее отдельно взятым регионам, отстающим по этому показателю даже от среднероссийского уровня (табл.26.4). Только Москва и Санкт-Петербург начинают приближаться к общемировым стандартам. Это говорит о наличии значительных и пока еще не задействованных резервов развития российского малого предпринимательства.
Таблица 26.4 Развитие малого предпринимательства в регионах России, в сравнении с общемировым уровнем, 1999 г.
Регион |
Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. |
---|---|
Россия |
6 |
Северный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы |
3 |
Поволжский и Уральский районы |
4 |
Северо-Кавказский район |
5 |
Дальневосточный район |
5 |
Восточно-Сибирский район |
5 |
Западно-Сибирский район |
7 |
Калининградская область |
8 |
Центральный район |
9 |
Северо-Западный район |
15 |
Москва |
21 |
Санкт-Петербург |
22 |
Страны ATP |
20-70 |
Страны ЕС |
30-60 |
Перспективы. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, России необходимо в течение ближайших пяти-шести лет увеличить количество малых предприятий до 4-5 млн, а численность работающих на них — до 35 млн чел. При этом стоимость производимой ими продукции и оказываемых услуг должна составлять не менее трети валового внутреннего продукта. Именно такой уровень позволит малому бизнесу устойчиво развиваться на своей собственной основе, сделает необратимым процесс экономических реформ, приблизит Россию к высокоразвитым странам мира.
Данная цель обозначена в программе Правительства РФ. Достижение ее потребует корректировки государственной экономической политики, изменения менталитета руководителей и чиновничества, повышения предпринимательской и социальной активности всего населения.
В годы широкомасштабной индустриализации на территории Иркутской области размещались преимущественно крупные предприятия так называемой союзной специализации, ориентированные на производство и поставки за пределы Сибири (и даже страны) сырья и полуфабрикатов. Развитию малых производств, работающих на региональный потребительский рынок, почти не уделялось внимания. Они находились в положении третьестепенных.
Основной упор был сделан на возведение энергопромышленных гигантов. Это деформировало структуру хозяйства, привело к тому, что всего несколько очень крупных производств начали определять экономическое лицо региона. Доля малых и средних предприятий в общем объеме промышленной продукции оказалась крайне незначительной.
Подобный перекос до сих пор сдерживает рост малых предприятий в регионе. Однако необходимость развития потребительского рынка создает благоприятную среду для предпринимательства. Малый бизнес все больше становится частью экономики Иркутской области. Его возрождение, укрепление и расширение постепенно устраняют искусственно созданную в годы социалистической индустриализации «пропасть», разъединившую крупную промышленность и малый бизнес.
Количество малых предприятий. По состоянию на 1 октября 2000 г. в Иркутской области было зарегистрировано 13,8 тыс. малых предприятий, на которых трудилось около 80 тыс. чел (9 % всех занятых в области). Кроме того, более 70 тыс. предпринимателей работало без образования юридического лица. В аграрном секторе действовало 3 тыс. фермерских хозяйств.
В 1999 г. малые предприятия произвели продукции на сумму 5,3 млрд руб. (7 % промышленной продукции области).
Около 90 % малых предприятий являются частными, остальные относятся к категории муниципальных, государственных или смешанных.
По общему количеству малых предприятий Иркутская область занимает второе место в Сибири, уступая только Новосибирской области, а по количеству малых предприятий на 1 тыс. чел населения — третье (табл.26.5).
Таблица 26.5 Динамика развития
Регион |
Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. |
---|---|
Новосибирская область |
9 |
Томская область |
7 |
Иркутская область |
5 |
Республика Бурятия |
4 |
Кемеровская область |
3 |
Красноярский край |
3 |
Динамика развития. Малый бизнес становится заметным явлением в экономике области. За годы экономических преобразований наши предприниматели приобрели большой опыт, повысился их профессиональный уровень, они создали много предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг.
Возросла доля налоговых поступлений от малого бизнеса. В консолидированных бюджетах ряда территорий она оценивается следующим образом: Шелехов, Нижнеудинский и Тайшетский районы — до 15 %, Иркутск — 13 %, Усть-Илимск — 7 %, Усолье-Сибир-ское, Ангарск и Саянск — 4-5 %.
Кроме того, прослеживается устойчивая тенденция роста числа малых предприятий как в абсолютных величинах, так и в расчете на 1 тыс. чел населения (табл. 26.6).
Таблица 26.6 Динамика развития малого предпринимательства в Иркутской области
Показатель |
1991 |
1994 |
2000 |
---|---|---|---|
Общее количество МП, тыс. ед. |
1,1 |
10,7 |
13,8 |
Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. |
0,4 |
3,8 |
5,2 |
Значительные результаты достигнуты в текущем году. За истекшие десять месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем произведенной малыми предприятиями Иркутской области продукции и оказанных ими услуг увеличился в 2,3 раза. Примерно во столько же раз вырос объем полученной ими прибыли. Количество занятых в малом бизнесе увеличилось на 21 %.
Структура. Предприятия малого бизнеса созданы практически во всех отраслях экономики (табл. 26.7). Наибольшая их доля отмечается в торговле и общественном питании — 40 %, промышленности — 21 %, строительстве — 14 %.
Данные таблицы свидетельствуют, что распределение малых предприятий по отраслям экономики Иркутской области примерно такое же, как и в среднем по России. Однако у нас выше доля пред-
Таблица 26.7 Распределение малых предприятий по отраслям экономики в Иркутской области и в России в среднем
Отрасль |
Россия |
Иркутская область |
---|---|---|
Торговля и общественное питание |
45 |
41 |
Промышленность |
15 |
21 |
Строительство |
16 |
14 |
Общая коммерческая деятельность |
4 |
7 |
Наука и научное обслуживание |
5 |
3 |
Транспорт |
2 |
2 |
ЖКХ |
2 |
1 |
Прочие |
11 |
11 |
К сожалению, пока еще очень невелико (как в области, так и в России в целом) количество малых предприятий, созданных в сфере науки и научного обслуживания. Это не соответствует научно-техническому потенциалу страны и региона. Мировой опыт подтверждает, что активизация инновационной деятельности способствует росту базовых отраслей экономики. Но для активизации данной сферы деятельности необходимо использование новых систем стимулов, новых форм поддержки, в том числе внедрение венчурного финансирования. Приходится констатировать, что реально функционирующих венчурных фондов в Восточной Сибири пока нет.
Размещение. В размещении малых предприятий Иркутской области прослеживается та же тенденция, что и в целом по России. Примерно 70 % их сосредоточено в крупных городах. Например, в Иркутске находится около 55 % всех субъектов малого предпринимательства области, в Ангарске — 11 %, в Братске — 9 %.
Вместе с тем в целом ряде муниципальных образований предпринимательство пока еще не получило достаточного распространения (табл. 26.8). Почему? Прежде всего из-за слабого экономического развития этих территорий и неготовности местной власти оказывать помощь предпринимателям. В такой связи одной из приоритетных задач администрации области и Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе является поддержка данного сектора экономики, в первую очередь в районах и небольших городах. Для активизации деятельности в данном направлении разработаны и приняты соответствующие программные документы, проводится обучение предпринимателей и глав администраций основам бизнеса, устраняются административные барьеры, создается инфраструктура поддержки.
Таблица 26.8 Уровень развития малого предпринимательства в городах и районах Иркутской области, на 1 октября 2000 г.
Муниципальное образование |
Численность населения, тыс. чел. |
Общее количество МП, ед. |
Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. |
---|---|---|---|
Города |
|||
Иркутск |
593,7 |
7613 |
12,8 |
Усть-Илимск |
105,2 |
628 |
6,0 |
Ангарск |
281,2 |
1 620 |
5,8 |
Братск |
277,6 |
1 250 |
4,5 |
Тайшет |
60,5 |
202 |
3,3 |
Усолье-Сибирское |
103,5 |
246 |
2,4 |
Усть-Кут |
70,5 |
162 |
2,3 |
Шелехов |
65,7 |
148 |
2,3 |
Черемхово |
87,7 |
191 |
2,2 |
Саянск |
46,5 |
59 |
1,3 |
Тулун |
53,2 |
48 |
0,9 |
Зима |
36,3 |
30 |
0,8 |
Нижнеудинск |
51,2 |
34 |
0,7 |
Бодайбо |
30,9 |
- |
|
Итого |
1 863,7 |
12231 |
6,6 |
Районы |
|||
Усть-Илимский |
23,7 |
242 |
10,2 |
Нижнеилимский |
71,9 |
463 |
6,4 |
Иркутский |
51,5 |
158 |
3,1 |
Братский |
69,9 |
195 |
2,8 |
Зиминский |
15,1 |
36 |
2,4 |
Катангский |
6,2 |
12 |
1,9 |
Жигаловский |
11,1 |
18 |
1,6 |
Тайшетский |
34,0 |
51 |
1,5 |
Чунский |
47,4 |
65 |
1,4 |
Мамско-Чуйский |
12,0 |
16 |
1,3 |
Киренский |
26,9 |
30 |
1,1 |
Слюдянский |
47,0 |
52 |
1,1 |
Усольский |
56,5 |
55 |
1,0 |
Нижнеудинский |
36,4 |
35 |
1,0 |
Казачинско-Ленский |
25,3 |
24 |
0,9 |
Тулунский |
31,9 |
25 |
0,8 |
Ольхонский |
9,3 |
5 |
0,5 |
Куйтунский |
41,5 |
20 |
0,5 |
Балаганский |
10,7 |
5 |
0,5 |
Черемховский |
36,0 |
16 |
0,4 |
Заларинский |
35,2 |
14 |
0,4 |
Усть-Удинский |
17,8 |
1 |
0,1 |
Качугский |
23,2 |
1 |
0,04 |
Итого |
740,5 |
1 539 |
2,1 |
Всего (без Усть-Ордынского Бурятского национального округа) |
2 604,2 |
13 770 |
5,2 |
Уровень развития малого предпринимательства в среднем по России значительно ниже среднемирового. Аналогичная ситуация складывается и в российских регионах, в которых процесс становления предпринимательства сдерживается целым рядом факторов. Что это за факторы?
Общеэкономическая ситуация. Малое предпринимательство интегрировано в общероссийскую экономику и является ее неотъемлемой частью. Все, что мешает экономическому росту, неизбежно тормозит и развитие малого бизнеса. И наоборот, экономический подъем всегда сопровождается оживлением предпринимательства.
Несовершенство нормативно-правовой базы. Данный фактор тоже сдерживает развитие малого бизнеса, лишает предпринимателей надежной социальной и правовой защиты, увеличивает степень риска. Поэтому совершенствование федерального и регионального законодательства является важным направлением деятельности всех ветвей и уровней власти.
Опыт свидетельствует, что для успешного развития требуется стабильное правовое поле. Благодаря этому в западных странах сложилось весьма монолитное, сбалансированное в отраслевом разрезе и отвечающее рыночным потребностям ядро предпринимательства. В условиях стабильного правового и экономического пространства оно слабо подвержено воздействиям внешней среды. Именно вокруг него постоянно идет процесс появления и исчезновения новых малых предприятий и компаний. Самые перспективные и жизнеспособные из них в конечном итоге также находят себе долговременное место на рынке и входят в подобное 77,0 ядро.
Налоговый гнет и громоздкая система отчетности. В России существует около 40 различных видов налогов, а налоговое 67,6 бремя оценивается в 40-60 % ВВП. В успешно развивающихся странах, например в Турции, эта величина втрое меньше. А в Китае в зонах экономического роста налоги ниже среднероссийских в 5 раз. Недавно в России тоже была введена система упрощенного налогообложения для предпринимателей, но она только смягчила фискальное бремя, не решив налоговую проблему по существу.
Идеологические барьеры. В нашей стране предпринимательство считалось несовместимым с основами социализма и являлось уголовно наказуемым деянием. Соответствующим образом формировалось и общественное мнение. Поэтому за долгие годы социалистического строительства богатейшая культура российского предпринимательства была почти полностью утрачена.
К счастью, идеологические догмы уходят в прошлое. Меняется отношение к бизнесу. Предпринимательство больше не воспринимается как нечто преступное и чуждое обществу. Даже бабушки перестали называть предпринимателей «барыгами» и «спекулянтами».
Отсутствие квалифицированных кадров. Для создания и устойчивого функционирования малых предприятий недостаточно одного желания и первоначального капитала. Нужны опыт работы и определенная квалификация. То же относится и к чиновникам, отвечающим за развитие малого предпринимательства. Поэтому очень важно осуществлять кадровое и научно-методическое обеспечение данного сектора экономики. Требуется непрерывное обучение населения основам предпринимательской деятельности, постоянная переподготовка специалистов. В первую очередь это относится к регионам с низким и средним уровнем развития малого предпринимательства. Именно здесь обучение населения и подготовка кадров будут давать наибольший эффект при сравнительно небольших затратах.
Административно-чиновничьи барьеры. К ним относится наличие многочисленных инструкций и подзаконных актов, а также бездумность чиновников. Административные барьеры вредят бизнесу, мешают энергичным и предприимчивым людям создавать рабочие места, увеличивать налогооблагаемую базу бюджетов.
Можно выделить три основные группы административных барьеров: усложненная система регистрации, бессмысленные проверки, сложные и непонятные системы лицензирования и сертификации. Рассмотрим их более подробно.
Усложненная система регистрации. Чтобы открыть свое дело, предприниматель должен посетить 10-30 различных инстанций и получить от 50 до 90 согласований. Недавно эксперты провели исследования, и оказалось, что даже в относительно благоприятной для развития бизнеса Москве для открытия, например, химчистки при соблюдении всех законов и инструкций требуется около года. А вот во Франции совсем недавно ужаснулись, обнаружив, что на регистрацию нового предприятия уходит 5 дней. Немедленно было принято законодательство, гарантирующее регистрацию нового дела в течение 24 ч.
Бессмысленные проверки. Даже получив десятки согласований и открыв свое дело, российский предприниматель не чувствует себя застрахованным от нескончаемых проверок. Его контролируют десятки различных органов федеральной и региональной власти: пожарный надзор, СЭС, налоговая инспекция, налоговая полиция, госторгинспекция, госинспекция по труду, госстандарт, органы внутренних дел, таможня, прокуратура, пенсионный фонд и пр. При этом чиновники из контролирующих структур во многом дублируют функции друг друга. Они могут осуществлять проверки ежедневно и даже в праздничные дни, могут в любой момент по формальным признакам оштрафовать предпринимателя, приостановить его деятельность, закрыть малое предприятие.
Чтобы обуздать чиновничий произвол и освободить бизнес от выплат бессмысленных штрафов и «отступных», необходимо изменить законодательную и нормативную базу, сделать проверки комплексными, проводить их с определенной периодичностью. А кто хочет проверять чаще, пусть получает санкцию в прокуратуре, ставит в известность объединение предпринимателей, делает отметку в журнале проверок. Незаконное и несанкционированное вмешательство в дела бизнесменов должно влечь за собой экономическую, административную и уголовную ответственность. Все затраты на проверки необходимо относить на себестоимость продукции, чтобы налоговые органы тоже защищали предпринимателей от чиновничьего рэкета.
Сложные и непонятные системы лицензирования и сертификации. В условиях рыночной экономики не нужны громоздкие и тяжеловесные системы регулирования производства и контроля качества продукции. Потребитель лучше всякого чиновника способен оценить конкурентоспособность продукции и сделать свой выбор. Попытка же заменить покупателя чиновником ведет только к разрастанию государственного аппарата, сковывает развитие производства.
Перечисленные административные барьеры снижают инвестиционную привлекательность территории, уводят за ее пределы часть предпринимателей и налогов, создают питательную среду для коррупции. Неудивительно поэтому, что обычной реакцией малых предприятий на произвол чиновников является уход в «теневую» экономику.
Можно ли бороться с административными барьерами? Мировой опыт свидетельствует, что можно, причем довольно успешно. Для этого необходимо:
Ограниченность доступа к ресурсам. Подавляющая часть российских предпринимателей испытывает недостаток ресурсов (финансовых и материально-технических). Однако при размещении различных государственных заказов и проведении государственных закупок, а также при выделении бюджетных средств и предоставлении государственных гарантий малые предприятия оказываются в неравных условиях с крупными. Не учитывается их специфика и при кредитовании. Российские банки пока слабо осваивают спектр финансовых услуг для малых предприятий, соответствующий западным стандартам.
Субъекты малого предпринимательства должны иметь доступ к получению различных муниципальных и региональных заказов, связанных с производством продукции и оказанием услуг. Необходимо упрощать также их доступ к кредитным ресурсам. Подобные меры, при одновременном повышении ответственности за своевременное выполнение заказов и эффективное использование выделенных средств, будут способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса.
Опыт развитых стран. Мировой опыт свидетельствует, что быстрое и масштабное развитие малого бизнеса возможно только при наличии целенаправленной политики государства, понятной предпринимателям и населению, подкрепленной комплексом организационных мер и финансовыми ресурсами.
Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса строится на взаимовыгодной долгосрочной основе. При этом государство создает благоприятные и стабильные правовые условия для предпринимателей, формирует необходимую инфраструктуру поддержки, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат, устраняет административные барьеры, повышает конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь бизнесмены помогают власти финансировать социальные программы и приоритетные отрасли, поддерживают в экономике принцип добросовестной конкуренции, расширяют налогооблагаемую базу и организуют новые рабочие места.
В развитых странах государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется в самых разнообразных формах. Прежде всего, это совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и реализация программ развития конкретных предприятий, информационно-консультационная помощь, льготное кредитование, дотации, налоговые льготы и др. — все, что создает более благоприятную среду для развития предпринимательства, выводит бизнес из «тени», увеличивает налогооблагаемую базу.
В то время, как в России система государственной поддержки малого предпринимательства только формируется, в развитых странах уже достигнут уровень его устойчивого саморазвития. Там «эксплуатируется» его новое качество, которое позволяет малому бизнесу, при опоре на инновационные технологии, оказывать полномасштабное воздействие на национальную экономику и способствовать росту на этой основе социально-экономического уровня страны.
Направления поддержки. Что должно делать государство для оказания поддержки предпринимательству и создания благоприятных условий для его саморазвития?
Во-первых, разрабатывать стратегию роста данного сектора экономики во взаимосвязи с общим социально-экономическим развитием страны. Это означает принятие комплексных долгосрочных мер, обеспечивающих малому бизнесу широкие возможности для роста и достижения им конкурентных преимуществ. Подобная стратегия может реализовываться в виде конкретных федеральных и региональных программ.
Во-вторых, упрощать и делать более понятной нормативно-правовую базу и налоговую систему, постоянно осуществлять «зачистку» федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов, приводя их в соответствие с требованиями развивающейся экономики.
В-третьих, минимизировать до разумной степени достаточности административно-разрешительные и контрольные функции государства, освобождать бизнес от излишних чиновников, защищать права и безопасность предпринимателей и их собственность, всемерно поощрять предпринимательскую активность.
В-четвертых, осуществлять финансовую и материально-техническую помощь путем создания многочисленных (в первую очередь, негосударственных) и доступных источников рискового (венчурного) капитала, сдавая в аренду средства производства и обеспечивая равный доступ к государственным заказам.
В-пятых, формировать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, развивать систему оказания специализированных консультационных услуг, совершенствовать обучение и повышение квалификации предпринимателей.
Программы. Организационную основу государственной политики поддержки образуют федеральные и региональные программы. Их цель — создание благоприятных условий для развития бизнеса. Подкрепленные реальными действиями и ресурсами, они являются базой для масштабного развития предпринимательства. Как правило, разрабатываются программы на период до пяти лет и предлагают комплекс мер, направленных на развитие малого предпринимательства на конкретных территориях и в конкретных отраслях.
Наиболее важные направления поддержки определяются на основе анализа текущей ситуации и проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия. При разработке конкретных мер устанавливаются приоритеты экономического развития, учитываются потребности населения и имеющиеся ресурсы.
Программы могут предусматривать оказание самой разнообразной помощи предпринимателям: выделение производственных площадей, земельных участков, оборудования, финансовых средств, обучение населения основам бизнеса и повышение квалификации чиновников, отвечающих за развитие малого предпринимательства. В них могут оговариваться условия доступа к бюджетным ресурсам и научно-техническим разработкам, устанавливаться упрощенные процедуры регистрации, лицензирования и сертификации продукции, предлагаться меры содействия развитию торговых, научно-технических и производственных связей с зарубежными партнерами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают свои региональные и муниципальные программы поддержки, предусматривая выделение на такие цели бюджетных средств. При этом региональные программы, как правило, формируются с учетом мнений муниципальных образований, а также структур поддержки малого предпринимательства. Они проходят многоступенчатую экспертизу, широко обсуждаются предпринимателями и реализуются органами власти при содействии предпринимательских и коммерческих структур и широком освещении полученных результатов в средствах массовой информации.
Инфраструктура поддержки. Инфраструктура поддержки представляет собой совокупность различных организаций (фондов, агентств, сервисных и выставочных центров, страховых и лизинговых учреждений, бизнес-инкубаторов и др.), создаваемых при участии государственных и муниципальных органов власти. Она призвана стимулировать рост и самоорганизацию малого бизнеса и направлять его активность в наиболее значимые для региональной экономики сферы.
При помощи инфраструктуры поддержки могут осуществляться различные виды деятельности. Например, обучение населения основам предпринимательства, быстрая регистрация предприятий и оказание им юридических и консалтинговых услуг, проведение маркетинговых исследований и организация выставок-ярмарок с демонстрацией продукции малых предприятий, оказание лизинговых услуг, содействие в техническом переоснащении и рекламе продукции, обеспечение безопасности предпринимателей, привлечение инвестиций и т.д.
В последние годы появилось достаточно много организаций, которые можно отнести к объектам инфраструктуры поддержки. Рассмотрим некоторые из них.
Бизнес-школы. Создаются для обучения и повышения квалификации предпринимателей и граждан, желающих открыть собственное дело. В бизнес-школах могут проходить обучение государственные и муниципальные служащие.
Учебно-деловые центры. Оказывают предпринимателям комплексную поддержку, включая образовательные и консультационные услуги, информационное обеспечение, включая помощь при государственной регистрации и обучение персонала.
Бизнес-инкубаторы. «Взращивают» на своих площадях специально отобранные малые предприятия, оказывая им на первых этапах консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы ускоряют процесс развития малых предприятий (по сравнению с «естественными» условиями) в 10-20 раз, снижая при этом количество неудач в бизнесе в 1,5-2 раза. Бизнес-инкубаторы могут действовать в составе технопарков, технологических центров и других сервисных структур.
Технопарки. Создаются на базе крупных научно-исследовательских институтов или высших учебных заведений с целью более эффективного использования их научного потенциала. Технопарки призваны коммерциализировать новые разработки и технологии через деятельность малых инновационных предприятий. Хотя их организация требует значительных стартовых средств, такие структуры позволяют повысить роль малых предприятий в инновационной сфере, нацеливая их на внедрение радикальных новшеств, освоение новых технологий и изделий, делая их экспериментальной базой для крупных корпораций.
Инновационно-технологические центры. Также создаются на базе научно-исследовательских институтов примерно с той же целью, что и технопарки. Разница лишь в том, что данные центры, осуществляя коммерческое продвижение новых технологий, ориентированы не столько на малые предприятия, сколько на крупные корпорации, способные реализовать достаточно сложные и затратные научные разработки и проекты.
Социально-деловые центры. Обычно организуются при региональных центрах занятости и за счет их средств. В отличие от агентств и бизнес-инкубаторов, они призваны решать социально- экономические проблемы незанятого населения.
Бизнес-центры. Оказывают предпринимателям сервисные и офисные услуги (предоставление помещений, средств связи, компьютерной техники, оргтехники). Создаются при торговых и транспортных центрах, гостиницах. Обслуживают клиентов на платной основе.
Финансовая поддержка. Финансовая поддержка малого предпринимательства в России существенно отличается от таковой в развитых странах.Российские предприниматели в качестве финансовых источников развития используют главным образом внутренние ресурсы доходы от собственной деятельности (60 %), личные средства учредителей (20 %) и частный кредит (15 %). Эти источники доступны и наиболее надежны. На долю внешних ресурсов (кредиты банков, бюджетные ссуды и др.) приходится не более 5 %.
Внешние источники заимствований, в том числе кредиты банков, использует только половина всех малых предприятий, но и они сталкиваются с проблемами, обусловленными пока еще слабым развитием рынка финансовых услуг.
Государство должно сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки, задействовать весь арсенал технологий привлечения средств в сферу малого бизнеса, переориентировать систему финансирования на активное использование внебюджетных источников, обучить предпринимателей современным методам заимствования, сделать систему предоставления гарантий и бюджетных ресурсов более понятной и доступной предпринимателям.
В целом же российский малый бизнес может рассчитывать на ресурсы для своего развития, эквивалентные доле капитальных активов в совокупном объеме основных средств и доле создаваемого им валового внутреннего продукта, — примерно 10 %. И это несмотря на то, что наиболее капиталоемкие виды хозяйственной деятельности остаются пока недоступными для малых и средних предприятий.
Рассмотрим особенности финансирования малого бизнеса за счет ресурсов некоторых источников.
Банковский кредит. Пока малодоступен для небольших предприятий и частных предпринимателей. Российские банки еще не научились учитывать специфику малого бизнеса. Их кредитная политика ориентирована лишь на крупных клиентов. Поэтому спектр услуг для малых предприятий, соответствующий западным стандартам, до сих пор развит слабо. Даже при оценке рисков реализации бизнес- планов и инвестиционных проектов банки исходят только из рыночной стоимости основных фондов предприятия и размера залога и не принимают во внимание перспективы реализации проекта, потенциальные возможности предприятия и команды управленцев.
Общества взаимного кредитования. Действуют как кассы взаимопомощи. Кредитуют юридических и физических лиц. Самостоятельно определяют размер, периодичность и порядок финансирования, в наибольшей степени учитывают специфику бизнеса и ориентированы на интересы пайщиков. К услугам таких обществ обращаются предприниматели, не желающие брать кредит в банке из-за высокой ставки процента. Общества взаимного кредитования повышают кредитоспособность и финансовую устойчивость групп малых предприятий за счет аккумулирования их временно свободных денежных средств и предоставления кредитов участникам общества. Это особенно важно в условиях неготовности банков кредитовать малый бизнес.
Частный кредит. Предполагает привлечение ресурсов друзей, знакомых, родственников, партнеров по бизнесу, «теневых» структур. В отличие от банковского такой вид кредитования дает предпринимателям ряд преимуществ: кредит можно получать на более продолжительный срок, под меньшую процентную ставку, с гораздо большей оперативностью и без излишней бюрократической волокиты, с меньшими требованиями по предоставлению гарантий. Данный вид кредита будет pi в дальнейшем играть важную роль в развитии малого бизнеса, помогая решать текущие проблемы — пополнение оборотных средств, закупку товаров и оборудования и др.
Л и з и н г. Вид инвестиционного кредита для приобретения оборудования и передачи его по договору аренды физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях с правом выкупа. Мировой опыт свидетельствует, что лизинговая форма кредита актуальна и эффективна для малых предприятий, испытывающих недостаток ресурсов. Для предпринимателей лизинг выступает как форма долгосрочной аренды с правом выкупа. К сожалению, в России широкое распространение лизинга сдерживается пока еще слабой экономической подготовкой предпринимателей и несовершенством нормативно-правовой базы.
Франчайзинг. Представляет собой покупку уже «раскрученного» бизнеса. Дает возможность начать собственное дело, используя опыт, знания, поддержку и рекламу уже известных фирм. Очень распространен в экономически развитых странах. У нас только начинает осваиваться.
Информационные и маркетинговые центры. Осуществляют информационное обеспечение малых предприятий и структур, занимающихся поддержкой малого предпринимательства. Исследуют рынки и разрабатывают стратегию продвижения товаров и услуг.
Фонды поддержки. Создаются для оказания финансовой помощи малым предприятиям и предпринимателям. Первоначальными источниками их формирования служат, как правило, средства муниципальных и региональных бюджетов. Кредиты предоставляют по льготным ставкам.
Перечисленные структуры дают только общие сведения о наиболее распространенных формах поддержки, не отражая всего многообразия объектов инфраструктуры. В каждом регионе и муниципальном образовании в зависимости от уровня развитости малого бизнеса и сложности оказываемых услуг могут создаваться свои объекты, учитывающие региональную специфику.
Что касается Иркутской области, то инфраструктура поддержки существует в семи муниципальных образованиях. Она включает в себя фонды поддержки, территориальные агентства и учебно-деловые центры. С развитием малого предпринимательства инфраструктура и механизмы поддержки могут существенно меняться.
Венчурное (рисковое) финансирование. Осуществляется в разных формах. Способствует притоку средств для завершения научно-технических разработок, потенциально оцениваемых как высокоприбыльные. При этом значительный производственный и финансовый риск обусловлен неопределенностью конечного результата. Источниками финансирования могут быть специализированные венчурные фонды и индивидуальные инвесторы.
Данный вид финансовой поддержки широко распространен за рубежом. Например, в США ежегодно финансируются тысячи рисковых проектов, а в Англии венчурное финансирование помогает жить и развиваться «академгородку» под названием Кембридж. Каким образом? Во-первых, венчурный бизнес освобожден от подоходного налога и налога на прирост капитала, что дает дополнительные ресурсы, которых так не хватает ученым и изобретателям. Во-вторых, посредником между изобретателем и потенциальным потребителем его продукции выступает венчурное предприятие, которым обычно руководят сами ученые или те, кто учился или работал вместе с ними и хорошо знает проблему. В-третьих, государство содействует тому, чтобы деньги «находили» изобретателей, и выделяет таким посредникам землю для расширения бизнес-центров.
Подобная схема отлично работает во многих странах. Ее можно применять и в России (Москве, Казани, Новосибирске, Иркутске — везде, где есть крупные научно-исследовательские центры и имеются значимые для реального сектора разработки). Чтобы подобный механизм запустить в России, необходимо принять венчурное законодательство. В сочетании с наведением порядка в финансировании науки это позволит увеличить зарплату российским ученым и инженерам.
Проблема обеспечения безопасности предпринимателей обострилась в начальный период реформ. Именно тогда возрождающийся российский бизнес оказался недостаточно защищенным, а некоторые предприниматели столкнулись с вымогательством и даже насилием.
Кто в большей степени был подвержен воздействию вымогателей? Прежде всего те, кто начал свою деятельность в разгар «дикого» рынка (1989-1991). В основном это были предприятия с быстрой оборачиваемостью денежных средств, осуществляющие махинации с неучтенной наличностью, использующие «упрощенные» схемы хозяйственных операций. Лидерами в таком списке являлись розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, финансово-кредитная сфера, полулегальные сегменты рынка. Кроме того, внимание криминальных структур привлекали новые предприятия, начавшие широкую рекламную кампанию. Меньше всего с вымогателями сталкивались предприниматели, работающие в области промышленности, науки, медицины, культуры. Сюда же можно отнести предприятия, уже давно и активно рекламирующие свою продукцию, честно и полностью выплачивающие налоги.
В начальный период реформ каждая фирма решала проблему обеспечения безопасности самостоятельно. Многие организовали собственные службы безопасности или охранные структуры. Некоторые обратились к услугам нелегальных группировок, в том числе криминальных. Вновь образованные охранные структуры конкурировали между собой в разделе сфер влияния и платежеспособной клиентуры. Наемные охранные подразделения и криминальные «крыши» курировали заключение крупных сделок, поставляли необходимую информацию, контролировали соблюдение договорных обязательств, разрешали спорные вопросы.
Обеспечение безопасности требовало дополнительных (трансакционных) издержек. Например, добровольно-принудительная «крыша» обходилась предпринимателям в 10-15 % их доходов. Эта сумма существенно возрастала, если в дополнение к обеспечению безопасности «крыша» вкладывала в дело свои капиталы. Чем моложе и доходнее был бизнес, тем большими у него оказывались издержки на собственную охрану. Широкое распространение получила услуга по возврату долгов. Она оценивалась в 15-50 % (в зависимости от характера дела) суммы долга.
Что явилось причиной криминализации бизнеса? Прежде всего налоговый и бюрократический гнет, вынуждавший предпринимателей скрывать свои истинные доходы. По данным Госкомстата России, в «теневом» секторе экономики обращался гигантский объем средств – 25 % ВВП, а по оценкам МВД, такой показатель достигал 40 %. Почему? Есть мнение, что виной этому является российский менталитет. Но почему тогда, оказавшись турецкими или испанскими бизнесменами, россияне сразу становятся законопослушными? Дело в другом. В начальный период реформ (1992-1993) наших предпринимателей «нагрузили» самыми высокими в мире налогами — до 50 % ВВП. Сначала они даже пытались их платить и собираемость налогов была на порядок выше, чем в «законопослушных» развивающихся странах. Но подобная нагрузка оказалась разорительной. Многие ушли из бизнеса, а оставшиеся наращивали «теневой» оборот, который и стал мощной питательной средой для криминала.
Таким образом, проблема декриминализации бизнеса не может быть кардинально решена без сокращения налогового пресса и устранения административных барьеров. Большинство предпринимателей готово выйти «из тени», им надоели постоянная скрытность и внутренние издержки от тройной бухгалтерии. Настоящая борьба с криминалом в бизнесе должна начинаться с подрыва его финансовой базы, с грамотной налоговой реформы, наведения жесткого порядка в управлении бюджетом и государственной собственностью. Необходимо создать разумные законы и лишь затем требовать их выполнения.
Сейчас ситуация радикально меняется. Государство стремится защищать отечественный бизнес, снижать налоговое бремя, укреплять силовые структуры и повышать профессионализм их сотрудников. Начали активно действовать легальные охранные агентства, в которых работают профессионалы — бывшие офицеры государственных силовых структур. Иной стала ответственность самих предприятий. Немаловажное значение имеет и тот факт, что некогда «криминальный» капитал, сформировавшийся в период первоначального накопления, уже влился в легальный бизнес и перешел к более цивилизованным формам взаимодействия. Сократилось количество случаев вымогательств и открытого насилия.
Защита бизнеса — это функция государства. Необходимо и дальше вытеснять с помощью государственных правоохранительных органов и легальных негосударственных охранных структур криминальные и полу криминальные группировки. Предприниматели, в свою очередь, должны обезопасить свой бизнес, ограничив круг обстоятельств, являющихся поводом для нападения. Они должны оборудовать помещение (торговую точку) охранной сигнализацией, деньги и материальные ценности держать в сейфе, применять другие меры предосторожности.
Завершая рассказ о малом предпринимательстве, еще раз подчеркнем, что высокий уровень развития этого сектора экономики свидетельствует о социально-экономическом здоровье общества, о благоприятном инвестиционном и предпринимательском климате в регионе, в стране в целом.
Опыт высокоразвитых государств подтверждает: чем больше людей занято в малом бизнесе и чем выше их доля в производстве валового внутреннего продукта, тем меньше в стране административно-чиновничьего произвола, устойчивее экономика, прочнее социально-политические устои, выше творческий потенциал нации, незыблемее традиции демократии и свободы.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей