Иван Иванович Маланин (15 января 1897, с. Троицк Балаганского уезда Иркутской губернии – 15 июля 1969, г. Новосибирск, РСФСР, СССР) — легендарный слепой баянист, автор классических обработок русских народных песен.
Родился в семье рабочего. Был 18-м ребёнком в семье. На свет появился незрячим. В 7 лет был принят в Иркутскую школу-интернат для слепых детей. Учился игре на скрипке. После окончания школы в 1923 вернулся в Залари, открыл музыкальные классы фортепиано и скрипки. Позже уехал в Иркутск, где в одном из кинотеатров служил тапёром. В сентябре 1927 на конкурсе гармонистов и баянистов занял первое место. В 1928 получил приглашение на новосибирское радио в качестве солиста. В 1929 назван лучшим баянистом Сибири. В годы Великой Отечественной войны стал автором радиопередачи "Огонь по врагу!" на новосибирском радио. Выступал в госпиталях перед ранеными бойцами. Участвовал в поездке творческой бригады радиопередачи "Огонь по врагу!" на фронт. В послевоенное время работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. Умер в 1969 году, похоронен в Новосибирске.
В Новосибирске на доме 53 по улице Советской, где жил в последние свои годы И.И. Маланин, установлена мемориальная доска. С 1987 в Новосибирске проходят фестивали-конкурсы имени И.И. Маланина. В 2000 году в Новосибирске был создан Музей сибирского баяна и гармони имени И.И. Маланина. Народный артист России Геннадий Заволокин, автор телепередачи "Играй, гармонь любимая!", называл Маланина своим учителем. Братья Заволокины посвятили Маланину песню "Сыграй, Иван Иванович, "Сибирскую подгорную". Родительский дом Ивана Маланина в заларинском Троицке сохранён, признан объектом историко-культурного наследия.
Имя Ивана Ивановича Маланина в 1930-1950-е было необычайно популярным в Сибири. Об этом незаурядном слепом баянисте в те годы распространялись легенды: Маланин, не имея зрения, виртуозно играл на самом популярном в народе музыкальном инструменте так, что люди от души смеялись и плакали. Играл сердцем, делал замечательные обработки народных песен и мелодий. А учиться к нему приезжали со всех уголков края — лучшего педагога игры на баяне было просто не сыскать.
Восемнадцатый в семье — гармонист
Иван Маланин появился на свет в 1897 году в поселке Троицк Заларинского района, в семье рабочего.
— Маланин (восемнадцатый ребенок в семье!) — слепым родился, — вспоминает известный баянист Николай Литвинов, автор книг о баяне, тоже незрячий, но по ранению. — Родился слепым, да талантливым: в три года играл на маленькой гармошке, в пять лет самостоятельно освоил взрослую гармонь — и в селе ни одна свадьба, ни одни проводы не обходились без малолетнего музыканта.
В семь лет Ваню Маланина приняли в Иркутскую школу-интернат для слепых детей. Помог случай — однажды его выступление услышал владелец винокуренного завода Потушинский и увез мальчика в Иркутск, где он и получил полноценное музыкальное образование: Иван учился скрипке, его преподаватель известен — И.Д.Шевцов.
Встреча с баяном была еще впереди — первая конструкция этого инструмента появилась в 1897 году, как раз в год рождения Ивана Маланина. Его фабричный выпуск наладили в начале XX века. Там уже и юноша подрос, но, отучившись в школе, музыкант пока служил тапером в немом кино — работал в кинотеатре в Иркутске, благодаря чему стал известен всему городу. Впрочем, после школы, в 1923-м, он попытался было вернуться в родные Залари.
— Наше село еще не очнулось от революции и Гражданской войны, гуляла по округе известная банда Замазчикова, нагоняя страх на местных жителей, — рассказывает Галина Макагон, директор Заларинского краеведческого музея. — Но, несмотря на это, Иван Маланин открыл в Заларях музыкальные классы фортепиано и скрипки.
Старания молодого педагога земляки не особенно оценили, и он уехал в Иркутск, где, играя на скрипке и фортепиано, сопровождал немые фильмы. Эта работа требовала умения подбирать по слуху, импровизировать. Кроме того, музыкант должен был разбираться в драматургии картины. Все удавалось способному юноше, пишет один из биографов баяниста. А еще Маланин замечательно пел — в 1916 году одна из преподавательниц частной музыкальной школы бесплатно давала ему уроки вокала.
Лучший на всю Сибирь
В начале 1920-х Маланин упорно занимался — на гармонике, затем на баяне, много времени уделял технике и выбору репертуара. Талант и настойчивый труд были вознаграждены: в сентябре 1927 года на конкурсе гармонистов и баянистов Иван Маланин занял первое место. Ему вручили серебряный жетон в виде пятиконечной звезды с надписью «Лучшему гармонисту». Программу, в которую были включены обработки народных мелодий и произведения Шопена, Венявского, Фибиха, Маланин исполнял на баяне.
Музыкант мечтал изобрести собственный баян с шестым, приставным «пальцем». Новосибирские мастера Скобелин, Шустов и Кропачев изготовили для него очень хороший инструмент. В 1928 году этот баян начал звучать по новосибирскому радио, куда Иван Маланин был приглашен в качестве солиста. Выступления в эфире шли часто, баянист напряженно работал, расширял репертуар. В те годы он создал обработки русских песен «Час да по часу», «Сама садик я садила», плясовую «Трепак», ставшие классикой. Но особым успехом пользовалась его «Сибирская подгорная». В ней автор ярко раскрыл картину сельского народного гуляния: задорные частушки девчат, лихие переплясы парней, заливистые переборы гармониста выразил точными интонациями, динамикой, разнообразными штрихами.
В 1929 году Иван Маланин участвовал в конкурсе на лучшего гармониста, баяниста, проходившем в Новосибирске, и стал обладателем первой премии и золотого жетона с надписью «Лучшему баянисту». Но успехи не вскружили голову музыканту. В 30-е годы он продолжал работать без устали: на радио выступал как солист, играл в ансамбле с балалаечником А.Фильнеем. В их репертуаре были обработки народных песен, переложения классических произведений, в том числе «Венгерская рапсодия № 2» Ференца Листа.
«Огонь по врагу!»
Когда началась Великая Отечественная война, Маланин стал автором радиопередачи «Огонь по врагу!», которая была, пожалуй, самой популярной на новосибирском радио — в лихую годину ее ждали с замиранием сердца.
— Иван Иванович читал радиослушателям фронтовые сводки, а после исполнял на баяне любимые мелодии и пел современные и старинные песни. Его голос был узнаваем, Маланина любили, ему верили, — рассказывает директор Заларинского краеведческого музея.
Помогали сибирскому баянисту два ленинградских актера театра и кино — А.Борисов и К.Адашевский: они декламировали стихи, пели. Маланин выступал в госпиталях перед ранеными бойцами. Подвигом слепого музыканта можно назвать поездки творческой бригады радиопередачи «Огонь по врагу!» на фронт — очень тяжело приходилось два месяца на военных дорогах незрячему баянисту, которому тогда было уже 46 лет. После войны дружба актеров из города на Неве и баяниста из Сибири не закончилась. Всякий раз, когда Театр имени А.Пушкина приезжал из Ленинграда в Новосибирск, друзья спешили встретиться с Иваном Ивановичем. Они говорили: «Маланин популярен в Сибири, как Шаляпин — в России!» О виртуозной маланинской игре восторженно отзывались Дмитрий Шостакович, Евгений Мравинский, Лидия Русланова и Леонид Утесов.
Маланин много гастролировал и выступал как в столице, где аккомпанировал прославленным артистам, так и в провинции: в сельских клубах без всяких афиш на его концерты собирались полные залы.
— Помню, как-то к нам в село должен был приехать легендарный Маланин, — вспоминает один из современников музыканта. — Людей набилась в зал, пожалуй, целая деревня, ей-богу. Мест, конечно, всем в нашем крошечном Доме культуры не хватило, и многие толпились прямо у дверей. Так вот после концерта в селе даже шутили, что двери в клуб не выдержали напора поклонников музыканта и попросту сломались... Не знаю, от чего они сломались на самом деле, но приезд Ивана Ивановича для нас был настоящим культурным событием. Мы все удивлялись — не видит ничего, а так здорово играет...
Вечерами дети поджидали баяниста на выходе его с работы — им хотелось пройти хотя бы несколько шагов рядом... Особым счастьем считалось, если Иван Иванович разрешал подержать кожаный футляр с инструментом. Учиться к музыканту ехали изо всех окрестных районов Сибири.
Помнят и в Заларях
В послевоенное время Иван Маланин работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. На доме по улице Советской, 53, где жил в последние свои годы старейший сибирский баянист, установлена мемориальная доска. С 1987 года в Новосибирске стали проходить фестивали-конкурсы имени И.Маланина — ведь именно Иван Иванович начал собирать там слеты и съезды гармонистов. Баянисты считают за честь участвовать в Маланинских фестивалях — туда съезжаются музыканты со всей страны. В 2000 году в Новосибирске, ставшем баянной столицей, создали Музей сибирского баяна и гармони имени И.И.Маланина. Своим учителем называл Маланина известный музыкант, народный артист России Геннадий Заволокин, силами которого на телевидении появилась самобытная передача с русской душой — «Играй, гармонь любимая!». В одном из интервью он сказал: «Невозможно представить Сибирь без Маланина. Я и сам пошел от его «Подгорной». Он влил в меня часть своей души». Братья Заволокины посвятили Маланину песню «Сыграй, Иван Иванович, «Сибирскую подгорную».
Легендарный музыкант умер в 1969 году и похоронен в Новосибирске. Родительский дом Ивана Маланина в Троицке сохранили, он признан объектом историко-культурного наследия. В Заларинском районе и городе Зиме и сейчас живут родственники гармониста. В этом году на знаменитом Маланинском фестивале — уже международном — впервые выступили его земляки, заларинские баянисты. В самом Троицке, где музыканта до сих пор помнят, местные историки планируют создать Дом-музей Маланина и туристический маршрут его имени.
Елена Русских. Использованы статья Д.Г. Ермакова «Знаменитый сибирский баянист И.И.Маланин», материалы иркутских СМИ
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей