Лыжный переход Байкал — Баренцево море — лыжный переход в СССР, совершенный в 1934—1935. Самый длинный лыжный переход в СССР, не имеющий аналогов в мировой истории лыжного спорта.
Старт перехода состоялся 30 ноября 1934 от озера Байкал, финиш — 30 апреля 1935 года в Мурманске. Длина перехода — около 9000 км. Длительность путешествия составила 151 день. В некоторых источниках конечным маршрутом перехода указано Белое море.
Маршрут перехода: Нижнеангарск (северная часть озера Байкал) — Туруханск — Обдорск — Архангельск — Мурманск, с преодолением Байкальского хребта, через тайгу и тундру, по незаселенным районам с ночевками в спальных мешках на снегу (последние 300 км были пройдены пешком с лыжами на плечах).
Переход совершили 5 военнослужащих железнодорожного 67-го полкаНКВД — комсомольцы-динамовцы Попов И. Г. (инструктор физподготовки полка, начальник команды), Бражников К. Н., Егоров Е. Ф., Куликов А. П. и Шевченко А. Е. (младшие командиры), с двумя собаками.
В ходе перехода участники вели общественно-политическую, разъяснительную и научную работу.
На маршруте были созданы 4 пункта, где хранились обмундирование, продукты, лыжи и другое снаряжение. Также существовала договорённость с Востсибпушниной, в факториях которой лыжники могли получить питание. С собой несли 5−10-дневный запас продуктов, а общая масса груза на человека доходила до 65 килограмм. Кроме этого использовали нарты, на которых везли запасные лыжи, одежду и спальные мешки.
Самым трудным был первый отрезок пути — Нижнеангарск — Тарасовка — Кежма. Безлюдная горная местность с горными склонами с уклонами до 60 градусов. Сначала преодолевали малопроходимые Байкальские хребты, почти сто километров шли по воде, так как реку Нирендукан, вопреки ожиданиям, не сковал лёд, а передвигаться по берегам не давала обрывистая местность. Из-за образования толстой ледяной корки пришлось бросить мешки и сломавшиеся нарты. Скорость преодолевания гольцов не превышала километра в час, которую ещё больше замедляли подъёмы по торосам высотой в несколько метров. В результате путь до первого пункта занял 2 недели вместо 7 дней. Паёк, рассчитанный с небольшим запасом — на 10 дней, закончился на 13-е сутки. 20 декабря закончили преодолевать последний Байкальский кряж. После первого населённого пункта на пути — Тарасовки — лыжники пошли на северо-запад, преодолев за четверо суток Ленско-Каренский кряж и пройдя руслом Ангары 2 января достигли Кежмы. Здесь они были осмотрены врачом, сменили обмундирование и запаслись продуктами и боеприпасами.
В Москву в день окончания перехода была направлена телеграмма:
«Москва.
Центральный Комитет ВЛКСМ, НКВД, Центральный совет „Динамо“, Главное управление пограничной и внутренней охраны, ВСФК.
Лыжный переход Байкал — Мурманск закончен 30 апреля в 18 часов. Расстояние пройдено за 151 день. Все мы здоровы, готовы выполнить любое задание партии и правительства. Шлем горячий первомайский привет из далекого Заполярья.
Попов, Куликов, Шевченко, Бражников, Егоров».
Постановлением ЦИК СССР от 8 мая 1935 года все участники перехода были награждены Почетными грамотами ЦИК СССР:
«Отмечая исключительные трудности лыжного перехода Байкал-Мурманск, перекрывшего расстоянием (9000 километров) все имевшие до сих пор место лыжные переходы как в СССР так и за границей, совершенного командой Н-ского полка НКВД, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Наградить грамотой ЦИК Союза ССР и ценными подарками участников лыжного перехода Байкал-Мурманск — руководителя перехода т. Попова И. Г., инструктора физподготовки полка и младших командиров полка: тт. Шевченко А. Н., Куликова А. П., Бражникова К. Н., Егорова Е. Ф.
Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов».
Встреча жителей Иркутска с участниками перехода состоялась 22 мая 1935 на железнодорожном вокзале. На перроне присутствовали представители спортобщества «Динамо», воинских частей Иркутского гарнизона и трудящихся города.
24 мая 1935 Иркутский городской совет народных депутатов в ознаменование героического лыжного перехода Байкал — Баренцево море постановил: переименовать Кругобайкальскую улицу в улицу «Имени лиги отважных бойцов» и присвоить 11-й средней школе название «Имени пяти отважных бойцов».
В книге Анатолия Рыбакова «Страх» (М.: Книжная палата, 1991) описана встреча главного героя романа с участниками перехода.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей