Новости

Лыжный переход Байкал — Баренцево море

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Источник: dynamo.su

Лыжный переход Байкал — Баренцево море — лыжный переход в СССР, совершенный в 1934—1935. Самый длинный лыжный переход в СССР, не имеющий аналогов в мировой истории лыжного спорта.

История

Старт перехода состоялся 30 ноября 1934 от озера Байкал, финиш — 30 апреля 1935 года в Мурманске. Длина перехода — около 9000 км. Длительность путешествия составила 151 день. В некоторых источниках конечным маршрутом перехода указано Белое море.

Маршрут перехода: Нижнеангарск (северная часть озера Байкал) — Туруханск — Обдорск — Архангельск — Мурманск, с преодолением Байкальского хребта, через тайгу и тундру, по незаселенным районам с ночевками в спальных мешках на снегу (последние 300 км были пройдены пешком с лыжами на плечах).

Переход совершили 5 военнослужащих железнодорожного 67-го полкаНКВД — комсомольцы-динамовцы Попов И. Г. (инструктор физподготовки полка, начальник команды), Бражников К. Н., Егоров Е. Ф., Куликов А. П. и Шевченко А. Е. (младшие командиры), с двумя собаками.

В ходе перехода участники вели общественно-политическую, разъяснительную и научную работу.

На маршруте были созданы 4 пункта, где хранились обмундирование, продукты, лыжи и другое снаряжение. Также существовала договорённость с Востсибпушниной, в факториях которой лыжники могли получить питание. С собой несли 5−10-дневный запас продуктов, а общая масса груза на человека доходила до 65 килограмм. Кроме этого использовали нарты, на которых везли запасные лыжи, одежду и спальные мешки.

Самым трудным был первый отрезок пути — Нижнеангарск — Тарасовка — Кежма. Безлюдная горная местность с горными склонами с уклонами до 60 градусов. Сначала преодолевали малопроходимые Байкальские хребты, почти сто километров шли по воде, так как реку Нирендукан, вопреки ожиданиям, не сковал лёд, а передвигаться по берегам не давала обрывистая местность. Из-за образования толстой ледяной корки пришлось бросить мешки и сломавшиеся нарты. Скорость преодолевания гольцов не превышала километра в час, которую ещё больше замедляли подъёмы по торосам высотой в несколько метров. В результате путь до первого пункта занял 2 недели вместо 7 дней. Паёк, рассчитанный с небольшим запасом — на 10 дней, закончился на 13-е сутки. 20 декабря закончили преодолевать последний Байкальский кряж. После первого населённого пункта на пути — Тарасовки — лыжники пошли на северо-запад, преодолев за четверо суток Ленско-Каренский кряж и пройдя руслом Ангары 2 января достигли Кежмы. Здесь они были осмотрены врачом, сменили обмундирование и запаслись продуктами и боеприпасами.

В Москву в день окончания перехода была направлена телеграмма:

«Москва.

Центральный Комитет ВЛКСМ, НКВД, Центральный совет „Динамо“, Главное управление пограничной и внутренней охраны, ВСФК.

Лыжный переход Байкал — Мурманск закончен 30 апреля в 18 часов. Расстояние пройдено за 151 день. Все мы здоровы, готовы выполнить любое задание партии и правительства. Шлем горячий первомайский привет из далекого Заполярья.

Попов, Куликов, Шевченко, Бражников, Егоров».

Постановлением ЦИК СССР от 8 мая 1935 года все участники перехода были награждены Почетными грамотами ЦИК СССР:

«Отмечая исключительные трудности лыжного перехода Байкал-Мурманск, перекрывшего расстоянием (9000 километров) все имевшие до сих пор место лыжные переходы как в СССР так и за границей, совершенного командой Н-ского полка НКВД, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:

Наградить грамотой ЦИК Союза ССР и ценными подарками участников лыжного перехода Байкал-Мурманск — руководителя перехода т. Попова И. Г., инструктора физподготовки полка и младших командиров полка: тт. Шевченко А. Н., Куликова А. П., Бражникова К. Н., Егорова Е. Ф.

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.

Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов».

Встреча жителей Иркутска с участниками перехода состоялась 22 мая 1935 на железнодорожном вокзале. На перроне присутствовали представители спортобщества «Дина­мо», воинских частей Иркутского гарнизона и трудящихся города.

24 мая 1935 Иркутский городской совет народных депутатов в ознаменование героического лыжного перехода Байкал — Баренцево море постановил: переименовать Кругобайкальскую улицу в улицу «Имени лиги отважных бойцов» и присвоить 11-й средней школе название «Имени пяти отважных бойцов».

В книге Анатолия Рыбакова «Страх» (М.: Книжная палата, 1991) описана встреча главного героя романа с участниками перехода.

Ссылки

  1. Самая длинная дистанция
  2. МВД России. Внутренние Войска
  3. На лыжах по тайге
  4. Дальние лыжные переходы и пробеги
  5. Развитие лыжного спорта в СССР
  6. Пятерка отважных
  7. Лыжный переход Байкал — Баренцево море // Википедия — свободная энциклопедия

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.