Новости

Лютеранство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Лютеранство в Иркутске

Служба в Иркутском евангелическо-лютеранском приходе св. Марии ЕЛЦИ
Служба в Иркутском евангелическо-лютеранском приходе св. Марии ЕЛЦИ
Лютеранская церковь в Иркутске на углу улиц Большой (К. Маркса) и Амурской (Ленина). Разрушена в 1952
Лютеранская церковь в Иркутске на углу улиц Большой (К. Маркса) и Амурской (Ленина). Разрушена в 1952
Источник: Иркутский евангелическо-лютеранский приход Св. Марии
Источник: Иркутский евангелическо-лютеранский приход Св. Марии

Лютеранство — одно из протестантских религиозных течений. В Иркутской области представлено Евангелическо-лютеранской Церковью Ингрии.

Лютеранство: общие сведения

Основателем учения стал ученый монах-расстрига Мартин Лютер. В 1510 ему пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), Лютер выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 Лютера отлучили от церкви и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга общественности Германии спасло его от смерти.

Целью реформаторов не было создание новой церкви, но они искренне желали убрать все непристойные дела, которые имели место быть в Церкви в то время (такие как: индульгенция - продажа прощения грехов за деньги, симония - покупка священнического сана за деньги, отступление от догматов древней Христианской Церкви, аморальное поведение служителей церкви и др.). Реформаторы предлагали созвать Собор, на котором могли бы обсудить все эти проблемы, Но реакцией Папы римского, на это предложение было предание анафеме (отлучение от церкви) всех реформаторов.

Церковь Ингрии исповедует христианскую веру, которая основана на Священном Писании — Библии, на свидетельстве Ветхого и Нового Заветов о триединстве Бога: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Эта вера выражена в Символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), а также в лютеранских вероис­поведных книгах. Церковь Ингрии утверждает Евангелие словом и делом.

Возникновение и распространение учения

Первая лютеранская церковь в Ингерманландии (современная Ленинградская область) была основана в конце XVI финнами, переселившимися в 1600-х, в результате великодержавной политики Швеции, в Южную Карелию и на южное побережье Финского залива. Реформация быстро распространилась в северной Европе, и эти страны стали лютеранскими (и остаются до сих пор таковыми). Многие из этих государств традиционно имели отношения с Россией, когда торговали, а иногда и воевали. Также эти страны были поставщиками высоко квалифицированных специалистов: военных, врачей, металлургов и др. Поэтому очень быстро на территории России появились лютеранские приходы, которые в начале не являлись единой церковью. В 1642 в Церкви Ингрии появился первый епископ — Хенрик Стахел. А в 1655 в Церкви Ингрии было уже 58 общин, 36 церковных зданий и 42 пастора.

После победы Петра I в Северной войне некоторые из военнопленных шведов были отправлены в Сибирь.  А в 1703 Петр I основал на территории город Санкт-Петербург. В его строительстве принимало участие много ингерманландских финнов. Русский царь закрепил за финским народом право сохранить свое вероиспо­ведание.

До революции в Санкт-Петербурге и его окрестностях, охватываю­щих территорию от эстонской до финской границ, было 32 ингерманландских общины, в которых насчитывалось 147 тыс. прихожан (членов). Здесь было построено 800 финских деревень, 300 начальных школ и педагогическое училище (семинария) в Колпанах.

Во время советской власти к 1938 все церкви были закрыты; многие ингерманландцы были отправлены в тюрьмы и лагеря или высланы в Сибирь или в Центральную Россию. Находясь там, ингерманландцы сохранили свою национальность, язык, и, в первую очередь, свою веру. В 1950-е гг. они стали возвращаться из Сибири (те, кто выжил) в Карелию, Эстонию, а кому повезло, те даже в Ингерманландию (тогда уже Ленинградскую область). Первые вновь открывшиеся приходы появились в Петрозаводске (1970) и в Пушкине (1977). Эти и другие возникшие уже после них общины находились под юрисдикцией Церкви Эстонии Евангелическо-Лютеранского исповедания. Только на этом основании правительство разрешило возрождение общин Церкви Ингрии. Такое положение дел просуществовало до начала 1992, когда в результате выхода Эстонии из состава СССР Церковь Ингрии снова стала независимой.

Пасторы не ограничиваются миссионерством среди ингерманландцев — к церкви Ингрии стали присоединяться русские, в Петербурге, Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Саратове и некоторых других городах возникли крупные чисто русские общины. Кроме того, миссионеры церкви Ингрии успешно работают среди финноязычных народов Поволжья и Севро-Востока Европейской части России, которые никогда прежде лютеранами не были — мордвы, мари, коми. В эти национальные приходы также вступает заметное число русских.

Приходы Церкви Ингрии

  1. Западно-Ингерманландское пробство

  2. Санкт-Петербургское пробство

  3. Карельское пробство

  4. Московское пробство

  5. Приволжское пробство

  6. Уральское пробство

  7. Сибирское пробство

Церковь Ингрии в Иркутске

Иркутск был местом ссылки не угодных властям людей, поэтому уже в начале XVIII в Иркутске действовал лютеранский приход, созданный для религиозных нужд пленных шведов, сосланных в Восточную Сибирь. Затем многие из военнопленных вернулись домой, но не все. Лютеране построили деревянный храм, но его постигла та же участь, что и многие деревянные здания Иркутска - он сгорел. В 1829-1831 гг. было построено каменное здание храма Вознесения Господня, которое располагалось на пересечении улиц Большой (К. Маркса) и Амурской (Ленина, где сейчас находится памятник Ленину). Лютеранский приход в Иркутске действовал до 1937. Затем, как и многие религиозные организации, был закрыт. 

В 1998 был зарегистрирован приход Св. Марии, который действует  в настоящее время. У Иркутского прихода есть капельные приходы в других городах Иркутской области. Настоятель прихода: пастор Мазуренко Альберт.

Помимо русских среди прихожан лица немецкого, финского, эстонского и латышского происхождения. Ведется активная миссионерская работа среди китайской диаспоры.

Настоятель прихода — пастор Мазуренко Альберт. Адрес: Иркутск, ул.Российская, 14б-1.

Ссылки

  1. Государственно-конфессиональные отношения в Иркутской области, сайт правительства Иркутской области
  2. Конфессии. Кто есть кто в Иркутске (2-е издание биографические справки 2003-2006)
  3. Сайт Иркутского евангелическо-лютеранского прихода св. Марии Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России
  4. С.А. Коженков, начальник Управления по связям с общественностью и национальным отношениям  администрации губернатора Иркутской области. Доклад “Вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений в Иркутской области”
  5. Лютеранство // Сектовед : сайт.
  6. Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России // сайт информационно-образовательного проекта "Культурно-конфессиональная структура христианской цивилизации: православие, католицизм, протестантизм социокультурный аспект влияния"
  7. Сергей Филатов Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе // Русский архипелаг : сайт.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Библиотека по теме "Религия и духовная жизнь" | Иркутск