Новости

Лунинское движение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЛУНИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, инициатива Н.А. Лу­нина. В ноябре 1940 он предложил принципиально новый метод эксплуатации паровозов, при котором бригада маши­нистов брала на себя обязательства выполнять профилактический ремонт паровоза, постоянно следить за состоянием его рабочих узлов и деталей, увеличивая нормы пробегов и сокращая время планового ремонта локомотивов.

С начала войны этот почин был подхвачен на железной дороге не только Сибири, но и всей страны. К концу июля 1941 на Томской железной дороге последователями Н.А. Лунина и его бригады стали 75 % паровозных бригад, в августе - более 80 %. Пробег паровозов между плановыми ремонтами увеличился в среднем до 6 390 км при норме 4 тыс. км. За 11 месяцев 1941 машинисты-лунинцы Томской железной дороги сэко­номили свыше 44 млн руб.

Последователями Н.А. Лунина стали представители самых разных железнодорожный профессий: работники вагонного депо, путеобходчики, стрелочники, машинисты водокачек и компрессоров, слесари депо и ремонтных мастерских. Но­восибирский обком ВКП(б) рекомендовал применение лунинский принципов в работе на всех предприятиях го­рода и области. 7 января 1942 Наркомат путей сообщения издал специальный приказ «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в условиях войны». Повсеместно создавались «лунинские школы», где изу­чались приемы работы машиниста-новатора, читались технические лекции, проводились консультации, устраивались конференции для популяризации достижений самого Н.А. Лунина и его последователей. На Томской железной дороге во главе с начальником был сформирован специальный штаб по развитию Лунинского движения.

Большое значение имела организация обучения членов паровозных бригад слесарному делу, которая широко разверну­лась в 1941. В короткие сроки при всех депо откры­лись курсы обучения методам профилактического ухода за паровозом, способам его ремонта. Над паровозными бри­гадами взяли шефство ведущие инженерно-технические работники депо, высококвалифицированные слесари по ремонту паро­возов. Слесарной подготовкой в 1941 удалось охватить 2 664 человек, в 1942 - 3 751 человек. Это дало возможность освоить слесарную специальность почти всем машинистам, помощникам машинистов, многим кочегарам. К концу 1944 более 90 % паровозных машинистов имели слесарную квалификацию не ниже 5-го разряда, что обеспечивало быстрое и качественное выполнение профилактического ремонта паровозов самими па­ровозными бригадами.

К концу войны на Томской железной дороге насчитывалось около 300 «лунинских» паровозов, более 45 тыс. железнодорожни­ков работало по методу Н.А. Лунина. В 1942 Н.А. Лу­нин стал лауреатом Сталинской премии, в 1943 - Героем Социалистического Труда. Его методы активно изучались и применялись и в послевоенное время.

Лит.: Вековой путь на службе отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001; Самые значительные железнодорожники России. М., 2005.

А.И. Тимошенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири