Новости

Ленские тракты // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Ленские тракты — Под этим назв. известны грунтовые пути, соединяющие Сиб. ж.-д. магистраль с Леной, имеющие грузооборот не менее 90% всех грузов, поступающих в Ленский бассейн.

В состав их входит: 1) Я к у т с к и й тракт: Иркутск—Качуг—Жигалово, протяжением 401 км (транзитное знач. имеет участок Иркутск-Качуг, 256 км; участок же Качуг — Жигалово, 145 км, в основном обслуживает местное население); 2) М ал ы ш е в с к и й тракт, часто называемый Ш ал а ш н и к о в с к и м, от ст. Тыреть Томской ж. д., через Балаганск в Жигалово (280 км), и 3) А н г ар о -Л е н с к и й тракт, в прошлом называвшийся И л и м с к и м, от пристани Заярская или Большая Мамырь на Ангаре до пристани Усть-Кут на Лене (267 км). Ангаро-Ленский тракт возник первоначально, как Илимский волок, при продвижении рус. колонизаторов из Енисейска на Лену (1631). Затем волок этот был превращен во вьючную тропу и в этом виде просуществовал до начала XVIII в., после чего путь этот транзитное знач. для летнего времени утратил и имел весьма ограниченное знач. лишь как зимняя дорога. Развитие Иркутска, как адм. и торг. ц., вызвало необходимость найти выход к Лене по кратчайшему для Иркутска пути. Следствием этого явился Якутский тракт. Начало б. или м. широкого использования этого пути относится к первым десятилетиям XVIII в., но устройство его, как тракта, было очевидно проведено в последнем десятилетии XVIII века. Развитие во второй половине прошлого столетия золотопром-сти в Ленском бассейне и усиление в связи с этим грузооборота на р. Лену вызвали устройство еще одной дороги на Лену — Малышевского тракта (1878), имевшего по грузообороту до начала империалистической войны немаловажное значение. Якутский тракт, как технически лучше устроенный (гравийная дорога), имеет наиб. транзитный грузооборот, определяющийся для 1931 в 70—80 тыс. т. Перевозки грузов совершаются как гужем, так и автотранспортом, знач. к-рого с каждым годом усиливается. Малышевский тракт, из-за отсутствия должного ремонта, вызванного исключением из списка дорог гос. знач., превратился в зимник, непроезжий для летнего времени (с 1930 тракт вновь включен в список дорог республиканского значения). Грузооборот его составляет 20—25 тыс. т. Ангаро-Ленский тракт, начатый постройкой в 1919, в связи с гражд войной, не был достроен. Вновь начатое с 1925/26 строительство также еще не закончено, и тракт используется только, как зимник. Транзитный грузооборот — 5—8 тыс. т. Развивающийся грузопоток в Ленский бассейн по Л. т. (увеличение ежегодно на 30—40%) требует приведения всех трех трактов в состояние, обеспечивающее автодвижение. Якутский тракт в 1931 находился в процессе переустройства. Малышевский и Ан-гаро-Ленский тракты намечены к устройству в 1932.

Литература

  1. Труды совещания 1908г. в Иркутске о путях сообщения в Сибири, т. II, Иркутск, 1908;
  2. Лагутин, А. Н. Материалы по вопросу о постройке Илимского тракта, Иркутск, 1921;
  3. Молодых, И. Ф. Водные пути и гужевые тракты Средне-Сибирского края. Предварительные материалы по районированию Средне-Сибирского (Лено-Байкальского) края, в. V, Иркутск, 1925;
  4. Чертовских, Е. П. Торговые пути на р. Лену от Сиб. ж.-д. магистрали. Иркутск, 1928.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Чертовских Е. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях