Ленские тракты — Под этим назв. известны грунтовые пути, соединяющие Сиб. ж.-д. магистраль с Леной, имеющие грузооборот не менее 90% всех грузов, поступающих в Ленский бассейн.
В состав их входит: 1) Я к у т с к и й тракт: Иркутск—Качуг—Жигалово, протяжением 401 км (транзитное знач. имеет участок Иркутск-Качуг, 256 км; участок же Качуг — Жигалово, 145 км, в основном обслуживает местное население); 2) М ал ы ш е в с к и й тракт, часто называемый Ш ал а ш н и к о в с к и м, от ст. Тыреть Томской ж. д., через Балаганск в Жигалово (280 км), и 3) А н г ар о -Л е н с к и й тракт, в прошлом называвшийся И л и м с к и м, от пристани Заярская или Большая Мамырь на Ангаре до пристани Усть-Кут на Лене (267 км). Ангаро-Ленский тракт возник первоначально, как Илимский волок, при продвижении рус. колонизаторов из Енисейска на Лену (1631). Затем волок этот был превращен во вьючную тропу и в этом виде просуществовал до начала XVIII в., после чего путь этот транзитное знач. для летнего времени утратил и имел весьма ограниченное знач. лишь как зимняя дорога. Развитие Иркутска, как адм. и торг. ц., вызвало необходимость найти выход к Лене по кратчайшему для Иркутска пути. Следствием этого явился Якутский тракт. Начало б. или м. широкого использования этого пути относится к первым десятилетиям XVIII в., но устройство его, как тракта, было очевидно проведено в последнем десятилетии XVIII века. Развитие во второй половине прошлого столетия золотопром-сти в Ленском бассейне и усиление в связи с этим грузооборота на р. Лену вызвали устройство еще одной дороги на Лену — Малышевского тракта (1878), имевшего по грузообороту до начала империалистической войны немаловажное значение. Якутский тракт, как технически лучше устроенный (гравийная дорога), имеет наиб. транзитный грузооборот, определяющийся для 1931 в 70—80 тыс. т. Перевозки грузов совершаются как гужем, так и автотранспортом, знач. к-рого с каждым годом усиливается. Малышевский тракт, из-за отсутствия должного ремонта, вызванного исключением из списка дорог гос. знач., превратился в зимник, непроезжий для летнего времени (с 1930 тракт вновь включен в список дорог республиканского значения). Грузооборот его составляет 20—25 тыс. т. Ангаро-Ленский тракт, начатый постройкой в 1919, в связи с гражд войной, не был достроен. Вновь начатое с 1925/26 строительство также еще не закончено, и тракт используется только, как зимник. Транзитный грузооборот — 5—8 тыс. т. Развивающийся грузопоток в Ленский бассейн по Л. т. (увеличение ежегодно на 30—40%) требует приведения всех трех трактов в состояние, обеспечивающее автодвижение. Якутский тракт в 1931 находился в процессе переустройства. Малышевский и Ан-гаро-Ленский тракты намечены к устройству в 1932.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей