Ледокол «Ангара»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В конце 1898 г. с той же английской фирмой из Ньюкасла «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К°», которая изготовила пароход-паром «Байкал», заключается новый до­говор на изготовление ещё одного ледокола для железнодорожной переправы на озере Байкал.

В объём поставки включались, согласно договору, все металлоконструкции и механизмы с запасными частями на сумму 34700 фунтов. Так же, как и при заказе парохода «Байкал», фирмой-изготовителем не поставлялись плотницкие и столяр­ные изделия. Фирма быстро справилась с задачей постройки заказанного судна, и в середине 1899 г. были отправлены морем из Англии в Ревель части и узлы второго ледокола. Эти части и узлы, погруженные в 80 вагонов, прибыли в порт Баранчики 15 июля 1899 г. К этому времени стапель в Лиственичном был освобождён от постро­ившегося парохода «Байкал».

18 июля 1899 г. началась сборка второго ледокола. Работы шли ускоренными тем­пами. Среднесуточное количество рабочих, занятых на сборочных работах, достига­ло 290 человек. Торжественный спуск на воду ледокола, получившего название «Ан­гара», состоялся в селе Лиственичном 25 июля 1900 г. Ледокол был спущен в полной готовности для совершения рабочих рейсов.

Основные характеристики ледокола «Ангара»: длина — 200 футов, ширина — 35 футов, высота борта — 7,6 метра, осадка кормой при полной загрузке достигала 4,7 метра, водоизмещение — 14 000 тонн, установлена одна паровая машина тройного расширения (подобная машине на ледоколе «Байкал») мощностью 1250 индикатор­ных сил и четыре огнетрубных котла локомобильного типа на 12 атмосфер, гребной винт диаметром 3,5 метра, скорость судна достигала 11 узлов. Топливом служил черемховский уголь, которого брали на борт до 230 тонн, что обеспечивало 115 часов хода ледокола. Для размещения багажа и груза на судне имелось два трюма ёмкостью 653 куб. метра и вместимостью 250 тонн. Пассажиры первого и второго классов чис­ленностью до 60 человек размещались в отдельных каютах. Помещения пассажиров третьего класса в количестве 100 мест располагались в кормовой части ледокола. Численность команды составляла 42 человека. Корпус ледокола выполнен из стали, клёпаный, толщина «ледового пояса» — 25 мм. Стоимость постройки ледокола «Ан­гара» составила 770704 рубля.

«Ангара» сошла со стапеля в полной готовности к плаванию по Байкалу. Свой первый рейс до станции Мысовая ледокол «Ангара» совершил 27 июля 1900 г. под командованием штурмана дальнего плавания Иоганна Фридриховича Мазура, ко­торый занимал эту должность до 1906 г. Регулярные рейсы, включившись в работу железнодорожной переправы, ледокол начал совершать с 9 августа этого же года.

«Ангара», кроме прокладки трассы для парохода-парома «Байкал» по ледяным полям, производила самостоятельные перевозки пассажиров и грузов по населён­ным пунктам побережья озера.

Навигация паромной переправы обычно начиналась во второй половине апреля и заканчивалась в середине января. В этот зимний период ледокол «Ангара» ставил­ся на прикол и команда распускалась. А на судне оставался один боцман для поддер­жания соответствующего порядка. К середине апреля лёд на Байкале мог уже разру­шаться ледоколом «Ангара». Кстати сказать, что самый ранний отход льда на Байка­ле произошёл 17 апреля 1874 г.

В течение трёх зимних месяцев переправа через озеро осуществлялась по льду лошадьми, число которых доходило до полутора тысяч голов. Во время эксплуата­ции ледокола «Ангара» до 1907 г. произошло одно очень серьёзное чрезвычайное про­исшествие. В 1903 г. ледокол «Ангара», как и пароход «Байкал», в декабре сел на мель вблизи порта Танхой. Но если «Байкал» отделался только «царапинами», то «Ангара» очень сильно повредила днище. И только в апреле следующего года в Лиственичном ледокол «Ангара» помещается в док и производят ремонт днища. В этом же месяце с началом навигации ледокол «Ангара» начал своё новое плавание.

С 1907 г. по решению Министерства путей сообщений ледокол не вышел в плава­ние ввиду того, что его использование стало неэкономичным. На ледоколе остался только боцман Есипов и несколько матросов для охраны корабля и поддержания двигательной установки и других машин и механизмов в технически исправном со­стоянии. И в таком состоянии ледокол простоял до 1916 г.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...