Новости

Лазо Георгий. Капитан «Ангары»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
1985 год. В родительском доме в Листвянке. Празднование 40-летия победы
1985 год. В родительском доме в Листвянке. Празднование 40-летия победы
Георгий Васильевич с женой Ефалией Иосифовной и детьми
Георгий Васильевич с женой Ефалией Иосифовной и детьми
Капитан Лазо чуть-чуть не дожил до 90 лет
Капитан Лазо чуть-чуть не дожил до 90 лет
1936 год. Георгий перед уходом в армию
1936 год. Георгий перед уходом в армию
Капитан "Ангары" был ненамного старше своей команды
Капитан "Ангары" был ненамного старше своей команды

Георгий Лазо — знаменитый на всю Сибирь капитан ледокола "Ангара" — родился в 1914 году в Иркутске. Он, единственный из девятерых детей в семье, заболел морем и выбрал себе путь моряка. Лазо — самый молодой капитан Байкала, начал командовать ледоколом в 28 лет. Признанный морской волк, он чуть не стал врагом народа из-за тумана на капризном сибирском море. Георгий Васильевич награжден Орденами Октябрьской революции и Трудового красного знамени, многими медалями. 17 июня 2004 года ему исполнилось бы 90 лет.

Бросил финансовый техникум — ушел в море

Родители Георгия, Василий Яковлевич и Елизавета Яковлевна, были сосланы из-под Киева в Сибирь в начале прошлого века за то, что батрак Василий разбил стекла в помещичьем доме. Сначала семья жила под Усольем, затем в Иркутске, где родилось трое детей, а в 1918 году переехала в Листвянку. Василий Яковлевич работал на строительстве железной дороги, возил булыжники на лошадиных подводах из каменоломни. Семья все росла и росла — старшие помогали нянчить младших: Константина, Зинаиду, Александра, Веру, Виктора и Владимира.

 Из всех детей только Георгий стал моряком. Жизнь на берегу Байкала вдохновила его выбрать этот нелегкий путь. Окончив школу, Гоша поначалу уехал в Слюдянку учиться в финансовом техникуме, но там окончательно понял, что его призвание — море. Вернулся домой и устроился работать матросом на "Трудящийся".Когда подошел возраст служить в армии, Георгий попросился на Восток. В то время когда юноша осваивал армейские премудрости, на озере Хасан начались боевые действия — Япония пыталась захватить озеро и прилегающие к нему территории. Это были первые вооруженные столкновения со времен Гражданской войны, и Георгию пришлось взять в руки настоящее боевое оружие.После армии Георгий женился. Свою мечту о Байкале не оставил, и снова стал ходить на корабле. Только теперь каждый год его посылали на курсы повышения квалификации — то в Иркутск, то в Новосибирск, и каждый год он поднимался на одну ступеньку вверх по карьерной лестнице: начав с матроса, Лазо стал сначала третьим помощником капитана, потом вторым, первым...

Матросы в юбках

— В 1941 году я закончила школу, — вспоминает его сестра Зинаида Васильевна. — Гошу только что перевели на ледокол "Ангара" помощником капитана, и 15 июня был его первый рейс в Нижнеангарск. Брат взял меня с собой. Целую неделю мы ходили по Байкалу: Ольхон, Онгурены, бухта Ая. Везли на север продукты, уголь, запчасти для заводов, стройматериалы, а на обратной дороге оба грузовых трюма были забиты рыбой. Вернулись в Листвянку 22 июня. И нам сообщили: война...

Мужчины уходили на фронт, на их места вставали женщины. Даже на кораблях. На "Ангаре" кочегары, грузчики, матросы ходили в юбках. Георгий Васильевич не выдерживал вида женщин с тяжелыми мешками на спине, и, скинув китель, сам вставал на разгрузку или погрузку. А за капитаном выходила вся команда. В военные годы на "Ангаре" юнгой ходил и младший брат капитана, Виктор Лазо.

В 1942 году Лазо назначили командовать "Ангарой". Он стал самым молодым капитаном на Байкале — Георгию исполнилось только 28 лет.— Я, можно сказать, родился на "Ангаре", — рассказывает Виталий, сын Георгия Васильевича. — Пока мы со старшим братом Юрой маленькие были, папа нас часто брал в рейс с мамой. Капитану полагалась огромная каюта, свой стол. Мне еще года не было, а я уже по Байкалу ходил. Помню, что меня приводили в восторг чистота, красота — все блестит, медные ручки как следует надраены, внутри все дубом отделано.

Лоза и Лазо — родственники? 

По поводу своей фамилии в семье Лазо рассказывают такую историю:

— Когда отец с мамой приехали в Сибирь с Украины, фамилия у них звучала как Лоза, — продолжает сестра Зинаида Васильевна. — А когда Георгий оформлял какие-то свои документы, то поменял местами буквы "а" и "о". В то время у всех на слуху было имя героя Гражданской войны Сергея Лазо. Вот он и сделал нашу фамилию более звучной, с тех пор мы все "Лазо". Когда в Иркутск приезжал с гастролями украинский певец Юрий Лоза, мы даже хотели к нему за кулисы сходить, выяснить — а вдруг родственники?

Туманная история 

В 1947 над семьей капитана нависла угроза. Личностью Георгия Лазо заинтересовались органы НКВД. Произошло все из-за самого обычного тумана...

На пути домой из очередного рейса "Ангару" застиг густой туман, видимость — нулевая. Во второй половине XX века в навигации локаторов еще не было, из приборов использовали только сектант (прибор, которым прокладывают курс корабля по солнцу и линии горизонта), сирену, да в таких ситуациях в колокол звонили, чтобы случайно не столкнуться ни с кем. "Ангара" вела за собой мехтер — большую баржу. В тумане корабль незаметно отнесло в сторону от курса, и со всего хода ледокол врезался в берег, а за ним и мехтер. Пробоину на борту "Ангары" устранили, а вот стаскивать ее с берега пришлось нескольких кораблям.

— Отец тогда очень сильно переживал, — рассказывает сын Виталий. — Ведь дело разбиралось и в Иркутском пароходстве, и в Листвянке довольно долго. Кроме того, им интересовалось НКВД.Дом энкавэдэшников в Листвянке стоял рядом с домом семьи Лазо. Ефалия Иосифовна, жена капитана, дружила с ними по-соседски. Когда началось разбирательство аварии, она сильно переживала за мужа, но виду не подавала. Несколько месяцев спустя, когда Георгия оправдали и даже оставили в должности капитана на "Ангаре", сотрудник органов в обстановке строжайшей секретности поведал ей, что имя ее мужа уже было в списке "врагов народа", но его оттуда вычеркнули. Каким образом это сделали, никто не знает, но факт остается фактом — Георгий продолжал жить прежней жизнью.

"Байкалу хватит меня"

Ефалия Иосифовна, учительница младших классов по образованию, посвятила себя заботам о девятерых детях и муже. Георгий редко бывал дома, но очень ценил труд своей жены. Ефалия Иосифовна никогда не ворчала по поводу его отсутствия дома, а наоборот, во всем поддерживала. Весь дом был на ней, а упреков "мол, я и баба, и мужик" Георгий не слышал ни разу. Старшие дети подрастали, становились помощниками.

— Я не хочу никого из вас видеть на воде, — не раз всерьез говорил Георгий Васильевич дочерям и сыновьям. — Это очень трудное и опасное дело, семья все время без отца. Байкалу хватит меня.Строгого запрета отца посмел ослушаться только один из детей — Виталий. Он все-таки пошел работать на корабль в нижнюю, трюмную команду, но потом под напором Георгия Васильевича вынужден был сменить профессию.

Лучше всех настраивал компасы 

Лазо командовал "Ангарой" до 1952 года, когда судно поставили на капитальный ремонт. После этого Георгий Васильевич был капитаном разных кораблей на Байкале — "Комсомольца", "Клары Цеткин". Вскоре в штатном расписании порта Листвянка появилась должность капитана-наставника. Назначили на нее Лазо, как самого опытного и умелого. Георгий Васильевич обучал капитанов других кораблей основным требованиям, правилам, передавал секреты собственного многолетнего опыта. Кроме того, в то время он был единственным специалистом на Байкале по девиации. (Девиация — отклонение подвижной системы компаса, фиксирующей направление на магнитный полюс Земли, происходит под влиянием намагниченных тел). Перед началом каждой навигации у каждого корабля должны быть обязательно записаны отклонения компаса, которые в дальнейшем учитываются при прокладывании курса, без этого в море его просто не выпустят.

Лазо научился настраивать компас у первых капитанов "Ангары", ходившим по разным морям, а потом сам составил таблицу отклонений. Делать девиацию в Листвянку приходили все байкальские суда без исключения, поэтому об опыте Георгия Васильевича слава шла по всему Байкалу и даже дальше. Его звали везде: производить какие-то расчеты, прокладывать курс для первых "Комет" и "Ракет", решать, где лучше строить пирс в Северобайкальске.Официально на пенсию Георгий Васильевич ушел в 60 лет, но когда его позвали работать начальником порта Байкал, отказаться не смог, продолжил работу капитаном-девиатором.

До юбилея капитан не дожил всего полтора месяца. 17 июня Георгию Васильевича исполнилось бы 90 лет. В большой семье Лазо (а прямых потомков Василия Яковлевича и Елизаветы Яковлевны — 120 человек!) его часто называют "нашим капитаном", а сестру Зинаиду Васильевну — "семейным архивариусом" — за то, что она бережно собирает все фотографии и материалы и аккуратно хранит их в альбомах.

Фото из архива семьи Лазо

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Контышева Ольга | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Военнослужащие | Иркипедия | Иркутск | Библиотека по теме "Экономика" | Публикации Иркипедии