Александр Георгиевич Курзенков родился в 1920 году в Зиме, в семье потомственных текстильщиков, переселившихся перед первой мировой войной из Подмосковья в Сибирь. Русский, член КПСС с 1944 года. В 1922 году его семья переезжает обратно в Подмосковье в город Наро-Фоминск, где он окончил школу семилетку в 1935 году, затем ФЗУ в 1937-м и работал токарем первого инструментального цеха Московского автозавода (ЗИЛ). Одновременно учился в аэроклубе. В Советской Армии с 1939 года, окончил Ейское военно-морское авиационное училище накануне войны. В звании сержанта служил в авиации Черноморского флота. С января 1942 года воюет на Балтике сначала пилотом, затем командиром звена и заместителем командира авиаэскадрильи. Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 января 1944 года лейтенанту А.Г. Курзенкову присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб 8 мая 1945 года при выполнении боевого задания в районе порта Лиепаи.
В мае 1941 года Александр Курзенков окончил военно-авиационное училище и через месяц уже принял боевое крещение. Правда, оно оказалось не совсем удачным. Эскадрилья бомбардировщиков совершила боевой налет на румынский порт Констанцу. Во время подхода к цели самолет Курзенкова был поврежден, загорелся, но несмотря на это, молодой пилот отбомбился и повел свою машину в обратный путь. С большим трудом горящий бомбардировщик дотянул до околицы какого-то села в районе Одессы. Летчик получил ожоги и был отправлен в госпиталь.
В январе 1942 года А.Г. Курзенков стал пилотом бомбардировщика 73-го авиаполка Балтийского флота. Здесь театр военных действий был иной, самолеты также были другие, уже новейшие. Но прежней оставалась задача — до полной победы громить фашистских захватчиков. И с этой задачей пилот отлично справлялся. Он наносил меткие бомбоудары по фашистским кораблям, транспортам на море, по артиллерийским батареям, долговременным укреплениям врага.
Так, 9 июля 1942 года экипаж Курзенкова принял участие в бомбоударе по кораблям противника в районе острова Соммерс. Был поврежден сторожевой корабль. Через два дня в этом же районе ударом с пикирования самолет Курзенкова вывел из строя канонерскую лодку, 20 июля его бомбы точно легли в расположение артиллерийской батареи в районе Урицка. Взрыв большой силы и пожар вывел из строя мощные орудия. Назавтра таким же путем была ликвидирована минометная батарея в районе Володарки-Новоселье.
Военная необходимость заставила боевого летчика изменить профессию. Он стал пилотом-разведчиком. Нашему командованию необходимы были точные данные о расположении оборонительных сооружений под Ленинградом, боевых кораблях врага, о движении к фронту караванов судов, эшелонов техники я войск. Эти сведения могли добывать только опытные летчики, которые сочетали дерзость с риском, смелость с точным расчетом, умели быть неуловимыми для фашистских истребителей. Таким летчиком был и Александр Курзенков.
В течение октября-ноября 1942 года он пять раз вылетал на аэрофоторазведку Ладожского озера и его побережья, обнаруживал военные корабли, бронекатера, баржи и другие плавсредства фашистов, а в районе городов Кексгольм, Сортавала — эшелоны с грузами.
Особую находчивость и героизм летчик проявил в период прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. Он вылетал на разведку в район крупных станций и железнодорожных узлов: Луга, Нарва, Кингисепп, Сиверская, Мшинская, Красногвардейск, в район порта Таллин. По данным его разведки, авиацией Краснознаменного Балтийского флота и Ленинградского фронта были нанесены бомбовые удары по кораблям, железнодорожным узлам, аэродромам, артбатареям и войскам противника, не дав тем самым возможность перебросить подкрепления к фронту. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и авиации врага, летчик произвел фотосъемку переднего края обороны противника площадью в 280 квадратных километров в районе Невы, за что получил благодарность от командующего Ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова.
Летал Курзенков на прекрасной отечественной машине Пе-2. Его экипаж составляли штурман украинец Григорий Давиденко, стрелок- радист смоленский юноша Николай Якушев. Они с полуслова понимали друг друга, действовали четко и слаженно. Однажды их в пути застала пурга, было разрешено совершить посадку в любом месте, но экипаж решил добраться до своего аэродрома, зная, что вынужденная посадка может вывести из строя самолет. За этот «слепой» полет командующий ВВС Балтийского флота генерал М.И. Самохин объявил благодарность всем членам экипажа и присвоил им внеочередные воинские звания.
В 1943 году А.Г. Курзенков стал командиром авиазвена 44-й авиаэскадрильи 15-го разведывательного полка. У него прибавилось забот. С каждым днем рос счет и его боевым делам.
С февраля по сентябрь он двадцать девять раз летал на фоторазведку. Важным районом разведки был Финский залив, где Курзенков со своими боевыми товарищами обнаружил и сфотографировал немало плавсредств фашистов. Неоднократно разведку он проводил в районе военно-морских баз Таллина, Хельсинки, Котка. В его летной книжке за этот период указаны железнодорожные узлы, куда пролегли маршруты самолета-разведчика: Псков, Гдов, Кипгисепп, Кунда. На фотопленке были четко зафиксированы железнодорожные эшелоны, мосты, военные объекты, на аэродромах самолеты, а на воде гидросамолеты.
Экипаж Курзенкова обнаружил противолодочные сети, которыми фашисты пытались закрыть выход из Финского залива нашим кораблям и дважды сфотографировал их. За выполнение этого важного задания А.Г. Курзенков был награжден орденом Красного Знамени.
Командование стало поручать экипажу Курзенкова самые ответственные задания. Так, когда группа разведчиков не смогла прорваться к одному важному объекту сквозь плотный огонь, сфотографировать его было поручено летчику-сибиряку. Подняв самолет на высоту семь тысяч метров, он миновал заградительный огонь, а затем бросил машину в пике. На нужной высоте он выровнял машину и пронесся над фашистской обороной. Фотоустройства работали на полную мощность. Подробная картина вражеских оборонительный сооружений была получена.
Кроме этого, летая на разведку морских и сухопутных коммуникаций противника, экипаж разбросал над расположением врага более полутора миллионов листовок.
Имя Курзенкова и его боевых товарищей стало известно летчикам всей Балтики. Обратили внимание на бомбардировщика под номером сорок и гитлеровцы, они охотились за разведчиком. Но и это не испугало отважных летчиков. Тридцать раз они встречались с фашистскими истребителями, умелым маневром уходили из-под обстрела, а тринадцать раз приходилось принимать бой. Но ни в одном из этих случаев самолет героев не получил повреждений, никто из них не был даже ранен.
С мая 1942 по сентябрь 1943 года А.Г. Курзенков совершил двести три успешных боевых вылета на бомбардировку и разведку живой силы и техники врага, его оборонительных сооружений, аэрофотосъемку морских и сухопутных коммуникаций, аэродромов, баз, переднего края. Триста один час провел он в этих полетах. Причем из общего количества вылетов — сто двадцать семь было произведено на дальнюю разведку военно-морских баз и двадцать на разведку в районе Ладожского озера, а восемнадцать вылетов было произведено на бомбардировку кораблей, транспортов и военно-морских баз в Финском заливе и на Ладожском озере, артиллерийских батарей на Ленинградском фронте.
Действия А.Г. Курзенкова в разведке были высоко оценены командованием. Как отмечалось в представлении летчика к званию Героя Советского Союза, «Летая одиночным самолетом Пе-2, все боевые задания командования выполняет своевременно и с достоверной точностью. Его визуальная разведка никогда не расходилась с данными на фотосъемке. Как летчик-разведчик подготовлен «на отлично» во всех отношениях. Тактически грамотно выполняет задания. Отлично знает материальную часть и технику пилотирования. Произвел двести восемьдесят девять безаварийных посадок, за что получил денежное вознаграждение десять тысяч рублей».
22 января 1944 года А.Г. Курзенков и штурман Г. И. Давыденко стали Героями Советского Союза, а радист Н. И. Якушев награждается орденом Красного Знамени.
На заключительном этапе войны распался этот дружный боевой экипаж. А.Г. Курзенков с мая 1944 года стал заместителем командира авиаэскадрильи, а затем ее командиром. Г. И. Давыденко штурманом эскадрильи, а Н. И, Якушев был назначен начальником связи в другой части.
За короткое время А.Г. Курзенков освоил специальность истребителя-разведчика. Он получил новейшую машину Як-9, на которой стал вылетать на бомбовые удары по фашистам, на разведку и аэросъемку. Количество самолетовылетов он довел до двухсот пятидесяти. Четырьмя орденами Красного Знамени и несколькими медалями была отмечена его доблесть. Но не пришлось увидеть нашему земляку свет победы.
Живет в народе память о герое. Именем его названо Лиепайское техническое училище № 7. А.Г. Курзенков зачислен навечно в списки работников завода имени Лихачева. В Зиме в краеведческом музее есть уголок героя.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей