Культура и Байкал. Экстраверты, интроверты и их отношение к Байкалу // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Приезжие на Байкале

Источник: GreenExpress
Источник: Альянс Франсез Иркутск
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов

Еще один момент (кроме модальностей и восприятия цветовых образов),  связанный с психологией человека, - это влияние экстравертированности и интровертированности человека на его отношение к природе, частоте и эмоциональной отдаче «свиданий» с ней. Напомним, интроверт - человек больше сориентированный на свой внутренний мир, и нередко в зрелом возрасте, начиная с молодости, не особо рвется на контакты с другими людьми, предпочитая побыть одному, порассуждать и помечтать. Экстраверт наоборот чувствует себя среди других людей, как в своей тарелке, быстро устанавливает связи с другими людьми и не представляет свою жизнь вне общения. Два этих подхода, скорее всего, отражаются и на отношении к при­роде и Байкалу.

Байкал в  восприятии экстравертов - это прежде всего местные обитатели или гости, с которыми можно поговорить о многом, в том числе и о красоте природы. Вне общения с другими такой человек не чувствует полного удовлетворения от окружающей кра­соты. Характерна в этом отношении позиция известного декабриста Г.С.Батенькова, сумевшего одним из первых талантливо описать ве­личие и прелесть Байкала в разных его ипостасях: от зеркальной ти­шины вод до неистовой бури: «В отдаленной синеве седые исполины, препоясанные густым туманом, гладкая зеркальная поверхность воды в тихое время и страшные черные волны во время бури, оглушающие ревом своим и как бы готовые испровергнуть в бездну мшистые ска­лы, препятствующие их буйству, — вот зрелище, какое представляет Байкал в летний день с первого взгляда».

Но любое чудесное описание, по Батенькову, мало что значит при отсутствии возможности общаться с интересными партнерами: «Наступят ясные дни; поверхность сего вместилища вод, как глад­кий хрусталь, ярко отражать будет лучи солнца; ветер, подобно тщательному блюстителю чистоты, сметает с него все постороннее, уносит снег на берега и сильным вихрем в ущелинах подымет до вершины гор, дабы украсить алмазами и изумрудами мрачную их одежду.

Вот Байкал для поэта и живописца! Вот место, близ которого я теперь живу. Но сколько бы мертвая натура ни представляла вели­чественного и изящного, все без нравственных наслаждений оставит она великую пустоту и сердце. И унылая тоска, всегдашний спут­ник одиночества, возьмет верх над всеми ее впечатлениями. Людям всего любезнее люди со всеми их недостатками и слабостями».

Красота сибирских, и в частности, байкальских мест — это пре­жде всего поле размышлений и эстетических чувств человека с высо­кой интровертированной выраженностью, с умением самоуглубляться и через влияние внешних стимулов раскрывать богатство собствен­ной души. Вот еще одно литературное описание середины XIX века с выходом на интровертированность человека: «Друзья! Не говорите с таким презрением о Сибири, по крайней мере, со стороны физиче­ской, Сибирь -земля живописная; девственная ее природа до сих пор мало еще обнажалась рукою мудрого испытателя природы. До сих пор восхищался живописными берегами Селенги, с благоговей­ным ужасом смотрел на высотыХамар-Дабана, Ныку-Дабана — один только путешественник, силою случая или обязанностей туда завле­ченный. Мудрая природа, кажется, с намерением рассыпала здесь чудеса свои, чтобы заменить ими недостаток людскости и душевных бесед».

Современный Байкал не отличается отсутствием «людскости».

Да и сам человек стал все больше «экстравертированным» ему все больше и больше хочется контактов с себе подобными. На наш вопрос «В своих поездках (путешествиях) по Байкалу вы скорее предпочитаете?», 36,3% респондентов ответили «находиться в кругу друзей, знакомых, тех, с кем можно приятно провести время и одно­временно длиться впечатлениями». 25,6% опрошенных отметили что «все зависит от моего настроения в тот или иной период времени. 25,1% респондентов предпочитают «находиться только в кругу очень близких людей, которым можно доверить любые свои переживания. И только 11,6% опрошенных оказались выраженными интровертами: они стремятся быть в одиночестве, поскольку общение с Байкалом для них — это, прежде всего, красота собственных мыслей и впечат­лений.

Можно показать ещё один этнически интересный момент в дифференциации лиц по некоторым критериям. В опроснике мы предложили респондентам отнести себя к одному из типов людей в зависимости от основного рода занятий, профессии, по преобладающим ориентациям в учёбе и науке. Были предложены для выбора три типа:

1.    Естественник: деятельность и интересы больше связаны с природой, животным и растительным миром, медициной, биологией, сельским хозяйством и т.п.

2.   Гуманитарий — деятельность и интересы связаны с воспитани­ем и развитием человека, его обслуживанием, с разного рода искусст­вами (музыка, живопись и т.п.), с литературой и журналистикой.

3.   Техник — деятельность и интересы, связанные с разного рода техникой, инженерными системами, компьютерами, математически­ми и экономическими программами.

Эта несколько упрощённая типология (её необходимо совершенс­твовать) показала пусть и небольшие, но характерные различия в этнических приоритетах (см. таблицу 5).

Таблица 5

Соотношение разных - «типов» людей в этнических группах

Типы

Их представленность (в %)

У русских

У бурят

«Естественник»

18,5

32,7

«Гуманитарий»

43,5

40,4

«Техник»

32,8

25,0

Типология закономерно показывает пусть даже только тенден­цию, но всё же большей близости бурят к природе, их определён­ную отстранённость от техники. Дальнейшие исследования позволят уточнить полученные данные. Но для нас в данной информации важ­на другая тенденция: представители разных «типов» проявили не­которые свои особенности восприятия образов Байкала, отношения к природе и т.п. К примеру, среди «естественников» по сравнению с «гуманитариями» и «техниками» оказалось в процентном отношении больше «выраженных визуалов», что, несомненно отражает особен­ности их профессиональных и личных интересов; для гуманитариев большей символической силой обладает голубой цвет и т.д. и т.п. Данный момент в чём-то детализирует нашу мысль о том, что у каж­дого человека в душе свой Байкал, с его красотами и великолепием, с его живописными картинами, и этот внешний образ гармонично сочетается с психологическими особенностями личности. Внутренний мир человека, социальный мир и мир Природы могут и должны су­ществовать только в благодатном единстве.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"