С началом эксплуатации Кругоморского тракта в 1805 г. по всем трактовым селениям (в том числе и в Култуке) были устроены почтовые станции (станки). Известный публицист В.И. Вагин в своих заметках о Култуке писал: «Через него (Култук) шла почта и товары. В 1844 г. в Култуке была построена почтовая станция — небольшой одноэтажный дом, снаружи очень красив, красивый вид придает палисадник, ставни выбелены. Станция содержится очень чисто»189. В начале XX в. была построена новая типовая почтовая станция, состоящая из основного здания, двух дополнительных и просторного внутреннего двора. Казак Д. Пешков писал в 1899 г.: «Остановился на почтовой станции, где мне дали мерзлого творогу со сметаной и целую тарелку брусники...»190
Почтовое ведомство старалось предусмотрительно оградить путешественников от произвольных и часто «диких» цен за вольных лошадей, увеличив число временных почтовых пар. Из-за усиленного разгона лошадей по Кругобайкальскому тракту до Култука почта часто запаздывала. А после нападения осенью 1901 г. на плохо вооруженного култукского почтальона у села Введенского последовало распоряжение ездить только днем. Вот почему почта передвигалась от Иркутска до Култука (всего 90 км) чуть ли не двое суток.
Почти ежедневно перед домом почты собиралась громадная толпа рабочих, отсылавших и получавших корреспонденцию. Одной части счастливцев удавалось проникнуть в крошечную комнатку отделения, шлейф же толпы постоянно оставался в ожидании очереди на улице, иногда под дождем191. В самом же отделении клиенты набивались «как сельди в бочке в буквальном смысле и давка стояла невозможная...» Почтово-телеграфные переводы и прием денежной корреспонденции росли. В апреле 1902 г., например, почти в каждую почту отправлялось 100—120 денежных пакетов. В день отправки чиновникам приходилось работать по 17—18 часов.
Местное почтовое отделение обслуживалось ограниченным штатом. Служащие получали по 20—30 руб. с квартирными. Устроиться в Култуке сносно было невозможно. Самое скромное содержание здесь обходится в 30 руб. в месяц, а комната с хозяевами — 15 руб. Труд каторжный, а положение хуже, чем у железнодорожных рабочих, т.к. у почтовых были только оклады.
Проезжавшие на Тункинские минеральные воды в Култуке знакомились с необычным способом проезда из Култука в сторону Тунки по Тункинскому тракту. Несмотря на то, что этот тракт был объявлен почтовым и в Култуке существовали две почтовые пары лошадей (по 4 лошади в каждой паре), выезжавшие из Култука никогда не могли получить почтовых лошадей и им приходилось нанимать до станции Быстрая вольных, копеек по 50 на версту192. Использовались почтовые лошади и таким образом. Одна почтовая пара вечно ждала у моря погоды — она предназначалась для нужд самого почтового отделения, на случай повреждения телеграфной линии, другая употреблялась для выезда почтовых чиновников от почтового отделения до разъезда Култук для получения корреспонденции с поезда (на 1 1/4 версты). На содержание этих пар почтосодержатель получал 3 тыс. руб. в год.
189 Цит. по: Култук: Пособие по краеведению...
190 Тайны истории... — С. 167.
191 Вост. обозрение. — 1902. —8 мая.
192 Вост. обозрение. — 1905. — 13 мая.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей