Новости

Культбазы (культурные базы) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КУЛЬТБАЗЫ (культурные базы), форма обслужи­вания малых народностей Севера в 1920-30-е гг., ком­плекс судебно-админинистративных, просветительских, лечебных, производственных учрежде­ний.

Постановление о создании культубазы с продовольственно-кооперативными, врачебно-ветеринарными, культурно-просветительскими и научно-исследовательскими функциями принято Комитетом Севера при ВЦИК в мае 1925. После дис­куссий решено размещать культубазы вдали от национальных, и особен­но русских, поселений на территории достаточно большой площади близ традиционных мест летних выпасов оленей. Культбазы рассматривались как будущие национальные центры в отдаленных районах Севера, организующие жизнь народа и руково­дящие всеми его делами. В 1928 Комитетом Севера с участием ученых разработаны «Положение о туземных культбазах Севера» и инструкция для заведующих.

 Культбаза включала туземный совет, кооперативно-торговые организации, больницу с амбулаторией и врачебно-подвижным пунк­том, школу-интернат, ветеринарно-зоотехнический пункт с бактериологической лабораторией и опытно-показательным оленьим стадом, продовольственный магазин, склады, дом туземца (клуб), радиостанцию, ба­ню, дома для сотрудников, краеведческий пункт. Строительство од­ной базы требовало 250—300 тыс. руб., ее содержание — 150—170 тыс. руб. в год. Более экономичный вариант культубазы включал туземный совет, кооперативно-торговые организации, школу-интернат, медицинские и ветеринарные пункты, магазин и склады.

Первые 2 культубазы возведены в 1927. В начале 1930 в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока функционировало 6 культубаз, на строительство которых затрачено 2,5 млн руб.: на Чукотском полуострове, на Сахалине, Охотском побережье, в Якутии, Туруханском крае и Большеземельской тундре. К 1935 действо­вало 19 культубаз, из них 9 в Восточной Сибири и по 5 в Западной Си­бири и на Дальнем Востоке.

Культубазам принадлежала решающая роль в ликвидации неграмотности, обучении взрослого населения и детей на родном языке. В 1933/34 учебном году в 13 школах занима­лось более 700 детей. Сотрудники Восточно-Эвенкийской культубазы М.Г. Левин и В.И. Левин создали в 1930—31 рукописные буквари и учебники эвенкийского яз. Сотрудники Пенжинской культубазы на севере Камчатки Н. Богданова, Д. Коваленко и Ф. Логинов разработали букварь на каменском диалекте корякского языка. В школах работали П.Я. Скорик, Г.Д. Вербов, П.Ю. Молл, Н.Б. Шнакенбург, А.С. Форштейн, ставшие впоследствии видными североведами.

Врачи культубазы проводили регулярные обследования коренного населения. В некоторых районах им приходилось вступать в острую конкуренцию с лекарями-шаманами. В 1933 в каждой из 13 культубаз работали врач и фельдшер, которые за год принимали 60 тыс. пациентов. Среди чукчей и эскимо­сов Восточной Чукотки большой известностью пользовались врачи Е.П. Кузьмина и Ф.Л. Леонтьев. Им удалось объяснить местным жителям пользу акушерских и фельдшерских пунктов, в результате чего количество женщин, рожавших в больнице Чукотской культубазы, увеличилось с 2 человек в 1932 до 30 человек в 1934.

Научную ценность представляют проведенные на культубазах краеведческие исследования. В 1930 на культубазах действовали 6 крае­ведческих пунктов, в 1934 — 12, в которых работали 27 спе­циалистов (экономисты, экономисты-географы, этног­рафы, зоологи-охотоведы, антрополог, метеоролог, естественник).

Одной из лучших являлась Туринская культубаза, постро­енная в 1927 для эвенков в Туруханском крае в устье реки Туры. Специальная экспедиция определила наиболее под­ходящее место для строительства культубазы — стойбище эвенков чапогирского рода, находившееся у слияния рек Кочечум и Нижняя Тунгуска. Уже готовые дома в разобранном ви­де сплавлялись плотами из верховьев Нижней Тунгуски, почти за 2 тыс. км. Через 2 мес. после начала строительства на культубазе открылись амбулатория, больница и ветеринарный пункт. В 1930 Тура стала административным центром Эвенкийского округа.

На Обь-Иртышском Севере наиболее заметными яв­лялись Казымская, Сосьвинская и Ямальская культубазы. В 1931 началось строительство Сосьвинской культубазы в Березовском районе. Осенью 1931 для работы среди оленеводов Саранпаульского совхоза организована культпалатка, в ней были библиотека, фотоаппарат, патефон, бильярд. В 1938 на Сосьвинской культубазе жили и работали 76 сотрудников, обес­печивавшие работу школы, в которой учились 142 человек, больницы на 20 коек, занимались сельским хозяйством. Здесь работал М.А. Воскобойников (1877—1947), выпускник Мос­ковского университета, экономист и юрист, землеустроитель и крупный специалист по переселенческому делу. Казымская культубаза развернула свою деятельность в начале 1930-х гг. В 1935 пост­роена школа-интернат, рассчитанная на пребывание 70 учащихся; в 1936/37 она вмещала 118 человек. В 1938 культубаза, где работали 58 человек, обслуживала территорию площадию 5 млн га, на ней размещалось 5 советов. В 1932 в основном завершилось строительство и оснащение Ямальской культубазы. В 1934 Комитет Севера назначил заведующего базой М.М. Броднева, которому удалось превратить Ккультурную базу в центр хозяйственной и куль­турной жизни Ямальского района.

Вместе с тем деятельность культубазы не имела однозначно поло­жительного влияния на коренное население. Главная проблема заклю­чалась в степени оправданности интенсивной трансфор­мации традиционного образа жизни. В ряде районов деятельность культубаз, прежде всего обучение детей в школах-интернатах, вы­зывала недоверие местных жителей. На Казыме насильственное насаждение культубаз привело к длительному массовому про­тесту населения, завершившемуся убийством в начале 1934 членов бригады Уральского обкома ВКП(б) и со­трудников культубазы. Некоторые ученые-этнографы видели в культубазах продолжение дореволюционной колонизационной политики и полагали, что их деятельность ведет к деградации и спаиванию коренного населения. Не всегда удачно было выбрано место для строительства культубазы. Нагаевская культубаза ликвидирована в 1931 в связи с массовым наплывом пришлого населения.

После упразднения в 1935 Комитета Севера культубазы пере­даны в ведение Главсевморпути, что обусловило преимущественное развитие производственного сектора. В сентябре 1939 культубазы переда­ны на баланс местных исполкомов, что означало окончание истории культубаз как исторического феномена.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Меляков Н.И. Ленинская национальная политика и просве­щение народностей Севера //Летопись Севера. М., 1977. Т. 8; Ер- ныхова О.Д. Казымский мятеж (об истории Казымского восстания 1934 гг.). Новосибирск, 2003.

Л.В. Алексеева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири