Кругобайкальский тракт. Строительство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

От Иркутска дорога, огибая Байкал, выходила в Забайкалье, где все дороги вели в Кяхту. Это был оживлённый важный центр пограничной торговли с Китаем. Е 1795 г. иркутский мещанин Родионов внёс предложение: проложить дорогу от бай­кальского пункта Култук кратчайшим путём через перевал хребта Хамар-Дабан до Кяхты. Этот путь был на 230 вёрст короче, чем существующая в то время дорога в южное Забайкалье.

Этот проект вместе с росписью расходов на его устройство был отослан в Санкт-Петербург, где в июле 1746 г. был утверждён императрицей Екате­риной II. Тракт был построен и действовал почти сто лет. К 40-м гг. следующего столетия тракт был заброшен.

В начале 70-х гг. XIX в. кяхтинское купечество реша­ет субсидировать строительство новой, самой короткой дороги от Кяхты на Бай­кал. Подряд на первые работы (а в число их входило устройство просеки шириною в 10 сажен, из них на пяти средних саженях должны быть убраны все пни) был от­дан крестьянину Кыштымову по 250 рублей с версты.

Осенью 1872 г. дорога откры­вается. На этот период затраты по устройству её составляли 18000 рублей. В после­дующие годы эта дорога постоянно ремонтировалась, благоустраивалась и даже из­менялась по направлению. Окончательно дорога была построена в 1878 г. и обо­шлась кяхтинскому купечеству до 115 тысяч рублей. Кроме этого, купечество на тракте содержало зимовья, в которых для подмены всегда имелось по паре свежих лошадей.

Но чтобы попасть в Забайкалье, необходимо было объехать Байкал. Одной из первых дорог в Забайкалье был верховой путь через Тункинскую долину. Этот вер­ховой путь заменяется устроенной Кругобайкальской дорогой, которая от Иркутс­ка шла вдоль юго-западного берега Байкала на Култук и далее по горным перева­лам Хамар-Дабанского хребта.

Обе эти дороги были очень труднопроходимыми, поэтому генерал-губернатор Восточной Сибири Михаил Михайлович Сперанский 21 марта 1821 г. поручает Гавриилу Степановичу Батенькову, будущему декабрис­ту, только что получившему звание инженер-капитана по Корпусу инженеров пу­тей сообщения, проверить «возможность учредить трактовую дорогу вдоль берега Байкала вместо существующей теперь Кругоморской».

Уже на следующий день Г. С. Батеньков отправляется в Иркутский и Верхнеудинский уезды для «изысканий к устройству новой Кругобайкальской дороги».

В Верхнеудинске к нему присоеди­няется местный исправник М. М. Геденштром, известный учёный и знаток Сиби­ри. Именно М. М. Геденштром подал идею построить новую дорогу по южном; берегу Байкала. Поэтому Г. С. Батеньков в своём проекте предлагал провести доро­гу от Иркутска на Култук и далее через устья обследованных им рек: Муриной, Выдриной, Переемной и Язовки — на поселение Посольское и уже от него на Кях­ту.

Такой проект инженер-капитан представил 7 апреля 1820 г. М. М. Сперанскому и своему непосредственному начальнику инженер-генерал-майору, начальнику 10-го (Сибирского) округа Корпуса инженеров путей сообщения Ф. Ф. Риддеру. Через две недели все материалы были отосланы в Петербург на утверждение. А Г. С. Батеньков выезжает 31 мая из Иркутска для уточнения проектных решений по строительству дороги.

Предложение Г.С. Батенькова создавало большую доступность сооружения дороги, и впоследствии обещало удобства передвижения. Правда, длина дороги увеличилась до 665 вёрст вместо 421 версты старой дороги. Вот этот факт и сослужил поводом для отклонения в Петербурге проекта Кругобайкальской трактовой дороги, предложенного Г. С. Батеньковым.

Но направление дороги, выбранное Г. С. Батеньковым, привлекало специалистов своей простотой и удобством. В 1854-1855 гг. инженер-подполковник Шац производит новые изыскания по данной трассе. Проходит ещё некоторое время и приступают к проектированию трассы Кругобайкальского тракта. В этом проекте были приняты почти все предложения Г. С. Батенькова.

Работы по сооружению Кругобайкальского тракта начались 1 мая 1861 г. и продолжались в этом году до 1 октября. К выполнению строительных работ было привлечено более 200 человек. Это были, в основном, рабочие города Иркутска и сельские жители из ближайших деревень. Руководил работами инженер-подполковник Шац. В январе 1863 г. открывается для проезда шестидесятивёрстный участок новой Кругобайкальской дороги от Култука до Мурино. А 14 октября следующего года сдаётся в эксплуатацию остальная часть тракта. При этом дo Выдрино движение могло осуществляться в повозках, а до Посольска пока только верхом. С этого момента старый

Кругобайкальский тракт со всеми своими станциями закрывается. Расположение нового байкальского тракта было удобно ещё и тем, что при срыве движения на любом участке дороги сообщения можно было восстановить с помощью пароходов. Так, после наводнения в июле 1885 г. все мосты от Иркутска до села Лиственичного были снесены. Перевозку пассажиров, почты и грузов восстановили с помощью парохода «Бурят», который совершал на этом участке правильные рейсы. То же произошло и в 1895 г., когда в мае месяце Кругобайкальский тракт был весь занесён снегом. До схода снега перевозки осуществляли пароходы, начавшие свою очередную навигацию.

После Кругобайкальского (Кругоморского) участка Московский тракт делился на два направления: восточное на Верхнеудинск и Нерчинск и южное на Кяхту.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...