Костина, Оксана Александровна

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оксана Александровна Костина (15 апреля 1972, г. Иркутск 11 февраля 1993, г. Москва) — заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике (1991). Неоднократная чемпионка мира в командном зачете (1990–1991), абсолютная чемпионка мира (1992) (воспитанница заслуженного тренера РФ О. В. Буяновой).

Оксана Костина: биографическая справка

Тренеры — Сарра Горелик (до 1984), Ольга Буянова.

В 1991 Оксане Костиной присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР.

Всего на чемпионатах мира и Европы завоевала 14 медалей, из них 9 золотых.

11 февраля 1993 трагически погибла в автокатастрофе в Москве недалеко от аэропорта Домодедово.

Память

  1. В Иркутске ежегодно проводится международный турнир памяти Оксаны. Победителями были Ю. Барсукова, И. Чащина, Л. Утяшева, З. Гизикова.

  2. На фасаде дома, в котором жила Оксана, установлена мемориальная доска.

  3. Событием для спортивного мира Иркутска стал выход в свет книги журналиста Павла Кушкина "За гранью риска", в которой целая глава посвящена Оксане.

Гимнастка Оксана Костина. Биографический очерк

Высокий темп в сочетании с чрезвычайной сложностью элементов придавали выступлениям Оксаны Костиной силу пронзительного спортивного искусства. Иркутский журналист Павел Кушкин выпустил книгу, в которой Оксане посвящены лучшие строчки.

Костина — прима, остальные — кордебалет

Почему-то он хорошо запомнил, как она появилась в его жизни. Оксана пришла к тренеру Ольге Буяновой тринадцатилетней девочкой и сразу попала в группу к мастерам спорта.

— У нее была какая-то особая аура, — вспоминает врач. — Сразу чувствовалось, что этот ребенок какой-то необычный, не такой, как все. Маленькая, худенькая: даже в двадцать лет она была не выше метра шестидесяти сантиметров и весила около сорока килограммов. Но в ней была такая сила духа! В группе, где она занималась, все скоро поняли: она — прима, все остальные — кордебалет.

Витольд Леонардович тогда еще ездил на соревнования по плаванию с мужем Ольги Буяновой, который тренировал пловчих. Врач вспоминает, как однажды, вернувшись из очередной поездки, их девочки-пловчихи привезли 12 медалей, у всех — и у врача, и у тренера — было великолепное настроение, впереди — огромные перспективы. Пришли в гости к Буянову, и тут Витольд Леонардович увидел, как Ольга с карандашом в руках вычеркивает фамилии из какого-то списка. "Эта толстая, эта тоже никуда не годится, — размышляла вслух Ольга. — На этих соревнованиях Костина была 32-й. А на следующем чемпионате Советского Союза Оксана станет четвертой..."

Ольга как в воду глядела, — признается Витольд Леонардович. — Все, кого она вычеркнула, сошли на нет, а Оксана стала не четвертой, а третьей на следующем чемпионате Советского Союза. В 1988 году на чемпионате мира в командном выступлении она стала первой, а в мяче взяла серебро. Это было ее первое выступление на чемпионате мира.
Сорок два прогона

Оксана была не по-детски серьезной, взрослой. У нее рано умер отец, мама работала медсестрой, сутками пропадала в больнице, старалась брать побольше дежурств, чтобы одеть-обуть-накормить двух дочерей. Поэтому Ольга Буянова очень скоро поняла, что девочка будет ее слушаться, тренер стала для нее истиной в последней инстанции, непререкаемым авторитетом.

Чтобы чего-то добиться в спорте, а тем более в большом спорте, надо тренироваться, не щадя своих сил, в том режиме, который намечает тренер. Сегодня это уже невозможно: родители активно вмешиваются в распоряжения тренера, щадят своих девочек, — говорит Витольд Леонардович. — И Оксана тренировалась столько, сколько было нужно. До сих пор вспоминают ее личный рекорд на тренировке: она смогла сделать 42 прогона! Вторая иркутянка — чемпионка мира Наталья Липковская, которая пришла в большой спорт уже после Оксаны, могла сделать зараз только 14 прогонов.

Прогонять еще и еще раз одну и ту же программу, доводя все спортивные элементы до совершенства, а свои движения — до автоматизма, могла только Оксана Костина. Физически она была не такой крепкой, как другие спортсменки-художницы. Витольд Леонардович вспоминает, что просто делать шпагат или прыжок ей не хотелось, ей было это неинтересно. А вот в комбинации с другими элементами, как часть спортивной программы она делала все великолепно и даже "с запасом", как говорят спортсмены.

Ольга Буянова знала маленькую слабость Оксаны — та делала все великолепно, когда на нее смотрели другие люди. И тренер всегда собирала на тренировки "зрительскую аудиторию".

— Ну неужели я вам не понравилась? — спрашивала Оксана, мило улыбаясь, после какого-нибудь головокружительного пируэта.

Она была тщеславна. Амбициозна. Она очень хотела быть лучшей. А без этих качеств в большом спорте делать нечего.

"Маленькая мама"

Многие после ее смерти говорили, что она была неулыбчивой. Это неправда. Она была обычным ребенком, таким же, как все. Только очень старательным.

Она всегда была как маленькая мама, — рассказывает Витольд Леонардович. — Заботилась постоянно обо всех. Обо мне, о тренере, о маме, о племяшах своих. Она же очень рано стала выезжать за границу, была во многих странах. А тогда, в девяностых годах, у нас ничего в магазинах не было. И вот она всегда нагрузится так, что с трудом сумки эти тащит в аэропорту. Спросишь: что набрала, Ксюша? Она: "Подарки маме, племяшкам". И из Москвы везла в обеих руках. Это такая огромная радость для нее была — всем привезти подарки, никого не обидеть.

В школе училась только на "отлично", зачитывалась Пушкиным, Блоком, Есениным. Мама Галина Даниловна вспоминает, что любимой книгой в последние годы был "Дорогой мой человек" Юрия Германа, Оксана эту книгу перечитывала много раз.

Под музыку Соколова

А еще она очень любила музыку, как никто понимала классический балет. Увлекалась эстрадными танцами.

Мы придем с ней смотреть балет, я ничего в нем не понимаю, — вспоминает Витольд Леонардович. — И она все-все мне расскажет. Балет как по книге читала: тот сказал это, она ему ответила так-то.

У Оксаны всегда с собой был магнитофон с записями. Среди любимых — арии Паваротти, музыка Рахманинова, первые романсы Малинина.

Оксана и ее тренер Ольга Буянова очень много работали с иркутским композитором, руководителем Театра пилигримов Владимиром Соколовым. Иркутский композитор написал музыку к упражнениям со скакалкой и с мячом.

Упражнения с обручем она исполняла под "Болеро" французского композитора Мориса Равеля. "Зал просто визжал от восторга! — вспоминает Витольд Леонардович. — Если бы аплодисменты измерялись децибелами и по ним определяли бы мисс гимнастики, равной Оксане на планете не было бы".
Все решили Дерюгины

На Олимпиаду в Барселону Оксану Костину не пустили. Это было время СНГ, когда политики решали все за спортсменов. Тогда и объявили, что Россию на Олимпиаде будет представлять Украина. Две госпожи Дерюгины — киевлянки мать и дочь определили, что провинциальная спортсменка из далекой Сибири им не нужна. На Олимпиаду поехали спортсменки украинской школы, хотя на всех отборочных соревнованиях Оксана Костина была первой.

Это стало переломным моментом в судьбе Оксаны. Она сломалась. Просто поняла, что плетью обуха не перешибешь, и собралась уходить из художественной гимнастики. Купила огромный букет и пришла проститься с Ольгой Буяновой. Та выбросила букет в урну.

— Ты должна выступить за Россию в Брюсселе, на чемпионате мира! — убеждала ее тренер.

Оксана после Олимпиады набрала лишний вес, оказалась полностью растренированной.

Но надо было знать Костину, — говорит Витольд Леонардович. — Она решила сразу привести себя в форму, быстро достичь прежних результатов. И надорвала ахиллово сухожилие.

Враги — в судейской коллегии

Чемпионат мира в Бельгии потребовал от спортсменки огромной самоотдачи. Шесть выходов на ковер, один за другим. А ей каждый шаг причиняет дикую боль! Надорванное сухожилие не то что прыгнуть, шаг ступить не дает без боли. Решение одно: новокаиновая блокада перед каждым выступлением. Витольд Леонардович вспоминает те дни в Брюсселе с болью:

Мы ей говорили: Оксаночка, соберись, все враги твои — в судейской коллегии. Не хромай! Они такой вой поднимут, если увидят, что на медаль претендует хромая спортсменка!

Хромой гимнастке никогда не поставят высший бал — это Оксана знала и даже в гостинице, выходя в вестибюль, старалась не хромать, превозмогая боль. За первый выход на чемпионате мира ей поставили 9.95 из 10 возможных. Зал неистовствовал от восторга, а судьи придирчиво оценивали чистоту и четкость выполнения спортивных элементов. Второй, третий выход — все оценки близки к 10, но не 10 — в судейской коллегии сидит Дерюгина. Она как-то узнала о травме Костиной и убеждала судей не ставить высшую оценку хромой спортсменке.

Но ее никто из судей не слушал: все упражнения — и со скакалкой, и с любимым мячом, и с булавами — были выполнены просто блестяще!

— Оксана получила три золотые медали, оставалось только два выхода... Заходим в раздевалку, она лежит, накрывшись курточкой, — рассказывает Витольд Леонардович. — "Оксана, вставай, надо бороться!" — "Нет, все, я уже отсоревновалась. Неужели вам мало трех золотых медалей?!"

Ее уговорили снова выйти на ковер. Поставили перед выступлениями еще несколько инъекций новокаина. И она взяла еще две золотые медали!

Скопировать Костину невозможно

3 августа событием для спортивного мира Иркутска стал выход в свет книги спортивного журналиста Павла Кушкина "За гранью риска", в которой целая глава посвящена Оксане. Вот две выдержки из книги:

Ирина Винер, главный тренер сборной России, заслуженный тренер России, лауреат всероссийской спортивной премии "Слава-2005":

Художественная гимнастика, понятно, не стоит на месте, она очень сильно изменилась. Но я частенько показываю видеозаписи выступлений Костиной своим ученицам. И вовсе не для того, чтобы требовать от них: "Делай как Оксана!" Нет, копировать Костину невозможно. Я просто пытаюсь преподнести тот образец высшего пилотажа. А еще, чтобы они заразились той энергией, той магией творца, которой обладала великая "художница" Оксана Костина.

Галина Даниловна Костина, мама Оксаны:

То, что время лечит, — это неправда. Чем дольше нет со мной доченьки, тем больнее. И никто и ничто не может заполнить эту пустоту. Дня не проходит, чтобы я не вспоминала о ней. Тринадцать лет она не приходит в свой дом, моя Оксаночка, такая земная и неземная. Ее знают и помнят как спортсменку, а ведь она еще на все руки мастерицей была: могла за штурвал корабля "Марс" встать — с отцом они по Байкалу ходили, могла ремонт в квартире сделать, сама кафельную плитку укладывала, обои клеила, столярничала.

Информационное сообщение Московской ГАИ

"11 февраля в 11.50 дня на 51-м километре Московской кольцевой автодороги водитель Эдуард Григорьевич Зеновка — призер Олимпиады в Барселоне по современному пятиборью, управляя личной машиной "Москвич-412" без водительского удостоверения в состоянии алкогольного опьянения, следуя от Минского шоссе в направлении Боровского шоссе, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и произвел столкновение со следовавшей во встречном направлении автомашиной ГАЗ-53. В результате аварии пострадали: водитель Зеновка доставлен в больницу с диагнозом "закрытая черепно-мозговая травма, перелом скулы и ушиб грудной клетки", пассажирка Оксана Костина — диагноз "черепно-мозговая травма, открытый перелом правого плеча, перелом ребер, шок четвертой степени", и в 16 часов от полученных телесных повреждений она скончалась в 31-й горбольнице Москвы.

Эдуард Зеновка провел пять суток в реанимации, ему вырезали почку. 17 февраля был переведен в общую палату".

Из воспоминаний Эдуарда Зеновки:

"Из Шереметьево мы должны были сразу же ехать в Домодедово. Тренер Оксаны попросила нас передать своему знакомому документы, которые нужно было срочно отправить в Иркутск. Светило солнце, снег на кольцевой дороге слегка подтаял, мы ехали не быстро, километров 60—70 в час — было очень много машин. А потом вдруг вылетели на встречную полосу... Не знаю, как это произошло. Может быть, левые колеса попали на лед, а правые — на оттаявший асфальт. Я пытался что-нибудь сделать, но не мог. Машину словно втянуло в пылесос".

Литература

  1. Кушкин П. Венок Оксане // Вост.-Сиб. правда. — 1993. — 14 февр.

Ссылки

  1. Оксана Костина // Прибайкалье в лицах
  2. Рекорд Оксаны Костиной не могли побить 17 лет // Аргументы и факты : газета.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 февраля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...