Новости

Корнеев, Емельян Михайлович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Работы Е.М. Корнеева

Источник: il.rsl.ru
Источник: il.rsl.ru
Источник: fotki.yandex.ru
Источник: Гончарова Н.Н. Е.М. Корнеев. Из истории русской графики нач. XIX в.

Емельян Михайлович Корнеев (8 ноября 1782 (?) – после 1839) — художник-видописец, акварелист, рисовальщик, гравёр.

Происхождением из мещан Хоролского уезда Полтавской губернии. С 1788 учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, окончил которую по классу исторической живописи. Получал медали: в 1795 — 2 серебряную, в 1799 — 1 серебряную и 2 золотую за программу "Ангел выводит апостола Петра из темницы". В 1800 за картину "Изгнание Христом торгующих из храма" был удостоен 1 золотой медали и звания художника. Был оставлен при академии пенсионером на 3 года для усовершенствования в мастерстве. Однако в феврале 1802 отправился в экспедицию под руководством генерала Е.М. Спренгпортена для "военно-стратегического осмотра Азиатской и Европейской России". В течение 1802-1804 в качестве художника "для снятия видов и костюмов разных народов" Корнеев побывал в Оренбургской губернии, Сибири вплоть до Кяхты (в том числе, осенью 1802 в Иркутске), в Поволжье, на Кавказе, на Украине, в Крыму, а также в Турции и Греции. По окончании миссии Спренгпортена весной 1805 с острова Корфу (Ионические острова) отправился, как пенсионер Академии художеств, в Италию.

В июле 1806 вернулся в Петербург, за картину "Вид Везувия" был признан "назначенным". В сентябре 1807 за работу "Похищение Деяниры кентавром Нессом" произведен в академики. В том же году поступил на службу в Комиссию построения Казанского собора в Петербурге, однако в начале 1810, оставив выгодную и почетную службу, уехал за границу, в Мюнхен. В течение двух лет напряженно трудился над созданием двухтомного альбома "Les peuples de la Russie" ("Народы России"), изданного в 1812-1813 в Париже баварским посланником при русском дворе графом К. Рехбергом.

К началу наполеоновского нашествия Корнеев был уже в России, в годы Отечественной войны 1812 занимался сатирической графикой. С октября 1816 по январь 1818 вновь находился на государственной службе — в Департаменте горных и соляных дел для рисования медалей, куда пришел на место Ф.П. Толстого, поднявшего медальерное дело на значительную высоту. В 1819-1822 участвовал в качестве художника в кругосветном путешествии на военном шлюпе "Открытие" под командованием капитана М.Н. Васильева. После возвращения из плавания женился (1823) и, несмотря на прекращение выплаты жалования, продолжал работать над рисунками, выполненными в путешествии. В ноябре 1824 во время сильного наводнения в Петербурге Корнеев сильно пострадал, утратив все свое и жены имущество. Начались долгие и унизительные хлопоты о "пенсионе". В конце 1825 вынужден был пойти на службу в Дирекцию императорских театров, где занял должность главного бутафора, а вскоре еще и гардеробмейстера. В 1828 за неуплату долгов было описано имущество Корнеева. К этому же времени сильно ухудшилось зрение художника. Не оправдалась также надежда издать в виде альбома рисунки из кругосветного плавания. В 1828 по распоряжению Николая II он вынужден был сдать последние готовые рисунки в Морской учёный комитет (170 сосредоточившихся там рисунков Корнеева впоследствии были утеряны). Все это сломило художника. Он уходит из Дирекции императорских театров и перестает заниматься искусством. В декабре 1828 Корнеев поступил на службу в ведомство Государственного контроля чиновником особых поручений и переехал жить в Москву. О дальнейшей его жизни почти ничего не известно, не установлена точно и дата его смерти.

Творческое наследие

91 выявленное до настоящего времени произведение Корнеева (акварели и рисунки) хранится в Государственном Историческом музее, Государственном Литературном музее, Музее А.С.Пушкина в Москве, Музее М.Ю.Лермонтова в Тарханах, Государственном Русском музее в Петербурге. В большей степени Корнеев известен как гравер и художник, работавший для гравированных изданий. В 1807 он выполнил 18 рисунков для альбома "Коллекция гравюр по некоторым картинам галереи графа А.С. Строганова", изданного в том же году в Петербурге на французском языке. В 1808-1809 гг. по рисункам Корнеева разными граверами (в том числе и Корнеевым) был создан альбом "Собрание костюмов", состоящий из 63 очерковых гравюр, раскрашенных акварелью самим автором. Роскошное подарочное издание было исполнено в единственном экземпляре и преподнесено в подарок императору Александру I (ныне находится в Российской государственной библиотеке в Москве). Все листы этого альбома, относящиеся к России, вошли потом в альбом "Народы России". Из 96 цветных гравюр альбома "Народы России", имевшего большой успех, 14 выполнил сам Корнеев. Работы Корнеева неоднократно использовались при создании гравюр для различных изданий первой половины XIX века: книги П.И.Сумарокова "Досуги крымского судьи" (СПб., 1803-1805), изданий К.Рехберга "Живописное путешествие по России" (Париж, 1817 и 1832, на французском языке), книги И.Шопена "Россия" (Париж, 1838), издания академика Ж.-В.-Б.Эйрие "Живописное путешествие по Азии" (Париж, 1839) и др.

Из сибирских работ Корнеева сегодня известны акварели "Вид Абаканского острога на Енисее", 1802; "Вид Нижнеудинска [Верхнеудинска – определение В. Харитонова,Улан-Удэ]", 1802; "Вид цепи гор Хамар-Дабан, разделяющей Китай и Россию", 1802; "Вид Кяхты на границе с Китаем", 1802; "Секретный возок, доставивший двух ссыльных поляков в Иркутск за 6000 верст от Петербурга" (по рисунку Л.Бомануара), 1810-1812; авторские гравюры "Якуты", 1809; "Китайские купцы", 1809; "Братские татары", 1813 и др.

Литература

  1. Гончарова Н.Н. Е.М.Корнеев. Из истории русской графики начала 19 века.— М., 1987.— 384 с. (указ. источников и лит-ры).
  2. Декабристы и Сибирь: Альбом.— М., 1988.— С.81, 88-89, 115, 202, 203, 222.
  3. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник императорской Академии художеств. 1764-1914.— Ч.II. Список русских художников.- Петроград, 1914.- С.87.
  4. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т.II.— СПб., 1895.— Стлб.549-553.
  5. Фатьянов А.Д. Воспитанники петербургской Академии художеств в Иркутске // Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения — 1990". Вып.II.— Иркутск, 1993.— С.4-5.
  6. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.— Иркутск, 1995.— С.51, 161—162.
  7. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — первой половины XIX века.— М., 1953.— С.219, 220, 226, 328, ил.150 а.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Лыхин Ю. П., Крючкова Т.А. | Источник(и): Иконописцы мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь, Иркутск, 2000 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 21 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.