Новости

Конная железная дорога и омнибусы в Иркутске

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В городскую управу от инженера Кривцова 7 августа 1896 г. поступило заявле­ние, в котором он просил сдать ему концессию сроком на 49 лет на строительство и организацию работы в Иркутске конной железной дороги. Предлагаемая «конка» имела два маршрута.

Первый начинался от Набережной Ангары и кончался у ар­тиллерийского склада, пересекая весь город по улицам Дегтевской, Ивановской, Большой и Якутской. Почти перпендикулярно пересекал город второй маршрут, начинающийся от угла улиц Ивановской и Семинарской и до Кадетского корпуса, проходя через Большую по Пестеревской и через Арсенальскую площадь на Пре­ображенскую улицу.

После истечения срока концессии вся дорога была бы переда­на в собственность города. Право выкупа, согласно предлагаемому договору, мо­жет наступить через 30 лет. Но власти города не откликнулись на это предложение, считая, что необходимости в таком транспорте город не испытывает; другие же высказывались против, исходя из убеждения, что конно-железная дорога загромоз­дит улицы города.

20 ноября 1899 г. Городская дума разрешает Н. Брюхановской открыть движе­ние двух двенадцатиместных омнибусов по следующим маршрутам: 1) От Тихвинс­кой площади по Дегтевской и Троицкой улицам через понтонный мост до Вознесенского монастыря с оплатой каждым пассажиром 40 копеек в один конец; 2) От Тихвинской площади через Дегтевскую улицу и понтонный мост до железнодорожного вокзала с оплатой 25 копеек; 3) От Учительской семинарии в Знаменском предместье по Якутской улице к Знаменскому мосту и далее по улицам Большой, Ланинской и Арсенальской с конечной остановкой у Хлебного базара.

Цена билета 15 копеек.

Но движение этих омнибусов не было продолжительным.

Вновь же Городская дума разрешает открыть омнибусное движение в ноябре 1907 г. На этот раз предпринимателем был Покрыживницкий. И таковое движение открылось 6 января 1908 г. всего по одному маршруту, на котором ходило четыре омнибуса.

Рейс проходил по улицам Большой, Луговой, Мыльниковской, Савинской через понтонный мост на вокзал и обратно. На маршруте было девять остановок, приуро­ченных к перекрёсткам улиц. По оплате маршрут был разбит на три участка: 1) От Мяснорядской до Луговой улиц — 5 копеек; 2)  От Луговой улицы до понтонного моста — 5 копеек; 3) По понтонному мосту до железнодорожного вокзала— 15 ко­пеек.

В этом же году у другого предпринимателя (Левинского) не хватило денег на содержание и развитие маршрутов омнибусов, и их движение с 22 мая прекращается. Когда одни маршруты омнибусов закрывались, то другие иркутские предприниматели, изыскав средства, открывали новые городские маршруты омнибусов.

В 1910 г. предприниматель Надольный омнибусами связывает Знаменское предместье (от находящейся там Учительской семинарии) с железнодорожным вокзалом.

Маршрут, открывшийся 10 октября, пролегал в центре города по Большой и Тихвинской улицам. На его трассе с первого дня курсировало десять омнибусов. Городская управа 15 октября удовлетворяет ходатайство Надольного об установке в пяти местах улиц города специальных столбов, на которых укреплялись планшеты с расписанным движением омнибусов.

Исходя из опыта предыдущей эксплуатации омнибусов на городских улицах, которые показали по сравнению с легковыми
извозчиками малую доходность, Городская дума постановляет предоставить Надольному льготы в размере налога, уплачиваемого в бюджет города. Он составил 50 рублей вместо 240 рублей, установленных Городской управой.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 14 октября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.