В городскую управу от инженера Кривцова 7 августа 1896 г. поступило заявление, в котором он просил сдать ему концессию сроком на 49 лет на строительство и организацию работы в Иркутске конной железной дороги. Предлагаемая «конка» имела два маршрута.
Первый начинался от Набережной Ангары и кончался у артиллерийского склада, пересекая весь город по улицам Дегтевской, Ивановской, Большой и Якутской. Почти перпендикулярно пересекал город второй маршрут, начинающийся от угла улиц Ивановской и Семинарской и до Кадетского корпуса, проходя через Большую по Пестеревской и через Арсенальскую площадь на Преображенскую улицу.
После истечения срока концессии вся дорога была бы передана в собственность города. Право выкупа, согласно предлагаемому договору, может наступить через 30 лет. Но власти города не откликнулись на это предложение, считая, что необходимости в таком транспорте город не испытывает; другие же высказывались против, исходя из убеждения, что конно-железная дорога загромоздит улицы города.
20 ноября 1899 г. Городская дума разрешает Н. Брюхановской открыть движение двух двенадцатиместных омнибусов по следующим маршрутам: 1) От Тихвинской площади по Дегтевской и Троицкой улицам через понтонный мост до Вознесенского монастыря с оплатой каждым пассажиром 40 копеек в один конец; 2) От Тихвинской площади через Дегтевскую улицу и понтонный мост до железнодорожного вокзала с оплатой 25 копеек; 3) От Учительской семинарии в Знаменском предместье по Якутской улице к Знаменскому мосту и далее по улицам Большой, Ланинской и Арсенальской с конечной остановкой у Хлебного базара.
Цена билета 15 копеек.
Но движение этих омнибусов не было продолжительным.
Вновь же Городская дума разрешает открыть омнибусное движение в ноябре 1907 г. На этот раз предпринимателем был Покрыживницкий. И таковое движение открылось 6 января 1908 г. всего по одному маршруту, на котором ходило четыре омнибуса.
Рейс проходил по улицам Большой, Луговой, Мыльниковской, Савинской через понтонный мост на вокзал и обратно. На маршруте было девять остановок, приуроченных к перекрёсткам улиц. По оплате маршрут был разбит на три участка: 1) От Мяснорядской до Луговой улиц — 5 копеек; 2) От Луговой улицы до понтонного моста — 5 копеек; 3) По понтонному мосту до железнодорожного вокзала— 15 копеек.
В этом же году у другого предпринимателя (Левинского) не хватило денег на содержание и развитие маршрутов омнибусов, и их движение с 22 мая прекращается. Когда одни маршруты омнибусов закрывались, то другие иркутские предприниматели, изыскав средства, открывали новые городские маршруты омнибусов.
В 1910 г. предприниматель Надольный омнибусами связывает Знаменское предместье (от находящейся там Учительской семинарии) с железнодорожным вокзалом.
Маршрут, открывшийся 10 октября, пролегал в центре города по Большой и Тихвинской улицам. На его трассе с первого дня курсировало десять омнибусов. Городская управа 15 октября удовлетворяет ходатайство Надольного об установке в пяти местах улиц города специальных столбов, на которых укреплялись планшеты с расписанным движением омнибусов.
Исходя из опыта предыдущей эксплуатации омнибусов на городских улицах, которые показали по сравнению с легковыми
извозчиками малую доходность, Городская дума постановляет предоставить Надольному льготы в размере налога, уплачиваемого в бюджет города. Он составил 50 рублей вместо 240 рублей, установленных Городской управой.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей