КОНФЛИКТ НА КВЖД (1929). В результате советско-китайских соглашений 31 мая — 20 сентября 1924, кроме гарантий суверенитета на всей территории Северной Маньчжурии, Китаю передавалось половинное участие в администрировании и прибылях Китайско-Восточной железной дороги. Несмотря на явную экономическую выгоду от совместного использования КВЖД, мукденское провинциальное правительство во главе с маршалом Чжан Цзолином постоянно создавало конфликтные ситуации.
Первый конфликт возник в январе 1925 из-за отказа китайских купцов вносить арендную плату за подъездные пути и складские помещения дороги на участке пристани, на которой происходила переброска грузов с речной флотилии КВЖД на реке Сунгари в вагоны. Работа советско-китайской комиссии по разграничению земель саботировалась китайцами и не была завершена. Конфликты были вызваны причинами не столько экономического, сколько политического и военного характера. Руководители СССР использовали КВЖД как плацдарм для оказания военной помощи Гоминьдану в борьбе с мукденским правительством, а затем китайским коммунистам против Чан Кайши, возглавлявшего Гоминьдан, когда в 1927 он разорвал с ними союз и занял антисоветскую позицию. Опираясь на поддержку США, Англии и Франции, Чан Кайши и новый глава мукденского правительства Чжан Сюэлян требовали от Японии продать Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД) и вывести войска, находившиеся в Китае с 1906 для охраны дороги. Они поддерживали американские предложения на Вашингтонской конференции в 1921 об установлении над КВЖД валютного контроля, что означало бы отстранение СССР от руководства дорогой. Китайская разведка, отслеживая в 1929 в Забайкалье и на Дальнем Востоке настроение крестьянства, недовольного проводимой коллективизацией, считала советский тыл непрочным, а подразделения Красной армии недостаточно боеспособными. С учетом этих обстоятельств чанкайшисты попытались в 1929 разрешить проблемы КВЖД вооруженным путем.
10 июля китайские военнослужащие захватили телеграф КВЖД по всей линии, удалили из здания управления КВЖД в Харбине советских служащих, заменив их китайскими. Одновременно шло сосредоточение китайских войск вдоль границы. На пограничные заставы и села начались налеты, в которых принимали участие китайские военные и русские белоэмигранты. От их рук погибло более 50 пограничников и мирных жителей. 6 августа Реввоенсоветом СССР издан приказ об объединении всех войск на Дальнем Востоке и в Забайкалье в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию (ОКДВА) и назначении ее командующим В.К. Блюхера. 11 августа советская сторона, исчерпав все возможности мирного урегулирования, разорвала дипломатические отношения с Китаем. В октябре войска Приморской группы войск под командованием А.Я. Лапина нанесли удар по китайской Сунгарийской флотилии, постоянно совершавшей набеги на пограничные заставы и села на Амуре. С санкции советского правительства 17 ноября 1929 ОКДВА нанесла одновременно удары на забайкальских и приморских направлениях. Командующий Забайкальской группой войск С. С. Вострецов решил провести операцию 2 этапами: на 1-м, изолируя гарнизон г. Маньчжурия, разбить китайские части укрепленного района г. Чжалайнор; на 2-м — наступлением от Чжалайнора ликвидировать войска противника в укрепленном районе г. Маньчжурия. В ночь с 16 на 17 ноября части 35-й и 36-й дивизий перешли реку Аргунь и двинулись к г. Чжалайнор. Тогда же из поселка Абагайтуй выступила по льду реки 5-я Кубанская кавалерийская бригада К.К. Рокоссовского. После упорных боев 18 ноября город был взят. 19 ноября кольцо вокруг г. Маньчжурия замкнулось. Противник потерял убитыми около 1,5 тыс. человек. В результате боев взято свыше 9 тыс. пленных, в том числе командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжузян со своим штабом и 250 офицерами. Потери ОКДВА составили 123 человек убитым и 605 ранеными. 27 ноября советские войска вступили в г. Хайлар. 22 декабря в Хабаровске подписан протокол о восстановлении всех российских прав на КВЖД. 25 декабря последний эшелон с советскими войсками покинул Китай.
Лит.: Великая Маньчжурская империя: К десятилетию образования. Харбин, 1942; Кулагин В.М., Яковлев Н.Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970; Место в строю: Сборник. Иркутск, 1989; Соловьев Л.В. Тревожные будни Забайкальской контрразведки. М., 2002.
А.В. Соловьев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей