Новости

Конфликт на КВЖД // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КОНФЛИКТ НА КВЖД (1929). В результате советско-китайских соглашений 31 мая — 20 сентября 1924, кроме гаран­тий суверенитета на всей территории Северной Маньчжурии, Китаю передавалось половинное участие в администрировании и прибылях Китайско-Восточной железной дороги. Несмотря на явную экономическую выгоду от совместного исполь­зования КВЖД, мукденское провинциальное правительство во главе с маршалом Чжан Цзолином постоянно создавало конф­ликтные ситуации.

Первый конфликт возник в январе 1925 из-за отказа китайских купцов вносить арендную плату за подъездные пути и складские помещения дороги на участке пристани, на которой происходила переброска грузов с речной фло­тилии КВЖД на реке Сунгари в вагоны. Работа советско-китайской комиссии по разграничению земель саботировалась китайцами и не была завершена. Конфликты были вызва­ны причинами не столько экономического, сколько политического и во­енного характера. Руководители СССР использовали КВЖД как плацдарм для оказания военной помощи Гоминьдану в борьбе с мукденским правительством, а затем китайским коммунистам против Чан Кайши, возглавлявшего Гоминьдан, когда в 1927 он разорвал с ними союз и занял антисоветскую позицию. Опираясь на поддержку США, Англии и Фран­ции, Чан Кайши и новый глава мукденского правительства Чжан Сюэлян требовали от Японии продать Южно-Маньчжур­скую железную дорогу (ЮМЖД) и вывести войска, находившиеся в Китае с 1906 для охраны дороги. Они поддержива­ли американские предложения на Вашингтонской конференции в 1921 об установлении над КВЖД валютного контроля, что означало бы отстранение СССР от руководства дорогой. Китайская разведка, отслеживая в 1929 в Забайкалье и на Дальнем Востоке настроение крестьянства, недовольного проводи­мой коллективизацией, считала советский тыл непрочным, а подразделения Красной армии недостаточно боеспособными. С учетом этих обстоятельств чанкайшисты попытались в 1929 разрешить проблемы КВЖД вооруженным путем.

10 июля китайские военнослужащие захватили телеграф КВЖД по всей линии, удалили из здания управления КВЖД в Харбине советских служащих, заменив их китай­скими. Одновременно шло сосредоточение китайских войск вдоль границы. На пограничные заставы и села начались налеты, в которых принимали участие китайские военные и русские бело­эмигранты. От их рук погибло более 50 пограничников и мирных жителей. 6 августа Реввоенсоветом СССР из­дан приказ об объединении всех войск на Дальнем Востоке и в Забайкалье в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию (ОКДВА) и назначении ее командующим В.К. Блюхера. 11 августа советская сторона, исчерпав все воз­можности мирного урегулирования, разорвала дипломатические от­ношения с Китаем. В октябре войска Приморской группы войск под командованием А.Я. Лапина нанесли удар по китайской Сунгарийской флотилии, постоянно совершавшей на­беги на пограничные заставы и села на Амуре. С санкции советского правительства 17 ноября 1929 ОКДВА нанесла одновременно уда­ры на забайкальских и приморских направлениях. Командующий Забайкальской группой войск С. С. Вострецов решил провести опера­цию 2 этапами: на 1-м, изолируя гарнизон г. Маньч­журия, разбить китайские части укрепленного района г. Чжалайнор; на 2-м — наступлением от Чжалайнора ликвидировать войска противника в укрепленном районе г. Маньчжурия. В ночь с 16 на 17 ноября части 35-й и 36-й дивизий пере­шли реку Аргунь и двинулись к г. Чжалайнор. Тогда же из поселка Абагайтуй выступила по льду реки 5-я Кубан­ская кавалерийская бригада К.К. Рокоссовского. После упорных боев 18 ноября город был взят. 19 ноября кольцо вокруг г. Маньчжурия замкнулось. Противник потерял убитыми около 1,5 тыс. человек. В результате боев взято свыше 9 тыс. пленных, в том числе командующий Северо-Западным фронтом ге­нерал Лян Чжузян со своим штабом и 250 офицерами. Потери ОКДВА составили 123 человек убитым и 605 ра­неными. 27 ноября советские войска вступили в г. Хайлар. 22 декабря в Хабаровске подписан протокол о восстановлении всех российских прав на КВЖД. 25 декабря последний эшелон с советскими войсками покинул Китай.

Лит.: Великая Маньчжурская империя: К десятилетию образо­вания. Харбин, 1942; Кулагин В.М., Яковлев Н.Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970; Место в строю: Сборник. Иркутск, 1989; Соловьев Л.В. Тревожные будни Забайкальской контрраз­ведки. М., 2002.

А.В. Соловьев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири