Комсомольск-на-Амуре // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, город краевого подчинения в Хабаровском крае, административный центр одноименного района. Расположен в нижнем течении Амура, на его левом берегу, в 356 км к северу от Хабаровска в месте пересечения железнодорожных и водных путей.

Общие сведения

Важный транспортный узел, конечный пункт Байкало-Амурской магистрали (Лена—Комсо­мольск-на-Амуре), линии на Волочаевку, Советскую Гавань. Речной порт, аэропорт. Комсомольск-на-Амуре возник на месте села Пермского, основанного в 1860 крестьянами-переселен­цами из Пермской губернии, и нанайского стойбища Дземги. В феврале 1932 принято решение о строительстве здесь предпри­ятий тяжелой промышленности, в декабре 1932 село Пермское преобра­зовано в город Комсомольск-на-Амуре. Это название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности около 70 % строителей составляли заключенные. Численность населения (тыс. человек): 1937 — 49,0 1939 - 71,0; 1959 - 177,0; 1970 - 218,0; 1979 - 263,9 1989 - 315,3; 1992 - 318,6; 1998 - 297,.6; 2002 - 281,0 2007 -271,6.

Комсомольск-на-Амуре формировался как центр тяжелой промышленности. В 1932—39 построены Амурский судостроительный, авиацион­ный, лесо-, кирпичный, рыбоконсервный, вагоноремонтный за­воды, мельничный комбинат. В годы Великой Отечественной войны завершилось строительство завода «Амурсталь». В послевоенный период возведены предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1960—70-е гг. расширилось строительное и пищевое производство: построены судоремонтный, асфальтовый, пивоваренный заводы, мясо-, хлебокомбинат, кондитерская фабрика. К 2002 в городе функционировало 59 промышленных предпри­ятий судостроения, авиастроения, черной металлургии и машиностроения, в том числе завод по производству подъемно­го оборудования, нефтеперерабатывающий завод, лесокомбинаты, мебельная и швейная фабрики, предприятия строительных мате­риалов. Крупнейшие предприятия: завод им. Ленинского комсомола (строительство судов река-море, траулеров, судов для сбора радиоактивных отходов), авиационного ПО им. Гагари­на, завод «Амурсталь» (прокат, арматурное железо), «Амурлитмаш» (литейное оборудование), Электротехнический завод (аккумуляторы), АО КНПЗ «Роснефть».

[caption id="attachment_19348" align="aligncenter" width="300"] Камо, Япония

Города-спутники

Комсомольск-на-Амуре имеет город-спутник, с которым неразрывно связан экономическими и транспортными связями: Амурск; также, спутниками-города считаются поселки городского типа Солнечный и Горный.

Интересные факты

  • Несмотря на то, что Комсомольск-на-Амуре по своим климатическим характеристикам приравнен к районам Крайнего Севера, он расположен южнее Москвы (примерно на широте Белгорода и Воронежа), климат которой значительно мягче.
  • Несмотря на расположение в зоне многолетней мерзлоты и суровый климат, в городе чрезвычайно развито индивидуальное сельское хозяйство. Подавляющее большинство комсомольчан имеют приусадебные участки, которые используются в первую очередь для садоводства и огородничества. При этом, благодаря жаркому и влажному лету, здесь произрастают даже такие экзотические сельскохозяйственные культуры, как арбузы и виноград.
  • Город Комсомольск-на-Амуре основан на месте села Пермского-на-Амуре выходцами из Пермской области. Как следствие, г. Комсомольск-на-Амуре и г. Пермь имеют один и тот же День города (официальный день основания) — 12 июня.
  • На 1 апреля 1934 года на строительство Комсомольска-на-Амуре прибыло ~2500 комсомольцев, из них в наличии было 460 человек, остальные разными способами покинули стройку.
  • «Коминтерн» был построен в конце ХIХ века в Бельгии по заказу русских купцов. В разобранном виде он был перевезен на Дальний Восток и заново смонтирован на примитивной верфи в селе Софийском. Под названием «Барон Корф» судно долгие годы несло почтово-пассажирскую службу на Амуре. «Колумб», построенный в 1912 года в Благовещенске, был самым большим амурским деревянным судном. Он отличался приличной ходкостью, мог перевозить до 800 пассажиров. Проработав 35 лет (почти вдвое больше, чем другие деревянные суда), в 1947 года из-за ветхости был разобран на дрова на Хабаровском судоремонтном заводе.
  • Для Амурского пароходства был предназначен строящийся теплоход «Александр Суворов» (пр. 92-016), однако уже в ходе строительства стало очевидным, что теплоход с габаритами «Суворова» не помещается в плавучий док, предназначенный для перегонки теплохода на Амур, и было принято решение о передаче Амурскому пароходству одного из теплоходов 301 проекта. Окончательный выбор пал на «30 лет ГДР». Существует молва о том, что теплоход «30 лет ГДР» был подарен городу на 50-летие, хотя на самом деле, до перегона, теплоход в 1980 году поступил на баланс Волго-Донского речного пароходства и был приписан к Ростову-на-Дону. В 1980-м году теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону и даже совершил один заход в Москву.
  • Муниципальным местом погребения на северо-западе Комсомольска-на-Амуре является общественное кладбище в микрорайоне Старт — среди комсомольчан именуемое «Старт».
  • В 90-х гг в связи с катастрофическим положением в электроэнергетике города — всерьёз обсуждался вопрос об использовании электрической энергии атомных подводных лодок, находящихся на стапелях ЗЛК с включенными атомными реакторами (10 % мощности для технического обеспечения). С того времени ситуация с энергообеспечением в Комсомольске улучшилась, но даже до сих пор городское освещение по ночам полностью выключается с целью экономии и снижения нагрузки на сеть.

Читайте также:

АМУРСК 

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ ОГПУ-НКВД 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КРАЙ

ЗАБАЙКАЛЬСКО-АМУРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ 

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 

НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС 

ОХА 

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 

ТОННЕЛЬ ПОД ТАТАРСКИМ ПРОЛИВОМ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири