Учебное заведение открыто 13 октября 1912 как «Частное средне-учебное заведение П.К. Щелкунова» с программой мужских гимназий для совместного обучения детей обоего пола. В 1914 преобразовано в «Частное 8-классное коммерческое училище П.К. Щелкунова». В марте 1918 стало именоваться «Коммерческое училище Черемховского угольного района, основанное П.К. Щелкуновым». В 1920 реорганизовано в школу второй ступени с педагогическим, горным, промышленно-экономическим направлениями.
С проведением Сибирской железной дороги, которая являлась главным потребителем всего угля, вырабатываемого в Черемховском районе, начался «усиленным темпом прилив населения» в этот район, что привело к росту территориального центра – села Черемхова.
Уже в 1912 население Черемхова с прилегавшими к нему копями определялось приблизительно в 10 тыс. человек. Эта цифра давала «большой контингент детей школьного возраста». Каждые копи, правда, имели у себя начальные школы. Был ряд их в самом Черемхово, но средней школы во всем районе, даже больше – во всем обширном Балаганском уезде с населением в сотни тысяч человек, не было ни одной.
Такое положение вещей не устраивало местное общество. Черемховской интеллигенцией была выдвинута мысль о создании в Черемхове средней школы. Однако идея не получила реального решения, поскольку у инициаторов не находилось нужных средств.
Дело открытия средней школы в Черемхове было воплощено в жизнь нижнеудинским купцом 1-й гильдии, шахтовладельцем Петром Карповичем Щелкуновым, решившим создать и оборудовать за свой счет среднее учебное заведение.
13 октября 1912 школа была открыта в составе приготовительного, 1-го и 2-го классов с программой мужских гимназий. Она получила наименование «Частное средне-учебное заведение П.К. Щелкунова» и состояла в ведении Министерства народного просвещения. Школа была смешанного типа: реализовывалась новаторская идея совместного обучения девочек и мальчиков.
Директором (заведующим) был назначен Николай Васильевич Аксаментов, который руководил учреждением в течение 1912/13 учебного года. С 1 августа 1913 директором стал отставной надворный советник Георгий Владимирович Яхонтов.
При открытии училища Министерство народного просвещения, возглавляемое господином Л.А. Кассо, выдвинуло ряд условий: 1) совместное обучение мальчиков и девочек разрешается до 4 класса включительно; начиная с 5 класса, училище должно открыть параллельные классы – одни для девочек, другие для мальчиков; 2) не разрешается вновь прием учащихся, за исключением первых двух классов и 3) «отказано в правах для учащих и учащихся названного училища».
Выполнение этих условий училищем не представлялось возможным. Так, первое условие поставило бы учебное заведение перед необходимостью приступить к большим строительным работам и иметь двойной штат учителей, что, при отсутствии денежной поддержки училищу со стороны казны и общества, для одного учредителя было бы непосильным. Второе условие не позволяло пополнять старшие классы, это, учитывая уход учеников по разным причинам из школы, привело бы к малочисленным выпускам («тем более что население копейского района весьма подвижное»).
Эти вопросы надо было решать уже в 1913/1914 учебном году, поскольку в 1914/1915 открывался 5-й класс, с которого, согласно требованиям Министерства народного просвещения, надо было отказаться от совместного обучения мальчиков и девочек.
Зимой 1913/14 учебного года было принято решение о преобразовании средне-учебного заведения в 8-классное коммерческое училище с переходом его в ведение Министерства торговли и промышленности. 19 августа 1914 директору народных училищ Иркутской губернии было послано официальное извещение о закрытии черемховского «Частного средне-учебного заведения П.К. Щелкунова». 13 октября 1914 в ответ на поданное учредителем заявление из Министерства торговли и промышленности за № 5357 от 23 июля 1914 было получено разрешение на открытие в с. Черемхове «Частного 8-классного коммерческого училища П.К. Щелкунова». Фактически коммерческое училище было открыто с начала 1914/15 учебного года, в августе.
Таким образом, в третий год своего существования учебное заведение вынуждено было формально закрыться и открыться вновь под новым именем, перейдя, таким образом, из ведения Министерства народного просвещения в Министерство торговли и промышленности.
Разрешая открытие коммерческого училища, Министерство торговли и промышленности оговорило, что права училищу будут даны с течением времени – «по выяснении постановки в училище учебно-воспитательного дела и материальной обеспеченности учебного заведения». 10 сентября 1915 министерством был утвержден устав училища, а через 4 дня, отношением за № 7203, утверждены права как для учащих, так и для учащихся. Это событие было отмечено училищным праздником «День открытия училища», по устоявшейся традиции, ежегодно справлявшимся 13 октября.
В 1917 была предпринята попытка преобразования училище в политехникум в составе следующих отделений: электротехнического, текстильного, коммерческого, горного и сельскохозяйственного. В мае через Иркутский исполнительный комитет общественных организаций в Министерство торговли и промышленности директором училища Г.В. Яхонтовым была представлена докладная записка о необходимости открытия среднего политехнического училища в с. Черемхове Иркутской губернии. Однако политические события 1917 «не позволили двинуть дело указанного преобразования».
В 1917/1918 учебном году при училище была открыта начальная школа, в которую пошел «огромный… приток… детей рабочих и служащих копей Черемховского района».
Еще летом 1917 директор заведения Г.В. Яхонтов предложил учредителю закрыть двухклассную школу на его копях, учредив вместо нее одноклассную при училище. В сентябре это предложение было воплощено в жизнь, и при училище открылась начальная школа с трехгодичным курсом. Отделения начальной школы именовались младшим, средним, старшим приготовительными классами, каждый с отдельным учителем.
Учащиеся копейского двухклассного училища были переведены в школу в приготовительные, первый и второй классы («по их познаниям»). К 1919 объединение начальной и средней школы было проведено уже в более широком масштабе, и все копейские школы (8) объединились под руководством Г.В. Яхонтова. Программа копейских школ была одинаковой с программой начальной школы училища, и ученики по окончании этих школ принимались в первый класс училища без поверочных испытаний.
В 1917/1918 учебном году остро встал вопрос о существовании училища. С отъездом учредителя и с переходом его предприятий в руки рабочих училище в финансовом отношении было предоставлено самому себе и располагало единственным источником дохода – поступлением платы с учащихся.
Для покрытия «денежного кризиса» училище прибегало к займам у частных лиц, осуществляло постановку концертов в пользу учебного заведения.
Проходивший в марте 1918 в Черемхове съезд рудничных комитетов Черемховского угольного района принял решение о субсидировании училища, начиная с 1 января 1918, в размере 0,2 коп. с пуда проданного угля. Через указанную субсидию копи фактически становились содержателем училища, которое в марте 1918 стало именоваться так: «Коммерческое училище Черемховского угольного района, основанное П.К. Щелкуновым».
В марте же 1918 Иркутским губернским комиссаром по народному образованию на имя директора было прислано извещение о национализации училища с переименованием в реальное с подчинением вышеуказанному комиссару. Училищу также был открыт кредит в Иркутском казначействе по штату реальных училищ в размере 26065 руб. 68 коп. Училище в ассигновках, утверждаемых окружным комиссаром по народному образованию Лебедевым, именовалось «Черемховское коммерческое училище (ныне переименованное в реальное)».
С училищем было связано большинство культурных начинаний в Черемхове и уезде. В его стенах проходили учительские съезды и учительские курсы. Располагая достаточным количеством наглядных пособий и библиотекой, училище не раз устраивало выставки этих пособий, «давая богатый материал сельским учителям». А постановка училищем практических лабораторных работ на учительских курсах в августе 1918 привлекла курсантов-учителей не только из Черемховского и Балаганского уездов, но и из Иркутска.
В 1920 училище было реорганизовано в школу второй ступени с педагогическим, горным, промышленно-экономическим направлениями. Заведовал учебным заведением, как и прежде, Георгий Владимирович Яхонтов.
Первый год училище располагало двумя зданиями бывшего двухклассного училища учредителя, переведенного к тому времени на копи в новый дом. Площадь занимаемых училищем зданий равнялась 68,57 кв. саж., из которых на три классных помещения приходилось 39,04 кв. саж.
Постепенно, из года в год, по мере того как комплектовалось училище и открывались новые классы, шло расширение основного корпуса путем пристроек и создания новых зданий.
В 1919 заведение располагало пятью помещениями, из которых два были заняты исключительно под классы, одно – под физический кабинет, лабораторию и учительское общежитие, одно – под теплицу, одно – под столярную мастерскую. Помимо указанных училище обладало еще тремя зданиями, занятыми квартирами семейных учителей, общей площадью в 100,91 кв. саж. Все здания были оборудованы электрическим освещением, водяным отоплением и водопроводом. Все это, вместе с площадью земли под усадьбой в 1½ десятины, передано учредителем в собственность училищу. К указанной недвижимости надо еще прибавить участок земли в 1000 кв. саж., пожертвованный Черемховским общественным управлением.
Училище имело книжный склад, из которого учащиеся приобретали как учебники, так и все учебные пособия по их номинальной стоимости.
В 1919 школьная библиотека – ученическая и фундаментальная – насчитывала 4224 автора, 6894 тома. Общая стоимость книжного фонда исчислялась в 11161 руб. 39 коп.
Школа соединялась подземными ходами со всеми зданиями, кроме учительских домов.
Единственным источником дохода училища являлась плата за учение, установленная первоначально, как для средне-учебного заведения: приготовительный класс – 50 руб. в год, первый – 60, второй – 70, третий – 80, четвертый – 90.
С преобразованием средне-учебного заведения в коммерческое училище плата за учение изменилась (в рублях):
Класс | 1916/1917 уч. г. | 1917/1918 уч. г. |
Приготовительный | 80 | 100 |
Первый | 90 | 120 |
Второй | 100 | 120 |
Третий | 110 | 135 |
Четвертый | 120 | 135 |
Пятый | 120 | 150 |
Шестой | 130 | 150 |
Седьмой | - | 150 |
Платы с учащихся не хватало на выплату гонорара преподавателям и служащим училища. С первого же года стало ясно, что, помимо строительных затрат, училище не сможет обойтись без крупных субсидий со стороны учредителя.
На протяжении всего времени существования училища от учредителя не поступило ни одного отказа на просьбы администрации учебного заведения. П.К. Щелкунов финансировал заведение вплоть до декабря 1917, когда он, благодаря октябрьской революции, лишился всех своих предприятий.
Испытывавшее финансовые проблемы училище поддержала субсидия рудничных комитетов Черемховского угольного района. На конец 1917/18 учебного года эта субсидия выразилась в сумме 58760 руб. 30 коп. и вывела училище из денежного затруднения.
В 1918/1919 учебном году, в связи с общей дороговизной жизни, плата была увеличена до 250 руб. в год для всех классов. При этом обучение детей служащих и рабочих копей производилось за счет копей. Общее количество «копейных обучающихся» составило 232 человека, в числе которых были также дети учителей, священнослужителей, служащих казенных учреждений.
В этом году деятельность училища проходила в лучших, по сравнению с предыдущим годом, условиях. В июле 1918 произошло административное объединение копей в лице Главного управления копей Черемховского углепромышленного района. Названное управление санкционировало новую субсидию училищу, которая до сентября 1918 выразилась в сумме 51750 руб. Из представленной в сентябре 1918 сметы расходов на текущих учебный год в 219820 руб. Главное управление приняло на свой счет 176730 руб. Таким образом окончательно закрепилось то положение, которое создалось для училища в марте 1918.
Весной 1918 от местной партии социалистов-революционеров училищу было передано 1250 руб. на образование фонда стипендии имени Бабушки Русской Революции Е.К. Брешко-Брешковской. В феврале 1919 от Ирсоюза училищу было прислано 332 р. 80 коп. для нуждающихся учащихся, преимущественно детей кооператоров.
В числе жертвователей и благотворителей училища были Н.Н. Щукин, И.А. Скопин, С.С. Цапенков, В.П. Щелкунов, К.Ф. Егоров, В.П. Селиванов, Е.М. Щербаков, В.П. Степурский, М.Г. Молотков, Н.П. Добровольский, А.А. Осипов, Н.А. Полянин, И.Л. Калмыков, которые, желая участвовать в организации училища, передали ему ценные вещи: рояль, книги, минералогические коллекции, крупные комнатные растения, зоологические препараты, художественные альбомы, картины, атласы, стенные таблицы и значительные суммы на образование стипендий и в пользу «недостаточных учащихся».
Учитывая, что значительный процент учащихся составляли дети из уезда, училище с первых лет уделяло пристальное внимание их жизни в Черемхове вне школы, считая, что успешность воспитания находится в большой зависимости от среды и обстановки, в которой живут ученики вне стен школы.
В 1913 было предпринято обследование квартир приезжих учащихся, повторявшееся неоднократно в последующие годы. Эти обследования вскрыли картину совершенно ненормальных условий квартирования учеников из уезда. Так, в 1913 не оказалось почти ни одной квартиры, удовлетворявшей, хотя бы приблизительно, гигиеническим требованиям.
Многие родители при помещении своих детей на квартиру на первый план ставили не удобства, а дешевизну жизни. За редким исключением, жильцы не пользовались хозяйским столом. Продукты доставлялись из дома, часто за десятки верст. На обязанности квартирных хозяев было лишь приготовление обеда из доставленных продуктов.
Оплата за квартиры была низкой. Составляла от 2 руб. 50 коп. до 3 руб. в месяц. В стоимость входило также пользование светом, чаем, солью и приготовление обедов.
Квартиросодержатели восполняли такую баснословную дешевизну отдачей одной комнаты 3–5 жильцам, когда по площади и кубатуре комната была впору только одному. В некоторых квартирах ученики не имели кроватей и спали на полу. Нередко обстановка дурно влияла на нравственность. Было зарегистрировано несколько случаев проживания детей в постоялых дворах, «где они, сплошь и рядом, оказывались свидетелями кутежей, карточных игр и пр.».
Педагогический комитет училища не раз обращал на это внимание родителей. В результате, из-за отсутствия действий со стороны родительского комитета и общего собрания родителей, учебное заведение взяло на себя организацию ученического общежития. За недостатком собственных зданий у училища в августе 1916 общежитие было открыто в частном доме.
Первоначально юридическим хозяином общежития стало «Общество пособия учащимся коммерческого училища П.К. Щелкунова». Затем училищу пришлось взять на себя руководство общежитием, «покрывая и здесь из собственных средств крупные дефициты».
В 1916/1917 учебном году в общежитии помещалось 13 пансионеров, в 1917/1918 – 25, в 1818/1919 в первое полугодие – 58, во второе – 22.
Общежитие располагалось в двух зданиях: в одном – мальчики, в другом – девочки. В первый год плата с полным пансионом составляла 225 руб. с человека, во второй: до 1 января 1918 – 160 руб., с января – 250 руб.
В виду беспрерывного роста цен на продукты, а также из-за неаккуратного внесения некоторыми родителями платы за своих детей, 1917/1918 учебный год по общежитию был закончен с дефицитом в 7500 руб., который был покрыт училищем за счет своих средств, что вызвало большие финансовые затруднения.
В январе 1918 местный Совет рабочих и крестьянских депутатов взял общежитие на себя и стал его фактическим хозяином. Неумелое ведение дел едва не привело общежитие к закрытию. Со значительным долгом, в феврале того же года общежитие было передано Советом родительскому комитету училища, который с этого времени стал юридическим хозяином общежития, хотя заведование и оборудование последнего по-прежнему лежало на администрации учебного заведения.
Исходя из опыта 1917/1918 учебного года училище установило плату с каждого пансионера при полном содержании в 900 руб. в год, считая таковой с начала учебных занятий до 15 мая. Деньги вносились вперед, по полугодиям.
С 1 января 1919 условия проживания в общежитии были изменены в следующем виде: «Плата за полугодие назначается 350 руб. За эту плату предоставляется квартира, 2 чая (без хлеба) в сутки, стирка белья и баня. При общежитии имеется ученическая столовая, в которой можно получать обеды и ужины. Цены за тот и другой устанавливаются вперед на полмесяца. 1-го и 15-го числа каждого месяца продаются билеты на обед из двух блюд, на отдельные блюда и ужин».
Для многих учащихся приведенные условия оказались неприемлемыми, поэтому число пансионеров во втором полугодии значительно уменьшилось.
Во все классы принимались девочки и мальчики для совместного обучения. Для поступления в приготовительный класс требовался возраст от 8 до 10 лет, в первый класс – от 9 до 11 лет, во второй – от 10 до 13 лет и т.д.
В первый год в училище обучалось 60 человек (32 мальчика и 28 девочек). Эта цифра для частной, только что открывшейся, школы знаменательна: не всякая частная школа крупных городов начиналась с таким комплектом учащихся. Около 50 % контингента составили учащихся от сельского населения – дети зажиточного крестьянского и бурятского населения.
1912/13 учебный год окончили 56 человек. За семилетний период существования училища состав учащихся увеличился почти в 10 раз. Так, в 1917/1918 учебном году в училище получали образование 423 человека, в 1918/1919 – 552 (33 мальчика и 219 девочек), в том числе: дети рабочих – 125 человек (у 116 из них родители служили на копях); дети, родители которых заняты в сельском хозяйстве, – 98; дети служащих копей – 86 человек.
Учебный день в училище определялся наличием классных помещений и контингентом учащихся. Так, до 1917/1918 учебного года занятия проходили в одну смену, начинаясь в 9 часов утра и заканчиваясь в 15–16 часов. Практические занятия по естествоведению и физике относились на вечер. После 3 урока была большая перемена в 60 минут, на которой учащиеся успевали сходить домой позавтракать или пили в училище чай, дававшийся им бесплатно.
С 1918/19 учебного года в связи с большим поступлением детей копейских рабочих и служащих занятия шли в две смены. 1-я смена – с 9 часов утра до 15–16 часов дня с перерывом на большую перемену в 1½ часа. 2-я смена – с 13 часов до 18.15 – 19.15 с большой переменой между 3 и 4 уроками. Практические работы по естествоведению, физике и химии входили в расписание смены.
Училище, как и ранее, располагало только семью учебными комнатами, поэтому было отказано в приеме многим ученикам. Функционировало 18 классов (младший, средний, два старших приготовительных, 3 первых, 2 вторых, 2 третьих, 2 четвертых, 5, 6, 7 и 8 классы). При этом младший приготовительный класс можно считать за два, поскольку он был переполнен и работал в две смены. При занятиях даже в две смены для 4 классов все же не находилось помещения. Пришлось два класса поместить в учительской комнате и два – в частном доме вне училищной усадьбы.
В первые годы приезжим ученикам разрешалось приходить в училище для приготовления уроков. В последние годы, когда занятия заканчивались поздно, от этого пришлось отказаться.
Отстающим и неуспевающим ученикам всегда оказывалась помощь в виде 2–3 уроков в неделю, дававшихся дополнительно теми из преподавателей, по предметам которых были неуспевающие. Эта помощь вызывалась отсутствием у многих средств на оплату репетитора, а главным образом – отсутствием в Черемхове последних. В последние годы репетиторством занимались учащиеся старших классов.
Переводных экзаменов в училище не существовало. Учащиеся переводились из класса в класс по годовым успехам. Осенью назначались проверочные испытания по тем предметам, по которым ученики за год не успевали. Эти испытания не носили характера экзаменов и назначались с той целью, «чтобы отставший ученик в каникулярное время нагнал своих товарищей и стал в уровень с классом».
Курс школы определялся нормальной программой 8-классных коммерческих училищ. Считая всякую программу как минимум положенных к усвоению в средней школе знаний, училище всеми мерами старалось этот минимум расширить до пределов, доступных общему развитию учащихся средней школы. Поэтому каждому из преподавателей в выполнении программы его курса предоставлялась полная свобода, как в систематизации материала, так и вопросе выбора способов его переработки, при условии, однако, что установленный программой минимум знаний будет пройден и освоен.
По согласованию с Министерством торговли и промышленности в программу училища были внесены некоторые изменения: немецкий язык был заменен английским, в качестве необязательного введен предмет монгольского языка.
Введение монгольского языка обуславливалось практическими соображениями: торговые отношения с соседней Монголией развивались усиленными темпами, необходимо было дать соответствующую подготовку учащимся, дабы «они не оказались обезоруженными незнанием монгольского языка». Такого же взгляда придерживалось Министерство торговли и промышленности, придавая введению монгольского языка в курс сибирских коммерческих училищ общегосударственное значение.
Другим аргументом введения монгольского языка в курс обучения был «значительный контингент… учащихся бурят», в последние годы они занимали второе место среди других национальностей в училище – около 17 %. «Не утратив своего духовного родства с Монголией, буряты издавна тяготеют к последней».
Монгольский язык был введен в программу в начале 1918/1919 учебного года. Однако уроки «пустовали», хотя в училище в тот момент обучалось 70 учеников-бурят. Затем уроки не велись по болезни преподавателя, который позднее ушел из училища по состоянию здоровья.
Считая одним из крупных пробелов в программах всех средних школ, и коммерческих училищ в частности, неудовлетворительную постановку родиноведения, училищем в последние два года был введен в курс географии особый раздел – география Сибири, который изучался в 6 классе.
«Сверхпрограммным» предметом в училище была также метеорология. Для практического изучения метеорологии при училище имелась показательная станция, основанная в 1913. В 1919 на станции работали: барометр, барограф, термограф, гигрограф, волосной гигрометр, минимальный, смоченный и максимальный термометры, флюгер, дождемер. Одной из учениц велись систематические наблюдения.
Большое значение придавалось наглядности. Применялись картины, вещи, приборы, организовывались практические работы и экскурсии. Среди учебных пособий имелись: таблицы для обучения письму, картины по русской и всеобщей истории, таблицы по ботанике, анатомии человека, зоологии, геологии, иноземным культурным растениям, карты по сельскому хозяйству, ботанический атлас, статистические таблицы-диаграммы по отечествоведению, разборные модели для наглядного преподавания планиметрии и стереометрии. Ценным пособием для прохождения курса географии являлась стереоскопическая библиотека, представленная тремя томами: «Начальный курс географии», «Внеевропейские страны», «Западная Европа».
Экскурсии проводились весной или осенью, в теплое время, на ближайшие заимки, в каменноугольные шахты, на реку Ангару (20 верст от Черемхова), к бурятам, на Переваловскую и Усольскую фабрики и заводы, в Иркутск, на Байкал и т.д. Летопись города Иркутска в 1916 констатирует: «С 7 по 19 августа учащимися 5 и 6 классов Черемховского коммерческого училища П.К. Щелкунова в числе 30 человек с тремя руководителями Яхонтовым, Кичановым, Коробейниковой совершена экскурсия по Байкалу. Каждый ученик внес 19 р. 71 к. От училища на экскурсию поступило 205 р. Пройдено пароходом 1800 верст»[1].
Чтобы дать возможность принимать участие в экскурсиях ученикам, не достаточно обеспеченным материально, в 1918 путем устройства концерта и нескольких сеансов кинематографа удалось собрать 982 руб. 82 коп. Предполагалось увеличить этот фонд организацией концертов, спектаклей, лекций и т.п.
Принципы организации образовательной деятельности в училище были разработаны педагогическим комитетом школы еще в 1913/14 учебном году. Отметки не использовались. Знания оценивались буквами У (успешно) и НУ (неуспешно).
Поведение вообще не определялось никакой отметкой. «Нравственные качества, которые принято обозначать термином «поведение», …составляет духовный облик учащегося, его духовное «Я», к которому едва ли можно применять цифровую мерку, каковою являются отметки».
Дисциплина в школе создавалась на началах товарищеского отношения учащихся друг к другу и полного доверия к учителям. Достижение первого облегчалось совместным обучением обоих полов, «при котором сглаживались те дурные и задорные замашки, какие обычно замечаются среди учащихся (особенно мальчиков) при раздельном их обучении; второе определялось тактом всего педагогического персонала и отдельных его членов».
Всякого рода дурные проявления устранялись путем нравственного воздействия, и самой суровой репрессивной мерой, допускаемой школой, было удаление ученика из училища не несколько дней. По словам директор училища, «благодаря той любви к школе, какую удалось воспитать в учащихся, надо сознаться, что это одна из тяжелых для них мер и к ней не часто приходится прибегать».
Большое значение придавалось развитию у воспитанников эстетического и художественного вкуса. В этом направлении делалось все, что можно было сделать в уездно-сельской обстановке. Средствами художественно-эстетического воспитания в училище выступали рисование и лепка. Училище никогда не упускало случая использовать концерты как форму воспитательной работы с детьми, помогая в постановке концертов учащимся или организуя их по собственной инициативе с привлечением музыкальных сил из Иркутска.
Особое внимание уделялось созданию «здоровых условий школьной жизни». Одним из главных средств физического воспитания являлись гимнастические упражнения, в частности – шведская гимнастика, ставившая на первый план вольные движения.
В первые годы эти упражнения с девочками вела учительница, окончившая фребелевские курсы, с мальчиками – учитель, прошедший гимнастические курсы в Киеве. С 1 сентября 1917 по 1 апреля 1918 года в занятиях гимнастикой произошел перерыв, поскольку оба из руководителей дела были заняты другими уроками в училище. В апреле 1918 с приглашением нового учителя были поставлены уроки гимнастики для мальчиков, но весь 1918/1919 учебный год «их опять не было в виду призыва на военную службу преподавателя-гимнаста». Занятия с девочками так и не удалось организовать с сентября 1917.
Это пробел восполнялся, по мере возможности, играми на открытом воздухе. В зимнее время в училищном дворе устраивалась «катушка» (гора). С 1918 учащимися старших классов организовывалось «общество футболистов».
Училище имело опыт создания «полевых рабочих дружин». Такие дружины были организованы в 1915 и в 1916 и направлены «в помощь недостаточно обеспеченным солдаткам ближайших заимок».
В мае 1915 проходила выставка ученических и классных пособий, устроенная училищем. В течение 12 дней экспонировались работы по рисованию, лепке, черчению, рукоделию, естествоведению, географии и метеорологии. Выставку посетили свыше 600 человек, в том числе экскурсанты иркутских общеобразовательных курсов в числе до 50 человек.
[1] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994. – С. 223.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей