Посетивший Иркутск в 1897 г. французский профессор Бордоского университета Жюль Легар в своей книге «По Сибири», изданной в 1899 г. по его возвращении в Париж, писал:
«7 июля я познакомился с местным городским головой г. Сукачевым. Он элегантный сибиряк, с которым знакомы наши многие парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, т. к. во всё время путешествия по Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея почти исключительно русская: это — патриотизм, который я очень ценю. Она состоит из пейзажей, морских видов и видов Крыма, этой дивной страны, которая так и тянет к себе русских... Картины эти производят большое впечатление своим истинным колоритом и изяществом изумительных контуров».
Когда же у «элегантного сибиряка» родилась мысль о создании своей «изящной картинной галереи»? Будучи ещё студентом юридического факультета Петербургского университета, Владимир Платонович очень много общался с художниками, не пропускал ни одной художественной выставки. Вот тогда-то, в 1870 г., к нему и пришла мысль создать первое в Сибири собрание художественных картин. Он тогда же решает, что произведения русских художников будет приобретать в оригиналах, а западноевропейских (если невозможно будет приобрести оригинал) — в лучших копиях.
В 1900 г. В. П. Сукачев заказывал копии лучших европейских художников (Рафаэля, Алл ори, Дольче, Корреджо, Рубенса и др.) в музеях Флоренции и Мюнхена. Копии выполнялись непосредственно с оригиналов и заверялись печатями художественных хранилищ.
В. П. Сукачев бывал на академических выставках и выставках Товарищества передвижников, приобретая наиболее интересные картины для своей галереи. К нему же по наследству перешли картины, находящиеся во владении купцов Трапезниковых. Так, например, в качестве свадебного подарка его отцу Платону Петровичу Сукачеву и матери Аграфене Никаноровне (урождённой Трапезниковой) была преподнесена ценная картина французского художника Н. Пуссена «Избрание апостолов». Кроме этой картины, по наследству В. П. Сукачеву достались работы Бестужева, портреты купцов Трапезниковых.
Хотя В. П. Сукачев и обладал незаурядным художественным вкусом, он, тем не менее, всегда прислушивался к мнениям художников и знатоков. В письме к B.И. Вагину, с которым был весьма дружен, он 30 июля 1900 г. писал:
«Я руководствовался личными симпатиями, проверенными отзывами патентованных знатоков, причём моё мнение, конечно, отодвигалось на второй план».
Коллекция картин быстро пополнялась, и уже в 1874 г. В. П. Сукачев впервые в Иркутске демонстрировал картины. Здесь было представлено около тридцати живописных произведений. О дальнейшем показе картин газета «Сибирь» 30 апреля 1910 г. сообщала следующее:
«В первой половине восьмидесятых годов В. П. Сукачев в здании Музея устраивал выставку картин русских художников. Тут были произведения Судковского, Максимова, Орловского и других. Через шесть лет Сукачев повторил эту выставку, дополнив её целой серией картин Верещагина, Трутовского, Орловского и пр. »
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей