Кино // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Кино — в Сиб. появилось одновременно с появлением его в Европ. России.

Впервые показанные на Всемирной Нижегородской выставке (1896) представителями французской фирмы бр. Люмьер киноаппараты одновременно приобретаются в Ростов-на-Дону Р. И. Штремером и в Н.-Николаевск Ф. Ф. Махотиным. В первые годы своего появления К. рассматривалось, как новый вид увеселительного аттракциона. Зрителю показывались короткометражные (15—20 м) весьма несовершенные фильмы, изображавшие к.-н. простейшие движения. Новизна этого вида зрелищ, поражающего воображение зрителя фактом возможности показа «живых картин» на экране, создала К. большой успех. Развитие сложных по сюжету и увеличенных по размеру фильм вызывает рост стационарных кинотеатров. К 1914 в больших сиб. городах было уже 7 театров на 3.760 зрителей (2 в Иркутске, по одному в Красноярске, Томске, Барнауле, Н.-Николаевске и Омске). Рост стационарной киносети и спрос передвижных кинематографов вызвал к жизни (1908—10) организацию спец. фирм по прокату фильм: бр. Каплун—в Омске и «Дон Отелло» и Алексеев—на ДВ с филиалом в Иркутске. До этого фильмы покупались владельцами кинематографов в собственность. Параллельно с ростом сети кинотеатров и с организацией прокатных фирм развивалась и кинос’емочная работа (1908—13). Снимались, преим., виды сиб. городов, их окрестности и наиболее значительные события местной жизни. Из крупных работ этого времени можно отметить хроникально-этнографическую фильму «Переселение за Урал», заснятую Дравковым и Куторгиным по заказу министерства земледелия, а также с’емку видов Севера (пути нынешней Карской экспедиции) и быта сев. туземцев, произведенную командиром изыскательной экспедиции водного сообщения Эльпортом. К этому же времени относятся начало регулярной с’емки кинохроники фирмами бр. Каплун (Омск), «Дон Отелло» и Алексеев (ДВ). Появляются кино-с’емочные аппараты и у некоторых из любителей в Омске, Томске, Иркутске и на ДВ.

С начала империалистической войны импорт пленки в Сиб. прекращается, а в силу этого постепенно замирает и кинолюбительское движение. В период колчаковщины под руководством кинооператоров Панкрышева и Мурдасова было изготовлено несколько инсценировочных агитационных фильм и сравнительно регулярно снималась хроника. Изготовленная в период колчаковщины кинопродукция по своему назначению и содержанию представляла собою одно из орудий агитации против большевиков. Эту же цель преследовали и кинос’емки хроникальных и полуигровых фильм, производившиеся на ДВ, в период интервенции и вплоть до августа 1922.

По утверждении сов. власти на территории Сиб. края при подотделах внешкольного образования губ. отделов нар. образования организуются «губернские секции фотокино», к-рые реквизируют все кинотеатральные предприятия и склады частных кинофирм. В губ. отделах нар. образования (Омск, Иркутск и др.) образовались значит. запасы киноаппаратуры и кинофильм, к-рые отпускались для бесплатного пользования всех учреждений и организаций. Неравномерное распределение фильм повело к установлению регулярного обмена кинофильмами между кино-фотосекциями различных городов. Несмотря на все несовершенство организации работы в этот период, К., вокруг к-рого была широко развита политпросветработа, сыграло большую полит. роль в деле мобилизации трудящихся Сиб. вокруг текущих задач сов. строительства.

Перевод кинотеатров на хоз. расчет потребовал увеличения фонда кинофильм. Отделы нар. образования, обладающие запасом фильм, стали практиковать метод посылки киномехаников с 2—3 программами в города, не имеющие запаса фильм. Отсутствие достаточного контроля в деле подбора этих «кочующих» киномехаников привело к тому, что в среду их проникли старые кинодельцы, на ряду с наробразовскими фильмами эксплоатировавшие и свои собственные, в свое время припрятанные ими от реквизиций. Общий недостаток кинофильм вызвал к жизни частный кинопрокат (фирмы Каплун, Гордон, Шнейдер), сумевший пройти через рогатки монополии внешней торговли и установить связь с иностранными кинофильмами.

В целях урегулирования киноотдела в крае в сентябре 1920 организуется «Сибирский фотокиноот-дел Сибполитпросвета», к-рому спец. постановлением Сибревкома передаются имущества б. кинофирм. Стянув киноимущество в Омск (краевой центр), «Сибфотокиноотдел» провел более правильное распределение наличного запаса кинофильм по городам и тем несколько упорядочил дело проката. Недостаток снабжения новыми фильмами вызвал в 1922 реорганизацию «Сибфотокиноотдела» в «Сиб. Обл. Фотокино Комбинат», работавший на хоз. расчете; к нему перешло монопольное право проката кинофильм по Сиб., эксплоатации кинотеатров, находящихся в распоряжении Сибполитпросвета, и организации кинопроизводства. Немного позднее (ноябрь 1922) спец. постановлением Сибревкома об’явлена реквизиция всего имущества успевших возникнуть частных кинофирм, к-рое также перешло в распоряжение Фотокино Комбината. Не разрешив задач по постановке кинопроизводства, Фотокино Комбинат справился все же с организацией кинопроката. Установив правильный обмен запасами фильм с Уральским Кинофотоотделом и контрагентские связи с «Кино-Москвой» и «Севзапки-но», Фотокино Комбинат обеспечил бесперебойную работу сибирских кинотеатров, сеть которых достигла до 33 единиц, не считая клубных.

В связи с декретом СНК от 19 декабря 1922 об организации «Госкино», Сибирский Фотокино Комбинат, по спец. соглашению Сибревкома с Нарком-просом, вливается в Госкино на правах его сиб. отделения.

В течение 1924 был опубликован ряд декретов, направленных к обеспечению дальнейшего роста сов. кинематографии, организовано Всероссийское Акционерное Об-во «Совкино», к к-рому и перешло Сиб. отд. Госкино. Выделив для обслуживания в Сиб. спец. «Сиб. Агентство» (подчиненное Урало-Сиб. Отд.), правление «Совкино» осенью 1925 реорганизует это; агентство в Сиб. отд., в задачи к-рого вошло обслуживание Сиб. края, Б.-М. Респ., Якут. Р., Семипалатинского окр. Казак. Р. и позже Монгольской Нар. Республики.

Возрастающая сеть киноустановок и организация сов. кинопроизводства давала возможность широкого использования К., как одного из «могущественнейших средств коммунистического просвещения и агитации». В условиях хоз. и культурной отсталости Сиб. эта роль К., по сравнению с другими обл. Сов. Союза, возрастала еще более. Тем ощутительнее чувствовалось отсутствие кинопроизводства в Сиб., разрешающего задачи «коммунистического просвещения и агитации» на основе сиб. материала. Опыт Канского потребсоюза, заснявшего хроникальный фильм о достижениях Канской кооперации (1926, работа Я. Задорожного), показал, что организация сиб. кинопроизводства не только нужна, но и вполне возможна. Основываясь на всем этом, Сиб-крайисполком утвердил устав Акционерного Об-ва «Киносибирь» (1926), поставив перед ним задачу организации сиб. кинопроизводства и кинофикации края, для чего Об-ву, в целях укрепления его финансовой базы, была передана вся сеть киноустановок края (за исключением клубных и военных). В конце 1929 «Киносибирь» слита с «Совкино».

В результате работ «Киносибири», Сиб. отд. «Совкино», профсоюзов и потребительской кооперации, К. в Сиб. перешло на непрерывный количественный и качественный рост. 

Относительно быстрый рост киносети в Сиб. (за 5 лет увеличение почти в 13 раз) является же недостаточным, т. к. он обеспечил в 929 только 34 посещения К. в год на каждого жителя города и немного больше одного посещения в год на каждого жителя сиб. деревни. 

За три года работы (1926—29) «Киносибирь» выпустила 6 полнометражных и 15 короткометражных фильм, построенных на спец. сиб. материале. Все выпущенные фильмы ставят своей задачей: пропаганду коллективизации «На переломе» и «Конец Журавлихи»), развитие животноводства и маслоделия («Золотое дно»); новых путей связи Сиб. с европ. частью Союза и Зап. Европой («Великий Северный Морской путь»); освещение жизни туземных народностей и путей их развития («Тунгус с Ханычара»); перспективы роста сел. хоз-ва края («Два гиганта»—о соревновании Сев. Кавказа с Сиб.) и т. д. Разрешение очередных задач соц. строительства в крае находит свое отражение в сиб. кинопроизводстве через выпуск спец. короткометражных фильм («О чем мычит корова»—пропаганда силосования грубых кормов, «За урожай»—пропаганда агроминимума, «Ремонт пути»—пропаганда рационализации труда и т. д.).

Несмотря на то, что сиб. кинофильмы не высоки по художественному и техническому оформлению, они встретили положительную оценку. Злободневность вопросов, затрагиваемых картинами, искупает отсутствие большого художественного мастерства.

Параллельно с организацией сиб. кинопроизводства Сиб. отд. «Совкино», через сеть спец. кинокорреспондентов, имеющихся во всех крупных городах края, поставило кинос’емку сиб. хроники, к-рая используется «Совкино-журналом». Попытки издания сиб. киножурнала («Сибирский Альманах», «В помощь земледельцу») успехом не увенчались. Центр. киноорганизациями выпущен ряд фильм, отражающих Сиб. («Красный газ», «Избушка на Байкале», «Долина слез», «Турксиб» и др.). Для производства кинофильм Сиб. край обладает небольшим киноателье и 2 кинолабораториями. Решен вопрос о постройке в Н.-Сиб. новой техническо-совершен-ной кинофабрики.

Дело снабжения сети киноустановок Сиб. края фильмами (прокат) находится в ведении Сиб. отд. «Совкино». Необходимый для этой цели сиб. фонд кинофильм увеличивался параллельно с ростом сети киноустановок. Отражая общие тенденции освобождения сов. промышленности от зависимости капиталистического мира, динамика роста кинофонда дает положительные показатели по вытеснению из проката сов. фильмой фильмы заграничной.

Эта тенденция освобождения сиб. кинорынка от заграничного кинопроизводства подтверждается и результатами работы по прокату: так, прокат фильм заграничного производства занимал по отношению ко всем фильмам (в экрано-днях) в 1927—37%, 1928—25%, 1929—14%.

Недостатки работы К. в Сиб., прежде всего, заключаются в том, что научная и детская фильма еще не нашла широкого применения в прокате. Так, в общем обороте проката, в период с 1926 по 1928 (включительно), уд. вес поступлений от коммерческого проката упал с 80 до 58%. За счет падения поступлений от коммерческого проката за тот же срок уд. вес деревенского проката вырос с 7,53 до 28,0%; научного проката с 0,02 до 0,48%; детского проката с 0,0 до 0,88% (остальное занимает клубный и красноармейский прокат).

Использование К., как одного из массовых орудий коммунистической агитации и пропаганды при разрешении различных вопросов хоз. и культурного строительства в крае, дает положительные результаты (посевная кампания, хлебозаготовки, борьба с недородом кормов, антирелигиозная кампания и т. д.). Первый вариант 5-летнего плана кинофикации Сиб. края (без Бурят-Монгольской Республики, Якутской Республики и Семипалатинского округа Казакской Р.), составленный «Киносибирью» в 1929, предусматривал увеличение киноустановок до 1.000 единиц к концу 1932/33. Однако, уже к концу года выяснилось, что фактический рост сети обгоняет наметки этого плана, что привело к составлению нового плана кинофикации Сибири. Основные показатели нового варианта: сеть деревенских кинопередвижек должна увеличиться с 354 единиц до 1.582 единицы: сеть деревенских стационарных К. с 68 до 258 единиц; сеть клубных киноустановок с 173 до 276 единиц и сеть коммерческих кинотеатров с 51 до 97 единиц, а вся сеть киноустановок должна увеличиться с 686 единиц (на 1 октября 1929) до 2.249 единиц (цифра без увеличения числа детских и школьных киноустановок).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Колодин М. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях
Загрузка...