КАЗАХИ, народ тюркского происхождения, коренное население Казахстана. Западная Сибирь издавна являлась местом кочевок казахских племен.
В начале XVI в. возникло Казахское ханство, северные границы которого достигали бассейнов рек Тобол, Ишим и Иртыш. Казахи, кочевавшие в этих районах, относились к Среднему Жузу, в состав которого входили племена аргын, кипчак, кирей, уак, найман, контрат. После завоевания Западной Сибири Ермаком Казахское ханство установило тесные дипломатические и экономические отношения с Российским государством. Через казахские степи пролегли торговые пути, связывавшие русские крепости и остроги и крупные города Средней Азии. В начале XVIII в. в результате вторжения Джунгарского ханства в Северный и Центральный Казахстан часть казахов перекочевала на территории Томского, Тобольского и Тарского уездов. Небольшие группы кочевников, осевшие в бассейне Верхнего Тобола, образовали первые казахские поселения в Сибири.
Постоянные миграции казахов на юг Западной Сибири и расширение их контактов с русским населением края создали благоприятные условия для включения Казахстана в состав Российской империи. В 1730-е гг. большинство родов Малого и Среднего Жузов, возглавляемые ханами Бухаром и Семеке, приняли российское подданство. Результатом присоединения Казахстана к России, а затем и падения Джунгарского ханства стало заселение казахами обширной территории от Омской крепости до Усть-Каменогорска. В этих условиях русские власти пытались ограничить приток казахов на юго-запад Сибири. С 1765 10-верстная полоса укреплений обозначает границы между казахской степью и русскими владениями. Однако принятые меры не смогли предотвратить движение кочевников в пределы региона.
В середине XVIII — первой четверти XIX в. началось формирование этнической общности сибирских казахов. Первоначально ее основным источником являлась торговля пленными, которых покупали русские купцы и офицеры. Многие из таких пленных впоследствии переходили в православие и получали свободу. После установления пограничной линии часть казахов, постоянно кочевавших в Сибири, приняла российское подданство. Русско-подданные казахи зачислялись в крестьянское или мещанское сословие, получали льготы в несении повинностей. Отдельные семьи, перешедшие к оседлости, поселялись в селах и деревнях. Кочевники поступали на службу в Сибирское казачье войско, что также способствовало их включению в русскоязычную этнокультурную среду.
В начале XIX в. основным местом расселения казахов были южные районы Тобольской и Томской губерний. По данным ревизии 1816, численность оседлого казахского населения в Тобольской губернии составляла около 870 человек. Наиболее компактные группы казахов проживали в Омском (235 человек), Ишимском (550 человек), Курганском (80 человек) уездах. Значительная часть казахов продолжала вести кочевой образ жизни. В начале 1820-х гг. только в Омском округе насчитывалось более 1 тыс. кочевников, временно пребывавших на территории Сибири.
В 1820—50-е гг. государство приняло ряд законодательных мер по организации управления казахскими племенами. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822, Малого и Среднего Жузы вошли во вновь созданную Омскую область, а затем в Область сибирских киргизов, на территории которой сохранились традиционные институты управления казахских племен. Казахов, постоянно кочующих в Западной Сибири, стали называть «внутренними киргизами». В 1838 в соответствии с «Положением об отдельном управлении сибирскими киргизами» было образовано Пограничное управление сибирскими киргизами, находившееся в подчинении генерал-губернатора Западной Сибири. Эти административные преобразования создали условия для ограничения миграции казахов. С 1843 им запрещалось кочевать в Тобольской и Томской губерниях без особых билетов, выдаваемых местными властями. В 1854 в составе вновь образованной Семипалатинской области учрежден внутренний округ сибирских казахов. Пограничное управление было реорганизовано в Областное правление сибирских казахов, возглавлявшееся военным губернатором. Российская колонизация Восточного Казахстана, ориентированная, с одной стороны, на решение геополитический и военно-стратегических задач, стоявших перед Российской империей в Казахстане, с другой стороны — на сохранение и уважительное отношение к культуре и быту казахов, носила преимущественно патриархальный характер.
[caption id="attachment_21254" align="aligncenter" width="300"] Национальная одежда казахов[/caption]
Новые явления возникли и в культурной жизни сибирских казахов. В 1990-е гг. в районах их проживания были образованы казахские национально-культурные автономии. Данная форма самоорганизации диаспоры получила распространение в Омской, Новосибирской, Томской областях, Алтайском крае, Республике Алтай и других регионах Западной Сибири. Деятельность общественных организаций направлена на сохранение родного языка и культурных традиций, развитие национального образования, расширение контактов с Казахстаном.
В районах компактного проживания казахского населения, в частности, на Алтае, образование национально-культурной автономии обусловливает усиление его этнической обособленности. В начале 1990-х гг. в процессе формирования политико-правовых институтов Республики Алтай казахи получили право на сохранение и свободное употребление родного языка. В Кош-Агачском районе казахский язык имеет статус официального. Вместе с тем в условиях глубокой интеграции в алтайское общество в среде казахов наблюдается широкое распространение русского языка.
Наличие широких прав и свобод в области культуры обусловливает интенсивную духовную жизнь общины алтайских казахов. В рамках казахской культурной автономии Алтайского края развивается национальное образование. В регионе действует Каракольская казахская средняя школа, где работают учителя-казахи. Школьники занимаются на казахском языке по учебникам, которые предоставляются Республикой Казахстан. В городах Алтая создаются казахские национально-культурные объединения. 18 июля 2003 в Барнауле учрежден Центр казахской культуры «Ата-Мура», деятельность которого направлена на сохранение традиций казахского народа. Центр организует празднование национальных праздников. В ноябре 2004 «Ата-Мура» провел курултай казахов и татар Алтайского края, в апреле 2005 — международную конфессию «Традиционный тюркский костюм». В марте 2006 при Центре создан музыкальный ансамбль «Елимай», репертуар которого состоит преимущественно из казахских народных песен.
Сибирские казахи стремятся к сохранению вековых традиций своего народа. Большинство казахов — мусульмане-сунниты (см. Ислам). Широко распространено празднование мусульманских праздников: большой (курбан или байрам) айт, ураза и малый айт. Во время уразы казахи приглашают постящихся и соседей в гости на ауыз ашар.
Главную роль в рационе казахи и по сей день отводится мясу. Наиболее почитаемым мясом считаются конина и баранина. У казахов Западной Сибири широко распространен обычай заготавливать на зиму конину — согым. В день забоя хозяйка непременно готовит ритуальное блюдо куурдак — жаркое из мелко нарезанного свежего конского мяса и ливера с картошкой, — приглашая к столу соседей и забойщиков. В народе этот праздник называется «омыртка» или «дамге шакыру» — «приглашение отведать». Наряду с мясом большую роль в питании играет раститительная пища. Традиционным элементом питания стал хлеб, который покупают в магазине или пекут сами. Из теста пекут разные лепешки: жука нан, таба нан, шельпек. Большой популярностью пользуются баурсаки — пышки из кислого теста. В будние дни также часто пекут оладьи — куймак, пирожки — бирек, сомса — с начинкой из картофеля, мяса с ливером, риса с яйцом, капусты, творога и т. д. Одну из важных позиций в рационе казахов занимает картофель. Обычным явлением в пище стали компоты из свежих и сухих фруктов, варенья, салаты из свежих овощей, соки, соусы, заготавливаемые на зиму салаты, квашеная капуста.
В одежде сибирских казахов сочетаются как традиционные, так и современные элементы. Наиболее часто национальные особенности прослеживаются в одежде мужчин преклонного возраста — прежде всего в головных уборах (тюбетейки, шапки с меховой опушкой — борык, меховые шапки — тымак), верхней одежде (камзол, шапан, бешмет), обуви (высокие мужские сапоги — байпагы или койше бар етык, низкие сапоги — маше). Чаще других видов верхней одежды встречается шапан, причем обычно 2 видов — праздничный и повседневный. Женщины старших возрастных групп из сельской местности предпочитают носить платья традиционного покроя, поверх которых надеваются камзол или короткая жилетка. Женщины, как и мужчины преклонного возраста, носят традиционные мягкие кожаные сапоги. Основным головным убором замужних женщин является платок, который они завязывают узлом на затылке.
Несмотря на сохранение родного языка и культуры, казахская диаспора остается глубоко интегрированной в сибирское общество. Формы ее социокультурной интеграции различны и зависят, как правило, от наличия или отсутствия территориально сплоченной общины. В районах дисперсионного расселения сибирских казахов доминирует тенденция к ассимиляции. В местах компактного проживания казахского населения наряду с ассимляцией происходят процессы консолидации и обособления диаспоры, способствующие повышению ее роли в общественной жизни западно-сибирского региона.
Лит.: Томилов И.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI — первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983; Коновалов А. В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования этнической группы). Алма-Ата, 1986; Ахметова Ш.К. Пища казахов Западной Сибири // Материальная культура народов России. Новосибирск, 1995; Она же. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск, 2002; Ермекбаев Ж.А. Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917—1991 гг. Омск, 1999; Малышева М.П., Познанский В. С. Казахи — беженцы от голода в Западной Сибири (1931—1934 гг.) Алматы, 1999; Октябрьская И.В., ОсиповаЛ.П., Нечипоренко О.В. Туратинские казахи. Судьбы национальных меньшинств России // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001; Алексеенко А.Н. К вопросу об эмиграции казахов в Россию // Россия — Центральная Азия. Проблемы миграции и безопасности. Барнаул, 2002; Ахметова Ш.К., Бронникова О.М. Казахи // Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; Октябрьская И. В. Казахская проблема. Этнополитическая и этно-конфессиональная ситуация на юге Западной Сибири // Россия — Центральная Азия: проблемы миграций и безопасности. Барнаул, 2002; Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX — 1917 г.). Барнаул, 2003.
Р.Е. Романов, А.И. Савин
НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей