Новости

Казахи // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КАЗАХИ, народ тюркского происхождения, коренное на­селение Казахстана. Западная Сибирь издавна являлась местом кочевок казахских племен.

XVI - XVIII века

В начале XVI в. возник­ло Казахское ханство, северные границы которого достигали бассейнов рек Тобол, Ишим и Иртыш. Казахи, кочевавшие в этих районах, относились к Среднему Жузу, в состав которого входи­ли племена аргын, кипчак, кирей, уак, найман, контрат. После завоевания Западной Сибири Ермаком Казахское ханство установило тесные дипломатические и экономические отношения с Российским государством. Через казахские степи пролегли торговые пути, связывавшие русские крепости и остроги и крупные города Средней Азии. В начале XVIII в. в результате вторже­ния Джунгарского ханства в Северный и Центральный Казахстан часть казахов перекочевала на территории Томского, Тобольского и Тарского уездов. Небольшие группы кочевников, осевшие в бассейне Верхнего Тобола, образовали первые казахские поселения в Сибири.

Постоянные миграции  казахов на юг Западной Сибири и рас­ширение их контактов с русским населением края создали благоприятные условия для включения Казахстана в состав Российской империи. В 1730-е гг. большинство родов Малого и Среднего Жузов, возглавляемые ханами Бухаром и Семеке, приняли российское подданство. Результатом присо­единения Казахстана к России, а затем и падения Джун­гарского ханства стало заселение  казахами обширной территории от Омской крепости до Усть-Каменогорска. В этих ус­ловиях русские власти пытались ограничить приток  казахов на юго-запад Сибири. С 1765 10-верстная полоса укреп­лений обозначает границы между казахской степью и русскими владениями. Однако принятые меры не смогли предо­твратить движение кочевников в пределы региона.

В середине XVIII — первой четверти XIX в. началось формирова­ние этнической общности сибирских  казахов. Первоначально ее основным источни­ком являлась торговля пленными, которых покупали русские купцы и офицеры. Многие из таких пленных впоследствии переходили в православие и получали свободу. После установления пограничной линии часть  казахов, постоянно коче­вавших в Сибири, приняла российское подданство. Русско-подданные  казахи зачислялись в крестьянское или мещанское сословие, получали льготы в несении повинностей. Отдельные семьи, перешедшие к оседлости, поселялись в селах и дерев­нях. Кочевники поступали на службу в Сибирское казачье войско, что также способствовало их включению в русскоязычную этнокультурную среду.

Казахи в XIX веке

В начале XIX в. основным местом расселения  казахов были южные районы Тобольской и Томской губерний. По данным ревизии 1816, численность оседлого казахского населения в Тобольской губернии составляла около 870 человек. Наиболее компактные группы  казахов проживали в Омском (235 человек), Ишимском (550 человек), Курганском (80 человек) уездах. Значительная часть  казахов продолжала вести кочевой образ жизни. В начале 1820-х гг. только в Омском округе насчитывалось более 1 тыс. кочевников, временно пребывавших на территории Сибири.

В 1820—50-е гг. государство приняло ряд законодательных мер по организации управления казахскими племенами. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822, Малого и Среднего Жузы вошли во вновь созданную Омскую область, а затем в Область сибирских киргизов, на территории которой сохранились традиционные институты управления казахских племен. Казахов, посто­янно кочующих в Западной Сибири, стали называть «внут­ренними киргизами». В 1838 в соответствии с «Положением об отдельном управлении сибирскими киргизами» было образовано Пограничное управление сибирскими киргиза­ми, находившееся в подчинении генерал-губернатора Западной Сибири. Эти административные преобразования создали усло­вия для ограничения миграции  казахов. С 1843 им запреща­лось кочевать в Тобольской и Томской губерниях без особых билетов, выдаваемых местными властями. В 1854 в соста­ве вновь образованной Семипалатинской области учреж­ден внутренний округ сибирских  казахов. Пограничное управление было реорганизовано в Областное правление сибирских  казахов, возглавлявшееся военным губернатором. Российская колонизация Восточного Казахстана, ориентированная, с одной стороны, на ре­шение геополитический и военно-стратегических задач, стоявших перед Российской империей в Казахстане, с другой стороны — на сохра­нение и уважительное отношение к культуре и быту  казахов, но­сила преимущественно патриархальный характер.

[caption id="attachment_21254" align="aligncenter" width="300"] Национальная одежда казахов[/caption]

Новые явления возникли и в культурной жизни сибирских казахов. В 1990-е гг. в районах их проживания были образованы казахские национально-культурные автономии. Данная форма самоор­ганизации диаспоры получила распространение в Ом­ской, Новосибирской, Томской областях, Алтайском крае, Республике Алтай и других регионах Западной Сибири. Деятельность об­щественных организаций направлена на сохранение родного языка и культурных традиций, развитие национального образования, рас­ширение контактов с Казахстаном.

В районах компактного проживания казахского населения, в частности, на Алтае, образование национально-культурной автономии обусловливает усиление его этнической обособленности. В начале 1990-х гг. в процессе формирования политико-пра­вовых институтов Республики Алтай казахи получили право на сохранение и свободное употребление родного языка. В Кош-Агачском районе казахский язык имеет статус официаль­ного. Вместе с тем в условиях глубокой интеграции в алтайское общество в среде казахов наблюдается широкое распростра­нение русского  языка.

Наличие широких прав и свобод в области культуры обусловливает интенсивную духовную жизнь общины алтайских казахов. В рамках казахской культурной автономии Алтайского края развивается национальное образование. В регионе действует Каракольская казахская средняя школа, где работают учителя-казахи. Школьники занимаются на казахском языке по учебникам, которые предоставляются Республикой Казахстан. В городах Алтая создаются казахские национально-культурные объединения. 18 июля 2003 в Барнауле учрежден Центр казахской культуры «Ата-Мура», деятельность которого направлена на сохранение традиций казахского народа. Центр организует празднование национальных праздников. В ноябре 2004 «Ата-Мура» провел ку­рултай казахов и татар Алтайского края, в апреле 2005 — международную конфессию «Традиционный тюркский костюм». В марте 2006 при Центре создан музыкальный ансамбль «Елимай», репер­туар которого состоит преимущественно из казахских народных песен.

Сибирские казахи стремятся к сохранению вековых традиций своего народа. Большинство казахов — мусульмане-сунниты (см. Ислам). Широко распространено празднование мусульманских праздников: большой (курбан или байрам) айт, ураза и малый айт. Во время уразы казахи приглашают пос­тящихся и соседей в гости на ауыз ашар.

Национальная пища

Главную роль в рационе казахи и по сей день отводится мясу. Наиболее почитаемым мясом считаются конина и бара­нина. У казахов Западной Сибири широко распространен обычай заготавливать на зиму конину — согым. В день забоя хозяйка непременно готовит ритуальное блюдо куурдак — жаркое из мелко нарезанного свежего конского мяса и ливера с картошкой, — приглашая к столу соседей и забойщиков. В народе этот праздник называется «омыртка» или «дамге шакыру» — «приглашение отве­дать». Наряду с мясом большую роль в питании играет раститительная пища. Традиционным элементом питания стал хлеб, который покупают в магазине или пекут сами. Из теста пекут разные лепешки: жука нан, таба нан, шельпек. Большой популярностью пользуются баурсаки — пышки из кислого теста. В будние дни также часто пекут ола­дьи — куймак, пирожки — бирек, сомса — с начинкой из картофеля, мяса с ливером, риса с яйцом, капусты, творога и т. д. Одну из важных позиций в рационе казахов занимает картофель. Обычным явлением в пище стали компоты из свежих и сухих фруктов, варенья, салаты из свежих овощей, соки, соусы, заготавливаемые на зи­му салаты, квашеная капуста.

Одежда казахов

В одежде сибирских казахов сочетаются как традиционные, так и современные элементы. Наиболее часто национальные особенности прослежи­ваются в одежде мужчин преклонного возраста — прежде всего в головных уборах (тюбетейки, шапки с меховой опушкой — борык, меховые шапки — тымак), верхней одежде (камзол, шапан, бешмет), обуви (высокие мужские сапоги — байпагы или койше бар етык, низкие сапо­ги — маше). Чаще других видов верхней одежды встречается шапан, причем обычно 2 видов — праздничный и повседневный. Женщины старших возрастных групп из сельской мест­ности предпочитают носить платья традиционного покроя, по­верх которых надеваются камзол или короткая жилетка. Женщины, как и мужчины преклонного возраста, носят традиционные мягкие кожаные сапоги. Основным головным убором замужних женщин является платок, который они завязыва­ют узлом на затылке.

Диаспора

Несмотря на сохранение родного языка и культуры, казахская диаспора остается глубоко интегрированной в сибирское общество. Формы ее социокультурной интеграции различ­ны и зависят, как правило, от наличия или отсутствия территориально сплоченной общины. В районах дисперсионного расселения сибирских казахов доминирует тенденция к ассимиля­ции. В местах компактного проживания казахского населения наряду с ассимляцией происходят процессы консолида­ции и обособления диаспоры, способствующие повыше­нию ее роли в общественной жизни западно-сибирского региона.

Лит.: Томилов И.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI — первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюрк­ских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983; Ко­новалов А. В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования эт­нической группы). Алма-Ата, 1986; Ахметова Ш.К. Пища казахов Западной Сибири // Материальная культура народов России. Ново­сибирск, 1995; Она же. Казахи Западной Сибири и их этнокультур­ные связи в городской среде. Новосибирск, 2002; Ермекбаев Ж.А. Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917—1991 гг. Омск, 1999; Малышева М.П., Познанский В. С. Казахи — беженцы от го­лода в Западной Сибири (1931—1934 гг.) Алматы, 1999; Октябрь­ская И.В., ОсиповаЛ.П., Нечипоренко О.В. Туратинские казахи. Судьбы национальных меньшинств России // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001; Алексеенко А.Н. К вопросу об эмиграции казахов в Россию // Россия — Центральная Азия. Проблемы миграции и безопасности. Барнаул, 2002; Ахмето­ва Ш.К., Бронникова О.М. Казахи // Народы Западной и Сред­ней Сибири: Культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; Октябрьская И. В. Казахская проблема. Этнополитическая и этно-конфессиональная ситуация на юге Западной Сибири // Россия — Центральная Азия: проблемы миграций и безопасности. Барнаул, 2002; Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX — 1917 г.). Барнаул, 2003.

Р.Е. Романов, А.И. Савин

Читайте также:

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

ИСЛАМ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Читайте в книгах:

Новая имперская история постсоветского пространства

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири