Экономическому освоению Сибири, как это ни прискорбно, сопутствовало на пользование её в качестве места отбытия наказания. Этому способствовали отдалённость Сибири от центральных районов России, труднопроходимость путей, весьма тяжёлые условия жизни в этих местах.
Ещё до возникновения Иркутска молодой русский царь Алексей Михайлович в 1649 г. разрабатывает «Соборное уложение», в котором на государственном уровне узаконивается на длительный период российской истории, сибирская ссылка. С этого момента взамен смертной казни преступников били кнутом, отсекали пальцы левой руки и ссылали вместе с жёнами и детьми на вечное житье в Сибирь.
С 10 сентября 1679г. вместо отсечения рук и ног преступников ссылали на жительство в Сибирь. А указом от 5 февраля 1705 г. предписывалось «... вместо смертной казни чинить жестокое наказание, бить кнутом и пятнать новым пятном, вырезать из носа ноздри и ссылать на каторгу в вечную работу» («пятнать новым пятном» — это повторное клеймение). Одним из первых ссыльных в Сибирь был вождь русских раскольников, талантливый писатель древней Руси протопоп Аввакум (Петров).
17 сентября 1653 г. Аввакум «за ево многое бесчинство» ссылается с семьёй сначала в Тобольск, затем в Енисейск и далее в Якутский острог. Но по новому царскому указу местом отбытия наказания ему определяется Забайкалье. По пути к назначенному месту Аввакум с семьёй 1 октября 1656 г. достигает Братского острога, где его помещают в одну из башен острога, превращенную в тюрьму. Перезимовав в Братске, Аввакум в мае 1657 г. отправляется в дальнейший свой путь. Впоследствии, возвратившись в Россию, он заметил: «Первые мы в тех странах с женою и детьми учинились от патриарха в такой погубной, паче же хорошей ссылке».
Если протопоп Аввакум был ссыльным-одиночкой, то через три десятка лет в Сибирь ссылают группы противников власти численностью в сотни людей. Это были мятежные стрельцы. Грамотой царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 4 января 1683 г. предписывалось илимскому воеводе и князю Ивану Петровичу Гагарину о том, каким образом поступать с мятежными стрельцами, сосланными в Сибирь. И. П. Гагарин пользовался доверием правительства и лично царя Петра. Ему согласно названному указу был поручен надзор за стрельцами, расселёнными в сибирских городах. Ему были даны полномочия, не доводя до сведения царской власти, казнить смертью всех, «кто заведёт смуту или будет уличён в укрывательстве мятежников и воров».
Вообще-то первый «политический» ссыльный в Сибирь был ещё немногим более семидесяти лет до Аввакума. В 1581 г. в Тобольск отсылается углический набатный колокол, возмущавший к «воровскому» выступлению угличан в связи с убийством царевича Дмитрия. Его притащили волоком в Тобольск тридцать тысяч угличан.
Со временем изменяется и вид ссылки: становилось не обязательным лишение наказуемого пальцев и других частей тела, вводилось и отменялось клеймение; но как наказание ссылка применялась еще долгие годы. С 1691 г. вводится каторга как особый вид наказания за особо опасные преступления.
Указом императрицы Екатерины II от 27 декабря 1783 г. учреждается Иркутское наместничество. Этим же указом первому иркутскому генерал-губернатору Ивану Варфоломеевичу Якобию даны инструкции по управлению Восточно-Сибирским краем. Среди восьми пунктов указаний пятый гласил, как пишет П. И. Пежемский:
«Тракт между Якутском и Охотском населять от пяти до десяти дворов на каждыя 20 или 25 вёрст расстояния переселенцами из осуждённых, преимущественно из губерний: Вологодской, Костромской, Ярославский, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Казанской, Тобольской и Саратовской, отсылая прочих в Тобольское наместничество».
Ссылка до некоторого момента способствовала как экономическому освоению сибирских пространств, так и даже культурному развитию. В Сибирь ссылались не только уголовные преступники, но и политические противники власти, большинство из которых имели достаточно высокое образование.
Но уже во второй половине девятнадцатого века, когда уже полностью сформировалось своё, сибирское, общество, ссылка стала отрицательно влиять на развитие Сибири, повышая криминальный уровень сибирского общества. Содержание ссылки ложилось тяжким финансовым бременем.
Для снижения расходов на содержание ссыльных Указом Сената от 27 февраля 1881 г. разрешалось сосланным на житьё с лишением всех прав заниматься всякого рода торговлей и промыслами. Кроме того, ссылка способствовала развитию низких нравов среди сибирских жителей. Поэтому Иркутская городская дума20 марта 1887 г. большинством (за — 18, против — 15) голосов гласных решила для одного из последующих своих заседаний подготовить рассмотрение ходатайства в правительство об отмене уголовной ссылки.
В Иркутске даже в шутку говорили, что преступность в Сибири так возросла, что пора применять к сибирским преступникам в качестве меры наказания ссылку в столичные города. В 1899 г. по указу императора создаётся специальная комиссия для подготовки предложений по отмене ссылки в Сибирь. Получив об этом сообщение, Иркутская Городская дума 10 мая за подписью городского головы Василия Васильевича Жарникова отправила телеграмму следующего содержания:
«Ваше императорское величество! Иркутское городское общество имеет счастье повергнуть к стопам Вашего императорского величества верноподданические чувства беспредельной преданности и благодарности я великую милость, даруемую Сибири возбуждённым вопросом об отмене ссылки, и молит всевышнего: да будут Ваши царственные труды во славу Вашего императорского величества и на благо России».
И вот 12 июня 1900 г. последовал именной Высочайший указ императора Николая II, утверждающий законодательно отмену обще-уголовной ссылки в Сибирь (т. е. на житьё и на поселение), ссылки на водворение в Сибирь за бродяжничество. Закон также вводил некоторые ограничения ссылки в Сибирь по приговорам обществ.
Но в полном объёме сохранялась ссылка на каторгу и ссылка по суду на поселение за государственные и религиозные преступления. Этот закон значительно сместил акцент ссылки в политическую сторону. Иркутская Городская дума восторженно встретила это историческое решение.
Как было указано выше, ссылаемые в Сибирь подвергались и телесному наказанию. 9 декабря 1796 г. последовал утверждённый царём указ Святейшего Синода, которым от телесных наказаний за различные преступления избавлялось только православное духовенство.
До Иркутска известие об этом указе дошло 8 февраля следующего года. В этот день во всех городских церквах в ознаменование этого события совершались благодарственные молебствия. Позднее от телесных наказаний были избавлены привилегированные лица. Последовавшим 17 апреля 1863 г. указом Правительствующего Сената «О некоторых изменениях в существующей ныне системе уголовных и исправительных» очень резко было ограничено применение телесных наказаний.
Ожидалось, что этот указ уменьшит число ссыльных. А с прекращение поступления на водворение в Сибирь рабочих уменьшит и число рабочих рук. Поэтому для экономического развития края правительству надо было заботиться выработкой таких мероприятий, которые способствовали бы привлечению в Сибирь мастеровых и рабочих людей из России.
Тем более, что опыт эксплуатации золотых приисков показал, что труд вольнонаёмных рабочих намного производительнее принудительного. В развитие указа от 17 апреля Комитетом министров принимается положение о замене наказания шпицрутенами на розги для ссыльных поселенцев и каторжан, которые во время отбытия срока наказания совершили новое преступление. И только законом от 2 июня 1903 г. совершилась окончательная отмена наказания розгами.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей