КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, экспедиции по западной части Северного морского пути (СМП), имевшие целью торговлю между Сибирью и Европейской Россией, а также изучение Карского моря.
Первые плавания с целью вывоза через Обскую губу и Енисейский залив на мировой рынок сибирского леса, сельскохозяйственной продукции и минерального сырья состоялись в 1874—76. До 1919 из 122 карских плаваний 75 прошли успешно; в результате перевезено 55 тыс. т различных грузов (см. Порто-франко). Сложности в организации рейсов объяснялись отсутствием в северных морях должного навигацкого оборудования, портов, ледоколов. В 1919 Карскую экспедицию организовали «белые» правительства. Ее основная часть снаряжалась в Архангельске под руководством полярного исследователя Б. Вилькицкого. 16 сентября караван из более чем 10 судов доставил в устье Оби более 100 тыс. пудов военных грузов, в том числе аэропланы, а также 100 офицеров, включая 3 генералов. Часть грузов, не попавшая к Красной армии, доставлена в Томск. В обратный путь караван увез сибирские товары.
В 1920 в связи с нехваткой хлеба в Европейской России правительство приняло решение о доставке продовольствия из Сибири по Карскому морю. В апреле 1920 при Сибревкоме сформирован Комитет Северного морского пути. 8 августа 1920 из Архангельска отправилась первая транспортная экспедиция в Сибирь под начальством М.В. Николаева, в которую вошли 4 ледокольных парохода, 8 пароходов и 4 лихтера; из них 2 судна шли в Усть-Порт на Енисее, остальные — в устье Оби. Экспедиция 1920 положила начало систематическим плаваниям на западном участке СМП. В том же году в Лондоне учреждается советское акционерное общество «Аркос» для организации заграничного отряда Карской товарообменной экспедиции; в 1927 открывается его бюро в Берлине.
В 1921 Карскую экспедицию сопровождал заказанный в Англии еще до революции ледокол «Александр Невский», выкупленный незадолго до экспедиции и переименованный в «Ленин». Путь в Сибирь прошел без аварий, но на обратном пути пароходы «Енисей» и «Обь» затонули в Карском море. В феврале 1922 состоялось первое межведомственное совещание по вопросам СМП, которое приняло решение об издании лоций и карт Карского морского пути, расширении полярных станций, применении авиации для ледовой разведки, организации научных групп на ледоколах и ускорении сооружения арктических портов и угольных баз.
Карская экспедиция 1923 строилась на основе хозяйственного расчета. Учитывая высокую цену фрахта ледокола «Ленин» и сравнительно легкие ледовые условия, в следующих экспедициях ледоколы заменили ледокольными пароходами. Успеху Карских экспедиций способствовали строительство Нового Порта в Обской губе и расширение Усть-Порта на Енисее, где к 1923 соорудили причал для приема 2 судов, склады и другие объекты. Заметную роль в оперативном обслуживании экспедиций стала играть радиостанция, сооруженная Главным гидрографическим управлением в октябре 1923 в Маточкином Шаре. В 1927 работу Карской экспедиции обеспечивали 14 гидрометеостанций, Бюро синоптических прогнозов в Новом-Порту и Бюро ледовой службы в Маточкином Шаре. На головном ледокольном пароходе научная группа составляла краткосрочные ледовые и метеорологические прогнозы.
Снижение фрахтовых и страховых ставок в навигацию 1923 подтвердило возможность организации экономически выгодных перевозок по Карскому морю. С 1924 начался вывоз сибирского леса в Западную Европу. Товары Карской экспедиции, как и в прошлые годы, освобождались от всех видов таможенных обложений. В 1925, с учетом повышения изученности Карского моря и снижением риска плавания, правительство впервые ввело пошлинные сборы на импортные товары в размере 30% от ставок общего таможенного тарифа. Средства, полученные от этих сборов, предполагалось направить на приобретение новых судов для арктического флота. Снижение стоимости перевозки сибирского леса Карским морем, обходившейся в 2 раза дешевле, чем смешанным железнодорожно-водным путем через Ленинградский порт, обеспечило возможность создания лесоэкспортной промышленности в Сибири, благоприятных условий для повышения экономической эффективности морских арктических перевозок. На рубеже 1920—30-х гг. лес составлял 97,5% вывоза по Карскому пути.
Расширение периода навигации (с 23—32 суток в 1920-х гг. до 2—2,5 мес. в 1933), а также снижение страховых ставок (с 5—7% от стоимости груза в 1921 до 0,8—2,2% в 1929) способствовали значительному увеличению объема перевозок по Карскому морю. С 1920 по 1933 среднегодовой объем перевозок возрос более чем в 6 раз (при этом доля экспорта в суммарном объеме перевозок достигла 82%, тогда как в середине 1920-х гг. ввоз и вывоз примерно уравновешивались). Возраставшая грузоподъемность используемых судов, повышение доверия судовладельцев к трассе обеспечили снижение стоимости арктических перевозок. В конце 1920-х гг. возросший грузооборот Карской экспедиции уже экономически оправдывал содержание линейного ледокола. Как следствие, Карский путь превратился в обычную водную магистраль, плавание по которой утратило экспедиционный характер. С 1930 методы организации плавания судов по Карскому морю существенно не менялись. Морской транспорт, операции в Арктике становились крупным государственным предприятием, объединявшим усилия моряков, летчиков, гидрографов, связистов и ученых.
Карские экспедиции способствовали появлению отечественных кадров, хорошо знающих Арктику, оказали влияние на оживление экономической жизни Сибири и дальнейшее всестороннее развитие СМП.
Лит.: Шмидт О.Ю. Избранные труды. Географические работы. М., 1960; Арикайнен А.И. Транспортная артерия Арктики. М., 1984.
В.В. Ламин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей