Новости

Карские экспедиции // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, экспедиции по западной части Северного морского пути (СМП), имевшие це­лью торговлю между Сибирью и Европейской Россией, а так­же изучение Карского моря.

Первые плавания с целью вывоза через Обскую губу и Енисейский залив на мировой рынок сибирского леса, сельскохозяйственной про­дукции и минерального сырья состоялись в 1874—76. До 1919 из 122 карских плаваний 75 прошли успешно; в резуль­тате перевезено 55 тыс. т различных грузов (см. Порто-франко). Сложности в организации рейсов объяснялись от­сутствием в северных морях должного навигацкого оборудова­ния, портов, ледоколов. В 1919 Карскую экспедицию организовали «белые» правительства. Ее основная часть снаряжалась в Архангельске под руководством полярного исследователя Б. Вилькицкого. 16 сентября караван из более чем 10 судов доставил в устье Оби более 100 тыс. пудов военных грузов, в том числе аэропланы, а также 100 офицеров, включая 3 генера­лов. Часть грузов, не попавшая к Красной армии, доставлена в Томск. В обратный путь караван увез сибирские товары.

В 1920 в связи с нехваткой хлеба в Европейской России правительство приняло решение о доставке продовольствия из Сибири по Карскому морю. В апреле 1920 при Сибревкоме сформирован Комитет Северного морского пути. 8 августа 1920 из Архангельска отправилась первая транспортная экспедиция в Сибирь под начальством М.В. Николае­ва, в которую вошли 4 ледокольных парохода, 8 пароходов и 4 лихтера; из них 2 судна шли в Усть-Порт на Ени­сее, остальные — в устье Оби. Экспедиция 1920 поло­жила начало систематическим плаваниям на западном участке СМП. В том же году в Лондоне учреждается советское акционерное общество «Аркос» для организации заграничного отряда Кар­ской товарообменной экспедиции; в 1927 открывается его бюро в Берлине.

В 1921 Карскую экспедицию сопровождал заказан­ный в Англии еще до революции ледокол «Александр Невский», выкупленный незадолго до экспедиции и переименованный в «Ленин». Путь в Сибирь прошел без аварий, но на обратном пути пароходы «Енисей» и «Обь» затонули в Карском море. В феврале 1922 состо­ялось первое межведомственное совещание по вопросам СМП, которое приняло решение об издании лоций и карт Кар­ского морского пути, расширении полярных станций, при­менении авиации для ледовой разведки, организации научных групп на ледоколах и ускорении сооружения арктических пор­тов и угольных баз.

Карская экспедиция 1923 строилась на основе хозяйственного рас­чета. Учитывая высокую цену фрахта ледокола «Ленин» и сравнительно легкие ледовые условия, в следующих экспедициях ледоколы заменили ледокольными пароходами. Успеху Карских экспедиций способствовали строительство Но­вого Порта в Обской губе и расширение Усть-Порта на Енисее, где к 1923 соорудили причал для приема 2 су­дов, склады и другие объекты. Заметную роль в оперативном об­служивании экспедиций стала играть радиостанция, со­оруженная Главным гидрографическим управлением в октябре 1923 в Маточкином Шаре. В 1927 работу Карской экспедиции обеспечивали 14 гидрометеостанций, Бюро синоптичес­ких прогнозов в Новом-Порту и Бюро ледовой службы в Маточкином Шаре. На головном ледокольном паро­ходе научная группа составляла краткосрочные ледовые и метеорологические прогнозы.

Снижение фрахтовых и страховых ставок в навигацию 1923 подтвердило возможность организации экономически выгодных перевозок по Карскому морю. С 1924 начался вывоз сибирского леса в Западную Европу. Товары Карской экспе­диции, как и в прошлые годы, освобождались от всех видов таможенных обложений. В 1925, с учетом повышения изученности Карского моря и снижением риска плава­ния, правительство впервые ввело пошлинные сборы на импортные товары в размере 30% от ставок общего таможенного тарифа. Средства, полученные от этих сборов, предполагалось направить на приобретение новых судов для арктического фло­та. Снижение стоимости перевозки сибирского леса Карским морем, обходившейся в 2 раза дешевле, чем смешанным железнодорожно-водным путем через Ленинградский порт, обеспечило возможность создания лесоэкспортной промышленности в Сибири, благоприятных условий для повы­шения экономической эффективности морских арктических перевозок. На рубеже 1920—30-х гг. лес составлял 97,5% вывоза по Карскому пути.

Расширение периода навигации (с 23—32 суток в 1920-х гг. до 2—2,5 мес. в 1933), а также снижение страховых ставок (с 5—7% от стоимости груза в 1921 до 0,8—2,2% в 1929) способствовали значительному увеличению объема перевозок по Карскому морю. С 1920 по 1933 среднегодовой объем перевозок возрос более чем в 6 раз (при этом доля экспорта в суммарном объеме перевозок достигла 82%, тогда как в середине 1920-х гг. ввоз и вывоз примерно уравновешивались). Возраставшая грузопо­дъемность используемых судов, повышение доверия су­довладельцев к трассе обеспечили снижение стоимости арктических перевозок. В конце 1920-х гг. возросший грузоо­борот Карской экспедиции уже экономически оправ­дывал содержание линейного ледокола. Как следствие, Карский путь превратился в обычную водную магист­раль, плавание по которой утратило экспедиционный характер. С 1930 методы организации плавания судов по Карскому мо­рю существенно не менялись. Морской транспорт, опера­ции в Арктике становились крупным государственным предприятием, объединявшим усилия моряков, летчиков, гидрографов, связистов и ученых.

Карские экспедиции способствовали появлению отечественных кадров, хорошо знающих Арктику, оказали влияние на оживление экономической жизни Сибири и дальнейшее всесто­роннее развитие СМП.

Лит.: Шмидт О.Ю. Избранные труды. Географические ра­боты. М., 1960; Арикайнен А.И. Транспортная артерия Аркти­ки. М., 1984.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири