Новости

Камерно-инструментальное исполнительство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Распространяется в Сибири с конца XVI в., когда в регионе появляются первые инструмента­листы — музыканты-скоморохи и военные музыканты, — выходцы из европейской части России.

В XVII в. искусство музыкантов-инструменталистов входит в быт предста­вителей городских верхов.

Истоки формирования академических традиций камерно-инструментального исполнительства про­слеживаются в XVIII в. (см. Шведские военнопленные в Сибири). В начале столетия растет число военных оркест­ров, в репертуар включаются танцевальная музыка, отдельные вокально-инструментальные пьесы. В Тобольске, Томске, Иркутске, Барнауле появляются ансамбли и солисты-инструмен­талисты. В доме тобольского губернатора существует музыкальный салон. Инструментальные сочинения исполнялись учащимися церковных и светских учебных заведений, в том числе частных музыкальных школ.

В XIX в. благодаря притоку ссыльных — поляков и декабристов в Сибири зазвучали камерно-инструментальные сочинения европейских и отечественных (в том числе местных) авторов. Значительный вклад в развитие камерного исполнительства внесли компози­тор А.А. Алябьев, профессиональные музыканты и руководители оркестров Савицкий, Киселев, А.М. Редров, К. Волицкий, известный литератор и музыкально-общественный деятель П.П Ершов, декабристы П.Н. Свистунов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.И. Муравьев-Апостол и другие. Благодаря декабристам в регионе появились музыкальные инструменты известных мастеров — фортепиано, клавеси­ны, альты, виолончели, скрипки, в том числе уникальные инст­рументы Гварнери и Страдивари (см. Декабристы в Сибири).

К середине XIX в. широко распространилось домашнее музи­цирование. Формировались ансамбли различных составов, включавшие инструменты как бытового музицирования — ги­тару, гармонику, так и профессионального искусства — фортепиано, флейту, скрипку, виолончель. Звучали произведения европейских композиторов: фуги Баха, каприсы Бертини, «Песни без слов» Мендельсона, мазурки Шопена. Раз­витию камерно-инструментального исполнительства способствовали приток нотных матери­алов, самоучителей, появление музыкальных магазинов, публи­кации в прессе.

В конце XIX — начале XX в. активизировалась деятельность местных отделений Императорского Русского музыкального общества, клуб­ных центров, просветительских, благотворительных, литературно-музыкально-драматических обществ — устраивались концерты, музыкально-литерарурные вечера, где камерная музыка звучала наряду с хоровой и оркес­тровой. В Иркутске, Томске, Тобольске проводились тематические вечера, посвященные М. Глинке, П. Чайковскому, А. Рубинштейну, А. Даргомыжскому, А. Серову, А. Ля­дову. Продолжали действовать музыкальные салоны, кружки музыкантов-любителей, создавались мастерские по ре­монту инструментов. Появились стабильные коллекти­вы, например струнный и камерный оркестры в Красноярске. Развитие музыкального образования в Сибири способство­вало росту мастерства и повышению исполнительного уровня музыкантов.

Начиная с середины XIX в. Сибирь посещают гастроле­ры из европейских стран и центральных городов России. Среди них известные исполнители-инструменталисты, выступавшие в ка­мерных концертах. На рубеже 1840—50-х гг. во многих сибирских городах побывала французская виолончелистка Л. Христиани, в 1850-е гг. — флейтист А. Совле из Нидерландов, итальянский пианист Четтардини. Позже с концертами в разных го­родах Сибири выступали скрипачи Брассени, солист капеллы австрийского иператора, профессора Пражской кон­серватории Ф. Ондричек (1899), К. Думчев, солистка капеллы короля Италии Терезина Туа (1892), пианист­ка Штайн, пианисты А. Рейзенауэр (1859, ученик Лис­та), А. Контский, Р. Когальский, флейтист А. Тершак, виолончелисты А. Вербов, О. Аспергер и другие. Наиболее активно гастрольно-концертная деятельность развивалась в конце XIX — первые годы XX в. Исполнялись произведения ком­позиторов-романтиков (Мендельсон, Шуберт, Вебер, Шуман, Лист), русская и зарубежная классика (Гайдн, Мо­царт, Бетховен), музыка славянских композиторов (Дворжак, Монюшко, Падеревский, Шопен). В репертуаре доминировали западно-европейские авторы. Особенно часто ис­полнялись сочинения современников — Бруха, Браги, Венявского, Вьетана, Массне, Сарасате, Хубая, значительно реже — сочинения старых мастеров. В конце XIX в. появились талантливые местные исполнители — Е.А. Дмитриева-Мамонова, братья Медлины, Ф.Н. Тютрюмова и другие.

Камерно-инструментальное исполнительство в регионе в XX в. развивается в русле об­щего процесса становления профессиональной музыкальной культуры. Скла­дывается система музыкального образования (см. Музыкальное образование в Сибири), появляется сеть стационарных музыкальных театров (см. Музыкальные театры в Сибири), государственных концертных организаций (см. Филармонии Сибири), игравших важную роль в формировании профессиональных музыкальных коллективов. Определенное место в развитии камерного музицирования и музыкального просвещения продолжает занимать деятельность люби­телей, музыкальных общественных кружков. Музыкальное просвещение вело Филармоническое общество в Красноярске (1928). В Томске в середине 1920-х гг. музыкальные вечера, лекции-концерты на музыкальные темы проводились местной секцией научных работников. В Иркутске в 1922—32 действовал своеобразный музыкальный лекторий («музыкальные пятницы»), который организова­ли профессиональные музыканты (Е.Г. Городецкая и другие) при активном участии и поддержке любителей, в том числе преподавателей и студентов Иркутского университета. В 1930-е гг. камерно-инструментальное исполнительство по­лучило распространение в Кемерове и Кузнецке (Сталинске). Любительские камерные ансамбли (струнные квартеты, фортепианные трио) регулярно выступали с концертами в Новосибирске, Красноярске и других городах.

Большую роль в организации концертной и музыкально-просветительской деятельности в 1920—30-е гг. играли музыкальные учебные заведения (училища, техникумы, школы), регулярно проводившие концерты камерной и симфонической музыки. Значительный вклад в развитие камерно-инструментального исполнительства в 1930—40-е гг. внесли радиокомитеты. В годы Великой Отечественной войны высокий профессиональный уровень камерно-инструментального исполнительства демонстрировали эвакуированные в Сибирь музыкальные коллективы, в частности, квартет им. А. Глазунова. С концертами выступали пианисты М. Юдина, Р. Тамаркина, Э. Гилельс, Т. Гольдфарб, Я. Зак, виолонче­лист Д. Шафран и другие.

В 1940—50-е гг. в составе сибирских филармоний работа­ли солисты-инструменталисты, в концертах участвова­ли, наряду с созданными на какое-то время, стабиль­ные камерные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты). Например, струнный квартет (С. Рудник, С. Гординер, Н. Но­вожилов, В. Вятских) и фортепианное трио (О. Ступи­на, С. Рудник, В. Вятских) — в Омске; инструментальное трио (А. Корбут, Е. Рабиль, В. Володин) — в Барнауле; струнный квартет (Ф. Копгеккер, Е. Яновский, В. Копгеккер, Г. Перемитин) и фортепианное трио (Ф. Копгек­кер, Е. Рябцев, Т. Поляков) — в Новосибирске; струнный квартет (И. Каганов, А. Казакевич, Г. Ланэ, М. Погодаев) — в Иркутске и т. д. В 1960—70-е гг. выступали известные пианисты А.Е. Шварцбург (художественный руководитель Краснояр­ской филармонии), М. Бирман (Тюмень), В. Лотар-Шевченко, виолончелист А. Лапкин (Новосибирск), скрипач А. Ривкин (Красноярск).

Мощный импульс развитию камерного исполнитель­ства дало открытие в 1956 Новосибирской государственной консерватории (НГК). Профессорско-преподавательский состав НГК составил базу для обширной концертной деятельности. Среди видных солистов и ансамблистов — пианисты Е.М. Зингер, В.И. Слоним, М.С. Лебензон, З.Ш. Тамаркина, Д.Л. Шевчук, Л.Н. Синцев, Т.К. Бикис, скрипачи А.Н. Амитон, А.О. Старосельский, М.Б. Либерман, З.Н. Брон, В.М. Минасян, И.Е. Бялый, Л.М. Сквирский, альтист А.М. Азатян, виолончелисты Г.И. Пеккер, Л.М. Руханкин, М.А. Корн и другие.

Открытие органных залов в Новосибирске (1968), Иркутске (1978), Томске (1982), Красноярске (1982), Омске (1983), Кемерове (1983) и Барнауле (1984) спо­собствовало появлению нового вида инструментального испол­нительства — органного. Наряду с известными исполнителя­ми-гастролерами, в том числе из европейских стран (Германии, Польши, Дании, Финляндии, Швеции, Англии и других), в 1980—90-е гг. стали активно выступать местные музы­канты — О. Шиллер (Томск), Л. Янковская и Л. Мацюра (Иркутск), 3. Фельдгун, А. Чуловский, позже Н. Багинская и Г. Никулин (Новосибирск), С. Будкеев (Барнаул) и другие. В 1993—98 в Новосибирске функци­онировал Сибирский центр органного искусства (руководитель А.В. Чуловский).

В 1980—90-е гг. в составе филармоний возникли но­вые инструментальные коллективы (дуэты, трио, квинтеты, ан­самбли), исполнявшие музыку академического направления. Среди них — ансамбль солистов под управлением заслуженного артиста России В. Карпенко, ансамбль «Барокко» (руководитель М. Крутико­ва), ансамбль «Камерата» в Иркутске; духовой квин­тет «Классика» (руководитель заслуженный артист России В. Кузин) в Омске. Известные коллективы Новосибирской филармонии — струнный квартет «Filarmonika» (руководитель народный артист РФ В. Карчагин), ансамбль солистов «Новосибирская камерата» (художественный руководитель до 2007 народный артист СССР А. Кац), ансамбль ранней музыки «Insula magica» (руководитель заслуженный артист РФ А. Бурханов), исповедующий принцип аутентичного исполнения старинной музыки. На аутентических инструментах играют и участники томского ансам­бля ранней музыки «Камерата» (образован в 1978 при Доме ученых, с 1995 муниципальный; руководитель Л. Казанская), исполняющие произведения мастеров Средневековья и Ренессанса, эпохи Барокко. Популярной формой камер­ного ансамбля стал брасс-квинтет (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новосибирск).

Создаются профессиональные камерные оркестры. В 1974 на основе струнного квартета организуется камерный ор­кестр Иркутской филармонии (руководитель заслуженный артист России Л. Касабов). В начале 2000-х гг. после смерти своего руководителя оркестр распался. С 2005 в Иркутске выступает новый камерный оркестр «Амадей» (руководитель Т. Акимова). В репертуаре произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Гла­зунова. Организаторами камерного оркестра в Омске (1974) стали заслуженный артист РСФСР Г. Петренко и лау­реат международных конкурсов М. Кугель. В 1987 оркестр распался, восстановлен в 1991 (художественный руководитель заслуженный работ­ник культуры РФ В.Б. Ренкончинский). В репертуа­ре музыка разных стилей и эпох от Баха и Генделя до Шнитке и Шёнберга, музыкально-литературные композиции.

Красноярский камерный оркестр (руководитель заслуженный артист РФ М.И. Бенюмов) создан как оркестр Красноярско­го института искусств (1984), в 1993 он получил статус му­ниципального. Оркестр — активный участник и инициа­тор музыкальных фестивалей, которые проводятся в Красноярске. Совместно с камерным хором «Тебе поёмъ», другими хоро­выми коллективами исполняет монументальные кантатно-ораториальные произведения Баха, Моцарта, Брукнера и других. Гастролировал в Италии, Испании, Германии. Са­мостоятельным концертным коллективом (с 1993) является ка­мерный оркестр «Глория», организованный в 1983 как учебный коллектив Красноярского училища искусств (организатор и художественный руководитель В.П. Алексинцев). С 1990 существует крас­ноярский камерный оркестр «Кредо», (организатор и художественный руководитель А.Г. Бетц, позже В.Ф. Третьяченко), с 1999 работает периодически с разными руководителями.

Первый камерный оркестр в Новосибирске создан в 1963 в НГК А.Н. Котляревским. С 1992 работает камерный оркестр Новосибирской филармонии (организатор и художественный руководитель заслуженный артист России М.И. Турич, с 2001 — заслуженный деятель искусств РФ А.И. Полищук). Оркестр — участник престижных международных фестивалей, много гаст­ролирует в России и за рубежом. В репертуаре — произ­ведения разных эпох, стилей, жанров: от миниатюры до оперных постановок, от Вивальди до современной музыки.

Высокого исполнительского уровня достигли некоторые лю­бительские коллективы. Камерный оркестр Красноярского государственного медицинского института (1970—95, основатель и художественный руководитель Э.М. Прейсман) удостоен звания «народного», стал лауреатом всесоюзных фестивалей художественного творчества трудя­щихся (1977, 1985, 1990), награжден Дипломом Союза композиторов СССР «За активное участие в пропаганде советской музыки» (1985). Основу репертуара составила музыка XVIII—XX в. Свыше 30 лет (с 1970) существует и ведет активную концертную деятельность Ансамбль скрипачей Но­восибирского государственного электротехнического университета под руководством заслуженного работника культуры РФ М.С. Блама. В реперту­аре — произведения Баха, Вивальди, Брамса, Фибиха, Шостаковича, Чайковского, Рахманинова, Свиридова и других. В 1970—80-е гг. ансамбль много гастролировал по стране, за рубежом.

Панорама камерно-инструментального исполнительства в Сибири широка и многообраз­на — от концертов в музыкальных учебных заведениях, неотдели­мых от учебных процессов, до совместных международных проек­тов, конкурсов, фестивалей. Камерно-инструментальное исполнительство прирастает за счет студенческих коллективов. Среди них: оркестр «Юные вирту­озы Сибири» (1992) под руководством заслуженного деятеля искусств РФ В.М. Минасяна и ансамбль «Блестящие смычки» (1993) под руководством заслуженного деятеля искусств РФ М.А. Ку­зиной в НГК, Ансамбль старинной и современной му­зыки Красноярской государственной академии музыки и театра (1990—2000, руководитель Э.М. Прейсман), ансамбль скрипа­чей «Виртуозы Якутии» (1994) Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) — лауреат нескольких международных фести­валей-конкурсов (Россия, Франция, Италия) и др. В камерно-инструментальное исполнительство активно включаются филармонические коллективы Тувы, Бурятии, Якутии, в репертуар которых, поми­мо русской, зарубежной и советской классики, входят произведе­ния национальных композиторов — Р. Кенденбиля, А. Андреева, Д. Аюшеева, Ж. Батуева, Б. Дондокова, Ю. Ирдынеева, С. Манжигеева и других.

Лит.: Кривошея Б.Г., ЛаврушеваЛ.Г., Прейсман Э.М. Музы­кальная жизнь Красноярска. Красноярск, 1983; Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная куль­тура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

Л.Л. Пыльнева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири