Новости

Камчадалы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КАМЧАДАЛЫ, русскоязычное метисированное на­селение, потомки от браков между коренными северными народами и русскими.

Расселение и численность

Самоназвания локальные, по месту прожива­ния. Расселяются в долине реки Камчатка (Мильковский, Усть-Камчатский и Елизовский районы Камчатской области) и на севере Охотском побережье (Ольский и Северо-Эвенский районы Магаданской области, Охотский район Хабаровского края). Этноним камчадалы утвердился за метисированными жителями Камчатки в XIX в., Охотского побережья — в 1920-х гг. С 1930-х гг. до конца XX в. официально не употреблялся, камчадалы учитывались как русские. В 1980-х гг. часть охот­ских камчадалов ошибочно переименована в ительменов.

Численность по переписям (тыс. человек): 1897 — 2,8 (Камчат­ка); 1926 — 3,0 (Камчатка) и 0,5 (Охотское побережье); 2002 — 2,3, в том числе Камчатская область — 1,9, Магаданская — 0,3. Фактически на Камчатке проживает более 9 тыс. камчадалов, в Магаданской области — более 1 тыс.

История

Камчадалы сформировались в XVIII—XIX вв. в ходе контак­тов северных этносов (ительменов — на Камчатке; коряков, якутов и эвенов — на Охотском побережье) с русскими. Ассимиляция привела к появлению смешанного антропологического типа, с монголоидными и европеоидными чертами. Метисы сливались с пришлым населением, особенно интенсив­но в советское время. Камчадалы как группа старожильческого населения Северо-Востока относятся к субэтносу русского народа.

Социальная организация

Социальная организация поселений камчадалов — территориально-сосед­ская община. Промысловые угодья распределялись согласно обычному праву, преобладали семейные формы организации труда, были развиты традиции взаимопомощи и коопери­рование. Со второй половины XIX в. преобладают малые семьи.

Мировоззрение

Камчадалы сочетали православное мировоззрение с дохристианскими верованиями (анимизм, элементы шаманизма). Обря­ды жизненного цикла и календарные праздники — право­славные. Бытовал новогодний обычай ряжения с ко­лядованием и обходом дворов. Распространен обряд приношения даров природным объектам (реки, перевалы, сопки). Камчадалы говорили на сибирском диалекте русского языка, с особой фонетикой, восходящим интонационным строем и оби­лием терминов из местных языков. В советское время перешли на русский литературный язык. Старинный фольклор камчадалов — былины и песни — полностью утрачен.

Хозяйство

Основная отрасль хозяйства — летне-осенний лов лосося се­тями и неводами, сплетенными из крапивы, конского волоса, покупного прядева. Зимой и весной мордами, неводами и удочками добывали гольца, хариуса, нава­гу. Лосося вялили, солили, квасили. Развитие получи­ли собаководство и каюрный извоз — перевозка грузов и пассажиров на нарте, запряженной 10—12 собаками. Упряжное собаководство камчадалов восточно-сибирского типа. В охот­ничьем промысле преобладала добыча пушных зверей (белка, соболь, горностай, лисица), охота на птиц, мяс­ных сухопутных животных велась с ружьями и с помощью пастей, петель, капканов, черканов. Добычу ластоногих (ларга, лахтах, нерпа) вели сетями, дубинками, ружья­ми. В ограниченных размерах занимались огородничест­вом (картофель, овощи), содержанием крупного рогатого ско­та и лошадей, на Камчатке выращивали ячмень и овес. Собирали сарану, черемшу, дикий лук, ягоды, грибы. Летнее средство передвижения — лодки-долбленки (баты и каюки), зимнее — нарта с собачьей упряжкой.

У камчадалов сложились синкретичные формы материальной культу­ры. Зимние компактные поселения со стационарными жилищами в виде срубной избы с корьевым покрытием распола­гались вблизи устьев нерестовых рек, летом камчадалы прожи­вали рассеянно в местах промыслов — вдоль рек и морских побережий — в быстровозводимых каркасных постройках (поварнях, балаганах). Подсобные строения — амбары, хлевы для скота (хотоны, стайки). Типы зимней одежды камчадалов заимствованы у коренного населения: мужчины носили двойные кухлянки и штаны из оленьего меха, женщи­ны — одинарные рубахи-гагагли мехом внутрь, шубы распашного кроя. Обувью служили камусные торбаса разной длины, головным убором — малахай (мужчины), капор (женщины). Летом носили одежду европейского типа, которая сочеталась с ровдужными штанами, рубахой, пер­чатками. Летне-осенней обувью рыбаков были сары и бродни из нерпичьих шкур.

Основа питания камчадалов — рыба лососевых видов, мясо и жир морских животных. Дополнением к рациону были мясо сухопутных животных и птиц, растительная, молочная и мучная пища. Лакомством считались квашеные рыбьи головы и пупки, сушеная икра.

Постсоветский период

В постсоветский период этнодифференцирующие при­знаки камчадалов проявляются менее остро. Камчадалы стремятся полу­чить образование, работу, достичь материальной обеспеченности. Происходит активное переселение из села в город. Семья малодетная. Основной источник жизнеобеспечения — профессиональная занятость в несельскохозяйственных сферах. Местные органы власти признали существование этнической группы камчадалов в 1991 (Кам­чатская область) и 1994 (Магаданская область). На Камчат­ке энтузиасты пытаются возродить культуру камчадалов: в конце 1980-х гг. создана областная Ассоциация; работают этничес­ки ориентированные клубы, ведется сбор экспонатов в музеях. В Магаданской области камчадалы разобщены из-за переименова­ния в ительмены.

Лит.: Гурвич И. С. Русские старожилы долины реки Камчатки // Сов. этнография. 1963. № 3; Огрызко И.И. Очерки истории сбли­жения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII — на­чало XX веков). Л., 1973; Мурашко О. А. Камчадалы // Северные просторы. 1997. № 1—2; Хаховская Л.Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.

Л.Н. Хаховская

Читайте также:

ВЕРХНЕКАМЧАТСКИЙ ОСТРОГ, ВЕРХНЕКАМЧАТСК 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КРАЙ 

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ЯЗЫК 

КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 

КАМЧАТСКИЙ ОКРУГ 

КОРЯКСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 

КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович 

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ 

ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИИ В СИБИРИ И МИССИОНЕРСТВО 

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири