Новости

Кафедральные православные храмы Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ СИБИРИ, крупнейшие храмы, имевшие статус главных (ка­федральных) соборов в административно-территориальных границах сибирских епархий Русской Православной Церкви.

Появление храмов в XVII-XVIII веке

С основанием в 1620 Сибирской епархии Тобольск стал духовным центром огромной территории востока Рос­сии, и 1-й кафедральный храм мыслился как главный духовный ориентир Сибири. Свято-Софийский (Свято-Успенский) кафедральный собор построен в 1683—86. Возведенный по схеме крестово-купольного храма, в своем облике он соединил многообразные традиции русского средневеково­го храмостроения: от традиций региональных школ Киевской Руси, где местное и общенациональное своеобразие исторически формировалось на византийской основе, до традиций русского зодчества XV—XVII вв., активно взаимодейство­вавшего с европейской (прежде всего — итальянской) архитектурой. Поскольку храм строили присланные из Москвы каменных дел подмастерья Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с 2 помощниками и артелью каменщиков, при его пост­ройке широко использовались опыт и достижения московских зодчих XVII в. Прототипом Свято-Софийского собора явился собор Вознесенского монастыря Московского Крем­ля, чертежами которого зодчие тобольского храма руководство­вались в качестве образца. При этом в архитектуре собора святой Софии практически нет признаков копирования черт московского храма — сходство с ним, скорее, лишь угадыва­ется. Основные признаки тобольской Софии: яркая силуэтная композиция, созданная сочетающим монументальность и изящество пятиглавием храма; визуальное «равнове­сие» его основного статического объема и динамичного объема пятиглавия, производящее эффект целостности архитектурного образа. Удачно решены зодчими храма и градостроительные задачи: собор поставлен на высочайшей точке Троиц­кой горы, что подчеркнуло его архитектурные достоинства и сделало храм безусловной архитектурной доминантой общегородского ансамбля. В XVIII в. к собору сделаны 2 пристройки: северный — Златоустовский — придел и ризница. Храм входит в исторический ансамбль кремля Тобольского.

[caption id="attachment_20657" align="aligncenter" width="350"] г. Иркутск. Спасская церковь и Казанский собор. Ещё живы все здания. Во дворе церкви, видны памятники и кресты церковного кладбища. 1910-е гг.[/caption]

Строительство на посаде Иркутской крепости деревянного со­борного храма во имя Богоявления Господня — 2-го в городе по времени основания (после Спасской церкви), с образованием Иркутской епархии приобретшего ста­тус кафедрального, — датируется 1693. Деревянное здание Богоявленского собора сгорело в общегородском пожаре Иркутска 3 августа 1716, после чего на прежнем месте храм был воссоздан в камне (1718—24).

XIX век

Учреждение в 1832 Томской епархии привело к по­явлению на территории Азиатской России 3-го кафедрального православного храма. Новую архиерейскую кафедру в Томске вместил в себя собор во имя Благовещения Господня, возведенный в 1800-х гг. в процессе комплексной за­стройки городского центра под Воскресенской горой. Каменное здание одноглавого Благовещенского собора, выпол­ненное под влиянием как традиций средневекового русского церковного зодчества, так и традиций русского классицизма второй половины XVIII в., не отличалось композиционным и стилистическим совершенством и фактически изначально не соответс­твовало статусу главного епархиального храма.

Общей причиной создания в центрах исторических городов Сибири в 1840—90-х гг. монументальной архитектуры православных кафедральных соборов явилась объективная потреб­ность в формировании главных национально-религиозных, национально-культурных символов и новой эстетики. Основным поводом к началу крупномасштабного храмостроительства послужило несоответствие важнейших функциональных характеристик зданий действовавших православных храмов аналогичного (Томск, Иркутск) или подобного (Омск, Красноярск) статуса, возведенных в XVIII — начале XIX в., численность регулярно по­сещавшего их православного населения. Официально инициатива создания кафедральных соборов крупномасштабной архитектуры исходила либо от группы представителей местной общественности (Красноярск, Иркутск), либо от высших должностных лиц региональной церковной и военно-гражданской администрации (Омск, Томск). Доля средств, отпущен­ных на цели храмостроительства по соответствующим статьям бюджета Святейшего Синода РПЦ, в общем объеме расходов на постройку, оснащение и оформление храмов остава­лась крайне незначительной. Основной материальный фонд предприятий по строительству кафедральных соборов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске складывался из доб­ровольных взносов и пожертвований (как денежных, так и натуральных) со стороны местных и иногородних частных лиц и частных торгово-промышленных организаций. Таким образом, православные кафедральные соборы, сооруженные в крупнейших го­родах Сибири во второй половине XIX в., были созданы на об­щественные средства.

Пространственное (стратегическое и ситуационное) определение крупномасштабных зданий кафедральных со­боров в рамках архитектурно-планировочных структур осущест­влялось в единстве с градостроительным решением, содержав­шимся в городском генеральном плане конца XVIII — первой трети XIX в. (Томск, Красноярск), или в принципиальном соответст­вии с таким решением (Иркутск), или на основании проектного варианта, возникшего в результате позднейшей доработки принятого к реализации генерального плана первой трети XIX в. (Омск). Принципы русского регулярного градостроительства, сложившиеся в конце XVIII — первой половине XIX в., не только сохранили, но и акцентировали исторически важнейшую роль православно-церковной архитектуры в формировании объемно-пространственных структур русских городов. В системе перспективного регулярного плана функционально-смысловые, пространственно-композиционные, масштабные, архитектурно-стилистические характеристики проектируемого центрального ансамбля города, заложенные в его ядре — комплексе соборной площади во главе с главным городским храмом, непосредственно влияли на планировку и застройку всей городской террито­рии. Таким образом, комплексам православных кафедральных собо­ров на малоосвоенных перспективных городских территориях Сибири была определена ведущая градоформирующая роль, придано значение уникальных структурно-смысловых первооснов.

Архитектурно-художественными признаками, объединяющими построй­ки православных кафедральных соборов в городах Сибири, являются: крестообразный план основного (собственно хра­мового) объема; завершение храмовой композиции в виде канонического центричного пятиглавия с доминантным объемом центральной главы; беспрецедентная крупномасштабность, монументальность общей архитектурно-художественной компози­ции. Кафедральные соборы Омска, Томска, Краснояр­ска, Иркутска входили в совокупность ретроспективно наиболее масштабных русских православно-церковных построек, созданных в пределах Российской империи в середине XIX — начале XX в. Стилистика архитектуры и декоративно-художественного убранства соответствует 3 родственным, активно взаимодействую­щим национальным стилям периода русской архитектурной эклектики (вторая четверть XIX — начало XX в.): «византийскому» (Казанский собор в Иркутске), «русско-византийскому» (Свято-Троицкий собор в Томске), «русскому» (Богородице-Рождественский собор в Красноярске, Свято-Успен­ский собор в Омске).

Авторство по проектам зданий кафедральных собо­ров в центрах крупнейших городов Сибири принадле­жало профессиональным архитекторам — мастерам русского зодчества К.А. Тону — собор во имя Пресвятой Троицы (Свято-Троицкий) в Томске (при участии А.П. Деева и В.В. Ха­барова), собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественский) в Красноярске (при учас­тии Е.П. Ле-Дантю и Я.М. Набалова); В.А. Кудельскому, барону Г.В. Розену — собор во имя Казанской иконы Божией Матери (Казанский) в Иркутске (при участии М.Н. Огонь-Догановского); Э.Ф. Вирриху — собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (Свято-Успенский) в Омске. При этом все проекты имели характер индивидуальных разработок, лишенных признаков адаптации творческого замысла автора к профессионально-техническим возможностям российской провинции, и были реализованы со значительной полнотой и точностью, с высоким техническим качеством.

Функции общей организации и руководства процессами соору­жения православных кафедральных соборов в городах Сиби­ри выполнялись либо строительными «комитетами», специально для этой цели созданными местной церковной администрацией в лице епархиальных архиереев (Омск, Иркутск), либо ини­циативной группой попечителей (Томск), либо практически единолично (Красноярск; купец С.Г. Щеголев).

Производство собственно строительных работ при возведении кафедральных храмов осуществлялось под руководством опыт­ных высококвалифицированных специалистов — профессиональных ар­хитекторов и инженеров А.П. Деева, Е.П. Ле-Дантю, К.А. Лешевича, Я.М. Набалова, М.Н. Огонь-Догановского, барона Г.В. Розена, В.В. Хабарова, А.С. Эйнаровича. При этом управление строительным процессом могло сочетаться для специалиста с осуществлением авторского надзора.

Специфика работ по реализации технически слож­ных и трудоемких проектов кафедральных храмов обус­ловила привлечение на строительство соборов значительного числа высококвалифицированных рабочих кадров (как местных, так и иногородних), объединенных в крупные узкопрофессиональные артели постоянного состава, а также создание или расширение местной базы промышленного производства важнейших строительных матери­алов (кирпича, цемента и прочего). Помимо специалистов различных технико-строительных профессий (каменщиков, плот­ников, столяров, кузнецов, штукатуров-маляров, кро­вельщиков, стекольщиков и прочих) в создании экстерьеров и интерьеров зданий кафедральных соборов принимали участие профессиональные резчики, скульпторы (лепщики), живо­писцы и иконописцы, в том числе такие мастера, как академики живописи А.Т. Марков, Д.Л. Мирошниченко, Софонов, Кронберг, Н.П. Попов и другие.

Процессу создания православных кафедральных храмов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске соответство­вал период с 1842 по 1900. При этом продолжитель­ность сооружения Свято-Троицкого собора в Томске была наибольшей и составила 58 лет (1842—1900), Ка­занского собора в Иркутске — 44 года (1849—94), Свя­то-Успенского собора в Омске — 19 лет (1879—98), Богородице-Рождественского собора в Красноярске — 18 лет (1843-61).

Храмы в XX веке

В границах азиатской части Российской империи конца XIX — начала XX в. к объектам, масштабно, стилистически и функционально подобным архитектуре главных соборов сибирских епархий, следует отнести 3 постройки православных кафедральных храмов: в Туркестанской (Верный), За­байкальской (Чита), Владивостокской (Владивосток) епархиях. Собор во имя святого благоверного князя Алек­сандра Невского в Чите заложен как кафедральный в 1899. Одноглавый храм структурой и стилистикой в целом соответствовал «византийской» линии в национальном на­правлении русской эклектики. Цоколь собора возведен из тесаного гранита, снаружи здание облицовано водоупорным кирпичом. Основной технической особенностью постройки явилась размещенная в 1903 под полом храма система лучисто-воздушного отопления, которая в условиях климата Забайкалья имела существенное практическое значение. Строительство собора из-за недостатка средств шло медленно, в связи с чем лишь в 1912 в храме начались регулярного богослужения. Свято-Александро-Невский кафедральный собор был за­крыт в 1920, полностью разрушен (взорван) в 1936. Во Владивостоке кафедральным стал пятишатровый Свято-Успенский собор (1884—89; освящен в 1899), близкий по своему архитектурно-художественному решению (в рамках «русско-византийского» стиля) к Богородице-Рождественскому кафедральному храму в Красноярске. При этом эстетическое и техническое качество только что освященного собора не удовлетворило городское общество. В 1899 был образован комитет по строительству нового кафедрального храма на вы­деленном городской управой участке земли на Суйфунской пл. Новый собор, рассчитанный на 3 тыс. прихожан, пред­полагалось освятить во имя святого Николая, однако его строительство не осуществилось. В других сибирских епархиях новых крупномасштабных кафедральных храмов не возводилось. Функции кафедрального храма Якутска после учреж­дения в 1869 Якутской епархии, по некоторым данным, были приданы Спасо-Преображенской церкви (построена 1846). Статус кафедрального собора Благовещенской епархии к началу советской эпохи имел деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, задолго до его разрушения при пожаре (1924) рассматривавшийся пра­вославной общественностью Благовещенска как технически и эстетически несовершенный, в связи с чем планирова­лось строительство нового здания кафедрального собора.

Православные кафедральные храмы крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока — Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Владивостока — бы­ли закрыты для богослужения, а затем разрушены в 1930-е гг. по распоряжениям местных партийно-советских властей, действовавших в русле антирелигиозной и антинациональной полити­ки советского государства.

В советское время и после 1991 в центрах сибирских епархий статус кафедральных приобретали те городские храмы, как правило, наиболее крупные, которым удалось избежать разрушения в период активных гонений на Церковь. Например, в Красноярске кафедральным стал Свято-Покровский собор (освящен в 1795), в Иркутске — Богоявленский собор, в Барнауле — Покровский собор (построен в 1904). В некоторых епархиях в последние годы возведено несколько новых кафедральных храмов. В Хабаровске в 2003 на пожертвования жителей края, средства предприятий и организаций сооружен Спасо-Преображенский собор (архитектор Ю. Живетьев, Н. Прокудин, Е. Семенов; фрески вы­полнены группой московских художников). Пятиглавый храм, выполненный в манере, близкой к историческому «русскому» сти­лю, расположен на берегу Амура. Высота собора в главном куполе — 83 м. Храм способен вместить 3 тыс. прихо­жан. В 1995 в Южно-Сахалинске возведен небольшой одноглавый кафедральный храм Воскресения Христова (архитектор С.М. Миченко; конструктор Л.Н. Сивко), выполненный, очевидно, под влиянием образов южнорусского церковного зодчества XII—XIII вв. В Восточной Сибири, в Чите, в 2001 началось строительство нового кафедрального храма во имя Казанской иконы Божией Матери (проект: автор кол­лектив во главе с архитектором В.И. Кулешом). Кафедральный собор спланирован как трехпрестольный: главный престол — во имя Казанской иконы Божией Матери, правый пре­стол — во имя святого благоверного князя Александра Нев­ского, левый престол — во имя святых царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Под главным алтарем храма в цокольной час­ти — крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира. Вместимость собора — 2,5 тыс. человек. Высота колокольни — свыше 60 м, высота главного купола — 47 м. Проект храма выполнен, очевидно, под влияни­ем наследия национального направления в русской архитектурной эклектике («русско-византийский» стиль), прототипом собора стал недавно возведенный в Губкине Белгородской епархии Спасо-Преображенский собор.

Лит.: Туманик А. Г. Архитектура православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века. Новосибирск, 2003.

А.Г. Туманик

Читайте также:

АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ И ТЫНДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ 

ВЛАДИВОСТОКСКАЯ И ПРИМОРСКАЯ ЕПАРХИЯ

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИИ В СИБИРИ И МИССИОНЕРСТВО

ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ

ЧИТИНСКАЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири