КАФЕДРАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ СИБИРИ, крупнейшие храмы, имевшие статус главных (кафедральных) соборов в административно-территориальных границах сибирских епархий Русской Православной Церкви.
С основанием в 1620 Сибирской епархии Тобольск стал духовным центром огромной территории востока России, и 1-й кафедральный храм мыслился как главный духовный ориентир Сибири. Свято-Софийский (Свято-Успенский) кафедральный собор построен в 1683—86. Возведенный по схеме крестово-купольного храма, в своем облике он соединил многообразные традиции русского средневекового храмостроения: от традиций региональных школ Киевской Руси, где местное и общенациональное своеобразие исторически формировалось на византийской основе, до традиций русского зодчества XV—XVII вв., активно взаимодействовавшего с европейской (прежде всего — итальянской) архитектурой. Поскольку храм строили присланные из Москвы каменных дел подмастерья Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с 2 помощниками и артелью каменщиков, при его постройке широко использовались опыт и достижения московских зодчих XVII в. Прототипом Свято-Софийского собора явился собор Вознесенского монастыря Московского Кремля, чертежами которого зодчие тобольского храма руководствовались в качестве образца. При этом в архитектуре собора святой Софии практически нет признаков копирования черт московского храма — сходство с ним, скорее, лишь угадывается. Основные признаки тобольской Софии: яркая силуэтная композиция, созданная сочетающим монументальность и изящество пятиглавием храма; визуальное «равновесие» его основного статического объема и динамичного объема пятиглавия, производящее эффект целостности архитектурного образа. Удачно решены зодчими храма и градостроительные задачи: собор поставлен на высочайшей точке Троицкой горы, что подчеркнуло его архитектурные достоинства и сделало храм безусловной архитектурной доминантой общегородского ансамбля. В XVIII в. к собору сделаны 2 пристройки: северный — Златоустовский — придел и ризница. Храм входит в исторический ансамбль кремля Тобольского.
[caption id="attachment_20657" align="aligncenter" width="350"] г. Иркутск. Спасская церковь и Казанский собор. Ещё живы все здания. Во дворе церкви, видны памятники и кресты церковного кладбища. 1910-е гг.[/caption]
Строительство на посаде Иркутской крепости деревянного соборного храма во имя Богоявления Господня — 2-го в городе по времени основания (после Спасской церкви), с образованием Иркутской епархии приобретшего статус кафедрального, — датируется 1693. Деревянное здание Богоявленского собора сгорело в общегородском пожаре Иркутска 3 августа 1716, после чего на прежнем месте храм был воссоздан в камне (1718—24).
Учреждение в 1832 Томской епархии привело к появлению на территории Азиатской России 3-го кафедрального православного храма. Новую архиерейскую кафедру в Томске вместил в себя собор во имя Благовещения Господня, возведенный в 1800-х гг. в процессе комплексной застройки городского центра под Воскресенской горой. Каменное здание одноглавого Благовещенского собора, выполненное под влиянием как традиций средневекового русского церковного зодчества, так и традиций русского классицизма второй половины XVIII в., не отличалось композиционным и стилистическим совершенством и фактически изначально не соответствовало статусу главного епархиального храма.
Общей причиной создания в центрах исторических городов Сибири в 1840—90-х гг. монументальной архитектуры православных кафедральных соборов явилась объективная потребность в формировании главных национально-религиозных, национально-культурных символов и новой эстетики. Основным поводом к началу крупномасштабного храмостроительства послужило несоответствие важнейших функциональных характеристик зданий действовавших православных храмов аналогичного (Томск, Иркутск) или подобного (Омск, Красноярск) статуса, возведенных в XVIII — начале XIX в., численность регулярно посещавшего их православного населения. Официально инициатива создания кафедральных соборов крупномасштабной архитектуры исходила либо от группы представителей местной общественности (Красноярск, Иркутск), либо от высших должностных лиц региональной церковной и военно-гражданской администрации (Омск, Томск). Доля средств, отпущенных на цели храмостроительства по соответствующим статьям бюджета Святейшего Синода РПЦ, в общем объеме расходов на постройку, оснащение и оформление храмов оставалась крайне незначительной. Основной материальный фонд предприятий по строительству кафедральных соборов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске складывался из добровольных взносов и пожертвований (как денежных, так и натуральных) со стороны местных и иногородних частных лиц и частных торгово-промышленных организаций. Таким образом, православные кафедральные соборы, сооруженные в крупнейших городах Сибири во второй половине XIX в., были созданы на общественные средства.
Пространственное (стратегическое и ситуационное) определение крупномасштабных зданий кафедральных соборов в рамках архитектурно-планировочных структур осуществлялось в единстве с градостроительным решением, содержавшимся в городском генеральном плане конца XVIII — первой трети XIX в. (Томск, Красноярск), или в принципиальном соответствии с таким решением (Иркутск), или на основании проектного варианта, возникшего в результате позднейшей доработки принятого к реализации генерального плана первой трети XIX в. (Омск). Принципы русского регулярного градостроительства, сложившиеся в конце XVIII — первой половине XIX в., не только сохранили, но и акцентировали исторически важнейшую роль православно-церковной архитектуры в формировании объемно-пространственных структур русских городов. В системе перспективного регулярного плана функционально-смысловые, пространственно-композиционные, масштабные, архитектурно-стилистические характеристики проектируемого центрального ансамбля города, заложенные в его ядре — комплексе соборной площади во главе с главным городским храмом, непосредственно влияли на планировку и застройку всей городской территории. Таким образом, комплексам православных кафедральных соборов на малоосвоенных перспективных городских территориях Сибири была определена ведущая градоформирующая роль, придано значение уникальных структурно-смысловых первооснов.
Архитектурно-художественными признаками, объединяющими постройки православных кафедральных соборов в городах Сибири, являются: крестообразный план основного (собственно храмового) объема; завершение храмовой композиции в виде канонического центричного пятиглавия с доминантным объемом центральной главы; беспрецедентная крупномасштабность, монументальность общей архитектурно-художественной композиции. Кафедральные соборы Омска, Томска, Красноярска, Иркутска входили в совокупность ретроспективно наиболее масштабных русских православно-церковных построек, созданных в пределах Российской империи в середине XIX — начале XX в. Стилистика архитектуры и декоративно-художественного убранства соответствует 3 родственным, активно взаимодействующим национальным стилям периода русской архитектурной эклектики (вторая четверть XIX — начало XX в.): «византийскому» (Казанский собор в Иркутске), «русско-византийскому» (Свято-Троицкий собор в Томске), «русскому» (Богородице-Рождественский собор в Красноярске, Свято-Успенский собор в Омске).
Авторство по проектам зданий кафедральных соборов в центрах крупнейших городов Сибири принадлежало профессиональным архитекторам — мастерам русского зодчества К.А. Тону — собор во имя Пресвятой Троицы (Свято-Троицкий) в Томске (при участии А.П. Деева и В.В. Хабарова), собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественский) в Красноярске (при участии Е.П. Ле-Дантю и Я.М. Набалова); В.А. Кудельскому, барону Г.В. Розену — собор во имя Казанской иконы Божией Матери (Казанский) в Иркутске (при участии М.Н. Огонь-Догановского); Э.Ф. Вирриху — собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (Свято-Успенский) в Омске. При этом все проекты имели характер индивидуальных разработок, лишенных признаков адаптации творческого замысла автора к профессионально-техническим возможностям российской провинции, и были реализованы со значительной полнотой и точностью, с высоким техническим качеством.
Функции общей организации и руководства процессами сооружения православных кафедральных соборов в городах Сибири выполнялись либо строительными «комитетами», специально для этой цели созданными местной церковной администрацией в лице епархиальных архиереев (Омск, Иркутск), либо инициативной группой попечителей (Томск), либо практически единолично (Красноярск; купец С.Г. Щеголев).
Производство собственно строительных работ при возведении кафедральных храмов осуществлялось под руководством опытных высококвалифицированных специалистов — профессиональных архитекторов и инженеров А.П. Деева, Е.П. Ле-Дантю, К.А. Лешевича, Я.М. Набалова, М.Н. Огонь-Догановского, барона Г.В. Розена, В.В. Хабарова, А.С. Эйнаровича. При этом управление строительным процессом могло сочетаться для специалиста с осуществлением авторского надзора.
Специфика работ по реализации технически сложных и трудоемких проектов кафедральных храмов обусловила привлечение на строительство соборов значительного числа высококвалифицированных рабочих кадров (как местных, так и иногородних), объединенных в крупные узкопрофессиональные артели постоянного состава, а также создание или расширение местной базы промышленного производства важнейших строительных материалов (кирпича, цемента и прочего). Помимо специалистов различных технико-строительных профессий (каменщиков, плотников, столяров, кузнецов, штукатуров-маляров, кровельщиков, стекольщиков и прочих) в создании экстерьеров и интерьеров зданий кафедральных соборов принимали участие профессиональные резчики, скульпторы (лепщики), живописцы и иконописцы, в том числе такие мастера, как академики живописи А.Т. Марков, Д.Л. Мирошниченко, Софонов, Кронберг, Н.П. Попов и другие.
Процессу создания православных кафедральных храмов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске соответствовал период с 1842 по 1900. При этом продолжительность сооружения Свято-Троицкого собора в Томске была наибольшей и составила 58 лет (1842—1900), Казанского собора в Иркутске — 44 года (1849—94), Свято-Успенского собора в Омске — 19 лет (1879—98), Богородице-Рождественского собора в Красноярске — 18 лет (1843-61).
В границах азиатской части Российской империи конца XIX — начала XX в. к объектам, масштабно, стилистически и функционально подобным архитектуре главных соборов сибирских епархий, следует отнести 3 постройки православных кафедральных храмов: в Туркестанской (Верный), Забайкальской (Чита), Владивостокской (Владивосток) епархиях. Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Чите заложен как кафедральный в 1899. Одноглавый храм структурой и стилистикой в целом соответствовал «византийской» линии в национальном направлении русской эклектики. Цоколь собора возведен из тесаного гранита, снаружи здание облицовано водоупорным кирпичом. Основной технической особенностью постройки явилась размещенная в 1903 под полом храма система лучисто-воздушного отопления, которая в условиях климата Забайкалья имела существенное практическое значение. Строительство собора из-за недостатка средств шло медленно, в связи с чем лишь в 1912 в храме начались регулярного богослужения. Свято-Александро-Невский кафедральный собор был закрыт в 1920, полностью разрушен (взорван) в 1936. Во Владивостоке кафедральным стал пятишатровый Свято-Успенский собор (1884—89; освящен в 1899), близкий по своему архитектурно-художественному решению (в рамках «русско-византийского» стиля) к Богородице-Рождественскому кафедральному храму в Красноярске. При этом эстетическое и техническое качество только что освященного собора не удовлетворило городское общество. В 1899 был образован комитет по строительству нового кафедрального храма на выделенном городской управой участке земли на Суйфунской пл. Новый собор, рассчитанный на 3 тыс. прихожан, предполагалось освятить во имя святого Николая, однако его строительство не осуществилось. В других сибирских епархиях новых крупномасштабных кафедральных храмов не возводилось. Функции кафедрального храма Якутска после учреждения в 1869 Якутской епархии, по некоторым данным, были приданы Спасо-Преображенской церкви (построена 1846). Статус кафедрального собора Благовещенской епархии к началу советской эпохи имел деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, задолго до его разрушения при пожаре (1924) рассматривавшийся православной общественностью Благовещенска как технически и эстетически несовершенный, в связи с чем планировалось строительство нового здания кафедрального собора.
Православные кафедральные храмы крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока — Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Владивостока — были закрыты для богослужения, а затем разрушены в 1930-е гг. по распоряжениям местных партийно-советских властей, действовавших в русле антирелигиозной и антинациональной политики советского государства.
В советское время и после 1991 в центрах сибирских епархий статус кафедральных приобретали те городские храмы, как правило, наиболее крупные, которым удалось избежать разрушения в период активных гонений на Церковь. Например, в Красноярске кафедральным стал Свято-Покровский собор (освящен в 1795), в Иркутске — Богоявленский собор, в Барнауле — Покровский собор (построен в 1904). В некоторых епархиях в последние годы возведено несколько новых кафедральных храмов. В Хабаровске в 2003 на пожертвования жителей края, средства предприятий и организаций сооружен Спасо-Преображенский собор (архитектор Ю. Живетьев, Н. Прокудин, Е. Семенов; фрески выполнены группой московских художников). Пятиглавый храм, выполненный в манере, близкой к историческому «русскому» стилю, расположен на берегу Амура. Высота собора в главном куполе — 83 м. Храм способен вместить 3 тыс. прихожан. В 1995 в Южно-Сахалинске возведен небольшой одноглавый кафедральный храм Воскресения Христова (архитектор С.М. Миченко; конструктор Л.Н. Сивко), выполненный, очевидно, под влиянием образов южнорусского церковного зодчества XII—XIII вв. В Восточной Сибири, в Чите, в 2001 началось строительство нового кафедрального храма во имя Казанской иконы Божией Матери (проект: автор коллектив во главе с архитектором В.И. Кулешом). Кафедральный собор спланирован как трехпрестольный: главный престол — во имя Казанской иконы Божией Матери, правый престол — во имя святого благоверного князя Александра Невского, левый престол — во имя святых царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Под главным алтарем храма в цокольной части — крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира. Вместимость собора — 2,5 тыс. человек. Высота колокольни — свыше 60 м, высота главного купола — 47 м. Проект храма выполнен, очевидно, под влиянием наследия национального направления в русской архитектурной эклектике («русско-византийский» стиль), прототипом собора стал недавно возведенный в Губкине Белгородской епархии Спасо-Преображенский собор.
Лит.: Туманик А. Г. Архитектура православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века. Новосибирск, 2003.
А.Г. Туманик
АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ И ТЫНДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ И ПРИМОРСКАЯ ЕПАРХИЯ
ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИИ В СИБИРИ И МИССИОНЕРСТВО
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей