В последних числах сентября 1836 г. поручик иркутской жандармской команды Казимирский в качестве опыта поставил на Толкучем рынке семь конных экипажей. Опыт весьма удался. Желающих воспользоваться этим новым для города видом транспорта оказалось много.
На следующий год появились постоянные извозчики, стоянки которых были пока только по Большой улице. Это нововведение быстро укрепилось в городе.
И уже 10 декабря 1838 г. управляющий губернией издаёт предписание за № 6963 «О дозволении в Иркутске производить биржевое извозничество».
Этим предписанием на предстоящий год предлагалось 13 биржевых мест извозчиков. Вот эти места:
«у дома цехового Волкова, против питейного Большой молотовки; против дома г. Тюменцева, против дома мещанина Иванова у заборов г. Тюменцева; подле дома казака Литвинцева; у дома мещанина Тропина; у дома Журавлёва против складочного двора; у питейного дома, называемого писанным; у питейного, именуемого тычком; у купеческого и мещанского дворов; на Большом проспекте у дома купца Пестерева, на проспекте против дома Александра Ширеева».
Эти места были рассчитаны на 60 лошадей. Фактически на конкурс было подано 42 места. Но зато были поданы прошения на другие места. Рассмотрев прошения, Городская дума пошла навстречу и добавила в вышеприведённый список дополнительно новые места:
«против питейного дома тычка у дома мещанки Чеканинской; на Сенном рынке; у забора иркутского мешанина Василия Аникеева; у питейной лавочки ведёрной за гауптвахтой; против дома жены священника Сухнёвой».
Итого были представлены места 48 лошадям на сумму 702 рубля 50 копеек. При стоимости одного места от 10 до 25 рублей в зависимости от его расположения. Такая оплата мест стоянок извозчиков была отменена только с января 1911 г. согласно постановлению Сената. Из-за этого доходная часть бюджета города сократилась на 20 000 рублей.
Среди подавших в 1838-1840 гг. прошения на биржевой взвоз были чиновники низших классов, казачий урядник, жёны государственных служащих и даже титулярный советник, мещане. Они просто покупали право держать извозчиков на бирже. Извозом могли заниматься и ссыльнопоселенцы, но только после особого прошения на имя генерал-губернатора и по прошествии трёх лет жительства на месте определённого поселения.
Запрещалось работать извозчиком несовершеннолетним лицам и лицам, не знающим русского языка. Иркутск был разделён на три участка, в каждом из которых были выделенные определённые места стоянок извозчиков. В 1840 г. по участкам были упорядочены все места стоянок с учётом пожеланий держателей извозов. По каждому месту была установлена цена на одну лошадь.
Ежегодно в зависимости от поступающих заявок изменялись и адреса стоянок извозчиков.
В 1873 г. биржи легковых извозчиков располагались по следующим адресам: на площадке у 2-й части, на площадке между Купеческим и Мещанским Гостиными дворами, по Спасо-Лютеранской улице (около дома бывшей Квартирной комиссии), у Троицкого привоза, против здания Главного Управления, по 5-й Солдатской улице у подъёма на Иерусалимскую гору, у Успенской и Владимирской церквей, на площадке за Тюремным мостом, на Трапезниковской площадке у дома Баснина, на углу улиц Саламатовской и Большой, 6-й Солдатской и Большой, Тихвинской и Большой, Амурской и Большой, Амурской и Харлампиевской, Дегтевской и Луговой, Главной Арсенальской и Саламатовской, Преображенской и 6-й Солдатской, Несытовской и Харинской.
Можно заметить, что с 1838-1840 гг. значительно увеличилось количество мест стоянок извозчиков. Да и число извозчиков увеличилось за этот период с 48 до 271. В 1879 г., невзирая на то, что ужасным пожаром было уничтожено почти полгорода, количество извозчиков увеличивается и достигает 443 человек.
С 1885 г. каждый извозчик должен дать «Подписку Городской думе», которая представляла собой своеобразный свод правил извозного промысла. Каждая биржа должна выбрать старосту, обязанностью которого было следить за соблюдением правил.
В эти правила, кроме всего прочего, включалось запрещение производить на стоянках шум, крик, употребление бранных слов. Петь извозчикам также запрещалось. Среди правил было и такое:
«при езде по городу держаться всегда правой стороны улицы, не отпускать лошадь вскачь и не обгонять один другого, и вообще езда должна быть умеренно скорая».
Правилами определялась мера наказания. Так, не заплатившие налог штрафовались до 15 рублей, а использовавшие на извозе несовершеннолетних наказывались уплатой до 25 рублей.
Максимальная мера наказания — лишение права заниматься извозом — накладывалась на злостных нарушителей, в том числе за самовольную стоянку на том месте, за которое заплачено другими извозчиками.
Особое внимание уделялось состоянию лошадей и экипажей. Запрещалось жестокое обращение с лошадьми, обременение их излишним грузом. На морозе и в ветреную погоду лошадь должна была покрываться попоной. Лошади и повозки должны осматриваться мастером из Ремесленной управы.
Но осмотр в 1805 г. не состоялся ввиду того, что извозчики на него не появились.
С августа 1895 г. Городской управой вводится новое правило, по которому на извозчичьих экипажах должны прикрепляться специальные жестяные пластины с указанием на них таксы на перевозку пассажиров и грузов в разные районы города.
В 1899 г. были утверждены новые таксы, учитывающие новые экономические условия. Эти цены действовали до 13 января 1905 г. когда Городская дума, идя навстречу просьбам извозчиков, повысила плату на 5 копеек за каждый конец маршрута, а при езде по времени — на 10 копеек за каждый час использования экипажа. При этом переправа через Ангару относилась за счёт пассажира.
А с 18 марта этого же года Иркутская Городская дума разработала таксы для легковых и ломовых извозчиков. Вот некоторые из них:
1) 3а проезд по городу в один конец днём 25 копеек и ночью 45 копеек; 2) Из города на Иерусалимскую гору, в Знаменское и Ремесленно-слободское предместье — 35 и 55 копеек. 3) Из города в Глазковское предместье — 75 и 90 копеек; 4) От железнодорожного вокзала в Ремесленно-слободское и Знаменское предместья, на Иерусалимскую и Петрушину горы — 1 рубль и 1 рубль 60 копеек; 5) От железнодорожного вокзала в город — 90 копеек и 1 рубль 60 копеек; 6) В пределах одного предместья — 25 и 4: копеек; 7) На дачи по реке Иркуту — 80 копеек; 8) На дачи в долине реки Каи, в деревне Медведевой и Мельниковой — 1 рубль 50 коп. (ночью по соглашению); 9) Из города в Лисиху — 60 и 80 коп.
Плата за проезд по понтонному мосту за счёт извозчика, а за переправу через Ангару — за счёт пассажира. Эти предложения были переданы на рассмотрение иркутскому губернатору, который их и утвердил 28 апреля. Распоряжением губернатора они вводились в действие с 1 мая сего года.
Администрация Иркутска по примеру других российских городов решила ввести с 1 января 1901 г. налог с лошадей и экипажей, поступающий в городской бюджет. Для этого с 15 ноября 1900 г. Городской управой производилась перепись лошадей и экипажей, принадлежащих жителям города.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей