Новости

Иван Маланин

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Легендарный сибирский баянист родом из Заларинского района, он аккомпанировал Лидии Руслановой, был учителем Геннадия Заволокина

Имя Ивана Ивановича Маланина в 1930—1950-е было необычайно популярным в Сибири. Об этом незаурядном слепом баянисте в те годы распространялись легенды: Маланин, не имея зрения, виртуозно играл на самом популярном в народе музыкальном инструменте так, что люди от души смеялись и плакали. Играл сердцем, делал замечательные обработки народных песен и мелодий. А учиться к нему приезжали со всех уголков края — лучшего педагога игры на баяне было просто не сыскать.

Иван Иванович от роду был слепым и свой музыкальный инструмент чувствовал сердцем
 
Под баян Маланина пели многие прославленные артисты, Лидия Русланова — свои знаменитые «Валенки»
Маланинский фестиваль вот уже много лет ежегодно собирает в Новосибирске лучших баянистов страны и зарубежья
Братья Заволокины, Александр и Геннадий, посвятили своему учителю песню «Сыграй, Иван Иванович, «Сибирскую подгорную!».

Восемнадцатый в семье — гармонист

Иван Маланин появился на свет в 1897 году в поселке Троицк Заларинского района, в семье рабочего.

— Маланин (восемнадцатый ребенок в семье!) — слепым родился, — вспоминает известный баянист Николай Литвинов, автор книг о баяне, тоже незрячий, но по ранению. — Родился слепым, да талантливым: в три года играл на маленькой гармошке, в пять лет самостоятельно освоил взрослую гармонь — и в селе ни одна свадьба, ни одни проводы не обходились без малолетнего музыканта.

В семь лет Ваню Маланина приняли в Иркутскую школу-интернат для слепых детей. Помог случай — однажды его выступление услышал владелец винокуренного завода Потушинский и увез мальчика в Иркутск, где он и получил полноценное музыкальное образование: Иван учился скрипке, его преподаватель известен — И.Д.Шевцов.

Встреча с баяном была еще впереди — первая конструкция этого инструмента появилась в 1897 году, как раз в год рождения Ивана Маланина. Его фабричный выпуск наладили в начале XX века. Там уже и юноша подрос, но, отучившись в школе, музыкант пока служил тапером в немом кино — работал в кинотеатре в Иркутске, благодаря чему стал известен всему городу. Впрочем, после школы, в 1923-м, он попытался было вернуться в родные Залари.

— Наше село еще не очнулось от революции и Гражданской войны, гуляла по округе известная банда Замазчикова, нагоняя страх на местных жителей, — рассказывает Галина Макагон, директор Заларинского краеведческого музея. — Но, несмотря на это, Иван Маланин открыл в Заларях музыкальные классы фортепиано и скрипки.

Старания молодого педагога земляки не особенно оценили, и он уехал в Иркутск, где, играя на скрипке и фортепиано, сопровождал немые фильмы. Эта работа требовала умения подбирать по слуху, импровизировать. Кроме того, музыкант должен был разбираться в драматургии картины. Все удавалось способному юноше, пишет один из биографов баяниста. А еще Маланин замечательно пел — в 1916 году одна из преподавательниц частной музыкальной школы бесплатно давала ему уроки вокала.

Лучший на всю Сибирь

В начале 1920-х Маланин упорно занимался — на гармонике, затем на баяне, много времени уделял технике и выбору репертуара. Талант и настойчивый труд были вознаграждены: в сентябре 1927 года на конкурсе гармонистов и баянистов Иван Маланин занял первое место. Ему вручили серебряный жетон в виде пятиконечной звезды с надписью «Лучшему гармонисту». Программу, в которую были включены обработки народных мелодий и произведения Шопена, Венявского, Фибиха, Маланин исполнял на баяне.

Музыкант мечтал изобрести собственный баян с шестым, приставным «пальцем». Новосибирские мастера Скобелин, Шустов и Кропачев изготовили для него очень хороший инструмент. В 1928 году этот баян начал звучать по новосибирскому радио, куда Иван Маланин был приглашен в качестве солиста. Выступления в эфире шли часто, баянист напряженно работал, расширял репертуар. В те годы он создал обработки русских песен «Час да по часу», «Сама садик я садила», плясовую «Трепак», ставшие классикой. Но особым успехом пользовалась его «Сибирская подгорная». В ней автор ярко раскрыл картину сельского народного гуляния: задорные частушки девчат, лихие переплясы парней, заливистые переборы гармониста выразил точными интонациями, динамикой, разнообразными штрихами.

В 1929 году Иван Маланин участвовал в конкурсе на лучшего гармониста, баяниста, проходившем в Новосибирске, и стал обладателем первой премии и золотого жетона с надписью «Лучшему баянисту». Но успехи не вскружили голову музыканту. В 30-е годы он продолжал работать без устали: на радио выступал как солист, играл в ансамбле с балалаечником А.Фильнеем. В их репертуаре были обработки народных песен, переложения классических произведений, в том числе «Венгерская рапсодия № 2» Ференца Листа.

«Огонь по врагу!»

Когда началась Великая Отечественная война, Маланин стал автором радиопередачи «Огонь по врагу!», которая была, пожалуй, самой популярной на новосибирском радио — в лихую годину ее ждали с замиранием сердца.

— Иван Иванович читал радиослушателям фронтовые сводки, а после исполнял на баяне любимые мелодии и пел современные и старинные песни. Его голос был узнаваем, Маланина любили, ему верили, — рассказывает директор Заларинского краеведческого музея.

Помогали сибирскому баянисту два ленинградских актера театра и кино — А.Борисов и К.Адашевский: они декламировали стихи, пели. Маланин выступал в госпиталях перед ранеными бойцами. Подвигом слепого музыканта можно назвать поездки творческой бригады радиопередачи «Огонь по врагу!» на фронт — очень тяжело приходилось два месяца на военных дорогах незрячему баянисту, которому тогда было уже 46 лет. После войны дружба актеров из города на Неве и баяниста из Сибири не закончилась. Всякий раз, когда Театр имени А.Пушкина приезжал из Ленинграда в Новосибирск, друзья спешили встретиться с Иваном Ивановичем. Они говорили: «Маланин популярен в Сибири, как Шаляпин — в России!» О виртуозной маланинской игре восторженно отзывались Дмитрий Шостакович, Евгений Мравинский, Лидия Русланова и Леонид Утесов.

Маланин много гастролировал и выступал как в столице, где аккомпанировал прославленным артистам, так и в провинции: в сельских клубах без всяких афиш на его концерты собирались полные залы.

— Помню, как-то к нам в село должен был приехать легендарный Маланин, — вспоминает один из современников музыканта. — Людей набилась в зал, пожалуй, целая деревня, ей-богу. Мест, конечно, всем в нашем крошечном Доме культуры не хватило, и многие толпились прямо у дверей. Так вот после концерта в селе даже шутили, что двери в клуб не выдержали напора поклонников музыканта и попросту сломались... Не знаю, от чего они сломались на самом деле, но приезд Ивана Ивановича для нас был настоящим культурным событием. Мы все удивлялись — не видит ничего, а так здорово играет...

Вечерами дети поджидали баяниста на выходе его с работы — им хотелось пройти хотя бы несколько шагов рядом... Особым счастьем считалось, если Иван Иванович разрешал подержать кожаный футляр с инструментом. Учиться к музыканту ехали изо всех окрестных районов Сибири.

Помнят и в Заларях

В послевоенное время Иван Маланин работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. На доме по улице Советской, 53, где жил в последние свои годы старейший сибирский баянист, установлена мемориальная доска. С 1987 года в Новосибирске стали проходить фестивали-конкурсы имени И.Маланина — ведь именно Иван Иванович начал собирать там слеты и съезды гармонистов. Баянисты считают за честь участвовать в Маланинских фестивалях — туда съезжаются музыканты со всей страны. В 2000 году в Новосибирске, ставшем баянной столицей, создали Музей сибирского баяна и гармони имени И.И.Маланина. Своим учителем называл Маланина известный музыкант, народный артист России Геннадий Заволокин, силами которого на телевидении появилась самобытная передача с русской душой — «Играй, гармонь любимая!». В одном из интервью он сказал: «Невозможно представить Сибирь без Маланина. Я и сам пошел от его «Подгорной». Он влил в меня часть своей души». Братья Заволокины посвятили Маланину песню «Сыграй, Иван Иванович, «Сибирскую подгорную».

Легендарный музыкант умер в 1969 году и похоронен в Новосибирске. Родительский дом Ивана Маланина в Троицке сохранили, он признан объектом историко-культурного наследия. В Заларинском районе и городе Зиме и сейчас живут родственники гармониста. В этом году на знаменитом Маланинском фестивале — уже международном — впервые выступили его земляки, заларинские баянисты. В самом Троицке, где музыканта до сих пор помнят, местные историки планируют создать дом-музей Маланина и туристический маршрут его имени.

Автор: Елена Русских. Использованы статья Д.Г.Ермакова «Знаменитый сибирский баянист И.И.Маланин», материалы иркутских СМИ. Газета "Копейка", № 8 от 2 марта 2011

 

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Русских Елена | Источник(и): Копейка, газета | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Заларинский район | Библиотека по теме "Искусство"