МиГ-27 (МиГ-23БМ), советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик. Предназначался для нанесения ударов по стационарным и мобильным наземным и морским целям, мог нести тактическое ядерное оружие. Разработан в КБ «МиГ» под руководством главного конструктора Г.А. Седова. Первый полёт совершил 17.11.1972 под управлением лётчика-испытателя В.Е. Меницкого. Самолёт вначале именовался МиГ-23БМ, а после проведения государственных испытаний и постановки на вооружение в феврале 1975 стал именоваться Миг-27. Начал эксплуатироваться в ВВС СССР с 1975, эксплуатация прекращена в середине 1990-х. Серийное производство МиГ-27 осуществлялось на Иркутском авиационном заводе в 1973–77. Было изготовлено 360 единиц этого самолёта. В 1976–82 в Иркутске серийно было построено 197 единиц МиГ-27К.
Миг-27 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротным горизонтальным оперением и трёхопорным шасси. Фюзеляж – полумонокк, имеющий клёпаные и сварные части. Оборудован катапультным креслом КМ-1М с автоматическим маяком. Шасси убираемое, с носовой опорой. Тормоза дисковые, система торможения пневматическая. Топливные баки расположены в крыле и фюзеляже, суммарная масса топлива во внутренних баках 4530 кг.
В составе бортового навигационного оборудования МиГ-27: бортовая цифровая вычислительная машина «Орбита-20-23К»; прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23; навигационный вычислитель КН-23; лазерный дальномер и визирная головка С-17ВГ в кабине лётчика; система автоматического управления САУ-23; инерционная курсовертикаль ИКВ-8; система воздушных сигналов СВС-П-72; радиотехническая система ближней навигации РСБН-6С; доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7; система обнаружения излучения неприятельских РЛС СПО-15 «Берёза»; система радиоопознавания «свой/чужой»; радиовысотометр РВ-5 или АО-31; радиостанция Р-832М.
Основные характеристики МиГ-27: экипаж – 1 чел.; размах крыла: минимальный – 7,78 м; максимальный – 13,97 м; длина – 17,04 м; высота – 5,00 м; площадь крыла: максимальная – 37,27 м²; минимальная – 34,16 м²; масса: пустого – 11030 кг; нормальная взлётная – 17825 кг, максимальная взлетная – 20423 кг; двигатели: 1´ТРДФ Р-29Б-300; тяга: форсированная – 1´112,70 кН; нефорсированная – 1´78,40 кН; максимальная скорость: на высоте – 1810 км/ч; у земли – 1350 км/час; дальность полёта: перегоночная – 2220 км; практическая – 1810 км; практический потолок – 15600 м; вооружение: одна 30 мм шестиствольная пушка ГШ-6-30А; ракеты – УР воздух-воздух малой дальности Р-3С; УР воздух-земля Х-23М; НУР С-5, С-8 или С-24; бомбы – до восьми ФАБ-500 (возможна подвеска ядерных бомб 10-30 кТ).
В.В. Игнатенко
Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru
Опыт строительства МиГ-23УБ позволил Иркутскому машиностроительному заводу в 1973 году приступить к производству сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 - первого в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения. Имея высокую степень унификации по планеру, МиГ-27 кардинально отличался от МиГ-23УБ по оборудованию. Он имел сложный прицельно-навигационный комплекс и оснащался лазерным дальномером "Клен", позволявшими с высокой точностью поражать управляемыми ракетами точечные наземные цели.
С 1977 по 1982 годы производился серийный выпуск МиГ-27К - одного из первых носителей высокочастотного оружия. В 1978-1983 гг. выпускался истребитель-бомбардировщик МиГ-27М с лазерным дальномером и новым вариантом вооружения. С 1983 года началась реализация лицензионной программы производства МиГ-27МЛ в Индии, по завершении которой в 1996 году в Индии выпущено 165 машин. Руководил запуском этих самолетов директор Максимовский В.А.
В 1982-1985 гг. на заводе были переоборудованы ранее построенные МиГ-27 в МиГ-27М (вариант МиГ-27Д). Всего модернизировано 500 МиГ-27, из них 242 машины - в Иркутске.
14 мая 1975 года приказом МАП №221 Иркутский машиностроительный завод переименован в Иркутский авиационный завод.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1976 года ИАЗ награжден орденом Октябрьской Революции.
В декабре 1982 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о присвоении заводу наименования "Иркутский авиационный завод им. 60-летия Союза ССР".
Самолеты МиГ-27 являлись основными истребителями советских ВВС 70-80-х годов. Истребители применялись на заключительном этапе войны в Афганистане. С 1993 года большинство уцелевших на тот период машин было уничтожено в соответствии с договором о сокращении вооружений в Европе.
После завершения выпуска МиГ-27 Иркутский авиационный завод приступил к освоению самолетов четвертого поколения - Су-27УБ.
Иркипедия
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей