1990-е годы явились тяжелым испытанием для российского высшего профессионального образования, в том числе для вузов Иркутской области. Резкое сокращение бюджетного финансирования привело к «замораживанию» проектов расширения и укрепления материальной базы вузов, сокращениям профессорско-преподавательского состава, несвоевременным выплатам заработной платы. В первой половине 1990-х гг. высшая школа находилась на грани выживания. В определенной степени выходом из ситуации стала коммерциализация высшего образования. В эти же годы в городах Сибири, как и по всей стране, стали стремительно создаваться филиалы центральных, прежде всего московских и петербургских, вузов. В состав многих вузов стали включаться средние специальные учебные заведения, в том числе техникумы, большинство из которых преобразовались в колледжи. К концу 1990-х гг. ситуация с финансированием высшей школы в стране в целом несколько улучшилась, замедлился начавшийся ранее отток преподавателей из вузов в коммерческие организации и на государственную службу.
В 1990-е гг. происходило изменение статуса, преобразование бывших педагогических, общетехнических, медицинских и других вузов в университеты. Университеты были открыты в административных центрах субъектов РФ в Сибири: Улан-Удэ, Кызыле, Горно-Алтайске и др. В Иркутске статус университетов приобрели бывшие политехнический институт (технический университет), институт народного хозяйства (Байкальский университет экономики и права), педагогический институт (педагогический университет), медицинский институт (медицинский университет), педагогический институт иностранных языков (лингвистический университет). Сельскохозяйственный институт был преобразован в сельскохозяйственную академию.
В начале 1990-х гг. прошла переаттестация вузов; некоторые из них значительно повысили свой статус. Иркутский государственный университет по результатам аттестации 1992 г. получил 38-е место в рейтинге ЮНЕСКО среди 74 ведущих университетов мира [15, 1992, 30 сент.]. В целом за 1990-е гг. университет, который стали неофициально называть классическим, претерпел существенные изменения, вызванные потребностями времени. Совершенствовалась структура подготовки специалистов: значительно расширилась гуманитарная направленность учебного процесса, увеличилась доля подготовки специалистов в области права, экономики, управления, социальной и психологической сфер деятельности. Повысился уровень профессиональной и общекультурной подготовки с использованием современных технологий обучения. По итогам 1993 г. из 40 университетов Российской Федерации Иркутский государственный университет занял 11-е место [15, 1994, 15 апр.].
В 1993 г. статус технического университета был присвоен Иркутскому политехническому институту [3, 1993, 27 нояб.]. В этом же году на основе объединения нескольких образовательных структур была создана Иркутская высшая школа МВД РФ (впоследствии Восточно-Сибирский институт МВД России) [3, 1993, 30 нояб.]. В декабре 1993 г. Иркутскому институту народного хозяйства был присвоен статус государственной экономической академии [3, 1993, 18 дек.]. За сравнительно короткий период этот вуз превратился в один из ведущих вузов страны. Из региональных экономических вузов ИГЭА по рейтингам шла сразу же за московскими и петербургскими. В настоящее время это –Байкальский государственный университет экономики и права.
В марте 1995 г. Иркутский медицинский институт был переименован в государственный медицинский университет. Изменение статуса было результатом признания заслуг: за 80 лет существования этого медицинского учебно-научного центра Восточной Сибири в его стенах было подготовлено более 30 тыс. врачей и провизоров. В начале 2000-х гг. Иркутский медицинский университет занимал 10-е место среди медицинских вузов России, в нем реализовался университетский принцип образования, предусматривающий непрерывную гуманитарную подготовку в течение всего периода обучения. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 1996 г. «О переименовании педагогических институтов» Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков стал именоваться Иркутским государственным лингвистическим университетом [11, с. 170].
В середине 1990-х гг. высшая школа Иркутска была представлена следующими государственными учебными заведениями: технический университет, педагогический университет, государственный классический университет, экономическая академия, институт инженеров железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, медицинский университет, лингвистический университет, Иркутский филиал Московского коммерческого университета, Восточно-Сибирский институт МВД РФ, военный авиационный институт. В конце 1990-х гг. в Иркутске были образованы филиалы Юридического института Генеральной прокуратуры РФ и Правовой академии РФ. В г. Братске Иркутской области индустриальный институт был преобразован в государственный технический университет, а затем - в государственный университет.
В 1990-е- начале 2000-х гг. во всех сибирских городах, в которых существовала высшая школа, стали возникать негосударственные высшие учебные заведения. Только в одном Иркутске на рубеже веков функционировали Байкало-Ангарский негосударственный эколого-правовой институт, Сибирский институт права, экономики и управления (впоследствии - академия). Российская международная академия туризма, Современный гуманитарный институт, Русско-Азиатский институт бизнеса и права и др. [1, с. 159]. Продолжало расширяться обучение на платной основе в государственных вузах. Например, в Иркутском государственном университете в 2008 г. на платной основе обучалось 58 % студентов, а на бюджетной - 42 % [16, с. 11].
Динамика числа высших учебных заведений и численности студентов за 1990-е гг. по Иркутской области выглядела следующим образом. В 1991/92 учебном году - 10 вузов, в которых обучалось 58 319 студентов, из них на дневной форме обучения — 34 616, на вечерней- 2 589, на заочной- 21 114. В середине 1990-х гг. (1995/96 учебный год) число вузов не изменилось, но численность студентов несколько уменьшилась - 53 794, из них на дневной форме обучения - 33 534, на вечерней- 1 539, на заочной- 18 721. В начале 2000-х гг. (2000/01 учебный год) число вузов увеличилось до 11, при этом резко возросла численность студентов. Их стало 82 878, из них на дневной форме - 48 421, на вечерней- 1 848 и на заочной - 32 608 и один – экстернат [4, с. 30]. Таким образом, 1990-е гг. показали резкое увеличение численности студентов (более чем на 70 %), причем на дневной (на 71 %) и заочной (65 %) формах обучения.
Что же было характерно для развития высшего образования в Иркутской области в 1990-е гг.? С какими результатами высшая школа региона вступала в новое тысячелетие? Отметим, что все вузы страны оказались в принципиально иных политических, экономических и финансовых условиях развития. Другими стали общие оценки деятельности вузов. Устоявшиеся традиционные показатели, такие как: общее количество учебных заведений; число и группы учебных заведений по их типам; количество студентов по специальностям; показатели приема и выпуска; количество студентов в пересчете на 10 тыс. чел.; качественный состав преподавателей и др. дополнялись новыми, соответствующими современным реалиям требованиями. Такими показателями явились: соотношение обучающихся на бюджетной и коммерческой основе; материально-техническая обеспеченность вузов, прежде всего новейшими техническими средствами (наличие компьютерных классов); количество президентских и губернаторских стипендий в каждом вузе и др.
Ярко выраженная общероссийская тенденция 1990-х гг.— сокращение количества средних специальных учебных заведений и возрастание количества вузов. В Российской Федерации в 1999/2000 учебном году по сравнению с 1990/91 учебным годом их сократилось с 2 603 до 2 576. Количество государственных вузов возрастало практически ежегодно и составило 590 учреждений, а негосударственных - 349.
В Иркутской области на начало 1999/2000 учебного года было 11 государственных и 10 негосударственных вузов, включая филиалы. Соответственно возрастало и количество студентов: в 2000 г. в 11 государственных вузах области обучалось 82,9 тыс. чел. Это было более чем в 1,5 раза выше, чем в 1992 г. В расчете на 10 тыс. чел. в 2000 г. в области приходилось 303 студента, включая студентов негосударственных вузов (в 1992 г. - 197). Дня сравнения: по России в 2000 г. - 280 чел. По этому показателю Иркутскую область можно было отнести к группе развитых стран.
Кардинально увеличилась численность студентов государственных вузов, обучающихся на коммерческой основе. Если в 1992/93 учебном году их доля составляла всего 4 %, то в 2000/01 учебном году возросла до 36 %. Это были прежде всего студенты, обучающиеся по экономическим, юридическим и психологическим специальностям.
В 1992 г. негосударственных вузов в области не было, а в 2000 г. самостоятельных негосударственных вузов (исключая филиалы) стало 3, в них обучалось 4,2 тыс. студентов. Это составило всего 5 % от общей численности студентов области. Кроме того, в область активно вторгались филиалы центральных негосударственных вузов, которые арендовали помещения в Иркутске, Братске, Ангарске и Саянске [9, с. 25-26, 28].
В последнее десятилетие XX в. в Иркутской области, так же как и в целом в стране, значительно изменилась структура подготовки специалистов. Общее соотношение студентов, обучающихся по инженерно-экономическим, сельскохозяйственным и медицинским специальностям, по отношению ко всем специальностям уменьшилось. Вместе с тем численность студентов государственных и негосударственных вузов, изучающих психологию, увеличилась в 17 раз, юриспруденцию - в 4 раза, экономику и управление - более чем в 4 раза, финансы и кредит - в 2 раза. А например, количество студентов, обучающихся медицинским специальностям, сократилось на 19 %.
В 1990-е гг. - начало XXI в. одной из актуальных задач было сохранение и укрепление материальной базы вузов. Ситуация здесь выглядела крайне противоречиво. В 1990-е гг. в некоторых вузах материальная база не развивалась, а имеющаяся приходила в упадок.
На начало 2000/01 учебного года общая площадь государственных высших учебных заведений составляла 743,6 тыс. кв. м, в том числе площадь учебно-лабораторных зданий составляла 432,7 тыс. кв. м. К имеющимся площадям вузы области дополнительно арендовали 33,2 тыс. кв. м. В результате на одного студента приходилось 8,1 кв. м. Это составляло всего лишь 45 % от установленного норматива. Ниже средней обеспеченности учебные площади составляли в Иркутском государственном университете – 7,2 кв. м, в лингвистическом университете - 6,1 кв. м и в Иркутской государственной экономической академии - 5,3 кв. м. А в негосударственных вузах этот показатель был еще ниже: 5,1 кв. м. В результате негосударственные вузы арендовали 77,5 % учебных площадей [9, с. 27].
В первое десятилетие XXI в. ситуация стала улучшаться. Значительное укрепление материальной базы произошло в Байкальском государственном университете экономики и права. Только за 2005-2009 гг. в этом вузе было введено в эксплуатацию 4 учебных корпуса, новые помещения Научной библиотеки, Центр коллективного пользования телекоммуникационными и мультимедийными технологиями, Центр коллективного пользования компьютерными сетями с высокоскоростным выходом в Интернет. Существенно увеличился парк компьютеров, объединенных в локальные сети, функционировало 34 инновационных бизнес-инкубаторов, в которых ученые имели возможность осуществлять научно-исследовательскую работу, а студенты - формировать профессиональные знания и умения.
О том, насколько это было непросто сделать, свидетельствует тот факт, что инвестиции, направляемые вузом на развитие материально-технической базы, облагались 20%-ным налогом. Государство практически не имело возможности самостоятельно развивать материально-техническую базу государственных научных и образовательных учреждений и одновременно облагало собственные инвестиции вузов кабальным налогом [24, с. 42-43]. Кроме этого, значительно улучшилась и материальная база филиалов БГУЭП, в которых обучалось более 7 тыс. студентов. В Читинском филиале БГУЭП был построен современный спорткомплекс. В Якутске было принято в эксплуатацию одно здание, а другое заложено под строительство. Университет приобрел здания и переоборудовал их под учебный процесс в Братске и Усть-Илимске [18, с. 11].
Значительно улучшилась материальная база Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта (Иркутского государственного университета путей сообщения). В конце 1980-х гг. вуз располагался в типовом помещении, в стесненных условиях. Несколько учебных групп вынуждены были заниматься в сырых подвальных помещениях, лишенных вентиляции. Ректор института Л.П. Сурков обратился с просьбой к министру путей сообщения РФ Г.М. Фадееву. В 1992 г. коллегия министерства приняла решение об укреплении материальной базы института и строительстве новых учебных корпусов. Строительство проводилось в 1990-е гг., когда в стране была разрушена привычная экономическая система, а цивилизованные рыночные отношения еще не установились. Ректорату института приходилось создавать новую материальную базу, преодолевая огромные препятствия, даже используя бартерные схемы, бороться с бюрократизмом и волокитой. Иногда приходилось действовать на свой страх и риск. Например, на участке, отведенном под строительство, не хватило места для размещения одного из новых корпусов. Для строительства не оставалось выхода, кроме разрушения части здания бывшей школы. Конечно, никто в министерстве такие действия не одобрил бы, поэтому персональную ответственность взял на себя ректор, а за это можно было поплатиться своей должностью.
Строительство происходило на глазах у студентов и преподавателей. В 1997 г. в эксплуатацию был введен первый учебный корпус. Всего же строительство заняло более 10 лет. Огромную помощь в строительстве оказали Министерство путей сообщения и Управление Восточно-Сибирской железной дороги (начальник Г. П. Комаров) [29, с. 33, 48]. В настоящее время университетский комплекс ИрГУПС является архитектурным украшением областного центра.
Увеличение количества государственных и негосударственных вузов в 1990-е гг. привело и к увеличению количества преподавателей. Если численность и доля лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, в государственных вузах за это десятилетие изменилась мало: с 2 013 чел. (44%) в 1992 г. до 2 023 (45 %), то количество докторов наук возросло более чем в два раза, что составило соответственно 3,7 % и 7,7 %. Однако почти половина (46 %) профессоров в составе кафедр были лица в возрасте более 60 лет. В негосударственных вузах доля лиц, имеющих ученые степени доктора или кандидата наук, была выше, чем в государственных. Так, в 2000 г. в них работало, чаще на совмещенной основе, 12 % докторов наук и 53 % кандидатов наук. Это объяснялось тем, что руководство негосударственных высших учебных заведений активно приглашало для обеспечения учебного процесса лиц, имеющих ученые степени, из государственных вузов. А количество лиц - обладателей ученых степеней, было одним из необходимых условий аттестации и аккредитации негосударственных учебных заведений.
Как следствие роста и усложнения структуры вузов, существенно увеличилась нагрузка преподавателей. Если в 1992 г. в среднем на одного преподавателя государственных вузов приходилось 11 студентов, то в 2000 г. уже 16. В негосударственных вузах нагрузка была меньшей: на одного преподавателя приходилось 10 студентов [9, с. 27].
Резкое возрастание количества студентов, отсутствие обязательного распределения, как в советское время, актуализировало проблему трудоустройства выпускников вузов страны. Иркутская область не явилась исключением. В 2000 г. самый высокий процент трудоустройства составлял у выпускников Иркутского государственного университета путей сообщения - 96 %. Далее места распределялись следующим образом: медицинский университет- – 87 %, сельскохозяйственная академия - 75 %, технический университет - 66 %, экономическая академия - 57 %, педагогический университет - 53 %. Замыкал этот ряд государственный университет: согласно данным, трудоустроиться смогли только 25 % выпускников этого вуза [9, с. 28].
Общей тенденцией развития высшего профессионального образования в стране стала коммерциализация обучения. В условиях резкого сокращения федерального бюджетного финансирования вузы Иркутской области стали расширять перечень образовательных услуг с полным возмещением затрат. Например, уже в январе 1992 г. в педагогическом институте иностранных языков был создан коммерческий отдел; позднее был создан центр по изучению русского языка как иностранного с целью привлечения российских и иностранных граждан для изучения русского и иностранных языков на договорной основе. Это позволило только в 1992 г. пополнить бюджет института на 14,8 млн руб. [11, с. 72].
Необходимо отметить и положительные тенденции в развитии высшей школы в 1990-е гг. Это относится к гуманитаризации высшего технического образования, в первую очередь в крупных вузах. Наглядно это проявилось в Иркутском государственном техническом университете. Распад Союза ССР, крушение коммунистической идеологии поставили новые задачи перед гуманитарным образованием. Ректорат вуза (ректор - профессор С. В. Леонов) делал все для того, чтобы повышение статуса политехнического института до технического университета сопровождалось увеличением и усилением гуманитарной составляющей в обучении.
В 1990-е гг. в техническом университете был создан цикл гуманитарных наук, который объединял первоначально 5 социально-гуманитарных кафедр. Изменялось содержание прежде преподаваемых дисциплин (история, философия, экономическая теория), появились новые учебные дисциплины (социология, политология, культурология). К концу 1990-х гг. студенты технического университета изучали 9 обязательных гуманитарных наук. Кроме этого, студентам было предоставлено право изучения элективных (свободных) тем по истории, философии и экономической теории. Например: «История инженерного образования в России», «История развития техники», «История российского менталитета» и др. Успешно внедрялась рейтинговая система контроля знаний студентов. Преподаватели кафедр стали использовать компьютерное тестирование, был создан мультимедийный учебник по истории России. Существенно омолодился кадровый состав социально-гуманитарных кафедр.
К сожалению, в дальнейшем многие позиции гуманитаризации высшего технического образования были утеряны. В начале XXI в. в техническом университете был ликвидирован гуманитарный центр, количество кафедр сократилось до трех, к тому же они были распределены по факультетам. А это привело к утрате горизонтальных связей, потере преемственности в изучении гуманитарных наук. Перестали созываться методологические конференции по гуманитарному образованию. Резко сократилось количество элективных курсов, постоянно уменьшается объем часов па изучение предметов гуманитарного цикла [19, с. 390-393].
На рубеже XX-XXI вв. в развитии отечественного высшего профессионального образования действовали как положительные, так и отрицательные тенденции. К положительным можно отнести:
Наряду с этим действовали и неблагоприятные факторы:
В 1990-е - начало 2000-х гг. вузы Иркутской области осуществляли подготовку как по традиционным специальностям и направлениям, так и по новым, востребованным сегодняшними реалиями. В Иркутском государственном университете, например, продолжалось обучение по таким специальностям, как математика, прикладная математика, физика, радиофизика и электроника, химия, география, метеорология, гидрология, геология, геологическая съемка, геология нефти и газа, биология, почвоведение, физиология, филология, журналистика, история, юриспруденция. По этим направлениям, преподавание по которым проводилось десятки лет, сложились авторитетные научные школы. Но активно развивались такие направления и специальности, как менеджмент организации, стратегическое управление компанией, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, математические методы в экономике, социальная работа, социология, регионоведение, социальный менеджмент, коммерция, товароведение и экспертиза товаров, маркетинг, экология, природопользование, международные отношения, политология, религиоведение, связи с общественностью, социально-культурный сервис и туризм, реклама и др. Всего же в конце первого десятилетия XXI в. Иркутский университет в соответствии с действующей лицензией имел право ведения образовательной деятельности по 26 направлениям и 42 специальностям, магистерской подготовки - по 17 направлениям; послевузовского профессионального образования (аспирантура) - по 51 специальности; дополнительного профессионального образования; повышения квалификации руководящих работников по профилю вуза на базе высшего профессионального образования; подготовки к поступлению в вуз.
В рамках реализации основных направлений Болонского процесса ИГУ осуществлял постепенный переход на многоуровневую систему высшего образования. С 1994 г. началась подготовка бакалавров по направлению «Лингвистика», с 2002 г. - по направлениям «Геология», «Экономика», «Коммерция», с 2005 г. - по направлению «Химия». Подготовка магистров стала осуществляться в ИГУ с 2002 г. Первым направлением магистерской подготовки стала «Геология» с 2002 г., затем «Радиофизика» (с 2003 г.), «Лингвистика» (с 2005 г.), «Химия» (с 2006 г.), «Коммерция», «Физика», «Электроника и микроэлектроника» (с 2007 г.) [27, с. 12-13].
В середине первого десятилетия XXI в. Иркутский государственный технический университет осуществлял подготовку по 82 специальностям технического, экономического, гуманитарного и художественного направлений. Прием в аспирантуру проводился по 42 специальностям технического, экономического и гуманитарного направлений, а в докторантуру - по 12 специальностям горного, геологического, металлургического и экономического профиля. Дополнительное образование, повышение квалификации и профессиональную подготовку проводил Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки специалистов (МРЦПК) по международным, федеральным и региональным программам. В состав МРЦПК входили: факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК), институт дополнительного образования и сибирско-немецкий инженерный факультет. На ФПК ежегодно проходили повышение квалификации около 250 преподавателей ИрГТУ и других вузов по четырем направлениям: овладение новыми информационными технологиями в обучении; освоение вычислительной техники; изучение иностранных языков; менеджмент. В институте дополнительного образования проводилась работа по 41 направлению в рамках оказания образовательных, консультационных и других услуг [14, с. 3].
Максимально приближенным к практике было поставлено обучение в Иркутском институте железнодорожного транспорта/Иркутском государственном университете путей сообщения. В середине 1990-х гг. подготовка более 5 тыс. студентов осуществлялась по семи специальностям: экономика и управление на железнодорожном транспорте; электроснабжение железнодорожного транспорта; локомотивы; вагоны; организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте; автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте; строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Для подготовки к будущим специальностям был создан специальный центр, в котором отрабатывались все необходимые навыки. Весь процесс ремонта подвижного состава изучался в реальных условиях в учебном мини-депо. В вузе действовал круглогодичный студенческий отряд, в котором студенты работали помощниками машинистов; действовал отряд по ремонту железнодорожных путей, а также отряд проводников [7, с. 20; 29, с. 15]. Таким образом, будущие железнодорожники получали навыки эксплуатации материального парка, приобретали коммуникативные качества, необходимые в будущей деятельности.
Современные методы преподавания были использованы и в Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия. Филиал был открыт в 2000 г., а в 2005 г. был осуществлен первый выпуск специалистов по заочной форме обучения и в 2008 г. - по дневной форме. Успешно работал факультет повышения квалификации филиала, в котором обучались федеральные судьи, работники федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи и работники аппарата мировых судей, служащие арбитражных судов Российской Федерации. Всего за первые восемь лет функционирования филиала свидетельства о повышении квалификации получили в общей сложности около 3500 чел. На факультете повышения квалификации помимо привычных лекций и семинарских занятий проводились выездные практические занятия на базе Кировского районного суда г. Иркутска и Арбитражного суда Иркутской области. Проводились круглые столы на темы: «Особенности административного судопроизводства», «Организация прохождения гражданской службы», «Организация архива на судебном участке» и др. Занятия проводили не только штатные преподаватели филиала, но и приглашенные судьи Иркутского областного суда, районных судов г. Иркутска, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. Иркутского областного арбитражного суда, государственные служащие Управления Судебного департамента по Иркутской области [23, с. 8-9]. Такой усиленный преподавательский состав позволял на высоком профессиональном уровне проводить деловые игры по гражданским, уголовным и административным делам с учетом их подсудности.
Сложные условия, в которых оказалась российская высшая школа в 1990-е гг., отрицательно сказались и на развитии вузовских научных исследований. В связи с общим улучшением положения в высшем образовании в 2000-е гг. положительные явления происходили и в развитии научно-исследовательской работы. Усилились и требования ВАК к качеству диссертаций. В 2008 г. была проведена работа по пересмотру сети диссертационных советов. Была прекращена практика открытия разовых диссоветов, ликвидированы резервные советы, была запущена, пока только в пилотном режиме, система «Антиплагиат». В результате проведенных мероприятий количество кандидатских диссертационных советов в стране сократилось в 1 5 раз.
В отмеченный период значительно активизировалась научно-исследовательская работа в ИГЭА/БГУЭП. В конце 1980-х гг. в составе вуза было открыто 5 диссертационных советов по защите кандидатских диссертаций по экономическим специальностям. В 2005 г. в БГУЭП успешно функционировали два докторских и четыре кандидатских диссертационных совета по 13 научным специальностям. За 1990-2005 гг. значительно увеличилась численность аспирантов и соискателей и составила 882 чел. С 1986 по 2005 г. было защищено 486 кандидатских диссертаций и 71 докторская. Число докторов наук в этом вузе возросло с 12 чел. в 1990 г. до 81 в 2005 г.
В 1994 г. ИГЭА по заказу губернатора Иркутской области как головная научная организация разработала Концепцию развития производительных сил области в условиях перехода на рыночные отношения. В 1995 г. выполнялась региональная межвузовская научно-техническая программа «Развитие производительных сил Предбайкальского региона».
С 2000 г. в БГУЭП формировались целевые комплексные программы научных исследований, направленных на координацию деятельности научных сил БГУЭП, повышение эффективности и качества хоздоговорных и госбюджетных ПИР. В 2000 г. университет в числе 20 ведущих вузов страны выиграл крупный международный грант Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Это позволило создать совместимые с вузами Европы и США учебные программы. НФПК позволил пройти стажировку в университетах Западной Европы около 40 % профессорско-преподавательского состава.
В 2002 г. коллектив БГУЭП как головная организация в содружестве с НИИ СО РАН, ВСНЦ СО РАМН разработал первые в стране среднесрочные (2002-2005) программы социально- экономического развития Иркутской и Читинской областей. Всего с 1986 по 2005 г. университет выполнил 586 научно- исследовательских тем, из которых 93 % являлись хоздоговорными. В числе фундаментальных работ были выполнены такие, как: «Теоретическое исследование трансформации экономики субъектов РФ», «Проблемы формирования и накопления человеческого капитала», «Развитие межбюджетных отношений на субфедеральном уровне», «Формирование управления финансовой устойчивостью субъектов Федерации в условиях становления бюджетного федерализма» и др. [25, с. 18-19].
В 2008 г. в вузах Иркутской области действовало 25 диссертационных советов. Из них наибольшее количество было в Байкальском государственном университете экономики и права (6), далее – в Иркутском государственном университете и Иркутском государственном техническом университете (в каждом по 5), в Братском государственном университете (3), в Иркутском государственном медицинском университете и в Иркутском государственном университете путей сообщения (2 в каждом) и по одному совету в Иркутском государственном педагогическом университете и в Иркутском государственном лингвистическом университете.
Программные разработки выполнялись на основе координации научных исследований с институтами Иркутского научного центра СО РАН, Российской академии медицинских наук и других научных организаций области. При этом, к сожалению, в бюджете Иркутской области до минимума была сведена строка по научным заказам, разработке программы социально-экономического развития региона. Происходило почти полное отторжение от научных исследований крупных вертикально интегрированных корпораций, работающих на территории Иркутской области. Корпорации не финансировали крупные научно-технологические разработки, не проводили тендеры, т. е. не использовали значительный потенциал вузовской науки [24, с. 39, 41-42].
Одной из тенденций развития высшего образования в 1990- 2000-е гг. в Сибири, как и в стране в целом, явилось расширение международных связей, выражавшихся в установлении постоянных контактов с зарубежными вузами-партнерами. Сибирские вузы сотрудничали с университетами КНР, Республики Корея, Монголии, Германии, Франции, Голландии, США, Японии, Польши и других стран. Сотрудничество выражалось в работе над совместными проектами, участии в международных конференциях и семинарах, научных и языковых стажировках, совместном написании учебников и учебных пособий и совместных научных публикациях.
Широкие международные связи имел Иркутский государственный институт иностранных языков/Иркутский государственный лингвистический университет. Еще в 1990 г. было подписано соглашение между ИГПИИЯ и Университетом Париж-8. К концу 1990-х гг. лингвистический университет сотрудничал уже с 15 зарубежными вузами-партнерами, среди которых Университет Алкола де Энарес (Испания), Университет г. Тьяма (Япония), Педагогический университет г. Далянь (КНР), Университет г. Аньянга (Республика Корея), Педагогический университет г. Ханоя и Центр изучения иностранных языков г. Хайфона (Вьетнам) и др. Кафедра русского языка как иностранного ИГЛУ подготовила телевизионный курс «Так говорят по-русски», который транслировался на весь северо-восточный Китай и занял первое место во Всекитайском конкурсе учебных программ. В лингвистическом университете был создан региональный центр французского языка и культуры, выпускался совместный журнал «Иркутск - Париж» с участием студентов и преподавателей ИГЛУ и Университета Париж-8 [ 1 1, с. 97-99].
Успешно развивались международные связи Иркутского государственного технического университета. В 2001 г. при ИрГТУ был создан Региональный центр международного сотрудничества вузов Иркутской области. В 2002 г. в техническом университете был образован сибирско-немецкий инженерный факультет; был подписан договор о кооперации, позволяющий студентам получить два диплома: ИрГТУ и Университетов Касселя и Ганновера. Окончившие этот факультет студенты могли продолжить образование в германских университетах для получения магистерской степени в области машиностроения и архитектуры [14, с. 6].
Иркутский государственный университет в 2013 г. сотрудничал с 61 зарубежными партнерами из Европы, Азии, Северной Америки и Австралии. Например, в реализации ряда образовательных проектов ИГУ сотрудничал с 1 1 университетами Республики Корея. В рамках образовательного проекта с Корейским фондом (г. Сеул) был создан Центр изучения корейского языка и культуры на базе Международного института экономики и лингвистики ИГУ. Значительно усилилось сотрудничество с вузами КНР: Ляонинским университетом (г. Шэньян), Гуманитарным институтом Северо-Восточного педагогического университета (г. Чанчунь), Чжэнчжоуским университетом, Столичным гуманитарным педагогическим университетом (г. Пекин), Пекинским техническим институтом, Далянским университетом иностранных языков и др.
Более 20 лет успешно развивается проект ИГУ и Университетского колледжа Мэрилендского университета (США). Эта программа одной из первых в России была аккредитована Комиссией по высшему образованию США и аттестована Министерством общего и профессионального образования РФ. Обучающиеся по программе студенты сибирско-американского факультета менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ по завершении обучения получали два государственных диплома- российский и американский. В 2012 г. ИГУ и Университет им. Кристиана Альбрехта (Германия) заключили договор о присуждении двойного диплома по направлению «Экология и природопользование». Помимо этого университета постоянными европейскими партнерами ИГУ являются: Университет Пассау (Германия), Университет им. Адама Мицкевича (г. Познань, Польша), Савойский университет (г. Шамбери, Франция), Реннский институт политических исследований (Франция), Швейцарский институт прикладных наук и технологий, Университет Зальцбурга (Австрия) [8, с. 18-19].
В 2003 г. в Сибирском федеральном округе, по официальным данным, функционировало 114 вузов, в которых обучалось более 820 тыс. студентов. Удельный вес СФО по количеству вузов составил 11,1 % (для сравнения: только в одной Москве – 10,7 %). В Уральском федеральном и Дальневосточном федеральном округах этот показатель соответственно равнялся 7,2 % и 5,8 % [2, с. 361]. Таким образом, вновь, как и на рубеже XIX- XX вв., наблюдается тенденция опережающего развития высшего образования в центре страны по сравнению с восточными окраинами.
Какие изменения, кроме вышеотмеченных, произошли в высшем профессиональном образовании в Иркутской области в первое десятилетие нынешнего века?
С 2000 г. в Иркутске открылся Восточно-Сибирский филиал Российской академии правосудия (ВСФ РАП). Академия была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. в целях реализации федеральной программы «Развитие судебной системы России». Функции учредителей были возложены на Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. ИСФ РАП призван обеспечить потребности 7 субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, в подготовке специалистов для судебной системы.
В соответствии с решениями учредителей 60 % мест финансируется из федерального бюджета, выделяется для целевого приема в академию по направлениям от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в рамках целевой контрактной подготовки, вce учебные программы РАП и ее Восточно-Сибирского филиала ориентированы на судебную практику [23, с. 1—2].
К сожалению, в первое десятилетие XXI в. высшая школа Иркутской области лишилась одного из старейших высших военных учебных заведений России. 24 декабря 2008 г. Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал правительственное постановление, в котором содержался пункт о реорганизации и передислокации Иркутского высшего военно-авиационного института в г. Воронеж.
Годом основания института считается 1931 г. Тогда был создано военно-авиационное училище, которое позднее стало полнопрофильным заведением военно-воздушных сил, где были сосредоточены все основные факультеты по подготовке авиационных инженерных кадров. Была создана мощная учебно-лабораторная база, сформирован профессионально подготовленный кадровый преподавательский состав. В 1975 г. училище повысило свой статус, оно стало первым учебным заведением в системе военно-учебных заведений ВВС, переведенных из средних специальных в высшие.
Распад Союза ССР, резкое падение престижа военной службы, стремительное снижение уровня благосостояния офицеров в 1990-е гг. отрицательно сказались на положении ИВВАИУ. Из-за отъездов в бывшие союзные республики и увольнений число ученых института уменьшилось более чем на одну треть. Резко снизился конкурс в военный вуз. Тем не менее в 1992 г. был произведен первый набор курсантов по специальности «Эксплуатация и ремонт авиационного вооружения». Вуз вступил в завершающий этап создания полнопрофильного военно-учебного заведения ВВС в восточных районах страны. Большое внимание уделялось научно-исследовательской работе преподавательского состава и курсантов. Несмотря на сложности, в которых оказались общество и армия в 1990-е гг., Иркутское ВВАИУ с 1995 по 1999 г. занимало 2-3-е места среди вузов ВВС и Министерства обороны РФ по научной работе.
Однако в период печальной памяти «сердюковских реформ», названных так по имени тогдашнего министра обороны РФ А. Сердюкова, Иркутское ВВАИУ, в числе других военных учебных заведений страны, прекратило свое существование. На основании указанного выше правительственного постановления 31 декабря 2008 г. была принята директива МО РФ о начале работ по передислокации училища в Воронеж. Основные работы в спешном порядке были проведены до 12 января 2009 г., после чего 77-летняя история ИВВАИУ закончилась. Для Иркутской области и г. Иркутска это явилось невосполнимой потерей. За годы существования Иркутское ВВАИУ подготовило свыше 65 тыс. авиационных специалистов. Среди выпускников училища 14 Героев Советского Союза и один Герой России, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, руководители инженерно-авиационной службы ВВС. После переезда училища в Воронеж около 80 % преподавательского состава остались в Иркутске [20, с. 281-286; 17, с. 99-102].
В 2009/10 учебном году подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Иркутской области осуществляли 35 образовательных учреждений, в том числе 11 государственных вузов, 16 филиалов государственных вузов, 4 негосударственных вуза и 4 филиала негосударственных вузов. В этих вузах и филиалах трудилось более 5 тыс. преподавателей. Обучалось более 135 тыс. студентов всех форм обучения, в том числе более 108 тыс. составляли студенты государственных вузов (80 %), более 16 тыс. студентов - филиалов негосударственных вузов (12 %) и более 10 тыс. студентов - негосударственных вузов и филиалов негосударственных вузов (8 %). Подготовка осуществлялась в общей сложности по более 200 специальностям и направлениям.
Среди всех студентов около 60 % обучались на платной основе. Показатель численности студентов на 10 тыс. населения равнялся 541, что превышало общероссийский. Ежегодно вузы области выпускали более 20 тыс. специалистов, в том числе более 11 тыс. специалистов дневной формы обучения, по общетехническим, экономическим, естественно-научным, гуманитарным и иным специальностям. По количеству студентов Иркутская область входила в первую тройку по Сибирскому федеральному округу. Область относится к числу субъектов Российской Федерации, в котором специалисты с высшим образованием составляют значительную часть в общем числе занятого трудоспособного населения в регионе [21, с. 12, 15].
На начало 2010/1 I учебного года Иркутская область занимала второе место в Сибирском федеральном округе по совокупному количеству вузов, уступая только Новосибирской области. Это соотношение распространялось и на количество студентов в вузах [10, с. 54].
По-прежнему лидирующие позиции среди высших учебных заведений Иркутской области занимали Иркутский государственный университет, Байкальский государственный университет экономики и права, НИ Иркутский государственный технический университет. В 2010 г. по результатам отбора ИрГТУ была присвоена категория «Национальный исследовательский университет» на 10 лет. Финансирование из федерального бюджета в течение первых 5 лет выполняется в размере 1 800 млн руб.
В 2008 г. в Иркутском государственном университете преподавали более 900 преподавателей, из них 156 докторов наук, 480 кандидатов наук, 4 действительных члена РАН, 2 члена- корреспондента РАН, иностранные преподаватели из КНР, Республики Корея и США. В 2006 г. ИГУ успешно прошел государственную аттестацию и аккредитацию. В соответствии с действующей лицензией ИГУ предоставлено правоведения образовательной деятельности по 26 направлениям и 42 специальностям [27, с. 12-13].
По комплексному рейтингу, который проводился среди экономических и юридических вузов Российской Федерации в 2007 г., БГУЭП занимал 5-е место. Это очень высокий показатель.
В составе вуза насчитывалось 14 факультетов, на которых осуществлялась подготовка по 32 специальностям. В университете действовало 3 самостоятельных юридических факультета: факультет гражданского и предпринимательского права; судебно-следственный факультет и факультет государственного и международного права.
В 2008 г. в Байкальском государственном университете экономики и права обучалось более 25 тыс. студентов. Университет входил в число 5 % вузов Российской Федерации, которые имели численность студентов более 15 тыс. чел. Кроме того, в БГУЭП обучалось около 600 аспирантов. Такую мощную аспирантуру и сеть советов по защите диссертаций в Сибири имели только Томский государственный университет и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Каждый год в БГУЭП защищалось около 70-80 соискателей ученых степеней; это был самый высокий показатель в Иркутской области.
Более трех четвертей преподавателей университета имели ученые степени кандидатов и докторов наук. При этом следует отметить, что «остепененные» преподаватели достаточно молоды. Например, средний возраст доктора наук составлял 44 года (по стране - 65 лет), а кандидата наук - 33-34 года [ 18, с. 7-9].
В 2010 г. в Байкальском государственном университете экономики и права трудилось свыше 1 тыс. преподавателей, из них 117 докторов наук, профессоров (в 1985 г. таковых было всего 6), 175 кандидатов наук, доцентов. В университете обучалось более 27 тыс. студентов и магистрантов, включая обучающихся в филиалах, расположенных в Братске, Усть-Илимске, Чите и Якутске. В аспирантуре и докторантуре обучалось 700 чел. Работало 6 докторских советов, среди них докторский совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук [22, с. 10].
В 2011 г. ИГУ вошел в число 55 вузов Российской Федерации, ставших победителями конкурса Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В университете был создан уникальный телескоп, установленный в Тункинской долине (Республика Бурятия). По количеству опубликованных научных трудов университет опережал другие вузы области в 2 раза. В ИГУ издавались 4 журнала с грифом ВАК. Около 300 студентов получали оксфордские стипендии, а 6 студентов стали стипендиатами Президента РФ.
Братский государственный университет в 2011 г. победил в конкурсе программы «Формирование единой инновационной среды севера Иркутской области и зоны БАМ». Университет получил финансирование в объеме 8,5 млн руб. сроком на 2 года.
По объемам научно-исследовательской работы среди вузов области в 2011 г. на первом месте шли НИ ИрГТУ и ИрГУПС, а по объемам заказов - НИ ИрГТУ и ИГУ. По объемам научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ лидировали ИГУ и Восточно-Сибирская государственная академия образования (ВСГАО). ИрГТУ, ИрГУПС, БГУЭП выполняли объемы НИОКР по заказу отечественных и зарубежных организаций. В каждом вузе области, кроме ВСИ МВД РФ, имелась аспирантура [28].
В 2013 г. Иркутский государственный университет отметил свое 95-летие. Это - первенец высшего профессионального образования не только в Иркутской области, но и в Восточной Сибири. В составе университета находилось:
Структурными подразделениями ИГУ также являются: Научная библиотека, созданная в 1919 г., в фондах которой находятся более 3 млн единиц хранения; Астрономическая обсерватория, возникшая в 1931 г.; единственный в регионе Ботанический сад, созданный в 1940 г.; Межрегиональный институт общественных наук (МИОН), образован в 2002 г.; Научно-исследовательский центр (НОУ) «Байкал», образованный в 2006 г. в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы». При этом ИГУ входит в число 7 российских университетов, имеющих в составе одновременно НОУ и МИОН. Кроме этого, в составе ИГУ функционируют центр повышения квалификации и переподготовки специалистов; территориально-распределительная сеть из 10 учебно-научных станций и полигонов на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Монголии, а также инфрокоммуникационная сеть, включающая 30 км оптоволокна, и радиосеть в Иркутске [26, с. 30-31].
Одной из приоритетных общегосударственных задач настоящего периода является переход на инновационное развитие. Эта задача поставлена перед высшими учебными заведениями страны, является одним из базовых показателей эффективности их функционирования.
Инновационное развитие Иркутского государственного университета получило свое дальнейшее развитие. Университет предоставляет широкий спектр инновационных продуктов: научно-образовательных, гуманитарных, просветительных, технологических и информационных.
Своеобразной площадкой для инновационного пути развития стал Научно-исследовательский Иркутский государственный технический университет. В 200Ц г. был создан Технопарк ИрГТУ, призванный решать самые актуальные научно-технические проблемы промышленных предприятий региона. Каков же путь решения этих проблем? Это создание условий для деятельности малого инновационного предпринимательства, привлечение преподавателей вуза к инновационной деятельности, передача разработок инновационных продуктов предприятиям, создание конкурентоспособных и импортозаменяющих технологий, товаров и услуг, а также подготовка кадров.
Уже при создании Технопарк ИрГТУ имел сложную организационную структуру. Он включал инкубатор малого бизнеса; предприятия, приглашенные для сотрудничества; малые предприятия, созданные университетом и предоставляющие информационные, юридические, маркетинговые, бухгалтерские и иные услуги; IT-структуры; региональные инновационные структуры; проблемные лаборатории и другие структуры, создаваемые для решения конкретных задач. В состав Технопарка, таким образом, в 2000 г. входило 10 предприятий наукоемкого бизнеса: 5 IТ- структур; 6 проблемных, исследовательских и испытательных лабораторий; 8 учебно-научно-производственных центров; 2 проектных бюро [12, с. 2].
Основой инновационного развития стало решение задачи подготовки специалистов, способных создавать и производить конкурентоспособную и рентабельную продукцию, создавать и осваивать новые технологии. В соответствии с этим совершенствовались учебные планы; при этом учитывались уровень развития науки и техники, требования работодателей, внедрялись новые формы и методы обучения.
В дальнейшем структура Технопарка развивалась. Появились корпоративные учебно-исследовательские центры ОАО «ТНК-ВР» и ОАО «Иркутскэнерго», фирменные лаборатории, созданные ОАО «Бурятзолото», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ЗАО «Алроса», ОАО «Саянскхимпласт», ОАО «Полиметалл» и др. Преподаватели и сотрудники вуза, НИИ и промышленных предприятий, а также лучшие студенты обучались в школе инновационного менеджмента, созданной при поддержке областной администрации на базе ИрГТУ.
Развитие всей инновационной деятельности происходило на базе Технопарка, который включал в себя: 16 предприятий наукоемкого бизнеса, 8 региональных инновационных структур, 12 IT-центров, центр управления интеллектуальной собственностью, а также учебно-научные производственные центры и сервисные службы университета. Технопарк ИрГТУ, ставший своеобразной визитной карточкой технического университета, успешно решал следующие задачи: проводил маркетинговые исследования; выполнял научные исследования; осуществлял подготовку кадров для инновационной деятельности; создавал наукоемкие технологии; занимался коммерциализацией наукоемких технологий и результатов инновационной деятельности.
Одной из структур, которые осуществляли создание высоких технологий в ИрГТУ, стал Байкальский центр нанотехнологий (БЦНТ). Центр проводил фундаментальные и прикладные исследования в области нанотехнологий; создавал и внедрял новые технологии для развития экономики Иркутской области и Республики Бурятия; готовил специалистов по направлению нанотехнологии - кадровое сопровождение новых технологий; осуществлял использование уникального лабораторного оборудования. При этом деятельность БЦНТ основывалась на интеграции ИрГТУ с академическими институтами Иркутского научного центра СО РАН и Бурятского научного центра СО РАН, институтами Сибирского отделения РАН, высшими учебными заведениями и предприятиями Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края [5, с. 28-29].
Успешной следует признать реализацию программы инновационного развития БГУЭП. В целях перехода БГУЭП на инновационно-образовательные технологии в 2007 г. был создан межрегиональный инновационно-технологический центр социально- экономического проектирования «Технопарк БГУЭП». В его состав были включены основные образовательные подразделения университета (факультеты и кафедры), на базе которых создали бизнес-инкубаторы, в том числе виртуальные, по формированию компетенции студентов и проведения НИР.
Целевой комплексной программой научных, исследований БГУЭП предусмотрено расширение участия ученых вуза в международных научных программах, экономических, юридических и гуманитарных исследованиях и образовательных проектах, участие в решении задач социального, научно-технического и экономического развития субъектов Федерации Сибирского федерального округа.
БГУЭП одним из первых вузов Иркутской области начал подготовку нового, более высокого уровня высшего образования – магистратуры. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» БГУЭП впервые в стране с 1 сентября 2006 г. начал реализовывать инновационный научно-образовательный проект по подготовке магистров по направлению «Менеджмент» по программе «Управление человеческими ресурсами» на базе педагогического состава директоров, завучей и учителей школ г. Иркутска. Этот проект соответствовал времени и отвечал требованиям Министерства образования и науки РФ [25, с. 12, 20,22].
Одной из актуальных проблем современного этапа развития высших учебных заведений является проблема взаимодействия с работодателями и трудоустройства выпускников. В 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». В соответствии с законом взаимодействие вузов и работодателей должно происходить в следующих формах: участие представителей работодателей в разработке и экспертизе федерального государственного образовательного стандарта, особенно в части профессиональных программ и компетенций; рейтингование вузов; прогнозирование потребностей в специалистах; целевая подготовка специалистов; создание корпоративных университетов и программ дополнительного образования; прямая поддержка фирмами вузов в части организации учебного процесса.
Другими формами взаимодействия работодателей с администрациями вузов являлись и являются заключение договоров с предприятиями и другими хозяйствующими субъектами на обучение студентов. Например, в ИГУ в 2008 г. действовало 615 таких договоров, по которым проходило обучение 643 чел., по программам повышения квалификации - 101 договор (обучалось 207 чел.).
Сотрудники Института социальных наук ИГУ в 2008 г. провели экспертный опрос среди работодателей Иркутской области. Исследование показало следующие результаты. Для работодателей наиболее значимыми явились такие качества выпускников:
Однако проведенный опрос выявил и весьма тревожную оценку: по мнению работодателей, выпускникам иркутских вузов не хватало, прежде всего, профессиональных знаний для эффективной работы в их организациях. На это указали 29,3 % экспертов [6, с. 212, 217].
Какие же общие факторы в развитии высшего профессионального образования в Иркутской области являются наиболее характерными для современного периода?
Это возрастание роли и требований работодателей к выпускникам вузов, что влечет усиление практической направленности обучения. Следует отметить, что вузы области хорошо понимают эту тенденцию и адекватно на нее реагируют. Хороший пример подает НИ ИрГТУ, который тесно взаимодействует с такими ведущими предприятиями региона, как «Иркутскэнерго», «ТНК-ВР», «Иркутский авиационный завод», «Нитол», «Саянскхимпласт» и другими по вопросам трудоустройства своих выпускников.
Следующий фактор - это повышенный и не всегда обоснованный спрос абитуриентов на такие специальности и направления подготовки, как юриспруденция, экономика и менеджмент. В результате абитуриенты поступают на эти специальности любой ценой, даже в те вузы и филиалы, которые не имеют достаточных ресурсов (преподавательских, учебно-методических, материальных баз и др.) для качественной подготовки студентов.
Введение ЕГЭ при всех его положительных и отрицательных сторонах привело к тому, что многие абитуриенты с высокими показателями единого экзамена стали предпочитать более престижные вузы других субъектов Федерации, прежде всего Москвы и С.-Петербурга.
Каковы же возможные решения этих и других проблем? Это открытие новых перспективных направлений подготовки бакалавров и магистров в соответствии с потребностями социально- экономического развития Иркутской области и сопредельных регионов (Республика Бурятия, Забайкальский край и др.). Необходимо создавать университетские комплексы непрерывного образования. Актуальной задачей остается разработка и реализация крупных образовательных проектов федерального значения. В связи с усилением требований работодателей к выпускникам вузов необходимо продолжать работу и находить новые формы взаимодействия вузов и работодателей. Целесообразно реализовывать научно-образовательные технологии передовых стран Запада и Востока, используя для этого все формы международного сотрудничества.
1. Абитуриент 2000. Весенний выпуск. - Иркутск. 2000. - 163 с.
2. Водичев Е. Г. Высшая школа на востоке России / Е. Г. Водичев, Н.П. Коробкова, А. В. Литвинов // Историческая энциклопедия Сибири. - Новосибирск. 2009. - Т. I. - С. 355-362.
3. Вост.-Сиб. Правда (газета).
4. Высшие и средние специальные заведения Иркутской области. 2001. - Иркутск. 2002. - 52 с.
5. Головных И. М. Инновационный путь развития ИрГТУ // Инновационный форум-2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009. - С. 28-29.
6. Грабельных Т. И. Новая роль университета в инновационном развитии региона и механизмы взаимодействия с работодателями // Инновационный форум-2009 : материалы форума-выставки. -Иркутск, 2009. - С. 210-283.
7. 25 лет. Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта. Летопись. 1975-2000 гг. - Иркутск : [б. и.], 2000. - 118 с.
8. 95 лет ИГУ. Образование на все времена [буклет]. — Иркутск, 2013.
9. Демина А. Л. Состояние высшего образования в Иркутской области в условиях рыночных отношений // Современные проблемы социально- экономической сферы. - Иркутск, 2002. - С. 25-28.
10. Зуляр Ю. А. Проблемы и тренды российского высшего образования, и их иркутские интерпретации// Иркут, ист.-экон. ежегодник-2013. - Иркутск, 2013.-С. 47-57.
11. Иркутский государственный лингвистический университет: ист. очерк. - Иркутск : ИГЛУ, 1998. - 200 с.
12. Иркутский государственный технический университет - университет инновационного типа. - Иркутск : ИрГТУ, 2001. - 80 с.
13. Иркутский государственный университет. 95 лет. Образование на все времена [буклет]. - Иркутск. 2013.
14. Иркутскому государственному техническому университету - 75 лет! // Современный университет: образование, наука, культура: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2005. - С. 3-9.
15. Иркутский университет (газета).
16. Ключевые проблемы перехода Иркутского государственного университета на новую модель образования (по результатам социологических исследований) / Т. И. Грабельных [и др.]. - Иркутск : НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2008. - 120 с.
17. Лежанкина Ю. К истории ИВВАИУ // Иркутск в истории России : материалы студ. науч.-практ. конф. / гл. ред. В. М. Левченко ; отв. ред. Д. М. Курышов. - Иркутск, 2011. - С. ??
18. Малакшанов К. Л. Мы все родом из БГУЭП / К. Л. Малакшанов. И.Н. Щербакова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП. 2008. - 80 с.
18. Наумов И. В. Гуманитаризация высшего технического образования в Иркутском государственном техническом университете в 1990-е гг.// Иркут, нст.-экон. ежегодник-2008. - Иркутск. 2008. - С. 389-393.
19. Островский Г. А. Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) (1975-1998 гг.)// Иркут, ист.-экон. ежегодник-2007. - Иркутск, 2007.-С. 281-286.
20. Пашков В. И. Роль научно-образовательного комплекса Иркутской области в социально-экономическом развитии региона // Инновационный форум - 2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009. - С. 11-17.
21. Рачков М. П. С юбилеем, дорогой БГУЭП! / М. П. Рачков, И.Н. Быкова//Ист.-экон. Ежегодник-2010. - Иркутск, 2010. - С. 6-11.
22. Российская академия правосудия. Восточно-Сибирский филиал. - Иркутск : [б. и.]. 2008. - 16 с.
23. Самаруха В. И. Перспективы развития вузовской науки в регионе // Инновационный форум - 2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009. — 39-46.
24. Самаруха В. И. Развитие научно-исследовательской деятельности в БГУЭП : ист. аспект// Иркут, ист.-экон. ежегодник - 2010,- Иркутск, 2010. — С. 11-23.
25. Смирнов А. И. Классический университет как инновационный центр для устойчивого развития Байкальской Сибири / А. И. Смирнов, А. В. Аргучинцев // Инновационный форум - 2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009.-С. 30-33.
26. Смирнов А. И. Прошлое, устремленное в будущее: Иркутский классический... / А. И. Смирнов, В. Н. Казарин, Ю. С. Пархоменко // Alma mater: дыхание века: к 90-летию Иркут, гос. ун-та / ред. и сост. С. И. Гольдфарб ; вступ. ст. А. И. Смирнова, В. Н. Казарина. Ю. С. Пархоменко. - Иркутск, 2008. - С. 11-21.
27. Текущий архив Совета ректоров Иркутской области.
28. Устремленный в будущее. Иркутский государственный университет путей сообщения: 1975-2010. - Иркутск : ИрГУПС, 2010. - 197 с.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей