Новости

История. Трансграничные мигранты в городском пространстве Приангарья // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 2 (2012)

Вы здесь

Историю региона можно - и нужно - рассматривать с раз­личных позиций, применять максимально разнообразную иссле­довательскую оптику. Чрезвычайно важно изучать регион как административную единицу, понимая регион как население тер­ритории, объединенное и управляемое некой властной структу­рой. Тогда в треугольнике территория - население - власть на первом плане будет, естественно, власть как организующий, на­правляющий и управляющий элемент конструкции. Однако реги­он может рассматриваться и как историко-культурная провинция, обладающая спецификой уклада и образа жизни людей. Эта спе­цифика формируется всей жизнью, деятельностью, особенностью социальных связей предшествующих поколений людей, населяв­ших эту территорию. Важной ее составной частью является и ре­гиональная самоидентификация людей, взгляд на себя и окружающих в том числе и как на представителей особого сообщества.

Исходя из этого, Прибайкалье можно рассматривать как Ир­кутскую область (исторически – Иркутскую губернию) [14], а можно видеть в нем часть Азиатской России, историко-культурной провинции, чьей важнейшей характеристикой является пересе­ленческий характер общества. При таком подходе на первый план исследовательского внимания сразу выходит проблема ми­грации, мигрантов, их роли в обеспечении развития, да и самой жизнедеятельности сибирского общества как переселенческого, сложившегося в ходе многовекового синтеза гетерогенного пере­селенческого населения с не менее разнородным аборигенным. Миграции всегда были, есть и останутся в обозримом будущем жизненно важным фактором формирования, развития, самого его существования. Они динамично определяли - и будут определять – ключевые параметры и характеристики этого общества. Учитывая же экономическое и геополитическое место региона в России и в мире, динамика его этнокультурного развития - это проблема общемирового значения.

Поэтому совершенно не академичен вопрос- вносят ли постсоветские миграции нечто принципиально новое в развитие переселенческого общества востока России, заложена ли в них потенция к его радикальному изменению. Мощные потоки транс­граничных миграций из «старого» и «нового» зарубежья сформи­ровали в России совершенно новый элемент экономической, со­циальной, общественно-политической жизни. Россия превраща­ется в страну мигрантов, и ее общество под воздействием этого неизбежно меняет свой облик. Это сложный, чрезвычайно болез­ненный процесс, требующий, помимо всего прочего, постоянного мониторинга и тщательного анализа. Особенного внимания за­служивает ситуация в Сибири, шире - на востоке России. В со­временной «Азиатской России». И не только потому, что она не­посредственно граничит с основными миграционными донора­ми - Китаем и Центральной Азией. Сюда и через нее текут оттуда полноводные миграционные потоки. Хотя и этот аспект пробле­мы чрезвычайно важен.

Некоторые параметры новизны очевидны, и они, так или иначе, подвергаются рефлексии в обыденном сознании, общест­венно-политических дискуссиях и научных исследованиях. Уни­кальны масштабы миграционных потоков, их динамика и расту­щая зависимость от них принимающего общества. Уникальна роль трансграничных трудовых миграций- никогда Россия не принимала столько мигрантов из-за рубежа. Иностранное проис­хождение мигрантов означает не только высокую степень их культурной чужеродности, но и возможное наличие привнесен­ных с родины и/или выработанных в процессе миграции меха­низмов социальной организации, власти, контроля и регулирова­ния, трудно совместимых с российскими реалиями. Не говоря уже о сложнейших проблемах их правового статуса, натурализации.

За спинами мигрантов (особенно китайских) очень многим постоянно видится страна их исхода, представляющая в глазах значительной части общества реальную или потенциальную уг­розу. Диапазон этих представлений велик - от вполне рациональ­ного анализа интересов, ресурсов, тенденции внутренней и внеш­ней политики до иррациональных страхов и фобий. Наличие та­кой настороженности (вне зависимости от степени ее обоснован­ности) также является важнейшим фактором современной мигра­ционной ситуации и общественно-политических настроений в обществе вообще.

Однако объект внимания данной главы несколько иной. Ее основная задача – посмотреть, изменилась ли, а если измени­лась - то как, городская среда региона под воздействием мигра­ционного фактора. Появились ли новые элементы городского пространства, если да - каковы их функции, механизмы форми­рования, логика взаимодействия с городским сообществом и от­дельными его структурами и сегментами.

Особую важность этому объекту исследования придает пре­имущественно городская направленность современных миграци­онных потоков вообще и трансграничных в особенности. В этом принципиальное отличие от дореволюционной ситуации, когда аграрная миграция играла огромную роль, когда значительная масса мигрантов деревенского происхождения формировали сельское население и на новом месте. Это предполагало возможность и необходимость трансплантации привычного уклада жиз­ни, хозяйственных практик и традиций, групповой, общинной модели социальной организации. С другой стороны, их приток часто увеличивал давление на ограниченные по условиям при­родные ресурсы и провоцировал борьбу за них. В условиях этни­ческой и культурной чужеродности новичков эта борьба могла принимать форму межэтнических конфликтов.

Город же куда более анонимен и индивидуалистичен, чем де­ревня, основной ресурс в нем - не природный, а создаваемый людь­ми, сами эти люди. Следовательно, массовый приток сюда новых лю­дей может и не вести к усилению конкуренции и борьбе за ресурсы.

При этом необходимо учитывать, что и без мигрантов город качественно меняется в постсоветскую эпоху. Диапазон перемен огромен - от элементов нового архитектурного облика до качест­венных изменений в социальной структуре и организации. За­метные сдвиги наблюдаются и в самих функциях городов, в их роли в жизни страны в целом.

Основная гипотеза этой главы состоит в том, что в результа­те массовых трансграничных миграций возник новый сегмент городского пространства в городах Сибири. И так как город - это не просто конгломерат зданий, сооружений и коммуникаций, а чрезвычайно сложная система человеческих и социальных связей и отношений, то можно выделить несколько сторон, составляю­щих этого нового феномена. Они находятся друг с другом в очень сложных связях и взаимозависимостях.

1.    Точка отсчета. Особенности исторической традиции

Несмотря на новизну феномена, он накладывается на уже существующую историческую традицию, в чем-то продолжая ее, в чем-то меняя. Новизна феномена определяется и уникально­стью роли именно трансграничных миграций, и особенностями этносоциального и политического развития позднеимперской и социалистической эпох.

В дореволюционную эпоху иноэтничные и инорелигиозные (относительно русского и православного большинства) мигранты могли быстро растворяться в общей городской среде, а могли и формировать в ней свои особые сегменты. Это могли быть рели­гиозные общины с собственной развитой инфраструктурой (хра­мы, кладбища, школы, благотворительные учреждения, институ­ции), места жилищной концентрации, особые экономические ни­ши, особый юридический статус и т. д. Это вполне органично вписывалось в общий сословный тип организации общества во­обще и городского пространства в частности.

Трансграничные миграции, представленные китайцами и ко­рейцами («желтыми» - в преобладающих представлениях и кате­гориях той эпохи), привели к формированию мест их жилищной и деловой концентрации («китайские слободки», «китайские кварталы»), особому типу их экономической деятельности, обра­зованию специфических экономических ниш. Специальные пра­вовые режимы для мигрантов подкреплялись эффективным функционированием мощных общинных структур, которые осуществ­ляли помимо этнокультурных и конфессиональных функций еще и задачи внутреннего контроля, регулирования, социального кон­троля и санкций. Огромная по масштабам Дальнего Востока чис­ленность мигрантов, полная экономическая зависимость от них региона, соседство «спящего гиганта» - Китая и динамично разви­вающейся и агрессивной Японии вели к тому, что мигранты посто­янно присутствовали в информационном пространстве страны, были предметом постоянных дискуссий, идеологической и поли­тической борьбы, административных практик и законотворчества.

Однако советская эпоха, особенно со времен «великого пе­релома», привела к радикальному изменению ситуации. Транс­граничные мигранты были частично выдавлены за границу, час­тично подвергнуты репрессиям (аресты, коллективные депорта­ции и т. д.). Они исчезли из жизни страны вообще и городского пространства в частности. Остались только в быстро ослабеваю­щей исторической памяти. Противоречивые эксперименты в об­ласти «национального строительства» исключали возможность этнической самоорганизации и нормальной религиозной жизни. Этнические проблемы считались неудобными для публичного обсуждения и рефлексии. Принадлежность к некоторым этниче­ским группам, тем более манифестация такой принадлежности, могли доставить крупные жизненные неприятности (вплоть до коллективных репрессий по отношению к немцам во время Вто­рой мировой войны). Государство, осуществляя крупные внутри­государственные миграционные проекты на востоке страны, вы­работало и эффективные формы и механизмы адаптации мигран­тов, препятствующие развитию их коллективной субъектности и возможности самоорганизации. Только к концу советской эпохи возобновляется (и то в крайне ограниченных размерах) деятель­ность синагог и мечетей, маркирующих не только конфессио­нальные, но и этнические элементы городского пространства.

В качестве нового - и в перспективе чрезвычайно значимо­го — этнического и миграционного сегмента городского про­странства позднесоветских сибирских городов стало появление на их «колхозных рынках» торговцев овощами, фруктами и цве­тами из различных регионов Северного Кавказа и особенно За­кавказья. В массовом сознании принимающего общества они бы­ли выделены (и тогда уже стигматизированы) как «кавказцы» или «лица кавказской национальности». Полулегальная рыночная специализация, осуждаемая массовым общественным мнением и официальной идеологией рыночная ментальность и образ жизни, выделяющийся стиль поведения в сочетании с непривычными этнокультурными элементами сделали их предметом пристально­го и недоброжелательного общественного внимания. Формиру­ются элементы того феномена, который позднее стал называться «кавказофобией» [11, с. 461-468].

В целом же присутствие мигрантов в городском пространст­ве советского сибирского города было сведено к исчезающему минимуму, что находилось в разительном контрасте с эпохой поздней Империи. Хотя отдельной проблемой в этом смысле яв­ляются города, полностью созданные мигрантами- это новые города при огромных стройках (типа Усть-Илимска, Саянска). Но это были мигранты внутренние, примем этнически разнородные. Таким образом, современный город в своем развитии получил крайне противоречивое наследие и разнонаправленные традиции. При этом дореволюционная традиция осталась только в истори­ческой памяти и мифологии.

2.    «Гнезда». Проблема экономической и жилищной сегре­гации мигрантов

Массовое присутствие трансграничных мигрантов в совре­менных сибирских городах, огромное значение в их жизни диаспоральных практик адаптации через опору на группу и ее ресур­сы привели к формированию ими специфических анклавов в го­родском пространстве. Иногда это видимые при непосредствен­ном наблюдении и соответствующим образом называемые, ино­гда виртуальные, но при этом вполне реальные и эффективно функционирующие феномены.

Начнем с вещей очевидных, с тех элементов присутствия мигрантов, которые видны и/или которые маркируются в качест­ве таковых жителями города. Речь идет прежде всего о видимых, территориально локализованных, местах концентрации мигран­тов, связанных со спецификой их жизни и трудовой деятельности.

И по значимости для жизни города, и по видимой открыто­сти и заметности, и по интенсивности реакции на их присутствие стоит начать этот анализ с «этнических», прежде всего «китай­ских рынков» [7; 12; 18; 20-22]. Их появление стало результатом взаимодействия нескольких мощных процессов. Распад совет­ской системы снабжения, интенсивное формирование рыночной экономики привели к тому, что огромную роль в экономической жизни и системе жизнеобеспечения города стали играть рознич­ные и мелкооптовые открытые рынки. Их историческими пред­шественниками были «колхозные» продуктовые и вещевые рын­ки («барахолки»). Сюда устремилась и деловая энергия значи­тельной части трансграничных мигрантов. Очень быстро их при­сутствие вылилось в переформатирование старых рынков на эт­нической основе (формирование в них китайских, вьетнамских, киргизских, кавказских и т. д. рядов) и в образование новых сразу на этнической основе.

Часто (хотя и не всегда) они имели «говорящие» названия - «Шанхай» (или «шанхайка»), «Маньчжурия», «Китайский ры­нок» в Иркутске например. Их «китайскость» определялась пре­жде всего соответствующим взглядом горожан, хотя практически всегда на них торговали и некитайцы. Этот взгляд формировался не случайно. Базовыми элементами китайского рынка являются китайские товары, китайский менеджмент (как правило, неформальный, но действенный и эффективный), китайские капиталы и китайские торговцы. Иногда наблюдается полный набор этих элементов (как на иркутской «шанхайке»), иногда сочетание час­ти из них. Так, на китайских рынках Новосибирска и Екатерин­бурга сравнительно невелико присутствие китайских торговцев. Это можно объяснить тем, что основная масса товаров поступает через государства Центральной Азии, что делает более эффек­тивным использование посреднических услуг их жителей. Но ки­тайские товары и управление - это те необходимые элементы, которые делают рынок китайским в глазах горожан. «Китай­скость» рынков - это бренд, ее подчеркивают не только назва­ниями, но и элементами оформления, дизайна.

По мере социально-экономического развития России роль «китайских рынков», как и роль открытых рынков вообще, меня­ется: они теряют свою ключевую роль, оттесняются бурным раз­витием современных торговых форматов (гипермаркеты, моллы, пассажи и т. д.). Это совершенно не означает вытеснения китай­ских мигрантов из торговли. Они оперативно и динамично меня­ют и собственные формы, методы деятельности, переходят в новые форматы. При этом концентрация их обычно сохраняется. Сохраняется и функция «ядра» у торговых площадок, места дело­вого и культурного взаимодействия китайских мигрантов города. Не все китайцы города занимаются бизнесом, далеко не все де­лают это на «китайском рынке». Но именно через них они связа­ны и организованы - экономически и социально. Здесь концен­трируются предприятия этнического общепита, развлекательные учреждения (от собачьих бегов до казино), здесь можно получить разнообразный набор необходимых услуг.

Не уменьшается и их роль как «места встречи» - уникальной площадки обыденного, массового, постоянного и повседневного контакта людей разных культур. Крупные рынки посещают тыся­чи человек в день. Сложности межкультурного контакта и массо­вые антимигрантские предубеждения отступают здесь перед со­ображениями взаимной полезности. Люди здесь не просто про­дают и покупают, торгуются - они вступают в контакт, привыка­ют к обыденности и полезности присутствия «иного». Постепен­но это «иное» интегрируется, становится частью своего, привыч­ного уклада жизни. Не исчезая при этом в качестве особого сег­мента городской жизни, городского пространства. Кроме покупа­телей с такими рынками тесно связано много обслуживающих их лиц из числа местных жителей - тех, кто сдает квартиры под жи­лье и склады товаров, организует услуги такси, работает наем­ными продавцами, осуществляет посреднические, консультатив­ные и охранные функции.

Функции «места встречи» в какой-то мере выполняют и предприятия «этнического общепита» - многочисленные кафе, рестораны, бистро и т. д., позиционирующие себя как этнические. Они могут предлагать национальную кухню, персонал (особенно поваров), дизайн, название. Очень часто это просто бренд - и этничность заведения ограничивается элементами оформления. Иногда наоборот - ни название, ни оформление не декларируют этнического характера, но оно становится местом регулярных контактов и общения земляков. В любом случае эти предприятия вводят иные культуры в городской контекст в качестве его собст­венной и уже необходимой части. «Иная культура» перестает быть «чужой», она становится частью собственной.

Рынки не являются единственными местами деловой кон­центрации мигрантов. Сейчас в этом качестве могут выступать и большие стройки, на которых работают десятки, а иногда и сот­ни гастарбайтеров. Очень часто они и живут здесь — во времен­ных подсобных помещениях или уже построенных домах и подъ­ездах. Однако, в отличие от рынков, это «изоляты», невидимой стеной отгороженные и от принимающего общества, и от осталь­ных соотечественников города.

С местами деловой концентрации мигрантов непосредствен­но связаны и проблемы их жилищной концентрации. Иногда это просто совмещается. Для 1990-х гг. была типичной ситуация, когда под дешевую мигрантскую гостиницу снималось бывшее ра­бочее или студенческое общежитие. Его комнаты, помимо своих прямых функций, служили и складом товаров, и торговым местом.

Описаны случаи, когда удобно расположенная гостиница становилась не просто местом жилья, но и центром социальной и экономической жизни мигрантов города. Гостиница «Одон» в Улан-Удэ привлекла внимание китайских торговцев еще с начала 1990-х гг. сочетанием дешевизны, доступности и близости к же­лезнодорожному вокзалу и основным местам торговли. На их об­служивание сделали ставку и хозяева гостиницы. Постепенно здесь сформировалась и развитая инфраструктура необходимых китайским торговцам услуг: китайские рестораны, переводческие фирмы, специализированная служба такси с надежными и знаю­щими потребности клиентов таксистами, заведения для развлече­ний и отдыха. Здесь стали собираться поесть привычной еды, развлечься и пообщаться и не жильцы гостиницы. В результате сюда стекается огромный объем информации, здесь устраиваются деловые встречи, заключаются сделки. Теперь это неформальный центр общинной жизни города [25].

Желание совместить или максимально приблизить друг к другу работу и жилье естественно. Поэтому есть ярко выражен­ная тенденция к концентрации мигрантов около рынков. Это эко­номит время, расходы на транспорт и, главное, увеличивает уро­вень безопасности (по принципу меньше контактов - меньше конфликтов). Однако постсоветская организация города этому не способствует. Рынки разбросаны по всему городу. То же самое относится и к предпочтительным для съема жилья общежитиям и дешевым гостиницам. Частное жилье в центре города, где обычно расположены рынки, дорого. Частично совместить стремление жить и работать рядом иногда удается в отдаленных пригородах, где имеется дешевое жилье и где концентрируются рынки и дру­гие объекты рыночной инфраструктуры (торговые базы, напри­мер). В качестве примера можно отметить район Ново-Ленино в Иркутске, где еще в начале 1990-х гг. отмечалась повышенная концентрация мигрантов.

Важная и сложная проблема - что подталкивает мигрантов к тому, чтобы селиться рядом. Тяга друг к другу соотечественни­ков, возможность жить в привычной языковой и культурной сре­де, облегчение таким образом сложнейших проблем адаптации к принимающему обществу? Или выталкивание их сюда ценами на жилье и удобствами работы? По мнению О. Вендиной, тенденция к территориальной концентрации представителей некоторых на­циональных групп в Москве существует, но это результат скорее процессов социальной и имущественной концентрации, чем тяги к совместному проживанию для удовлетворения этнокультурных потребностей и консолидации [9; 2].

Возможны случаи, когда центром концентрации общинной жизни становятся не места работы и жизни. Иногда, как это уже отмечалось, это «рестораны для своих» с привычной кухней и стабильным составом клиентов.

Особую роль играют мечети. Для мигрантов из Централь­ной Азии они все больше становятся не только местами удовле­творения религиозных потребностей, но и площадкой для обще­ния, обмена информацией, принятия решений. Другое дело, что мечеть посещают далеко не все мигранты из мусульманских стран - и даже не большинство. Сезонным рабочим-отходникам не хватает для этого времени, да и желания лишний раз выходить за пределы рабочих площадок с большим риском привлечь не­бескорыстное внимание полицейских. Однако влиятельные люди, принимающие решения, мечеть посещают. Иногда вступают в борьбу за контроль над ее деятельностью с прихожанами – ко­ренными жителями города. Показательны в этом смысле регу­лярные конфликты вокруг иркутской соборной мечети.

Итак, в ходе интенсивных миграционных процессов в си­бирских городах стали формироваться территориально локализо­ванные и видимые «ядра», анклавы их жизни и деятельности. По­ка они, как правило, разбросаны по всей территории города. Обычно они выполняют одну - максимум две функции. Это мес­та работы, или жительства, или площадки общения, или презен­тации собственной культуры горожанам (рестораны). Но вокруг них концентрируется формирующаяся общинная жизнь, они оце­ниваются в качестве институционализированных «этнических» и «миграционных» центров горожанами.

Однако возникает вопрос- – единственные ли это центры, выполняющие подобные функции?

3.   «Виртуальные ядра». Узлы связей и отношений, не ло­кализованные территориально

Массовый и сконцентрированный во времени приток ино­язычных и инокультурных трансграничных мигрантов поставил перед ними острейшие проблемы адаптации - прежде всего нату­рализации и аккультурации. Обретение юридического статуса (право на проживание, регистрация, право на работу), поиск жи­лья, работы, поддержание связей с родиной требуют огромных усилий и ресурсов, которых у отдельного мигранта обычно не бывает. Ему требуются информационные, посреднические и по­кровительственные услуги, просто купить которые на рыночных условиях он не может в силу отсутствия развитого и доступного рынка таких услуг, а также по причине финансовых ограничений.

Поэтому наиболее распространенным и массовым способом решения проблемы становится активизация и инструментарное использование семейных, клановых, земляческих связей. Форми­руется на этой основе неформальная, но чрезвычайно эффектив­ная инфраструктура, обслуживающая рекрутинг, трафик, обуст­ройство на новом месте, трудовую занятость новичков, а также их адаптацию (в необходимых формах и масштабах) в прини­мающее городское общество. Это становится и способом их со­циальной организации, механизмом контроля, эксплуатации и мобилизации. В результате формируются устойчивые кланы, обычно иерархично организованные, функционирующие как в сфере бизнеса, так и в области общественных отношений.

Неформальные сети и структуры (деловые, кланово-семейные и земляческие, криминальные) при всей своей невиди­мости и неинституционализированности играют огромную роль в качестве инструмента социального контроля, регулирования и мобилизации в мигрантской среде, механизма адаптации нович­ков к принимающему обществу, средства установления и поддер­жания связей с разнообразными кругами в принимающем общест­ве. Учитывая трудовой характер миграций, устремленность основ­ной массы мигрантов в сферу бизнеса, неформальными лидерами становятся, как правило, наиболее влиятельные бизнесмены.

Различного рода посреднические, консультационные услуги, помощь в первичной адаптации мигрантов оказываются по линии неформальных структур - семейных, земляческих, клановых. С их помощью мигрант-новичок может найти работу, жилье, ре­шить очень трудные проблемы с регистрацией и обретением ле­гального статуса, войти в контакт с «нужными людьми». Неоце­нимо значение таких услуг в сфере бизнеса. Возможность «ре­шать вопросы» с чиновниками, представителями правоохрани­тельных органов, местным криминалитетом является залогом не просто успеха, а и самого существования бизнеса.

Эта инфраструктура имеет сложный и многослойный харак­тер, большая ее часть неформальна и невидима извне. Родствен­ники, соседи, земляки формируют те сети, по которым распро­страняется информация, оказывается поддержка, распределяются ресурсы. На их основе функционируют отношения «патрон - клиент», на них базируются деловые партнерства, с ними связаны «крыши» и криминальные структуры. Важный «узел» этих се­тей - рынки, которые сочетают функции хозяйствующих субъек­тов и торговых площадок с функциями социальных организмов.

Это именно неформальные центры власти и влияния, чей ре­сурс состоит, с одной стороны, в возможности мобилизации со­отечественников, в наличии реальных механизмов контроля над ними, а с другой - в деловых ресурсах, связях в деловых и адми­нистративных кругах города. Способность эффективно осущест­влять посреднические, информационные и (для земляков-клиентов) покровительственные, защитные функции становится для них и самостоятельным важным деловым ресурсом.

В связи с этим принципиально важно наличие стабильных каналов связей и обмена информацией с городскими властями. Последние, будучи властью муниципальной, не имеют правовых полномочий и ресурсов для проведения собственной миграцион­ной политики, которая по закону является монопольной прерога­тивой центральной власти. Но основной комплекс проблем в этой сфере концентрируется именно на уровне города. И наличие об­ратной связи, налаживание информационных потоков становится для них насущной необходимостью.

Причем желательно, чтобы эта функция была в максималь­ной степени институционализирована. Наиболее удобной инсти­туцией для этого стали национально-культурные общества (НКО). Их важнейшей характеристикой является официально признанный статус и официально же признанные информацион­но-посреднические функции во взаимоотношениях с властями. Нуждаясь в партнере, инструменте влияния, информационном канале, городские власти готовы предоставить им и определен­ные ресурсы и возможности. И дело даже не в том, что иногда на льготных условиях предоставляется помещение, в городские и областные бюджеты закладываются небольшие суммы на финан­сирование некоторых проектов и мероприятий обществ. Главный ресурс все же - символический, статусный.

По закону же это обычные общественные организации, чьей спецификой является удовлетворение этнокультурных потребно­стей той или иной национальной группы города. Понимание этих потребностей может быть разным, как и степень заинтересован­ности в их удовлетворении. Поэтому и степень участия в них мо­жет варьироваться в широких пределах: от полного игнорирования до вложения заметных усилий, времени и финансовых средств.

И хотя по уставам и по определению их основная задача - поддержание и развитие национальных культур, обычаев и язы­ков, на деле это часто становится задачей второстепенной. Реаль­ная (и высоко ценимая) деятельность концентрируется в сфере взаимодействия с властями, лоббировании, различного рода по­средничестве, оказании соотечественникам комплекса жизненно важных услуг в этой сфере.

Принцип организации и деятельности НКО этнический. Это не институции, специально ориентированные на удовлетворение потребностей мигрантов. Они и создаются обычно постоянными жителями города. Однако на практике присутствие в городе ми­грантов соответствующей национальности ведет и к тому, что большая часть интересов и деятельности сосредотачивается в этой сфере. Создающие НКО местные жители быстро переориен­тируются от решения культурных задач к осуществлению обслу­живания потребностей мигрантов в адаптации. К этому подтал­кивают и естественное стремление помочь приехавшим земля­кам, и желание контролировать их, с тем чтобы их иногда откло­няющееся поведение не ставило под удар всю этническую группу города, и понимание того, что такая стратегия может дать замет­ные статусные и материальные выгоды.

По отзывам активистов и лидеров НКО, от них ждут помощи в решении проблем статуса, первичного обустройства мигрантов, взаимоотношений с властями. Это также инструмент взаимопо­мощи в сложных или чрезвычайных ситуациях. В некоторых НКО принято в случае внезапной смерти своих членов или про- 152 сто земляков брать на себя все расходы и организационные уси­лия, связанные с отправкой тела усопшего на родину. Формаль­ными или неформальными лидерами НКО являются люди влия­тельные, часто богатые, обладающие большими связями в городе. Их покровительство - большой ресурс для новичка, а через НКО возможен прямой контакт с ними.

В чем же интерес этих сильных людей, что заставляет их тратить немалые средства и, что еще дороже, время на работу в НКО? Более того, бороться за лидерство в этих общественных организациях? Причины разные, и их немало. Естественно, это удовлетворение нормального стремления к лидерству, престижу и социальному признанию. Кроме того, руководящее положение в НКО, помощь его рядовым членам позволяют строить отношения с ними на принципе «патрон - клиент». Это значительный соци­альный и экономический ресурс. Еще больший ресурс - высокий статус в городском сообществе, признанное место в его иерархии, прямые выходы на представителей властей и возможность, говоря современным бюрократическим языком, «решать вопросы».

Типична ситуация, когда лидеры и активисты национально-культурных обществ лоббируют интересы представляемых ими групп и их отдельных членов в коридорах власти. Они проводят пиар-кампании в местных СМИ, делают общеполитические заяв­ления. Некоторые из них постепенно входят в местный истеб­лишмент именно в качестве штатных национальных лидеров.

Лидерство в НКО - это возможность прямого контакта с властями государств исхода. Новые независимые государства, их правящие элиты стремятся контролировать соответствующие ди­аспоры, использовать их финансовые и человеческие возможно­сти для национального строительства, борьбы за власть.

Кроме того, лидеры, уже интегрировавшиеся в местное со­общество, кровно заинтересованы в установлении контроля над мигрантами-новичками, с тем чтобы регулировать их поведение. Сознательное или несознательное нарушение ими норм и правил поведения принимающего общества создает соответствующую репутацию всей этнической группе, больно бьет по ее оседлой, постоянной части.

Вся эта система функционирует в рамках рыночных отно­шений, является ее интегральной частью. Поэтому оказываемые в ее рамках услуги стоят денег. Но это не единственная цена. Ос­новная плата - это подчинение, вхождение в систему непрелож­ных обязательств, клиентельной зависимости. Результат – фор­мирование общинного ядра, не только и не столько среды людей одного языка и культуры, сколько механизма социального господства, контроля и подчинения. Со своими законами, механиз­мами их выполнения и системой санкций. Община и общинная солидарность могут функционировать и как механизм взаимной поддержки и контроля, и как оружие в борьбе за ресурсы в при­нимающем обществе. Они обладают огромным мобилизацион­ным потенциалом.

4.    «Экономические анклавы». Проблема «этнической эко­номики» города

Становясь интегральной частью экономики города, мигран­ты могут формировать одновременно автономный ее сегмент, сектор экономики, чья деятельность так или иначе определяется присутствием мигрантов: рынки, стройки, посредничество и т. д. Наиболее очевидное проявление этого - само присутствие и эко­номическая деятельность мигрантов, их капиталы, рабочая сила, менеджмент, хозяйствующие субъекты. Однако неизбежен вопрос: какова степень их автономности в пространстве городской экономики, существуют ли между ними внутренние связи и от­ношения? Иначе говоря, является ли миграционностъ фактором экономических отношений и связей? Существует ли отдельный сектор экономической жизни мигрантов или они полностью ин­тегрированы в принимающее экономическое пространство в ка­честве обычных ее элементов?

В теоретическом плане эта проблема давно поставлена и бурно обсуждается концепциях и подходах «этнической эконо­мики» [5; 10; 17; 23; 24; 26-28]. Разброс точек зрения здесь велик. Одни авторы считают, что в условиях рыночной экономики ее участники в своей деятельности руководствуются только ее им­перативами, исходят из чисто рыночной логики. Поэтому этничность, общее мигрантское происхождение, родственные и земля­ческие связи существенным образом не влияют на экономическое поведение. С точки зрения их оппонентов, родственные, клано­вые, земляческие связи, сети отношений и зависимостей могут стать и становятся на практике самостоятельными и важными факторами поведения рыночных субъектов, их дополнительным ресурсом. Это предопределяет возможность специализации пред­ставителей мигрантских групп в отдельных отраслях и професси­ях, формирование на этой основе их сообществ. Такой подход перекликается с концепцией «торговых меньшинств», выросшей из анализа традиционных, нерыночных обществ.

Не вдаваясь в эту дискуссию, стоит отметить, что для дан­ной работы чрезвычайно важным обстоятельством является взгляд на проблему принимающего общества, горожан и город­ских властей, их оценка ситуации, причем не столь важно, опира­ется ли она на рациональный анализ или является результатом мифотворчества. Они же, и это несомненно, маркируют, выделя­ют в своих оценках некоторые сферы экономической жизни в ка­честве мигрантских или этнических. Это и те же «китайские рын­ки», «киргизские» и «кавказские» ряды на этих и других рынках. Это и «таджикский труд» - уже давно стали клише словосочета­ния «таджикская зарплата», «работать как таджик» и даже «рабо­тать таджиком». Слово «таджик» теряет здесь этническую конно­тацию и приобретает социально-экономическую.

С точки зрения массового обыденного сознания, мигранты являются организованными группами, сообществами («диаспо­рами»), и эта организованность распространяется и в область экономики. Насколько рациональными являются подобные оцен­ки - вопрос открытый и требующий дальнейших исследований. Однако предварительный и неизбежно поверхностный анализ отношений на китайском рынке «Шанхай» в Иркутске говорит о существовании сетей и связей на этнической основе, являющихся мощными регуляторами экономического поведения. Об этом же свидетельствует сам тип организации таджикских бригад.

5.   Проблема «чайна-тауна»

В идеологическом дискурсе и в массовом сознании все опи­санные выше функции, сегменты городской жизни, связанные с мигрантами, часто выражаются в категории «чайна-тауна». Под этим понимаются и место жилищной концентрации мигрантов, и средоточие «этнической экономики», концентрация деловой ак­тивности, и социальный организм с формальными и неформаль­ными институциями, и место встречи с горожанами, площадка и механизм продажи им «этнического продукта» (туризм как про­дажа впечатлений и образов, этническая кухня, экзотические то­вары, сувениры и т. д.).

Такое понимание сформировалось через наблюдения за чайна-таунами крупных городов Европы и Северной Америки, чья история длится уже почти 200 лет. Возникнув в качестве мес­та концентрации китайских мигрантов, они стали сейчас частью городского пространства, где китайцы живут, работают, вступа­ют в многообразные связи и отношения, создают собственные механизмы социального регулирования, власти и контроля. Это место, где по-китайски говорят, выглядят, ведут себя. С китай­скими вывесками, рекламами, запахами. Районы, где «китай- скость» продается в качестве товара многочисленным туристам.

Этому пониманию не мешает то обстоятельство, что со вре­менем произошла дифференциация этих функций и смена их зна­чений и иерархии. Первоначальная основная роль механизма первичной адаптации мигрантов, способа их выживания в чужом и враждебном мире постепенно отступала. Ей на смену шла функция площадки для формирования общинных социальных и экономических структур, центра общинной жизни и сохранения культуры предков. Кроме того, центра этнической экономики. И уже затем на первый план выходит функция «туристического ат­тракциона», места, где люди «работают китайцами», производят и продают сувениры, национальную еду и впечатления. И все это в форме территориального ядра, анклава.

Символическое значение феномена чайна-тауна оказалось так велико, что с началом массовой китайской миграции в Рос­сию именно через эту категорию стал оцениваться сам процесс и его возможные последствия [13]. Здесь преобладает интерес к чайна-тауну как механизму адаптации мигрантов к принимаю­щему обществу и, одновременно, способу их сегрегации, тормозу адаптации. Однако больше всего волнует их предполагаемая экс­территориальность, замкнутость внутренней жизни и непрони­цаемость для контроля и регулирования властей.

Чайна-таун предстает как модель и орудие «демографиче­ской экспансии», массового мирного проникновения, освоения, а затем отторжения от России ее восточных регионов. Чем дальше от китайско-российской границы, тем более распространены представления о многих миллионах китайских мигрантов, значи­тельная часть из которых уже осела в постоянных китайских по- 156 селениях, экстерриториальных, непроницаемых для контроля и управления российских властей. Подчеркивается также, что это результат целенаправленной политики Китая как государства. Любые проекты с участием китайских капиталов, предполагаю­щие инвестиции в недвижимость, особенно отели, жилищные комплексы, развлекательные и деловые центры, встречают до­вольно массовую и бурную отрицательную реакцию. Критикуют­ся не экономические аспекты этих проектов - противников вол­нует перспектива их «чайна-таунизации».

На деле чайна-таунов в сибирских и дальневосточных горо­дах пока нет. В этом при желании очень не сложно убедиться. Они присутствуют в массовом сознании и идеологической сфере как некая «виртуальная реальность». Их нет - но есть бурно об­суждаемая проблема.

В последнее время эта проблема привлекла внимание властей. Последовал ряд резких заявлений высокопоставленных политиков и чиновников о недопустимости и опасных последствиях «анклавизации» и о том, что чайна-тауны не должны возникнуть в рос­сийских городах. В интервью агентству «Интерфакс» директор Федеральной миграционной службы К. Ромодановский заявил: «По­нимаем, что ни в коем случае нельзя допускать чайна-таунов. Это элемент обособленности. В этом направлении тоже работаем» [8].

Однако это не снимает вопроса о перспективах. Отсутствие чайна-таунов, отрицательное отношение к ним общественного мнения и властей не дают гарантии их непоявления. Возможное (но не обязательное) появление этого феномена уже не в вирту­альном качестве сформирует новую и весьма специфическую часть городского пространства, вызовет нарушение прежде сло­жившегося равновесия, обогатит город и новыми ресурсами, и новыми проблемами.

Его возникновение станет и симптомом, показателем фор­мирования новых сложных и противоречивых по последствиям миграционных проблем. Главная из них - появление тенденции к долговременному и даже постоянному оседанию мигрантов в со­четании с отставанием процесса их культурной и социальной адаптации. Пока же общинность, функционирование собствен­ных механизмов социального контроля, элементы этнической экономики уже имеются в восточных городах России - но без их территориальной концентрации.

6.    Мигранты — устойчивый объект внимания и отноше­ния горожан и властей

Мигранты уже сравнительно давно и прочно стали объектом пристального внимания городского сообщества. И в этом смысле они также являются важной частью городского пространства. Это неизбежно и естественно, так как само появление нового элемен­та городской жизни, причем элемента заметного и играющего большую роль, не может не вызвать реакции. Присутствие ми­грантов создает реальные проблемы, на которые необходимо реа­гировать. Для этого их надо увидеть, понять, оценить и вырабо­тать отношение и стратегию поведения. С другой стороны, ми­гранты присутствуют в массовом сознании, в отношении, надеж­дах, страхах и озабоченностях людей. Это определяет их присут­ствие в информационном поле города, в формирующейся идеоло­гической и политической сфере, заставляет местные власти реа­гировать и принимать управленческие решения.

Итак, мигранты как часть устойчивого информационно­го поля города.

Их появление, поведение, образ жизни и деятельности, роль в жизни городского сообщества постоянно обсуждают на уровне неформальных разговоров, слухов, пересудов. Естественно, ин­тенсивность этого растет по мере появления информационных поводов - обычно из сферы криминальной хроники, а также со­бытий и конъюнктуры на рынках. Отсюда тесная связь этой части информационного поля города с местными, региональными и центральными массмедиа, которые и формируют структуру и на­правленность системы информационных поводов. Очень часто в сознании людей формируются и сосуществуют две картины ми­ра - на основе собственного опыта и под воздействием массме­диа. И если они вступают в противоречие, безусловное предпоч­тение отдается второй.

Для массмедиа тема мигрантов постепенно становится од­ной из ключевых. И здесь необходимо учитывать, что «СМИ - это и носитель информации об общественных настроениях, дей­ствиях властей и других акторов на этом поле (“зеркало”), это и самостоятельный и важный игрок, обладающий собственными интересами в качестве хозяйствующего лица, продающего ин­формационный товар, вступающий в сложные взаимоотношения с властями, обществом, отдельными его группами. Они форми­руют, создают образы, предлагают слова для вербализации и оценки проблем и явлений, формируют дискурсы. Общественное мнение во многом складывается не в процессе непосредственного общения, а в результате внедрения суждений и установок, соз­данных при помощи медиаобразов. В каком-то смысле в совре­менном обществе есть только то, что есть в СМИ» [11; 16, с. 121].

При всем разнообразии сюжетов о мигрантах, их стилистике и даже уровня толерантности их в массе своей объединяет отно­шение к мигрантам как к «гостям», которые должны знать свое место. Мигранты - это несомненные и безусловные «они», «дру­гие», «чужие». Все эти обсуждения не являются нейтральными, они окрашены отношением, как правило, насыщены большой энергетикой. На этой основе формируются стереотипы в качестве необходимого инструмента выстраивания отношений и опреде­ления социальной иерархии. Сформировались, в частности, ус­тойчивые стереотипы «китайца» и «таджика» [11]. Их практиче­ски обязательной частью является мигрантофобия, которая реши­тельно потеснила различного рода этнофобии в качестве лиди­рующего ксенофобского комплекса современного российского общества. С другой стороны, заметной частью городских сооб­ществ мигранты рассматриваются как важный ресурс, прежде всего экономический, требующий защиты. Это относится прежде всего к китайцам на Дальнем Востоке [6].

Все это неизбежно делает мигрантов объектом идеологиче­ской борьбы, политической жизни и административных практик. Массовые антимигрантские настроения в городском сообществе становятся инструментом идеологической и полити­ческой мобилизации и борьбы за власть для довольно широкого спектра политических сил. В городскую обыденность постепенно входят политические и политизированные антимигрантские ак­ции - от бесчинств скинхедов до официально разрешенных «Рус­ских маршей». Мигрантская проблематика выдвигается в центр электоральной борьбы.

Присутствие многочисленных трансграничных мигрантов, их активная экономическая деятельность, напряженное отноше­ние к ним в принимающем городском сообществе - все это соз­дает массу проблем для городских властей. Именно муниципаль­ная власть города и действующие в нем органы федеральной и региональной власти несут на себе основную тяжесть решения неизбежно возникающего многообразного и чрезвычайно слож­ного комплекса задач, проблем и конфликтов. При этом миграци­онная политика является монополией федеральных властей. В совокупности с тем, что гигантское разнообразие российских ре­гионов требует и огромной специфики властного регулирования в них миграционных проблем, это ведет к фактическому форми­рованию местной миграционной политики в виде гибкого набора неформальных практик [15; 19].

В свою очередь, через систему лоббирования и неформаль­ных связей лидеры мигрантских сообществ (формальные, чаще - неформальные) оказывают воздействие на принятие политиче­ских и управленческих решений на уровне города.

Неизбежным и важным следствием растущей роли трансгра­ничных мигрантов в жизни городских сообществ стало формиро­вание связанного с ними слоя людей, профессиональных групп и институций. Это государственные и муниципальные органы, их служащие и чиновники, регулирующие проблемы пребывания и экономической деятельности. Это деловые партнеры, нанима­тели и наемные, посредники, продавцы необходимых товаров и услуг, специализирующиеся на этой теме журналисты, эксперты. Наконец, это покупатели товаров и услуг, производимых и про­даваемых мигрантами.

И если посмотреть на проблему таким образом, то можно утверждать, что само количество прямо или косвенно вовлечен­ных в постоянные контакты и деловое сотрудничество с мигран­тами лиц и институций, интенсивность отношения к ним горожан могут свидетельствовать о том, что мигранты уже стали важной и неотъемлемой частью городской жизни.

В каком-то смысле это отражается и на визуальной картине города. Город ведь можно воспринимать и как систему знаков, в том числе этнически и/или мигрантски маркированных. Это до­вольно многочисленные названия рынков, магазинов, ресторанов. Реклама, вывески, объявления. При этом важно отделить те из них, что выполнены на кириллице и предназначены для того, чтобы представить этническое или мигрантское качество горожанам, от объявлений и вывесок на китайском языке, предназна­ченных «для своих».

Недавно в Иркутске даже началась публичная дискуссия о «засилье» вывесок и объявлений на китайском языке [3; 4]. До­пустимость вывесок и объявлений на иностранных языках обсу­ждается во многих странах. Это реальная проблема организации публичного символического городского пространства. Но здесь обсуждались даже не количество и концентрация подобных тек­стов. Тем более что это вопрос спорный и субъективный. Никто их не считал и тем более не предлагал методики определения их концентрации. Основным мотивом было и не стремление укре­пить позиции государственного русского языка, ибо вывески и объявления на английском языке не комментировались. Направ­ленность дискуссии четко сформулировал известный национал- патриотический политик города, председатель Союза русского народа А. Турик: «Это признак оккупации!»

Важной- и теперь уже неотъемлемой частью визуальной картины города стали граффити, надписи и рисунки на стенах. Отношение к мигрантам и этническая проблематика широко представлена в политизированном спектре этого жанра [1].

Этот текст – скорее попытка систематизации, стремления составить общую картину присутствия мигрантов в городском пространстве сибирских и дальневосточных городов России. Од­нако и такой обзорный по преимуществу подход позволяет сде­лать вывод о том, что трансграничные мигранты стали важной и неотъемлемой частью городской жизни. Это не случайное и не временное явление. Теперь речь может идти только о тенденциях развития этого феномена и его воздействия на принимающее об­щество. Чрезвычайно важен для судеб российского общества, для будущей траектории его развития вопрос о степени интегриро­ванности мигрантов, о том, когда и каким образом они переста­нут быть мигрантами. Приведет ли это к исчезновению рассмат­риваемого сегмента городской жизни? Или мигранты будут по­степенно превращаться в этнокультурные меньшинства как инте­гральную часть российского общества? Или произойдет их «закукливание», ведущее к формированию многообщинного обще­ства? В любом случае трансграничные мигранты укрепляют пе­реселенческий характер сибирского общества, придавая ему но­вые краски, новые элементы во взаимоотношениях. Возможно, постепенно формируя его новое качество.

Литература

1.    Абдулова И. Граффити Иркутска: записки на полях города (по мате­риалам мониторинга 2001-2006 гг.) // Мигранты и диаспоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством. - М. ; Иркутск, 2007. - С. 190-194.

2.    Ашкинази JT. Национальные предпочтения при аренде жилплощади в Москве, или «Кроме ККА и Азии» [Электронный ресурс] / JI. Ашкинази. М. Векштейн // Вестн. обществ, мнения. - 2009. - № 1 : Демоскоп-Weekly. - 2009. - № 389.-URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0389/analit02/php )

3.    Берт Корк. Темная сторона иркутского чайна-тауна. Что означают ки­тайские иероглифы на заборах в центральной части областного центра? // СМ Номер один. - 2009. - № 7. - 26 февр.

4.    Берт Корк. На иркутско-китайской границе // Вост.-Сиб. правда. - 2010.— 15 июня. - (Иркут, репортер).

5.    Бредникова О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов / О. Бредникова. О. Паченков// Экон. социология, - 2002,- Т. 3. - №2.-С. 74-81.

6.    Бляхер Л. Е. Динамика представлений населения Дальнего Востока России о китайских мигрантах на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (на материале интервью с предпринимателями) / JI. Е. Бляхер. Н. А. Пегин // Миграции и диаспоры в со­циокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири. Рубежи XIX-XX и ХХ-ХХТ вв. / науч. ред. В. И. Дятлов. - Иркутск, 2010. - С. 485-501.

7.    Бурнасов А. Китайский рынок как логистический центр: на примере рынка «Таганский ряд» в Екатеринбурге // Мигранты и диаспоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством / отв. ред.В. И. Дятлов. - М. : Иркутск. 2007. - С. 68-80.

8.    В России не будет «чайна-таунов»— Ромодановский// Interfax- Russia.ru.-2010.-23 нояб.

9.    Вендина О. Мигранты в Москве: грозит ли русской столице этническая сегрегация? // Миграционная ситуация в регионах России. - М., 2005. - Вып. 3.

10. Дятлов В. И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки / В. И. Дятлов. - М. : Наталис. 1996. - 256 с.

11. Дятлов В. И. Трансграничные мигранты в современной России: дина­мика формирования стереотипов // Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири. Рубежи XIX—XX и XX- XXI вв.; науч. ред. В. И. Дятлов. - Иркутск, 2010. - С. 461-468.

12. Дятлов В. «Шанхай» в центре Иркутска. Экология китайского рынка/

B.  Дятлов, Р. Кузнецов // Байкал. Сибирь: из чего складывается стабильность. - М. ; Иркутск, 2005. - С. 166-187.

13. Дятлов В. И. Россия: в предчувствии чайна-таунов// Этногр. обозре­ние. - 2008. -№ 4. - С. 6-16.

14. Иркутский край. Четыре века. История Иркутской губернии (области) XVII-XXI вв. - Иркутск : Востсибкнига, 2012. - 800 с.

15. Калугина Г. Местная власть и трансформация дискурса «национальной политики» в постсоветскую эпоху. Случай Иркутска // Полития. Анализ. Хро­ника. Прогноз. -2010. -№ 2(57). —С. 91-106.

16. Миграционная ситуация и региональная пресса: газеты современной Азиатской России // Трансграничные миграции и принимающее общество: ме­ханизмы и практики взаимной адаптации : монография / науч. ред В. И. Дятлов. - Екатеринбург. 2009. - С. 121-179.

17. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Рос­сия // Полис. - 1993. -№ 5. - С. 10-17.

18. Рахимов Р. М. Рынок «Дордой» и мигранты из Китая// Центральная Азия - Китай: состояние и перспективы сотрудничества : материалы Междунар. конф. (г. Алматы, 4-5 июня 2008 г.) / отв. ред. Б. К. Султанов, М. Ларюэль. - Алматы. 2009.-С. 193-200.

19. Региональная миграционная политика // Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации : моно­графия / науч. ред. В. И. Дятлов. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2009. - C.  16-120 с.

20. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию / под ред. С. В. Годунова. - М. : Аспект-пресс, 2008. - С. 215-232.

21. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации : монография / науч. ред. В. И. Дятлов, - Екате­ринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2009. - Гл. 5. - С. 249-288.

22. Тренин Д. Введение / Д. Тренин, Г. Витковская // Перспективы Даль­невосточного региона: китайский фактор / Моск. Центр Карнеги. - М., 1999. - С. 7.

23. Уолдингер Р. Этнические предприниматели / Р. Уолдингер, X. Олдрич, Р. Уорд // Экон. социология. - 2008. - Т. 9, № 5. - С. 30-55.

24. Фирсов Е. Социальная стратификация, этничносгь и этнические эко­номики : на примере России // Экон. социология. - 2004. - Т. 5, № 3. — С. 66-77.

25. Шармашкеева  Н. Ж. Гостиница «Одон» - центр китайской жизни в Улан-Удэ // Этногр. обозрение. — 2008. - № 4. - С. 31-37.

26. Aldrich   Н. Е. Waldinger R. Ethnicity and Entrepreneurship// Annual Re­view of Sociology. - 1990. -Vol. 16.-P. 111-135.

27. Bonacich E. A Theory of Middleman Minorities// American Sociological Review. - 1973. - Vol. 38. N 5. - P. 583-594.

28. Min Zhou. Revisiting Ethnic Entrepreneurship: Convergences, Controver­sies, and Conceptual Advancements // International Migration Review. - 2004. - Vol. 38, N3,- P. 1040-1074.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): В. И. Дятлов | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 2. Часть 2. Глава 4. Параграф 1. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.